МЕТОДИКА:
Личностные дезорганизаторы времени
(Кузьмина О.В.).
Методика разработана с целью изучения личностных дезорганизаторов
времени, мешающих эффективной деятельности человека.
Процесс разработки и стандартизации методики осуществлялся в несколь-
ко этапов. На первом этапе были определены концептуальные основы методики
и составлен список личностных причин, по которым люди теряют время и не
могут быстро и эффективно выполнить свою работу. На втором этапе произве-
дена экспертная оценка каждого утверждения, входящего в список дезоргани-
заторов. Утверждения, не соответствующие требованиям экспертов, были пере-
формулированы или исключены из методики. Далее с помощью факторного анали-
за утверждения были распределены по шкалам и описан перечень характерис-
тик, входящих в каждую шкалу. На третьем этапе была произведена стандарти-
зация методики. Четвертый этап посвящен доказательству надежности и валид-
ности данной методики. В процессе работы были определены содержательная,
критериальная, прогностическая дивергентная и конвергентная валидности, а
также ретестовая надежность и надежность эквивалентных половин теста.
Понятие "дезорганизация" (desorganisation) в переводе обозначает на-
рушение порядка, расстройство. Личностные дезорганизаторы времени - харак-
теристики личности, приводящие к неэффективному использованию времени и
непродуктивной организации деятельности. Результатом действия личностных
дезорганизаторов времени является разбалансированное во времени поведение
человека.
В основу разработки данной методики были положены теоретические под-
ходы А.Н.Леонтьева к выделению структурных компонентов деятельности и кон-
цепция О.А.Прохорова о смысловой регуляции психических состояний.
Структура разрабатываемой методики представлена пятью шкалами.
1. Шкала "Ценностно-смысловых дезорганизаторов" характеризует, в ка-
кой степени у человека отсутствуют цели или намерения в жизни, видение
личных перспектив.
2. Шкала "Мотивационных дезорганизаторов" описывает, как у человека
проявляется равнодушие к жизни и работе, желание добиваться результатов.
3. Шкала "Организационных дезорганизаторов" характеризует техническую
сторону деятельности и позволяет оценить, насколько у субъекта проявляются
умения устанавливать очередность действий, способность длительно сосредо-
тачиваться и работать над одной проблемой, выражено ли стремление постоян-
но откладывать дела.
4. Шкала "Эмоциональной апатии" направлена на оценку показателей ус-
талости, желания проявлять всякую активность, пассивности.
5. Шкала "Эмоционального напряжения" позволяет определить степень вы-
раженности чувства эмоционального напряжения при работе, ограниченности и
нехватки времени.
Шкала "Общий показатель дезорганизации" позволяет на основе суммиро-
вания показателей 5 шкал оценить личностные дезорганизаторы времени в це-
лом.
Дескриптивные статистики шкал методики.
N Mx Mo Ме S As Ex
1. 9,54 9 8 3,86 0,856 0,614
2. 10,20 10 8 3,90 0,541 -0,197
3. 9,01 9 6 3,57 0,736 0,102
4. 12,14 12 11 3,99 0,234 -0,203
5. 12,20 12 11 3,90 0,511 0,214
Примечания.
Мх - среднее значение, Мо - мода, Ме - медиана, S - стандартное от-
клонение, As - коэффициент асимметрии, Ex - эксцесс.
Анализ распределения описательных статистических характеристик по
шкалам показывает, что среднее, мода, медиана различаются. Значения стан-
дартного отклонения отражают достаточно высокую степень разброса индивиду-
альных наблюдений относительно среднего значения. Положительные высокие
значения асимметрии для всех шкал констатируют левосторонний характер
асимметрии кривых распределения. Островершинное распределение (Ех > 0) по
шкалам "Ценностно-смысловые дезорганизаторы", "Организационные дезоргани-
заторы", "Эмоциональное напряжение" и плосковершинное (Ех < 0) - по шкалам
"Мотивационные дезорганизаторы", "Эмоциональная апатия" отличны от нор-
мального. Все это свидетельствует об отсутствии нормального распределения
в ответах испытуемых.
В связи с этим для определения тестовых норм была взята шкала процен-
тилей.
Результаты психометрической проверки свидетельствуют о содержательной
и конвергентной валидности методики "Личностные дезорганизаторы времени".
Концептуально и посредством факторного анализа обоснована пятифактор-
ная структура методики. Диагностируемое методикой свойство устойчиво во
времени.
Это доказывают результаты ретестовой надежности. Методика обладает
удовлетворительной внутренней согласованностью.
По результатам исследования данная версия методики удовлетворяет тре-
бованиям валидности и надежности и может применяться при решении практи-
ческих задач, связанных с выявлением личностных дезорганизаторов времени.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов тес-
тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 20 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностные дезорганизаторы времени.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма №1:
ЦД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>
ОД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢>
МД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
ЭА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
ЭН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]───>
Диаграмма №2:
ДВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Ценностно-смысловые дезорганизаторы - ЦД = 9 25%
2. Мотивационные дезорганизаторы - МД = 21 85%
3. Организационные дезорганизаторы - ОД = 12 40%
4. Эмоциональная апатия - ЭА = 18 70%
5. Эмоциональная напряженность - ЭН = 11 35%
------------------------------------------------------
Общий показатель дезорганизации - ДВ = 71 51%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Ценностно-смысловые дезорганизаторы.
Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и
деятельности, связанных с отсутствием цели или намерения в жизни,
а также видеяния личных перспектив.
2. Мотивационные дезорганизаторы.
Равнодушие к жизни и работе, слабо выраженное желание добива-
ться результатов.
3. Организационные дезорганизаторы.
Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и
деятельности, связанных с неумением устанавливать очередность дей-
ствий, длительно сосредотачиваться и работать над одной проблемой,
стремлением постоянно откладывать дела.
4. Эмоциональная апатия.
Тенденция к усталости, пониженное желание проявлять всякую
активность, пассивность.
5. Эмоциональное напряжение.
Пониженный показатель проблем при организации времени жизни и
деятельности, связанных с чувством эмоционального напряжения при
работе, ограниченности и нехватки времени.
Средний общий показатель дезорганизации времени в целом.
|