МЕТОДИКА:
Личностный дифференциал.
Адаптация
Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.
Методика разработана на базе современного русского языка и отражает
сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности.
Целью разработки данной методики являлось создание компактного и ва-
лидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосозна-
ния, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-пси-
хологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологи-
ческой практике.
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного рус-
ского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутрен-
ней факторной структуры своеобразной "модели личности", существующей в
культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социаль-
ного и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов,
обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в
наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семан-
тического дифференциала:
1. Оценки.
2. Силы.
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20
черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждо-
го из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале вероятности того, что
человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности
В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены
обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, состав-
ляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для
всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые за-
полняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт
личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим фак-
торы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный спи-
сок не содержал одного из членов антонимичной пары и был дополнен.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует
помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые
представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые
могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами
по себе имеют первостепенное значение.
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо полу-
чить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к самому се-
бе или к другим людям.
Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристи-
ки личности, могут быть получены и с помощью ЛД - уровень самоуважения,
доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии.
Как метод взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух
областях: в групповой и семейной психотерапии.
Основные диагностические шкалы:
Самоуважение.
Фактор оценки - уровень самоуважения. При измерении взаимных оценок -
уровень привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в вос-
приятии другого (предпочтение - отвержение).
Доминантность - Тревожность.
Фактор силы - развитие волевых сторон личности, как они осознаются са-
мим испытуемым. Во взаимных оценках - отношения доминирования-подчинения,
как они воспринимаются субъектом оценки.
Интроверсия - Экстраверсия.
Фактор активности - свидетельство экстравертированности личности. Во
взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг
друга.
Опросник состоит из 21 парного утверждения.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностный дифференциал.
Ф.И.О: _________________
Доп. данные: ___________
Диаграмма.
O ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓─────────────╢>
C ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████─────╢>
A ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────╢>
<───[-]────><─[=]──><──[+]─>
Тестовые показатели:
Оценка - O = 4
Сила - C = 6
Активность - A = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Неполное принятие себя как личности, склонность осознавать в
себе как позитивные, социально желательные характеристики, так и
некоторые недостатки. Умеренная удовлетворенность собственным по-
ведением, уровнем достижений, характером.
Уверенность в себе, независимость, склонность рассчитывать на
собственные силы в трудных ситуациях.
Амбивертность, средний уровень активности, умеренная общитель-
ность, склонность к некоторой импульсивности.
|