МЕТОДИКА:                                  
               Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления               
                    (И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова).                      
 
      Методика предназначена для диагностики преобладающей стратегии совла- 
 дающего поведения.                                                         
      В опроснике предлагаются субшкалы  для  оценки  частоты  употребления 
 каждой из описанных стратегий, а также коэффициенты для оценки выраженнос- 
 ти конструктивных преобразующих и приспособительных  стратегий  и  неконс- 
 труктивных стратегий преодоления.                                          
 
      Конструктивные преобразующие стратегии:                               
      С1 - "Когнитивная репетиция".                                         
      С2 - "Коррекция ожиданий и надежд".                                   
      С3 - "Идущее вниз сравнение".                                         
      С4 - "Идущее вверх сравнение".                                        
      С5 - "Антиципирующее преодоление".                                    
      С6 - "Превосходящая печаль".                                          
 
      Конструктивные приспособительные стратегии:                           
      С7 - "Позитивного истолкования".                                      
      С8 - "Придание ситуации нетривиального смысла".                       
      С9 - "Изменения личностных свойств".                                  
      С10 - "Идентификация со счастливчиками".                              
 
      Неконструктивные стратегии:                                           
      С11 - "Фокусированная на эмоциях стратегия".                          
      С12 - "Уход или бегство из трудной ситуации".                         
      С13 - "Стратегия отрицания".                                          
 
      Методика предназначается только для взрослых (16 лет и старше).       
      Она может использоваться для диагностики особенностей  преодолевающе- 
 го поведения в практике психологического консультирования в индивидуальном 
 варианте, а также как инструментарий в ходе групповой психологической  ра- 
 боты.                                                                      
 
                          Интегральные показатели.                          
 
      А - конструктивные преобразующие стратегии копинга:                   
      А=(С1+С2+С3+С4+С5+С6)/6.                                              
 
      В - конструктивные приспособительные стратегии копинга:               
      В=(С7+С8+С9+С10)/4.                                                   
 
      С - неконструктивные стратегии копинга:                               
      С=(С11+С12+С13)/3.                                                    
 
      К - коэффициент конструктивности:                                     
      К=(А+В)/(А+В+С).                                                      
 
      Интерпретация результатов.                                            
      По каждой стратегии преодоления предполагаются следующие нормы:       
      0-4 балла - никогда не используемая стратегия;                        
      5-7 баллов - редко используемая стратегия;                            
      8-11 баллов - часто используемая стратегия;                           
      12-16 баллов - очень часто используемая стратегия (на уровне  стерео- 
 типа).                                                                     
 
      Описание стратегий.                                                   
 
      Каждый из классов копинг-поведения включает в себя несколько  страте- 
 гий.                                                                       
 
      Конструктивные стратегии преодоления являются активным преобразовани- 
 ем трудных жизненных условий. Это преобразование может быть направлено  на 
 ситуацию, и тогда говорят о конструктивных преобразующих стратегиях  прео- 
 доления (аналог проблемно-фокусированных стратегий Лазаруса и  Фолькмана). 
 Либо, попав в трудную ситуацию, человек приходит к выводу, что только  на- 
 меренное, сознательное изменение им своих особенностей  может  привести  к 
 благополучию. В этом случае  говорят  о  конструктивных  приспособительных 
 стратегиях  преодоления  (соответственно  аналог   симптомо-фокусированных 
 стратегий).                                                                
 
      Конструктивными преобразующими стратегиями преодоления являются  сле- 
 дующие:                                                                    
 
      С1. "Когнитивная репетиция".                                          
      Приняв решение о возможности позитивного изменения трудной  ситуации, 
 субъект начинает формировать ее как проблему,  он  определяет  конечную  и 
 промежуточные цели, намечает план решения, определяет  способы  достижения 
 цели. Затем проигрывает в уме свои действия и  их  возможные  последствия. 
 После этого человек может попытаться практически решить  трудную  ситуацию 
 по намеченному плану. Иногда он не использует практические действия, а за- 
 меняет их вербальными формами реагирования.                                
 
      С2. "Коррекция ожиданий и надежд".                                    
      Во многих случаях продолжительные, но неудачные попытки преобразовать 
 травмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы оказы- 
 ваются исчерпанными, наблюдается предельное оскудение ценностного содержа- 
 ния сознания. Обычно деятельность начинает побуждаться  только  той  един- 
 ственной ценностью, которая составляет  суть  проблемы.  Человек  пытается 
 также создать новую систему психологической  регуляции.  Саморегуляция  на 
 какое-то время занимает центральное место в поведении человека и  является 
 самостоятельной деятельностью. Такая перестройка дает субъекту шанс  спра- 
 виться со стрессовой ситуацией. Но проблема может остаться  нерешенной.  В 
 этом случае человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Поражение не- 
 сет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивного отношения 
 к себе. Все это крайне болезненно для человека, в таких случаях он отказы- 
 вается временно от поставленной цели и снижает планку своих намерений. Че- 
 ловек ставит перед собой менее сложные задачи и прикладывает усилия для их 
 достижения.                                                                
 
      С3. "Идущее вниз сравнение".                                          
      Стратегия ориентирована на восстановление позитивного отношения к се- 
 бе, чувства личного благополучия. Она часто используется людьми, попавшими 
 в безвыходное положение. Применяя ее, человек сравнивает  себя  с  людьми, 
 находящимися в еще более незавидном положении.                             
 
      С4. "Идущее вверх сравнение".                                         
      Человек для восстановления позитивного отношения к себе и  сохранения 
 самооценки может прибегнуть к данной стратегии и вспомнить о своих успехах 
 в других областях и ситуациях. Человек вспоминает все то хорошее,  что  он 
 имеет в жизни, все те достижения, которыми он может гордиться. Этот  прием 
 обесценивает неудачу, не требует негативной перестройки отношения к себе.  
 
      С5. "Антиципирующее преодоление".                                     
      Эта стратегия позволяет человеку психологически подготовиться к  воз- 
 можным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения труд- 
 ностей. Человек начинает думать о тех негативных изменениях в жизни, кото- 
 рые могут произойти с ним, и представлять свое поведение в них.            
 
      С6. "Предвосхищающая печаль".                                         
      Человек начинает думать о том, что произойдет, если он вдруг останет- 
 ся без близких людей или лишится одного  из  родственников.  Это  является 
 мощной психологической защитой в случае, если данное событие произойдет  в 
 реальной действительности.                                                 
 
      Конструктивные приспособительные стратегии  включают  изменение  соб- 
 ственных характеристик и отношения к ситуации.                             
      К ним относятся следующие.                                            
 
      С7. "Позитивное истолкование".                                        
      Стратегия часто используется людьми, которые в случае неудачи говорят 
 о том, что для них это новый шанс добиться успеха, и жизнь тем и  интерес- 
 на, что постоянно пробует их на прочность, предлагая все новые и новые ис- 
 пытания.                                                                   
 
      С8. "Придание ситуации нетривиального смысла".                        
      Человек может сказать о том, что никто другой не страдал в жизни и не 
 видел больше горя, чем он. В таком случае  трудное  положение  оказывается 
 для него просто еще одним испытанием, выпавшим на его долю,  и  тем  самым 
 оно утрачивает свой резко негативный смысл.                                
 
      С9. "Изменение личностных свойств".                                   
      Стратегия, направленная на изменение собственных  характеристик  лич- 
 ности. В трудной ситуации, чтобы не снизить самооценку и не  относить  не- 
 удачу к самому себе, человек зачастую принимает на себя определенную  роль 
 и ведет себя в соответствии с этой ролью. Ролевое поведение является одним 
 из эффективных примеров преодоления трудностей человеком с некоторыми  не- 
 желательными чертами личности, например, застенчивостью. Вместе с  тем  он 
 выявляет влияние роли на личность. Как бы ни отчуждал от себя человек  ра- 
 зыгрываемую им роль, она все равно изменяет личность.                      
 
      С10. "Идентификация со счастливчиками".                               
      К этой стратегии прибегают люди, перенесшие много неудач и  разочаро- 
 ваний, причину которых они видят в отсутствии у себя качества удачливости. 
 Обычно это очень суеверные люди, придающие особое значение народным приме- 
 там. Идентифицируясь с преуспевающими людьми, "неудачники" как бы дополня- 
 ют себя особыми способностями. Им важно, чтобы их окружали удачливые люди. 
 Они верят в то, что для достижения успеха в любой группе должен быть  "та- 
 лисман" - человек, которому "улыбается  судьба".  Становясь  функционерами 
 авторитетных организаций, такие люди не только получают право говорить  "о 
 наших успехах", они на самом деле начинают ощущать себя  сильными  и  дей- 
 ствуют более уверенно.                                                     
 
      При использовании неконструктивных стратегий субъект остается пассив- 
 ным и считает негативные события неустранимыми. Эти  стратегии  направлены 
 на борьбу с эмоциональными нарушениями, вызванными травмирующим  событием, 
 поэтому их называют эмоционально-фокусированными.                          
 
      С11. "Фиксированная на эмоциях стратегия".                            
      Это стратегия психологической борьбы с негативными эмоциями и  болез- 
 ненными ощущениями. Человек не может ни практически преобразовывать ситуа- 
 цию, ни уйти от источника опасности и страдания. Такие ситуации часто воз- 
 никают в сфере здоровья. И тогда человек "не замечает" симптомов  болезни, 
 старается относиться с юмором  к  своему  положению,  надеется  на  помощь 
 сверхъестественных сил. Примерами этой  стратегии  могут  служить  случаи, 
 когда люди верят в то, что смертельно больные люди  излечиваются  чудесным 
 образом, что одним желанием выздороветь, поверив в излечение, можно  иско- 
 ренить смертельную болезнь. Эти приемы неконструктивны в том, что  не  ус- 
 траняют трудную проблему, но все же  они  адаптивны,  поскольку  облегчают 
 психологическое состояние человека.                                        
 
      С12. "Уход или бегство из трудной ситуации".                          
      Эта стратегия может осуществляться не только в практической, но  и  в 
 чисто психологической форме - путем внутреннего отчуждения от ситуации или 
 подавления мыслей о ней. Субъекты "ухода" - это индивиды, пережившие много 
 разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они могут от казать- 
 ся от повышения по службе и заманчивого предложения,  мотивируя  это  тем, 
 что таким образом они избегут связанных с этим осложнений и проблем. Избе- 
 гание всех сомнительных ситуаций становится у таких людей  личной  особен- 
 ностью. И тогда они стараются избегать ситуации, подобной той,  в  которой 
 они когда-то оказались не на высоте. Конечно, в определенных случаях такая 
 стратегия может быть оправданной и конструктивной, но в любом  случае  она 
 остается пассивной, без стремления человека что-либо  сделать  для  своего 
 благополучия.                                                              
 
      С13. "Стратегия отрицания".                                           
      Эта стратегтя - отказ признать, что произошло  травмирующее  событие. 
 Своеобразие отрицания заключается в следующем: люди знают,  что  произошло 
 нечто тяжелое, но они не переживают острых негативных чувств и ведут  себя 
 так, как будто ничего не  случилось.  Отрицание  является  психологическим 
 барьером на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний  мир 
 человека, в его ценностно-смысловую систему. Отрицание позволяет  человеку 
 перерабатывать трагические ситуации "малыми дозами", постепенно  ассимили- 
 руя их смысловой сферой личности. После ассимиляции события меняется  соз- 
 нание человека, его отношение к миру, появляется новая оценка жизни и соб- 
 ственных возможностей, в его сознании увеличивается  пространство  личного 
 будущего. Это является адаптивным компонентом в данной,  в  целом  неконс- 
 труктивной стратегии преодоления.                                          
 
      Опросник состоит из 53 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления.                  
 Ф.И.О: ________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
              % *                                                           
            100 ┼────────────────────────────────────────                   
             90 ┼                                                           
             80 ┼─██─────────────────────────────────────                   
             70 ┼ ██                                                        
             60 ┼─██──────────────────────────────────██─                   
             50 ┼ ██ ▄▄    ██    ▄▄                   ██                    
             40 ┼─██─██────██────██───────██───────██─██─                   
             30 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                    
             20 ┼─██─██─██─██────██─██────██─██─██─██─██─                   
             10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██                    
              0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                  
                  01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13                    
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
    Конструктивные преобразующие стратегии:                                 
     1. "Когнитивная репетиция"                   -  С1 = 13  81%           
     2. "Коррекция ожиданий и надежд"             -  С2 = 10  50%           
     3. "Идущее вниз сравнение"                   -  С3 =  5  31%           
     4."Идущее вверх сравнение"                   -  С4 =  9  56%           
     5. "Антиципирующее преодоление"              -  С5 =  3  19%           
     6. "Предвосхищающая печаль"                  -  С6 =  8  50%           
 
    Конструктивные приспособительные стратегии:                             
     7. "Позитивное истолкование"                 -  С7 =  5  31%           
     8. "Придание ситуации нетривиального смысла" -  С8 =  1   6%           
     9. "Изменение личностных свойств"            -  С9 =  7  44%           
    10. "Идентификация со счастливчиками"         - С10 =  6  38%           
 
    Неконструктивные стратегии:                                             
    11. "Фиксированная на эмоциях стратегия"      - С11 =  5  31%           
    12. "Уход или бегство из трудной ситуации"    - С12 =  7  44%           
    13. "Стратегия отрицания"                     - С13 = 11  69%           
 
                       Интегральные показатели:                             
 
            Конструктивные преобразующие стратегии копинга:                 
                  А=(С1+С2+С3+С4+С5+С6)/6 - A = 8.00                        
 
          Конструктивные приспособительные стратегии копинга:               
                    В=(С7+С8+С9+С10)/4 - B = 4.75                           
 
                 Неконструктивные стратегии копинга:                        
                    С=(С11+С12+С13)/3 - С = 7.67                            
 
                    Коэффициент конструктивности:                           
                     К=(А+В)/(А+В+С) - К = 0.62                             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
              I. Конструктивные стратегии преодоления.                      
      Стратегии активного преобразование трудных жизненных условий,         
 которые могут быть направлены на ситуацию. Либо, попав  в  трудную         
 ситуацию, человек приходит к выводу, что только намеренное, созна-         
 тельное изменение им своих особенностей может привести к  благопо-         
 лучию.                                                                     
 
      С1. "Когнитивная репетиция".                                          
      Приняв решение о возможности  позитивного  изменения  трудной         
 ситуации, субъект начинает формировать ее как проблему, он опреде-         
 ляет конечную и промежуточные цели, намечает план решения, опреде-         
 ляет способы достижения цели. Затем проигрывает в  уме  свои  дей-         
 ствия и их возможные последствия. После этого человек может  попы-         
 таться практически решить трудную ситуацию по  намеченному  плану.         
 Иногда он не использует практические действия, а заменяет их  вер-         
 бальными формами реагирования.                                             
      Тестовая оценка: очень часто используемая стратегия.                  
 
      С2. "Коррекция ожиданий и надежд".                                    
      Во многих случаях продолжительные, но неудачные попытки  пре-         
 образовать травмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все         
 его ресурсы оказываются исчерпанными, наблюдается предельное оску-         
 дение ценностного содержания сознания. Обычно деятельность начина-         
 ет побуждаться только той единственной ценностью, которая  состав-         
 ляет суть проблемы. Человек пытается также создать  новую  систему         
 психологической регуляции. Саморегуляция на какое-то время занима-         
 ет центральное место в поведении человека и является самостоятель-         
 ной деятельностью. Такая перестройка дает субъекту шанс справиться         
 со стрессовой ситуацией. Но проблема может остаться нерешенной.  В         
 этом случае человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Пора-         
 жение несет за собой снижение самооценки, требует пересмотра пози-         
 тивного отношения к себе. Все это крайне болезненно для  человека,         
 в таких случаях он отказывается временно от  поставленной  цели  и         
 снижает планку своих намерений. Человек ставит перед  собой  менее         
 сложные задачи и прикладывает усилия для их достижения.                    
      Тестовая оценка: часто используемая стратегия.                        
 
      С3. "Идущее вниз сравнение".                                          
      Стратегия ориентирована на восстановление позитивного отноше-         
 ния к себе, чувства личного благополучия. Она  часто  используется         
 людьми, попавшими в безвыходное положение.  Применяя  ее,  человек         
 сравнивает себя с людьми, находящимися в ещс более незавидном  по-         
 ложении.                                                                   
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
      С4. "Идущее вверх сравнение".                                         
      Человек для восстановления позитивного отношения к себе и со-         
 хранения самооценки может прибегнуть к данной стратегии  и  вспом-         
 нить о своих успехах в  других областях и ситуациях. Человек вспо-         
 минает все то хорошее, что он имеет в жизни,  все  те  достижения,         
 которыми он может гордиться. Этот прием обесценивает  неудачу,  не         
 требует негативной перестройки отношения к себе.                           
      Тестовая оценка: часто используемая стратегия.                        
 
      С5. "Антиципирующее преодоление".                                     
      Эта стратегия позволяет человеку психологически  подготовить-         
 ся к возможным нелегким  испытаниям  и  заранее  наметить  способы         
 предотвращения трудностей. Человек начинает думать о тех  негатив-         
 ных изменениях в жизни, которые могут произойти с ним, и представ-         
 лять свое поведение в них.                                                 
      Тестовая оценка: никогда не используемая стратегия.                   
 
      С6. "Предвосхищающая печаль".                                         
      Человек начинает думать о том, что произойдет, если он  вдруг         
 останется без близких людей или лишится одного  из  родственников.         
 Это является мощной психологической защитой в случае, если  данное         
 событие произойдет в реальной действительности.                            
      Тестовая оценка: часто используемая стратегия.                        
 
    II.  Конструктивные  приспособительные  стратегии -  изменение          
            собственных характеристик и отношения к ситуации.               
 
      С7. "Позитивное истолкование".                                        
      Стратегия часто используется людьми, которые в случае неудачи         
 говорят о том, что для них это новый шанс добиться успеха, и жизнь         
 тем и интересна, что постоянно пробует их на прочность,  предлагая         
 все новые и новые испытания.                                               
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
      С8. "Придание ситуации нетривиального смысла".                        
      Человек может сказать о том, что никто другой  не  страдал  в         
 жизни и не видел больше горя, чем он. В таком случае трудное поло-         
 жение оказывается для него просто еще одним  испытанием,  выпавшим         
 на его долю, и тем самым  оно  утрачивает  свой  резко  негативный         
 смысл.                                                                     
      Тестовая оценка: никогда не используемая стратегия.                   
 
      С9. "Изменение личностных свойств".                                   
      Стратегия, направленная на изменение собственных  характерис-         
 тик личности. В трудной ситуации, чтобы не снизить самооценку и не         
 относить неудачу к самому себе, человек зачастую принимает на себя         
 определенную роль и ведет себя в соответствии с этой ролью.  Роле-         
 вое поведение является одним из эффективных  примеров  преодоления         
 трудностей человеком с некоторыми нежелательными чертами личности,         
 например, застенчивостью. Вместе с тем он выявляет влияние роли на         
 личность. Как бы ни отчуждал  от  себя  человек  разыгрываемую  им         
 роль, она все равно изменяет личность.                                     
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
      С10. "Идентификация со счастливчиками".                               
      К этой стратегии прибегают люди, перенесшие  много  неудач  и         
 разочарований, причину которых они видят в отсутствии у  себя  ка-         
 чества удачливости. Обычно это  очень  суеверные  люди,  придающие         
 особое значение народным приметам. Идентифицируясь с преуспевающи-         
 ми людьми, "неудачники" как бы дополняют себя особыми способностя-         
 ми. Им важно, чтобы их окружали удачливые люди. Они  верят  в  то,         
 что для достижения успеха в любой группе должен быть  "талисман" -         
 человек, которому "улыбается судьба". Становясь функционерами  ав-         
 торитетных организаций, такие люди не только получают право  гово-         
 рить "о наших успехах", они на самом деле  начинают  ощущать  себя         
 сильными и действуют более уверенно.                                       
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
                 III. Неконструктивные стратегии.                           
      При использовании неконструктивных стратегий субъект остается         
 пассивным и считает негативные события неустранимыми. Эти  страте-         
 гии направлены на борьбу с эмоциональными нарушениями,  вызванными         
 травмирующим событием, поэтому их называют  эмоционально-фокусиро-         
 ванными.                                                                   
 
      С11. "Фиксированная на эмоциях стратегия".                            
      Это стратегия психологической борьбы с негативными эмоциями и         
 болезненными ощущениями. Человек не может ни практически  преобра-         
 зовывать ситуацию, ни уйти от источника опасности и страдания. Та-         
 кие ситуации часто возникают в сфере здоровья. И тогда человек "не         
 замечает" симптомов болезни, старается относиться с юмором к свое-         
 му положению, надеется на помощь сверхъестественных сил. Примерами         
 этой стратегии могут служить случаи, когда люди верят  в  то,  что         
 смертельно больные люди излечиваются чудесным образом,  что  одним         
 желанием выздороветь, поверив в излечение, можно искоренить  смер-         
 тельную болезнь. Эти приемы неконструктивны в том, что не устраня-         
 ют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку  облегчают         
 психологическое состояние человека.                                        
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
      С12. "Уход или бегство из трудной ситуации".                          
      Эта стратегия может осуществляться не только в  практической,         
 но и в чисто психологической форме - путем внутреннего  отчуждения         
 от ситуации или подавления мыслей о  ней.  Субъекты  "ухода" - это         
 индивиды, пережившие много разочарований и неудач.  Будучи  доста-         
 точно способными, они могут от казаться от повышения по  службе  и         
 заманчивого предложения, мотивируя это тем, что таким образом  они         
 избегут связанных с этим осложнений и проблем. Избегание всех сом-         
 нительных ситуаций становится у таких людей личной особенностью. И         
 тогда они стараются избегать ситуации, подобной той, в которой они         
 когда-то оказались не на высоте. Конечно, в  определенных  случаях         
 такая стратегия может быть оправданной и конструктивной, но в  лю-         
 бом случае она остается пассивной, без стремления человека что-ли-         
 бо сделать для своего благополучия.                                        
      Тестовая оценка: редко используемая стратегия.                        
 
      С13. "Стратегия отрицания".                                           
      Эта стратегтя - отказ признать,  что  произошло  травмирующее         
 событие. Своеобразие отрицания заключается в следующем: люди  зна-         
 ют, что произошло нечто тяжелое, но они не переживают острых нега-         
 тивных чувств и ведут себя так, как будто ничего не случилось. От-         
 рицание является психологическим барьером на пути  разрушительного         
 проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его  ценност-         
 но-смысловую систему. Отрицание позволяет человеку  перерабатывать         
 трагические ситуации "малыми дозами",  постепенно  ассимилируя  их         
 смысловой сферой личности. После ассимиляции события меняется соз-         
 нание человека, его отношение к миру, появляется новая оценка жиз-         
 ни и собственных возможностей, в его сознании увеличивается  прос-         
 транство личного будущего. Это является адаптивным  компонентом  в         
 данной, в целом неконструктивной стратегии преодоления.                    
      Тестовая оценка: часто используемая стратегия.