МЕТОДИКА:                                  
                   Тест культурно-ценностных ориентаций                     
                              (Л.Г. Почебут).                               
 
      Тест разработан на основе теории Ф. Клакхон и Ф. Стродбека и предназ- 
 начен для определения основных тенденций формирования и становления изуча- 
 емой культуры.                                                             
      Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривали личность как набор  ценностных  
 ориентации. Они определяли культурно-ценностные  ориентации  как  сложные, 
 определенным образом сгруппированные принципы, которые придают  направлен- 
 ность разнообразным потокам человеческого мышления и деятельности  в  ходе 
 решения общечеловеческих проблем. Эти ориентации  закладываются  в  период 
 социализации ребенка в рамках конкретной культурной  традиции.  Ценностные 
 детерминанты культуры и ценностные детерминанты личности  как  члена  этой 
 культуры рассматривались ими как идентичные.                               
      Авторы разработали три основных положения:                            
      1. Люди в любой культуре могут решить ограниченное количество общече- 
 ловеческих проблем.                                                        
      2. Набор доступных решений ограничен, но каждое  решение  в  той  или 
 иной культуре может иметь различные приоритеты.                            
      3. Все возможные решения проблем разработаны в  каждой  культуре,  но 
 одно из решений предпочитается людьми данной культуры чаще других.         
      Авторы выделили 5 основных общечеловеческих проблем, на решение кото- 
 рых нацелена каждая культура:                                              
      1. Отношение человека к времени.                                      
      2. Отношение человека к природе и "сверхприродному".                  
      3. Отношение людей к человеческой натуре.                             
      4. Отношение человека к другим людям.                                 
      5. Направленность деятельности человека.                              
      Исходя из этих положений, Л.Г. Почебут был составлен тест  культурно- 
 ценностных ориентации.                                                     
      На основе теста  Л.Г. Почебут  составлена  классификация  трех  типов 
 культур.                                                                   
      1. Традиционная культура (ТК) - характеризуется ориентацией людей  на 
 прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории своей страны. Люди 
 этой культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как  неразреши- 
 мую загадку, отгадать которую они не  стремятся.  Человек  рассматривается 
 как существо, зависимое от ближайшего социального окружения. Большое  зна- 
 чение придается семейным связям, традиционности родственных ролевых  отно- 
 шений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускается внутренняя 
 свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществля- 
 ется постоянный строгий надзор со стороны сообщества.  Процедура  принятия 
 решений проходит коллективно, а результат решения зависит  от  старших  по 
 возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в рабо- 
 те и творческое отношение к делу человека, как правило,  вознаграждают  не 
 сразу, а через какое-то время.                                             
      2. Современная культура (СК) - характеризуется ориентацией  людей  на  
 настоящее, на современные им события. Люди стараются  жить  в  гармонии  с 
 природой, беречь ее, интересуются экологическими  вопросами.  Человеческая 
 натура понимается как противоречивое явление. Ценности этой  культуры  со- 
 средоточены на человеке, его правах, призвании, развитии его способностей, 
 самореализации и самоактуализации. Отношения между людьми обычно  формали- 
 зованы, четко определены их статусом и ролью в социальной системе.  Друже- 
 ские отношения складываются медленно и отличаются глубиной и  преданностью 
 друг другу. Общество стремится регулировать поведение человека посредством 
 морали, этических норм и правил. В межличностном общении люди обычно сдер- 
 жаны, стараются соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. При- 
 нятие индивидуального решения осуществляется в процессе согласования  вза- 
 имных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семьей,  тру- 
 довым коллективом. За результаты своей  деятельности  человек  в  основном 
 стремится получить не материальное,  а  моральное  вознаграждение  (слава, 
 признание, успех).                                                         
      3. Динамически развивающаяся культура (ДРК) - характеризуется  ориен- 
 тацией людей на будущее, на достижение быстрых  значительных  результатов.  
 Люди строят краткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более  
 энергично. Для людей данной культуры  "время -  это  деньги".  Природа  не 
 представляет собой загадки. Поскольку жизнь - это проблема, которую  необ- 
 ходимо быстро и успешно решить, природа должна подчиниться  человеку.  Все 
 ее тайны должны быть раскрыты, законы ее развития установлены  и  описаны. 
 Предназначение человека состоит в управлении природой. Человеческая натура 
 свободолюбива. Культивируется  индивидуальность,  независимость,  автоном- 
 ность от социального окружения. Процесс  принятия  решения  осуществляется 
 самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов  и  ценнос- 
 тей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не  на  ие- 
 рархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной  цен- 
 ностью является представление обществом равных возможностей  для  развития 
 каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль,  а  за- 
 конность, неотвратимость наказания и обязательность  материального  возна- 
 граждения. Внимание людей этой культуры сосредоточено  на  деле,  задании, 
 работе. Человек часто сознательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, 
 прогрессу, материальному  достатку.  Успешная  деятельность  предполагает, 
 прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.                         
 
      Математическая обработка.                                             
      Необходимо определить процентное соотношение ответов респондентов  по 
 утверждениям и средних показателей по типам культуры. На этой основе дела- 
 ется вывод о тенденции в принадлежности изучаемой  культуры  к  одному  из 
 трех предложенных типов. При проведении массовых  опросов  можно  получить 
 надежные и репрезентативные данные.                                        
 
      Опросник состоит из 5 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
      1 балл   - низкий показатель;                                         
      2 балла  - пониженный показатель;                                     
      3 балла  - средний показатель;                                        
      4 балла  - повышенный показатель;                                     
      5 баллов - высокий индекс показатель.                                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Тест культурно-ценностных ориентаций.                            
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ВС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    ВЧ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    МН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
       1. Традиционная культура              -  ТК =  1  20%                
       2. Современная культура               -  СК =  1  20%                
       3. Динамически развивающаяся культура - ДРК =  3  60%                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Традиционная культура - ориентация людей на прошлое,  при-         
 верженность традициям, интерес к истории своей страны.  Люди  этой         
 культуры воспринимают природу как вечную тайну бытия, как неразре-         
 шимую загадку, отгадать которую они  не  стремятся.  Человек  рас-         
 сматривается как существо, зависимое от ближайшего социального ок-         
 ружения. Большое значение придается семейным связям, традиционнос-         
 ти родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой         
 культуре не допускается внутренняя свобода человека. За  его  дей-         
 ствиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный стро-         
 гий надзор со стороны сообщества. Процедура принятия решений  про-         
 ходит коллективно, а результат решения зависит от старших по  воз-         
 расту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи  в         
 работе и творческое отношение к делу человека, как  правило,  воз-         
 награждают не сразу, а через какое-то время.                               
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      2. Современная культура - ориентация людей на  настоящее,  на         
 современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой,         
 беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Человеческая на-         
 тура понимается как противоречивое явление. Ценности этой культуры         
 сосредоточены на человеке, его  правах,  призвании,  развитии  его         
 способностей, самореализации и самоактуализации.  Отношения  между         
 людьми обычно формализованы, четко определены их статусом и  ролью         
 в социальной системе. Дружеские отношения складываются медленно  и         
 отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество  стремится         
 регулировать поведение человека посредством морали, этических норм         
 и правил. В межличностном общении люди обычно сдержаны,  стараются         
 соблюдать социальную дистанцию и ролевые предписания. Принятие ин-         
 дивидуального решения осуществляется в процессе согласования  вза-         
 имных потребностей, интересов и планов на будущее с группой, семь-         
 ей, трудовым коллективом. За результаты своей деятельности человек         
 в основном стремится получить не материальное, а моральное вознаг-         
 раждение (слава, признание, успех).                                        
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      3. Динамически развивающаяся культура - ориентация  людей  на         
 будущее, на  достижение  быстрых  значительных  результатов.  Люди         
 строят краткосрочные планы и стараются реализовать  их  как  можно         
 более энергично. Для людей данной культуры  "время - это  деньги".         
 Природа не представляет собой загадки. Поскольку жизнь - это проб-         
 лема, которую необходимо быстро и успешно решить,  природа  должна         
 подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты, законы ее         
 развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит  в         
 управлении природой. Человеческая натура свободолюбива.  Культиви-         
 руется индивидуальность, независимость, автономность от социально-         
 го окружения. Процесс принятия  решения  осуществляется  самостоя-         
 тельно. Признается значимость индивидуальных интересов  и  ценнос-         
 тей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы  не         
 на иерархию, а на  равенство  ролевых  взаимоотношений.  Социально         
 признанной ценностью является представление обществом равных  воз-         
 можностей для развития каждого члена. Основу  общественного  конт-         
 роля составляет не мораль, а законность, неотвратимость  наказания         
 и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этой         
 культуры сосредоточено на деле, задании, работе. Человек часто со-         
 знательно сам приносит себя в жертву делу, успеху, прогрессу,  ма-         
 териальному достатку. Успешная деятельность  предполагает,  прежде         
 всего, быстрое материальное вознаграждение.                                
      Тестовый показатель: низкий.