МЕТОДИКА:
Шкала лидерских склонностей
(Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
Методика предназначена для диагностики склонности личности к лидерс-
тву в интерперсональном поведении. Лидер (от англ. leader - ведущий) -
член группы, за которым она признает право принимать ответственные реше-
ния, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную
роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотноше-
ний в группе. В значимых для группы ситуациях лидер способен оказывать
существенное влияние на поведение остальных участников.
Понятие "лидер" не тождественно понятию "руководитель". Между ними
существуют следующие различия:
1. Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается неофици-
ально.
2. Руководителю законом даны определенные права и полномочия. Лидер
не обладает системой установленных законом санкций, используя которые он
бы мог воздействовать на ведомых.
3. Руководитель представляет собой группу во внешней организации и
решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами. Лидер ог-
раничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых от-
ношений.
4. Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел
в группе и результаты ее деятельности. Лидер никакой персональной ответ-
ственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед
законом не несет.
Характерологические черты личности которыми должен обладать настоя-
щий лидер (по Е. Жарикову и Е. Крушельницкому):
1. Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.
2. Настойчив, умеет разумно рисковать.
3. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинте-
ресную работу.
4. Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Незави-
сим.
5. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложени-
ями.
6. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
7. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неуда-
чи.
8. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную
работу.
9. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые сторо-
ны.
10. Надежен, держит слово, на него можно положиться.
11. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
12. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи ориги-
нальными методами.
13. Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в
экстремальных ситуациях.
14. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодоли-
мым помехам.
15. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать реше-
ния, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
16. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и
потребовать и подбодрить.
В зависимости от выраженности суммарного тестового показателя данная
методика позволяет дифференцировать 4 группы проявления лидерских черт:
1) до 25 баллов лидерство выражено слабо;
2) 26-35 лидерство выражено средне;
3) 36-40 лидерство выражено в сильной степени;
4) свыше 40 - склонность к диктату.
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала лидерских склонностей.
Ф.И.О: ____________________________
Доп. данные: ______________________
Диаграмма.
0 ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓████───────╢> Лд
<───────────[-]─────────><───[=]───><[+]><──[++]──>
Тестовый показатель - Лд = 44
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Выраженное стремление во что бы то ни стало добиться домини-
рующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в
структуре власти. Склонность к диктату, автократическому давлению
на других членов группы, устранению других людей от участия в ре-
шении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических.
|