МЕТОДИКА:
Шкала лояльного отношения сотрудника к организации
(Л.Г. Почебут, О.Е. Королева).
Методика предназначена для диагностики лояльного отношения сотрудника
к организации.
Происхождение слова "лояльность" французское: loyal в переводе озна-
чает "верный".
Лояльность работника может означать:
Доброжелательность, приветливость, доступность работника как в отно-
шении фирмы в целом, так и в отношении других сотрудников.
Честность, принципиальность.
Верность, преданность, приверженность.
Соблюдение правил, законов, отказ от предосудительных и недоброжела-
тельных действий.
В общем случае, организационная лояльность может означать верность
сотрудников своей организации.
Доминяк В.И. дает следующее определение лояльности персонала: лояль-
ность персонала - это доброжелательное, корректное, искреннее, уважитель-
ное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к ком-
пании в целом; осознанное выполнение сотрудником своей работы в соответ-
ствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблю-
дение норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении ком-
пании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия.
Л.Г. Почебут и О.Е. Королева рассматривают лояльное отношение сотруд-
ников к компании как основную установку. При этом "лояльный" означает
"держащийся в границах установленной законности, корректно и благожела-
тельно относящийся к той организации, в которой он работает". Лояльное от-
ношение понимается и как мотивация человека работать на благо организации,
преследовать и отстаивать ее цели и интересы в различных сферах бизнеса,
способствовать ее поступательному, динамичному развитию.
В научной литературе выделяются три типа приверженности:
истинная, проявляющаяся в максимальном проявлении лояльности без выд-
вижения особых условий по отношению к организации;
прагматическая, в основе которой лежит стремление работника взвеши-
вать и сравнивать то, что он дает организации и что получает взамен;
вынужденная, в основе которой лежит отсутствие у работника возможнос-
ти найти другую работу.
В рамках подхода к лояльности как к аттитюду зарубежные исследователи
рассматривают различные формы лояльности.
Наибольшее внимание заслужила аффективная лояльность как форма психо-
логической привязанности к организации. Аффективная лояльность в целом
рассматривается как набор сильных положительных установок к организации.
Моральная (ценностная) лояльность основана на интернализации норм и
идентификации с организационным авторитетом.
Нормативную лояльность - ощущение обязательства оставаться в органи-
зации.
Процедура построения шкалы и методика измерения лояльного отношения
сотрудника к организации были созданы Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой в 1999
году на основе применения шкалы равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна.
Процедура Терстоуна позволяет измерять установки по отношению к любым
объектам социальной действительности с учетом тех изменений, которые пос-
тоянно происходят вокруг нас. Процедура составления шкалы является доступ-
ной любому исследователю и позволяет получить инструмент измерения любой
установки, актуальной для конкретной организации в данный момент времени.
Обработка результатов.
При обработке результатов оцениваются ответы только на суждения № 1,
3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 32, 34. Остальные
суждения не учитываются, они служат для камуфляжа истинных целей исследо-
вания. В зависимости от того, в какую градацию отнесено нужное суждение,
ему присваивается соответствующий балл.
Градация 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Балл +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
Интерпретация:
от 54 до 90 баллов - высокая лояльность к организации;
от 18 до 54 баллов - средняя;
от -18 до +18 - низкая;
от -18 до -90 - испытуемый совершенно не лоялен к своей органи-
зации.
Вопросник состоит из 36 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала лояльного отношения сотрудника к организации.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███────────╢>
<────────[0]───────><──[-]───><───[=]──><───[+]──>
Тестовый показатель - "ЛО" = 65 86%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая лояльность к организации.
Выраженная тенденция держаться в границах установленной за-
конности, корректно и благожелательно относиться к той организа-
ции, в которой человек работает. Высокая мотивация работать на
благо организации, преследовать и отстаивать ее цели и интересы в
различных сферах бизнеса, способствовать ее поступательному, дина-
мичному развитию.
|