МЕТОДИКА:
Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя
(сокращенный вариант)
(Е. С. Жариков).
Методика предназначена для диагностики предпочтения (склонности) од-
ного из видов управленческой деятельности.
Методика представлена в виде анкеты (опросника) с 61 утверждением,
продолжающим высказывание "Я хотел бы...". Испытуемым предлагается на
бланках для ответа по 11-балльной шкале (от 0 до 10) оценить силу своего
желания заниматься перечисленными работами. Причем первое утверждение - "Я
хотел бы быть руководителем" выявляет статусную привлекательность руково-
дящей работы для испытуемого. Последующие 60 утверждений служат для выяв-
ления склонности к различным видам управленческой работы, которые для
удобства условно названы:
"мыслитель",
"штабной работник",
"организатор",
"кадровик",
"воспитатель",
"снабженец",
"общественник",
"инноватор",
"контролер",
"дипломат".
Опросник состоит из 61 вопроса.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник каскадной самооценки хозяйственного
руководителя.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
*
10 ┼
9 ┼ ██
8 ┼ ██
7 ┼─██───────────────────██───────
6 ┼ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼─██─██────██─██───────██────██─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Мс Шр Ор Кд Вс Сн Об Ин Кн Дп
Тестовые показатели:
Статусная привлекательнность
руководящей работы - СП = 7.0
1. "Мыслитель" - Мс = 7.2
2. "Штабной работник" - Шр = 4.5
3. "Организатор" - Ор = 3.5
4. "Кадровик" - Кд = 5.2
5. "Воспитатель" - Вс = 5.3
6. "Снабженец" - Сн = 3.7
7. "Общественник" - Об = 3.5
8. "Инноватор" - Ин = 9.2
9. "Контролер" - Кн = 3.0
10. "Дипломат" - Дп = 5.3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Cтатусная привлекательность руководящей работы.
Тестовый показатель: повышенный.
1. "Мыслитель".
Решение управленческих проблем.
Выявление и формулирование управленческих проблем (противоре-
чий между заданиями и возможностями).
Поиск эффективных методов решения проблем.
Разрабатка перечней необходимых изобретений и рационализатор-
ских предложений.
Чтение лекции и выступления с докладами.
Поиск и нейтрализация факторов, мешающих производству продук-
ции высокого качества.
Тестовый показатель: повышенный.
2. "Штабной работник".
Работа с управленческой документацией.
Планирование.
Осуществление команд и распоряжений.
Разрабатка инструкций.
Стимулирование работников.
Принятие решений по проблемам.
Тестовый показатель: пониженный.
3. "Организатор".
Организация подчиненных на выполнение заданий.
Организация совещаний и заседаний.
Проводение заседаний и совещаний.
Организация повышения квалификации работников, направленная
на приобретение навыков бездефектной работы.
Советы подчиненным.
Привлечение рядовых работников к управлению.
Тестовый показатель: пониженный.
4. "Кадровик".
Работа с кадрами.
Подбор кадров.
Подготовка приказов.
Непосредственное участие в обсуждении и решении управленчес-
ких проблем.
Написание отчетов.
Осуществление служебной переписки.
Тестовый показатель: средний.
5. "Воспитатель".
Обучение работников.
Инструктирование исполнителей.
Разъяснение работникам смысла и значения директивных докумен-
тов.
Рассматрение (разрешение) конфликтов.
Чтение лекций и выступления с докладами.
Воспитательная работя среди членов коллектива.
Тестовый показатель: средний.
6. "Снабженец".
Осуществление снабженческой деятельности.
Организация работы службы материально-технического снабжения.
Служебные командировки.
Доставка необходимого для выполнения производственных зада-
ний.
Устанавление устойчивых связей с поставщиками.
Распределение материально-технических ресурсов.
Разрабатка рациональных (экономных) способов расходования ре-
сурсов.
Тестовый показатель: пониженный.
7. "Общественник".
Участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях.
Постановка задачи перед подчиненными.
Участие в решении социально-бытовых проблем работников.
Осуществление социального планирования развития коллектива.
Произнесение речи на собраниях, совещаниях, заседаниях.
Работа в президиумах заседаний.
Тестовый показатель: пониженный.
8. "Инноватор".
Внедрение научно-технических достижений в производство.
Составление приоритетных списков проблем.
Поиск научно-технических новинок для внедрения.
Непосредственное решение вопросов "привязки" новинок к усло-
виям производства.
Убеждение в полезности нововведений.
Работа над тем, чтобы члены коллектива становились сторонни-
ками нововведений.
Тестовый показатель: высокий.
9. "Контролер".
Осуществление работы по обеспечению выпуска продукции высоко-
го качества.
Выявление факторов, способствующих выпуску продукции высокого
качества.
Создание или совершенствование системы контроля качества
продукции.
Развитие заинтересованности работников в повышении качества
продукции.
Контроль выполнения заданий.
Осуществление наказания за нерадивость.
Тестовый показатель: пониженный.
10. "Дипломат".
Организация связи с другими предприятиями и учреждениями.
Прием представителей других организаций и предприятий.
Поиск "своих" людей в других организациях.
Вступление в деловые контакты с представителями других учреж-
дений и организаций.
Представление своей организации на совещаниях в других орга-
низациях и учреждениях.
Установление постоянных связей с работниками других организа-
ций и предприятий.
Тестовый показатель: средний.
|