МЕТОДИКА:                                  
                   Акцентуации характера и темперамента                     
                         (Schmieschek Fragebogen)                           
                               (Г. Шмишек).                                 
                Взрослый, подростковый и детский варианты.                  
 
      Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темпе- 
 рамента. Теоретической основой опросника является  концепция  "акцентуиро- 
 ванных" личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации - это "заост- 
 рение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Черты 
 личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основных  черт 
 значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее  раз- 
 витие, адаптацию и психическое здоровье. При большей степени  выраженности 
 основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблаго- 
 приятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.           
      Личности у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, 
 названы К. Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не  яв- 
 ляются патологическими. В них потенциально заложены как возможности  соци- 
 ально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.       
      Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных  личностей  разделены 
 на две группы: акцентуации характера  (демонстративный,  педантичный,  за- 
 стревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический,  дис- 
 тимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).  
 
      1. Демонстративный тип.                                               
      Характеризуется повышенной способностью к  вытеснению,  демонстратив- 
 ностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контак- 
 тов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на  при- 
 украшивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет 
 стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного  внима- 
 ния к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть  незамеченным 
 отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям,  эмо- 
 циональную лабильность (легкую смену настроений) при  отсутствии  действи- 
 тельно глубоких чувств, сменность к интригам (при внешней мягкости  манеры 
 общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувст- 
 вия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызыва- 
 ет у него особо неприятные ощущения, он этого  не  выносит.  Стремление  к 
 компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исклю- 
 чительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раз- 
 дражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически 
 провоцирует конфликты, но при этом активно защищается.  Обладая  патологи- 
 ческой способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о  чем  он 
 не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, 
 поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; 
 по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень  не- 
 глубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординар- 
 ностью мышления и поступков.                                               
 
      2. Застревающий тип.                                                  
      Его характеризует умеренная общительность,  занудство,  склонность  к 
 нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости 
 по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчи- 
 вость по отношению к людям, чувствителен к обидам  и  огорчениям,  уязвим, 
 подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее,  не 
 способен легко отходить от обид. Для него характерна  заносчивость,  часто 
 выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость  установок  и 
 взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверж- 
 дению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стре- 
 мится добиться высоких показателей в любом деле,  за  которое  берется,  и 
 проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой явля- 
 ется склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость,  ревность,  подозри- 
 тельность), инертность в проявлении чувств, в мышлении, в моторике.        
 
      3. Педантичный тип.                                                   
      Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяже- 
 лостью на подъем, долгим переживанием травмирующих  событий.  В  конфликты 
 вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то  же 
 время очень сильно реагирует на любое  проявление  нарушения  порядка.  На 
 службе ведет себя как бюрократ,  предъявляя  окружающим  много  формальных 
 требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте  и  по- 
 рядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану,  в  вы- 
 полнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован  на  высокое  качество 
 работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям  в 
 правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой  уступает 
 лидерство другим людям.                                                    
 
      4. Возбудимый тип.                                                    
      Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и по- 
 буждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влече- 
 ний. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность,  грубость, 
 занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям 
 и конфликтам, в которых сам и является активной,  провоцирующей  стороной. 
 Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллекти- 
 ве. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность  вербальных  и 
 невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой  труд  не 
 становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет 
 такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком  живет  настоя- 
 щим, желая извлечь из него массу  развлечений.  Повышенная  импульсивность 
 или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут  быть  опасны 
 для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее  сла- 
 бых.                                                                       
 
      5. Гипертимный тип.                                                   
      Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтли- 
 вость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная  самостоятель- 
 ность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях  с 
 другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы  в  разговоре. 
 Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими  коман- 
 довать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее  самочув- 
 ствие, высокий жизненный тонус, нередко  цветущий  вид,  хороший  аппетит, 
 здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это  люди  с 
 повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе  с 
 тем деловитые изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющее раз-   
 влекать других, энергичные, деятельные, инициативные, Большое стремление к 
 самостоятельности  может  служить  источником  конфликтов.  Им  характерны 
 вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное  противо- 
 действие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной  раз- 
 дражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение 
 к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, мо- 
 нотонную деятельность, вынужденное одиночество.                            
 
      6. Дистимический тип.                                                 
      Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настрое- 
 ния, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны  песси- 
 мистическое отношение к будущему, заниженная самооценка,  а  также  низкая 
 контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди яв- 
 ляются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно  из- 
 бегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы,  заторможенны,  склонны 
 фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто 
 с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают  обостренным  чувством 
 справедливости, а также замедленностью мышления.                           
 
      7. Тревожный тип.                                                     
      Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настрое- 
 ние, робость, пугливость, не уверенность в себе. Дети тревожного типа час- 
 то боятся темноты, животных, страшатся  оставаться  одни.  Они  сторонятся 
 шумных и бойких сверстников, не любят  чрезмерно  шумных  игр,  испытывают 
 чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные,  экзамены, 
 проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опе- 
 ке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувст- 
 во вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство  долга,  ответст- 
 венности, высокие моральные и эти ческие требования.  Чувство  собственной 
 неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении  через  те  виды 
 деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.      
      Свойственные им с детства  обидчивость,  чувствительность,  застенчи- 
 вость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном являет- 
 ся реакция на отношение к ним окружающих.  Непереносимость  насмешек,  по- 
 дозрения сопровождаются неумением постоять за себя,  отстоять  правду  при 
 несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя 
 в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддерж- 
 ки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 
 Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения,  мишенями 
 для шуток.                                                                 
 
      8. Экзальтированный тип.                                              
      Яркая черта этого типа -  способность  восторгаться,  восхищаться,  а 
 также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти  чувства  у 
 них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большо- 
 го подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и  в  полное 
 отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотли- 
 вость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до  откры- 
 тых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают  как  активной,  так  и 
 пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, име- 
 ют чувство сострадания, хороший  вкус,  проявляют  яркость  и  искренность 
 чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным  настроениям,  поры- 
 висты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали,  обладают 
 лабильностью психики.                                                      
 
      9. Эмотивный тип.                                                     
      Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь  бур- 
 ны. Для них  характерны  эмоциональность,  чувствительность,  тревожность, 
 болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наибо- 
 лее сильно выраженная их черта - гуманность,  сопереживание  другим  людям 
 или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим  успехам. 
 Впечатлительны, слезли вы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, 
 чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где  кому- 
 либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное  потря- 
 сение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко  вступают  в 
 конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их  наружу.  Им  свойственно 
 обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к  природе, 
 любят выращивать растения, ухаживать за животными.                         
 
      10. Циклотимный тип.                                                  
      Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им  свойст- 
 венны частые периодические смены настроения, а также зависимость от  внеш- 
 них событий. Радостные события вызывают у них  картины  гипертимии:  жажда 
 деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные -  подавлен- 
 ность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется  их  манера 
 общения с окружающими людьми.                                              
      В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической 
 акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные  циклоиды  в  детстве 
 обычно производят впечатление гипертимных, но затем  проявляется  вялость, 
 упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных  уси- 
 лий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается 
 падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания  реа- 
 гируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впа- 
 дая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены  суицидальные  по- 
 пытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом,  порож- 
 дают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов  фазы  смены  на- 
 строения обычно короче, чем у типичных циклоидов.  Плохие  дни  отмечаются 
 более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выра- 
 жены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооцен- 
 ку.                                                                        
 
      Методика Шмишека была адаптирована и для исследования детей и подрос- 
 тков с учетом их возрастных особенностей и интересов (И.К. Крук, 1975).    
      Программа дополнена шкалой достоверности информации, выявляющей  тен- 
 денцию представлять себя в "лучшем виде".                                  
 
      Максимальная сумма баллов по каждой шкале - 24  балла.  По  некоторым 
 источникам, признаком акцентуации  считается  величина,  превосходящая  12 
 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, 
 что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции  к  тому 
 или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта ха- 
 рактера является акцентуированной.                                         
 
      В компьютерной версии интерпретация результатов тестирования осущест- 
 вляются  только  по  самым высоким показателям личностного профиля. Данное 
 обстоятельство требует коррекции  текста  психологического  заключения  со 
 стороны психолога с учетом соотношений тестовых показателей  по  всем  ос- 
 тальным шкалам, которые могут иметь достаточно  сложный  и  противоречивый 
 характер. Окончательный вывод о наличии той или иной акцентуации можно де- 
 лать только с привлечением всей имеющейся о  данном  человеке  объективной 
 информации.                                                                
 
      Литература: К. Ленгард. Акцентуированные личности. Киев, 1981.        
 
      Опросник состоит из 97 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                      ---                                   
 
                         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                      
 
 Методика: Акцентуации характера и темперамента                             
           (Schmieschek Fragebogen).                                        
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
                 0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L                       
 
                     <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                            
 
 
                Акцентуации характера и темперамента.                       
 
                    *                                                       
                 24 ┼                                                       
                 22 ┼    ██                                                 
                 20 ┼────██─────────────────────────                        
                 18 ┼    ██    ▄▄                                           
                 16 ┼────██────██───────────────────                        
                 14 ┼    ██    ██                                           
                 12 ┼────██────██───────────────────                        
                 10 ┼    ██    ██                                           
                  8 ┼    ██    ██    ▄▄                                     
                  6 ┼    ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██                                     
                  4 ┼    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██                            
                  2 ┼ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ __                         
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                      Гп Дс Цк Эм Эк Тр Пд Вз Ар Дм                         
 
                        Тестовые показатели:                                
                1. Неискренность           -  L  =  3                       
                2. Гипертимичность         -  Гп =  1                       
                3. Дистимичность           -  Дс = 23                       
                4. Циклотимичность         -  Цк =  6                       
                5. Эмотивность             -  Эм = 18                       
                6. Экзальтированность      -  Эк =  6                       
                7. Тревожность             -  Тр =  8                       
                8. Педантичность           -  Пд =  5                       
                9. Возбудимость            -  Вз =  2                       
               10. Аффективная ригидность  -  Ар =  5                       
               11. Демонстративность       -  Дм =  1                       
               --------------------------------------                       
               Средний показатель          -  Ак =  8                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие  сознательного         
 намерения приукрасить  свой  характер,  подчеркнуть  "правильность         
 своего поведения.                                                          
 
                         ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП.                                 
 
                 ВЫРАЖЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ:                          
 Тенденция к преобладанию  грустного  настроения,  пессимистическое         
 отношение к будущему, скептицизм, склонность фиксироваться на  те-         
 невых сторонах жизни. Самокритичность, пониженная самооценка, неу-         
 веренность в себе и своих возможностях. Общества, шумной  компании         
 обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Ценят тех, кто с ни-         
 ми дружат, и готовы им подчиниться. Располагают обостренным чувст-         
 вом справедлвости, а также несколько  замедленным  типом  реакций.         
 Ориентированны на анализ собственных ощущений и переживаний. Пред-         
 почитают индивидуальную организацию своей деятельности, в  резуль-         
 татах которой стремятся не зависеть от действий и  желаний  других         
 людей.                                                                     
               СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:                         
 Hемногословны, редко с кем устанавливают  доверительные  контакты.         
 Предпочитают иметь небольшой круг хорошо знакомых людей.  Избегают         
 участия в конфликтных ситуациях.                                           
                 ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:                           
 Серьезность по  отношению  к выполняемому делу.  Добросовестность.         
 Высокая нравственная позиция.                                              
            ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:                       
 Чувство отгороженности от окружающих.  Пассивность в решении  жиз-         
 ненно важных вопросов.                                                     
                     HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:                              
 Ситуации, требующие быстрого реагирования, бурной деятельности или         
 длительного и большого напряжения. Частое чередование ритмов рабо-         
 ты, смена образа жизни.                                                    
            ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":                   
 Отказ от самореализации и усиление контроля сознания.                      
             ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:                    
 Предпочтительны виды  деятельности,  требующие  сосредоточенности,         
 небольших контактов с людьми, самостоятельного выполнения заданий.         
 При наличии высокого интеллекта - склонность к "кабинетному" стилю         
 работы с гуманитарным или общетеоретическим направлением.                  
 
                              ---