МЕТОДИКА:                                  
                     Личностные дезорганизаторы времени                     
                             (Кузьмина О.В.).                               
 
      Методика разработана с целью   изучения  личностных  дезорганизаторов 
 времени, мешающих эффективной деятельности человека.                       
      Процесс разработки и стандартизации методики осуществлялся в несколь- 
 ко этапов. На первом этапе были определены концептуальные основы  методики 
 и составлен список личностных причин, по которым люди теряют  время  и  не 
 могут быстро и эффективно выполнить свою работу. На втором этапе  произве- 
 дена экспертная оценка каждого утверждения, входящего в список  дезоргани- 
 заторов. Утверждения, не соответствующие требованиям экспертов, были пере- 
 формулированы или исключены из методики. Далее с помощью факторного анали- 
 за утверждения были распределены по шкалам и описан  перечень  характерис- 
 тик, входящих в каждую шкалу. На третьем этапе была произведена стандарти- 
 зация методики. Четвертый этап посвящен доказательству надежности и валид- 
 ности данной методики. В процессе работы были  определены  содержательная, 
 критериальная, прогностическая дивергентная и конвергентная валидности,  а 
 также ретестовая надежность и надежность эквивалентных половин теста.      
 
      Понятие "дезорганизация" (desorganisation) в переводе обозначает  на- 
 рушение порядка, расстройство. Личностные дезорганизаторы времени - харак- 
 теристики личности, приводящие к неэффективному  использованию  времени  и  
 непродуктивной организации деятельности. Результатом  действия  личностных  
 дезорганизаторов времени является разбалансированное во времени  поведение 
 человека.                                                                  
      В основу разработки данной методики были положены теоретические  под- 
 ходы А.Н.Леонтьева к выделению структурных компонентов деятельности и кон- 
 цепция О.А.Прохорова о смысловой регуляции психических состояний.          
      Структура разрабатываемой методики представлена пятью шкалами.        
      1. Шкала "Ценностно-смысловых дезорганизаторов" характеризует, в  ка- 
 кой степени у человека отсутствуют цели или  намерения  в  жизни,  видение 
 личных перспектив.                                                         
      2. Шкала "Мотивационных дезорганизаторов" описывает, как  у  человека 
 проявляется равнодушие к жизни и работе, желание добиваться результатов.   
      3. Шкала "Организационных дезорганизаторов" характеризует техническую 
 сторону деятельности и позволяет оценить, насколько у субъекта проявляются 
 умения устанавливать очередность действий, способность длительно  сосредо- 
 тачиваться и работать над одной проблемой, выражено ли стремление постоян- 
 но откладывать дела.                                                       
      4. Шкала "Эмоциональной апатии" направлена на оценку показателей  ус- 
 талости, желания проявлять всякую активность, пассивности.                 
      5. Шкала "Эмоционального напряжения" позволяет определить степень вы- 
 раженности чувства эмоционального напряжения при работе, ограниченности  и 
 нехватки времени.                                                          
      Шкала "Общий показатель дезорганизации" позволяет на основе  суммиро- 
 вания показателей 5 шкал оценить личностные дезорганизаторы времени в  це- 
 лом.                                                                       
 
      Дескриптивные статистики шкал методики.                               
 
      N     Mx    Mo   Ме    S      As        Ex                            
      1.   9,54    9    8   3,86   0,856    0,614                           
      2.  10,20   10    8   3,90   0,541   -0,197                           
      3.   9,01    9    6   3,57   0,736    0,102                           
      4.  12,14   12   11   3,99   0,234   -0,203                           
      5.  12,20   12   11   3,90   0,511    0,214                           
 
      Примечания.                                                           
      Мх - среднее значение, Мо - мода, Ме - медиана,  S - стандартное  от- 
 клонение, As - коэффициент асимметрии, Ex - эксцесс.                       
 
      Анализ распределения  описательных  статистических  характеристик  по 
 шкалам показывает, что среднее, мода, медиана различаются. Значения  стан- 
 дартного отклонения отражают достаточно высокую степень разброса индивиду- 
 альных наблюдений относительно среднего  значения.  Положительные  высокие 
 значения асимметрии для  всех  шкал  констатируют  левосторонний  характер 
 асимметрии кривых распределения. Островершинное распределение (Ех > 0)  по 
 шкалам "Ценностно-смысловые дезорганизаторы", "Организационные  дезоргани- 
 заторы", "Эмоциональное напряжение" и плосковершинное (Ех < 0) - по шкалам 
 "Мотивационные дезорганизаторы", "Эмоциональная апатия"  отличны  от  нор- 
 мального. Все это свидетельствует об отсутствии нормального  распределения 
 в ответах испытуемых.                                                      
      В связи с этим для определения тестовых норм была взята шкала процен- 
 тилей.                                                                     
 
      Результаты психометрической проверки свидетельствуют о содержательной 
 и конвергентной валидности методики "Личностные дезорганизаторы времени".  
      Концептуально и посредством факторного анализа обоснована пятифактор- 
 ная структура методики. Диагностируемое методикой  свойство  устойчиво  во 
 времени.                                                                   
      Это доказывают результаты ретестовой  надежности.  Методика  обладает 
 удовлетворительной внутренней согласованностью.                            
      По результатам исследования данная версия методики удовлетворяет тре- 
 бованиям валидности и надежности и может применяться при  решении  практи- 
 ческих задач, связанных с выявлением личностных дезорганизаторов времени.  
 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов  тес- 
 тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой  точкой 
 отсчета.                                                                   
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 20 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Личностные дезорганизаторы времени.                              
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                           Диаграмма №1:                                    
 
    ЦД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>              
 
    ОД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢>              
 
    МД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>              
 
    ЭА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
    ЭН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]───>                
 
 
                           Диаграмма №2:                                    
 
    ДВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]───>                
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
      1. Ценностно-смысловые дезорганизаторы - ЦД =   9  25%                
      2. Мотивационные дезорганизаторы       - МД =  21  85%                
      3. Организационные дезорганизаторы     - ОД =  12  40%                
      4. Эмоциональная апатия                - ЭА =  18  70%                
      5. Эмоциональная напряженность         - ЭН =  11  35%                
      ------------------------------------------------------                
       Общий показатель дезорганизации       - ДВ =  71  51%                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Ценностно-смысловые дезорганизаторы.                               
      Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и         
 деятельности, связанных с отсутствием цели или намерения в  жизни,         
 а также видеяния личных перспектив.                                        
 
      2. Мотивационные дезорганизаторы.                                     
      Равнодушие к жизни и работе, слабо выраженное желание добива-         
 ться результатов.                                                          
 
      3. Организационные дезорганизаторы.                                   
      Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и         
 деятельности, связанных с неумением устанавливать очередность дей-         
 ствий, длительно сосредотачиваться и работать над одной проблемой,         
 стремлением постоянно откладывать дела.                                    
 
      4. Эмоциональная апатия.                                              
      Тенденция к усталости, пониженное  желание  проявлять  всякую         
 активность, пассивность.                                                   
 
      5. Эмоциональное напряжение.                                          
      Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и         
 деятельности, связанных с чувством эмоционального  напряжения  при         
 работе, ограниченности и нехватки времени.                                 
 
       Средний общий показатель дезорганизации времени в целом.