МЕТОДИКА:
Тест культурно-ценностных ориентаций
(Л.Г. Почебут).
Тест разработан на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека и предназ-
начен для определения основных тенденций формирования и становления изуча-
емой культуры.
Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор ценностных
ориентации. Они определяли культурно-ценностные ориентации как сложные,
определенным образом сгруппированные принципы, которые придают направлен-
ность разнообразным потокам человеческого мышления и деятельности в ходе
решения общечеловеческих проблем. Эти ориентации закладываются в период
социализации ребенка в рамках конкретной культурной традиции. Ценностные
детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности как члена этой
культуры рассматривались ими как идентичные.
Авторы разработали три основных положения:
1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количество общече-
ловеческих проблем.
2. Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или
иной культуре может иметь различные приоритеты.
3. Все возможные решения проблем разработаны в каждой культуре, но
одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других.
Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение кото-
рых нацелена каждая культура:
1. Отношение человека к времени.
2. Отношение человека к природе и "сверхприродному".
3. Отношение людей к человеческой натуре.
4. Отношение человека к другим людям.
5. Направленность деятельности человека.
Исходя из этих положений, Л.Г. Почебут был составлен тест культурно-
ценностных ориентации.
На основе теста Л.Г. Почебут составлена классификация трех типов
культур.
1. Традиционная культура (ТК) - характеризуется ориентацией людей на
прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории своей страны. Люди
этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразреши-
мую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рассматривается
как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое зна-
чение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых отно-
шений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя
свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществля-
ется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия
решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старших по
возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в рабо-
те и творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не
сразу, а через какое-то время.
2. Современная культура (СК) - характеризуется ориентацией людей на
настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с
природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая
натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры со-
средоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей,
самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно формали-
зованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе. Друже-
ские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и преданностью
друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством
морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдер-
жаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. При-
нятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования вза-
имных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей, тру-
довым коллективом. За результаты своей деятельности человек в основном
стремится получить не материальное, а моральное вознаграждение (слава,
признание, успех).
3. Динамически развивающаяся культура (ДРК) - характеризуется ориен-
тацией людей на будущее, на достижение быстрых значительных результатов.
Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более
энергично. Для людей данной культуры "время - это деньги". Природа не
представляет собой загадки. Поскольку жизнь - это проблема, которую необ-
ходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться человеку. Все
ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены и описаны.
Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура
свободолюбива. Культивируется индивидуальность, независимость, автоном-
ность от социального окружения. Процесс принятия решения осуществляется
самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценнос-
тей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на ие-
рархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной цен-
ностью является представление обществом равных возможностей для развития
каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а за-
конность, неотвратимость наказания и обязательность материального возна-
граждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании,
работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху,
прогрессу, материальному достатку. Успешная деятельность предполагает,
прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.
Математическая обработка.
Необходимо определить процентное соотношение ответов респондентов по
утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе дела-
ется вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одному из
трех предложенных типов. При проведении массовых опросов можно получить
надежные и репрезентативные данные.
Опросник состоит из 5 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Условные критерии автоматической интерпретации:
1 балл - низкий показатель;
2 балла - пониженный показатель;
3 балла - средний показатель;
4 балла - повышенный показатель;
5 баллов - высокий индекс показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест культурно-ценностных ориентаций.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
ВС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
ВЧ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
МН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Традиционная культура - ТК = 1 20%
2. Современная культура - СК = 1 20%
3. Динамически развивающаяся культура - ДРК = 3 60%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Традиционная культура - ориентация людей на прошлое, при-
верженность традициям, интерес к истории своей страны. Люди этой
культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразре-
шимую загадку, отгадать которую они не стремятся. Человек рас-
сматривается как существо, зависимое от ближайшего социального ок-
ружения. Большое значение придается семейным связям, традиционнос-
ти родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой
культуре не допускается внутренняя свобода человека. За его дей-
ствиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный стро-
гий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений про-
ходит коллективно, а результат решения зависит от старших по воз-
расту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в
работе и творческое отношение к делу человека, как правило, воз-
награждают не сразу, а через какое-то время.
Тестовый показатель: низкий.
2. Современная культура - ориентация людей на настоящее, на
современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой,
беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая на-
тура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры
сосредоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его
способностей, самореализации и самоактуализации. Отношения между
людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и ролью
в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно и
отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремится
регулировать поведение человека посредством морали, этических норм
и правил. В межличностном общении люди обычно сдержаны, стараются
соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие ин-
дивидуального решения осуществляется в процессе согласования вза-
имных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семь-
ей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек
в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаг-
раждение (слава, признание, успех).
Тестовый показатель: низкий.
3. Динамически развивающаяся культура - ориентация людей на
будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди
строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно
более энергично. Для людей данной культуры "время - это деньги".
Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь - это проб-
лема, которую необходимо быстро и успешно решить, природа должна
подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее
развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит в
управлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культиви-
руется индивидуальность, независимость, автономность от социально-
го окружения. Процесс принятия решения осуществляется самостоя-
тельно. Признается значимость индивидуальных интересов и ценнос-
тей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не
на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально
признанной ценностью является представление обществом равных воз-
можностей для развития каждого члена. Основу общественного конт-
роля составляет не мораль, а законность, неотвратимость наказания
и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой
культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто со-
знательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу, ма-
териальному достатку. Успешная деятельность предполагает, прежде
всего, быстрое материальное вознаграждение.
Тестовый показатель: низкий.
|