МЕТОДИКА:                                  
                    Культурно-ценностный дифференциал                       
                                  (КЦД)                                     
                       (Г.У. Солдатова,  С.В. Рыжова).                      
 
      Цель методики - измерение в пределах психологической универсалии  ин- 
 дивидуализм - коллективизм групповых ценностных ориентации в четырех  сфе- 
 рах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ори- 
 ентации друг на друга и ориентации на изменения.                           
      Шкала "ориентация на группу - ориентация на себя" рассматривается  на 
 основе таких параметров, как  внутригрупповая  поддержка  (взаимовыручка - 
 разобщенность), подчиненность группе  (подчинение -  самостоятельность)  и 
 традиционность (верность традициям - разрушение традиций).                 
      Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне "открытость пере- 
 менам - сопротивление переменам" по  параметрам:  открытости -  закрытости 
 культуры (открытость - замкнутость), ориентации на перспективу (устремлен- 
 ность в будущее - устремленность в прошлое), степени риска  (склонность  к 
 риску - осторожность).                                                     
      Ориентация друг на друга - в диапазоне "направленность на  взаимодей- 
 ствие - отвержение взаимодействия" по параметрам: толерантности -  интоле- 
 рантности (миролюбие - агрессивность), эмоциональности (сердечность -  хо- 
 лодность) и мотивации достижения (уступчивость - соперничество).           
      Ориентация на власть - в  диапазоне  "сильный  социальный  контроль - 
 слабый социальный контроль" по параметрам: подчинения запретительным и ре- 
 гулирующим стандартам общества (дисциплинированность - своеволие,  законо- 
 послушность - анархия) и значимость авторитета (уважение власти -  недове- 
 рие к власти).                                                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Программная обработка данной методики состоит в изменении  структуры  
 12 измерительных шкал таким образом, чтобы они имели однозначную  направ-  
 ленность соответстущую определению 4 интегральных шкал.                    
      Шкалы 4 3 2 1 1 2 3 4 переводятся в 1 2 3 4 5 6 7 8.  Шкалы  имеющие  
 противоположную направленность инвертируются.                              
      Низкие и высокие показатели не означают  положительную  или  отрица-  
 тельную оценку соответствующих шкал, а указывают на направленность оценки  
 от одного полюса шкалы к другому.                                          
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Культурно-ценностный дифференциал (КЦД).                         
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
                              Диаграмма:                                    
 
                *                                                           
              8 ┼─▄▄───────▄▄───────▄▄─▄▄─────────────                      
              7 ┼ ██    ▄▄ ██ ▄▄    ██ ██ ▄▄                                
              6 ┼ ██    ██ ██ ██    ██ ██ ██    ▄▄                          
              5 ┼─██────██─██─██────██─██─██────██────                      
              4 ┼─██────██─██─██────██─██─██────██────                      
              3 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄                       
              2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
              1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                       
              0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                     
                  ВП Пг Тр ОК ОП СР Тл Эм Мд ПЗ ПР ЗА                       
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
      I. Ориентация на группу:                                              
                ориентация на себя ->                                       
                                 ориентация на группу.                      
      1. Внутригрупповая поддержка:                                         
         разобщенность -> взаимовыручка                - ВП = 8             
      2. Подчиненность группе:                                              
         самостоятельность -> подчинение               - ПГ = 3             
      3. Традиционность:                                                    
         разрушение традиций -> верность традициям     - Тр = 7             
                                 ---                                        
                       Средняя оценка - ОГ = 6                              
 
      II. Ориентация на изменения:                                          
                    сопротивление переменам ->                              
                                 открытость переменам.                      
      1. Открытость культуры:                                               
         замкнутость -> открытость                     - ОК = 8             
      2. Ориентация на перспективу:                                         
              устремленность в прошлое ->                                   
                   устремленность в будущее            - ОП = 7             
      3. Степень риска:                                                     
         осторожность -> склонность к риску            - СР = 2             
                                 ---                                        
 
                       Средняя оценка - ОИ = 6                              
 
      III. Ориентация друг на друга:                                        
               отвержение взаимодействия ->                                 
                     направленность на взаимодействие.                      
      1. Толерантность:                                                     
         агрессивность -> миролюбие                    - Тл = 8             
      2. Эмоциональность:                                                   
         холодность -> сердечность                     - Эм = 8             
      3. Мотивация достижения:                                              
         соперничество -> уступчивость                 - МД = 7             
                                 ---                                        
 
                       Средняя оценка - ОД = 8                              
 
      IV. Ориентация на власть:                                             
          слабый социальный контроль ->                                     
                          сильный социальный контроль.                      
      1. Подчинение запретительным стандартам общества:                     
         своеволие -> дисциплинированность             - ПЗ = 3             
      2. Подчинение регулирующим стандартам общества:                       
         анархия -> законопослушность                  - ПР = 6             
      3. Значимость авторитета:                                             
         недоверие к власти -> уважение власти         - ЗА = 3             
                                 ---                                        
                       Средняя оценка - ОВ = 4                              
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      I. Ориентация на группу (ориентация на себя -> ориентация  на         
 группу).                                                                   
 
      1. Внутригрупповая поддержка  (разобщенность ->  взаимовыруч-         
 ка).                                                                       
      Оценка: в полной мере выраженная взаимовыручка.                       
 
      2. Подчиненность группе (самостоятельность -> подчинение).            
      Оценка: в слабой степени выраженная самостоятельность.                
 
      3. Традиционность (разрушение  традиций -> верность  традици-         
 ям).                                                                       
      Оценка: в средней степени выраженная верность традициям.              
 
      Средняя оценка: в  слабой  степени выраженная  ориентация  на         
 группу.                                                                    
 
      II. Ориентация на изменения (сопротивление  переменам ->  от-         
 крытость переменам).                                                       
 
      1. Открытость культуры (замкнутость -> открытость).                   
      Оценка: в полной мере выраженная открытость.                          
 
      2. Ориентации на перспективу (устремленность в прошлое -> ус-         
 тремленность в будущее).                                                   
      Оценка: в средней степени выраженная устремленность  в  буду-         
 щее.                                                                       
 
      3. Степень риска (осторожность -> склонность к риску).                
      Оценка: в средней степени выраженная осторожность.                    
 
      Средняя оценка: в слабой степени выраженная ориентация на от-         
 крытость переменам.                                                        
 
      III. Ориентация друг на друга  (отвержение  взаимодействия ->         
 направленность на взаимодействие).                                         
 
      1. Толерантность (агрессивность -> миролюбие).                        
      Оценка: в полной мере выраженная миролюбие.                           
 
      2. Эмоциональность (холодность -> сердечность).                       
      Оценка: в полной мере выраженная сердечность.                         
 
      3. Мотивация достижения (соперничество -> уступчивость).              
      Оценка: в средней степени выраженная уступчивость.                    
 
      Средняя оценка: в полной мере выраженная ориентация  на  вза-         
 имодействие.                                                               
 
      IV. Ориентация  на  власть  (слабый  социальный  контроль  ->         
 сильный социальный контроль).                                              
 
      1. Подчинение  запретительным  стандартам  общества  (своево-         
 лие -> дисциплинированность).                                              
      Оценка: в слабой степени выраженное своеволие.                        
 
      2. Подчинение регулирующим  стандартам  общества  (анархия ->         
 законопослушность).                                                        
      Оценка: в слабой степени выраженная законопослушность.                
 
      3. Значимость  авторитета  (недоверие  к  власти ->  уважение         
 власти).                                                                   
      Оценка: в слабой степени выраженное недоверие к власти.               
 
      Средняя оценка: неопределенный уровень ориентации.