МЕТОДИКА:                                  
                       Шкала лидерских склонностей                          
                     (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).                        
 
      Методика предназначена для диагностики склонности личности к лидерс-  
 тву в интерперсональном поведении. Лидер (от англ. leader  -  ведущий)  -  
 член группы, за которым она признает право принимать ответственные  реше-  
 ния, т.е. наиболее авторитетная личность,  реально  играющая  центральную  
 роль в организации совместной деятельности и регулировании  взаимоотноше-  
 ний в группе. В значимых для группы ситуациях  лидер  способен  оказывать  
 существенное влияние на поведение остальных участников.                    
      Понятие "лидер"  не тождественно понятию "руководитель". Между  ними  
 существуют следующие различия:                                             
      1. Руководитель назначается официально, а лидер выдвигается неофици-  
 ально.                                                                     
      2. Руководителю законом даны определенные права и полномочия.  Лидер  
 не обладает системой установленных законом санкций, используя которые  он  
 бы мог воздействовать на ведомых.                                          
      3. Руководитель представляет собой группу во внешней  организации  и  
 решает вопросы, связанные с ее отношениями с другими группами. Лидер  ог-  
 раничен в сфере своей деятельности в основном рамками внутригрупповых от-  
 ношений.                                                                   
      4. Руководитель перед законом несет ответственность за состояние дел  
 в группе и результаты ее деятельности. Лидер никакой персональной  ответ-  
 ственности за плохую работу группы или за то, что в ней происходит, перед  
 законом не несет.                                                          
 
      Характерологические черты личности которыми должен обладать  настоя-  
 щий лидер (по Е. Жарикову и Е. Крушельницкому):                            
      1. Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.         
      2. Настойчив, умеет разумно рисковать.                                
      3. Терпелив, готов долго и хорошо  выполнять  однообразную,  неинте-  
 ресную работу.                                                             
      4. Инициативен и предпочитает работать без мелочной  опеки.  Незави-  
 сим.                                                                       
      5. Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложени-  
 ями.                                                                       
      6. Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.           
      7. Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неуда-  
 чи.                                                                        
      8. Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за  порученную  
 работу.                                                                    
      9. Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые сторо-  
 ны.                                                                        
     10. Надежен, держит слово, на него можно положиться.                   
     11. Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.               
     12. Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи ориги-  
 нальными методами.                                                         
     13. Стрессоустойчив, не теряет самообладания  и  работоспособности  в  
 экстремальных ситуациях.                                                   
     14. Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодоли-  
 мым помехам.                                                               
     15. Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать реше-  
 ния, в критических ситуациях брать ответственность на себя.                
     16. Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и  
 потребовать и подбодрить.                                                  
 
     В зависимости от выраженности суммарного тестового показателя  данная  
 методика позволяет дифференцировать 4 группы проявления лидерских черт:    
     1) до 25 баллов лидерство выражено слабо;                              
     2) 26-35 лидерство выражено средне;                                    
     3) 36-40 лидерство выражено в сильной степени;                         
     4) свыше 40 - склонность к диктату.                                    
 
     Опросник состоит из 50 вопросов.                                       
     Примерное время тестирования 30-40 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Методика: Шкала лидерских склонностей.                                 
     Ф.И.О: ____________________________                                    
     Доп. данные: ______________________                                    
 
 
 
                                Диаграмма.                                  
 
       0 ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓████───────╢> Лд        
 
           <───────────[-]─────────><───[=]───><[+]><──[++]──>              
 
                      Тестовый показатель - Лд =  44                        
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
          Выраженное стремление во что бы то ни стало добиться  домини-     
     рующего положения в группе, занять максимально высокую  позицию  в     
     структуре власти. Склонность к диктату, автократическому  давлению     
     на других членов группы, устранению других людей от участия в  ре-     
     шении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических.