МЕТОДИКА:
Шкала оценки коммуникативных речевых навыков
(Р. Эриксон)
(Адаптация для русскоязычного контингента:
В.А. Калягин, Л Н. Мацько).
Методика предназначена для оценки меры фиксации на своем речевом де-
фекте. Ее ценность заключается в том, что она позволяет описывать симпто-
матологию психического компонента расстройства речи и голоса, а также об-
ладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была создана Р.
Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей заикающихся
на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в диапа-
зоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале сфомулированы
в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге ("Мне трудно раз-
говаривать перед аудиторией", "Моя речь производит хорошее впечатление").
При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном негативных
пациент получает один балл за каждый пункт так, что максимальный возможный
балл соответствует количеству пунктов шкалы - 24.
Предварительная апробация шкалы проведена автором методики на пятиде-
сяти взрослых заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Бы-
ла показана высокая положительная зависимость между баллами шкалы, само-
оценкой и клинической оценкой степени заикания, а также оценкой заикающи-
мися результатов лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуа-
циях. В дальнейшем была увеличена надежность и валидность методики путем
коррекции отдельных пунктов шкалы.
Здесь представлен вариант, адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н. Мацько
(1986) для русскоязычного контингента. Шкала была переведена на русский
язык лингвистами, после чего предложена заикающимся. В процессе непосред-
ственного тестирования были уточнены конкретные формулировки отдельных
пунктов. Уточнение качества перевода производилось также методом двойного
перевода уже переведенного текста снова на английский язык, а затем вновь
на русский.
Анализ результатов.
Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За один балл
принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.
Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направлен-
ности тревоги на:
речь;
общение;
уверенность.
Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотера-
певтическую помощь.
Опросник состоит из 24 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе приняты следующие условные критерии автоматической
интерпретации результатов тестирования:
По субшкалам ("речь", "общение", "уверенность"):
0 - 1 низкий показатель;
2 - 3 пониженный показатель;
4 - 5 средний показатель;
6 - 7 повышенный показатель;
8 высокий показатель.
По общему тестовому показателю("речь" + "общение" + "уверенность"):
0 - 5 низкий показатель;
6 - 10 пониженный показатель;
11 - 14 средний показатель;
15 - 19 повышенный показатель;
20 - 25 высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала оценки коммуникативных речевых навыков.
Ф.И.О: _________________
Доп. данные:____________
Структура направленности тревоги:
Рч: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓███───────╢>
Об: ╟─▒▒▒──────────────────────╢>
Ув: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────╢>
Интегральный тестовый показатель:
КРН: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────────╢>
<────────[-]───────><─[==]─><────────[+]───────>
Тестовые показатели:
1. Речь - Рч = 6
2. Общение - Об = 1
3. Уверенность - Ув = 4
---------------------------------------------
Интегральный тестовый показатель - КРН = 11
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень направленности тревоги на речь.
Низкий уровень направленности тревоги на общение.
Средний уровень тревоги, связанной с уверенностью в себе.
Интегральная оценка коммуникативных речевых навыков:
Средний общий уровень речевой тревожности.
|