МЕТОДИКА:
Культурно-ценностный дифференциал
(КЦД)
(Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
Цель методики - измерение в пределах психологической универсалии ин-
дивидуализм - коллективизм групповых ценностных ориентации в четырех сфе-
рах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ори-
ентации друг на друга и ориентации на изменения.
Шкала "ориентация на группу - ориентация на себя" рассматривается на
основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка -
разобщенность), подчиненность группе (подчинение - самостоятельность) и
традиционность (верность традициям - разрушение традиций).
Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне "открытость пере-
менам - сопротивление переменам" по параметрам: открытости - закрытости
культуры (открытость - замкнутость), ориентации на перспективу (устремлен-
ность в будущее - устремленность в прошлое), степени риска (склонность к
риску - осторожность).
Ориентация друг на друга - в диапазоне "направленность на взаимодей-
ствие - отвержение взаимодействия" по параметрам: толерантности - интоле-
рантности (миролюбие - агрессивность), эмоциональности (сердечность - хо-
лодность) и мотивации достижения (уступчивость - соперничество).
Ориентация на власть - в диапазоне "сильный социальный контроль -
слабый социальный контроль" по параметрам: подчинения запретительным и ре-
гулирующим стандартам общества (дисциплинированность - своеволие, законо-
послушность - анархия) и значимость авторитета (уважение власти - недове-
рие к власти).
Примечание к компьютерной версии.
Программная обработка данной методики состоит в изменении структуры
12 измерительных шкал таким образом, чтобы они имели однозначную направ-
ленность соответстущую определению 4 интегральных шкал.
Шкалы 4 3 2 1 1 2 3 4 переводятся в 1 2 3 4 5 6 7 8. Шкалы имеющие
противоположную направленность инвертируются.
Низкие и высокие показатели не означают положительную или отрица-
тельную оценку соответствующих шкал, а указывают на направленность оценки
от одного полюса шкалы к другому.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Культурно-ценностный дифференциал (КЦД).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
8 ┼─▄▄───────▄▄───────▄▄─▄▄─────────────
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
5 ┼─██────██─██─██────██─██─██────██────
4 ┼─██────██─██─██────██─██─██────██────
3 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
ВП Пг Тр ОК ОП СР Тл Эм Мд ПЗ ПР ЗА
Тестовые показатели:
I. Ориентация на группу:
ориентация на себя ->
ориентация на группу.
1. Внутригрупповая поддержка:
разобщенность -> взаимовыручка - ВП = 8
2. Подчиненность группе:
самостоятельность -> подчинение - ПГ = 3
3. Традиционность:
разрушение традиций -> верность традициям - Тр = 7
---
Средняя оценка - ОГ = 6
II. Ориентация на изменения:
сопротивление переменам ->
открытость переменам.
1. Открытость культуры:
замкнутость -> открытость - ОК = 8
2. Ориентация на перспективу:
устремленность в прошлое ->
устремленность в будущее - ОП = 7
3. Степень риска:
осторожность -> склонность к риску - СР = 2
---
Средняя оценка - ОИ = 6
III. Ориентация друг на друга:
отвержение взаимодействия ->
направленность на взаимодействие.
1. Толерантность:
агрессивность -> миролюбие - Тл = 8
2. Эмоциональность:
холодность -> сердечность - Эм = 8
3. Мотивация достижения:
соперничество -> уступчивость - МД = 7
---
Средняя оценка - ОД = 8
IV. Ориентация на власть:
слабый социальный контроль ->
сильный социальный контроль.
1. Подчинение запретительным стандартам общества:
своеволие -> дисциплинированность - ПЗ = 3
2. Подчинение регулирующим стандартам общества:
анархия -> законопослушность - ПР = 6
3. Значимость авторитета:
недоверие к власти -> уважение власти - ЗА = 3
---
Средняя оценка - ОВ = 4
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Ориентация на группу (ориентация на себя -> ориентация на
группу).
1. Внутригрупповая поддержка (разобщенность -> взаимовыруч-
ка).
Оценка: в полной мере выраженная взаимовыручка.
2. Подчиненность группе (самостоятельность -> подчинение).
Оценка: в слабой степени выраженная самостоятельность.
3. Традиционность (разрушение традиций -> верность традици-
ям).
Оценка: в средней степени выраженная верность традициям.
Средняя оценка: в слабой степени выраженная ориентация на
группу.
II. Ориентация на изменения (сопротивление переменам -> от-
крытость переменам).
1. Открытость культуры (замкнутость -> открытость).
Оценка: в полной мере выраженная открытость.
2. Ориентации на перспективу (устремленность в прошлое -> ус-
тремленность в будущее).
Оценка: в средней степени выраженная устремленность в буду-
щее.
3. Степень риска (осторожность -> склонность к риску).
Оценка: в средней степени выраженная осторожность.
Средняя оценка: в слабой степени выраженная ориентация на от-
крытость переменам.
III. Ориентация друг на друга (отвержение взаимодействия ->
направленность на взаимодействие).
1. Толерантность (агрессивность -> миролюбие).
Оценка: в полной мере выраженная миролюбие.
2. Эмоциональность (холодность -> сердечность).
Оценка: в полной мере выраженная сердечность.
3. Мотивация достижения (соперничество -> уступчивость).
Оценка: в средней степени выраженная уступчивость.
Средняя оценка: в полной мере выраженная ориентация на вза-
имодействие.
IV. Ориентация на власть (слабый социальный контроль ->
сильный социальный контроль).
1. Подчинение запретительным стандартам общества (своево-
лие -> дисциплинированность).
Оценка: в слабой степени выраженное своеволие.
2. Подчинение регулирующим стандартам общества (анархия ->
законопослушность).
Оценка: в слабой степени выраженная законопослушность.
3. Значимость авторитета (недоверие к власти -> уважение
власти).
Оценка: в слабой степени выраженное недоверие к власти.
Средняя оценка: неопределенный уровень ориентации.
|