МЕТОДИКА:
Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления
(И.Г. Сизова, С.И. Филиппченкова).
Методика предназначена для диагностики преобладающей стратегии совла-
дающего поведения.
В опроснике предлагаются субшкалы для оценки частоты употребления
каждой из описанных стратегий, а также коэффициенты для оценки выраженнос-
ти конструктивных преобразующих и приспособительных стратегий и неконс-
труктивных стратегий преодоления.
Конструктивные преобразующие стратегии:
С1 - "Когнитивная репетиция".
С2 - "Коррекция ожиданий и надежд".
С3 - "Идущее вниз сравнение".
С4 - "Идущее вверх сравнение".
С5 - "Антиципирующее преодоление".
С6 - "Превосходящая печаль".
Конструктивные приспособительные стратегии:
С7 - "Позитивного истолкования".
С8 - "Придание ситуации нетривиального смысла".
С9 - "Изменения личностных свойств".
С10 - "Идентификация со счастливчиками".
Неконструктивные стратегии:
С11 - "Фокусированная на эмоциях стратегия".
С12 - "Уход или бегство из трудной ситуации".
С13 - "Стратегия отрицания".
Методика предназначается только для взрослых (16 лет и старше).
Она может использоваться для диагностики особенностей преодолевающе-
го поведения в практике психологического консультирования в индивидуальном
варианте, а также как инструментарий в ходе групповой психологической ра-
боты.
Интегральные показатели.
А - конструктивные преобразующие стратегии копинга:
А=(С1+С2+С3+С4+С5+С6)/6.
В - конструктивные приспособительные стратегии копинга:
В=(С7+С8+С9+С10)/4.
С - неконструктивные стратегии копинга:
С=(С11+С12+С13)/3.
К - коэффициент конструктивности:
К=(А+В)/(А+В+С).
Интерпретация результатов.
По каждой стратегии преодоления предполагаются следующие нормы:
0-4 балла - никогда не используемая стратегия;
5-7 баллов - редко используемая стратегия;
8-11 баллов - часто используемая стратегия;
12-16 баллов - очень часто используемая стратегия (на уровне стерео-
типа).
Описание стратегий.
Каждый из классов копинг-поведения включает в себя несколько страте-
гий.
Конструктивные стратегии преодоления являются активным преобразовани-
ем трудных жизненных условий. Это преобразование может быть направлено на
ситуацию, и тогда говорят о конструктивных преобразующих стратегиях прео-
доления (аналог проблемно-фокусированных стратегий Лазаруса и Фолькмана).
Либо, попав в трудную ситуацию, человек приходит к выводу, что только на-
меренное, сознательное изменение им своих особенностей может привести к
благополучию. В этом случае говорят о конструктивных приспособительных
стратегиях преодоления (соответственно аналог симптомо-фокусированных
стратегий).
Конструктивными преобразующими стратегиями преодоления являются сле-
дующие:
С1. "Когнитивная репетиция".
Приняв решение о возможности позитивного изменения трудной ситуации,
субъект начинает формировать ее как проблему, он определяет конечную и
промежуточные цели, намечает план решения, определяет способы достижения
цели. Затем проигрывает в уме свои действия и их возможные последствия.
После этого человек может попытаться практически решить трудную ситуацию
по намеченному плану. Иногда он не использует практические действия, а за-
меняет их вербальными формами реагирования.
С2. "Коррекция ожиданий и надежд".
Во многих случаях продолжительные, но неудачные попытки преобразовать
травмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы оказы-
ваются исчерпанными, наблюдается предельное оскудение ценностного содержа-
ния сознания. Обычно деятельность начинает побуждаться только той един-
ственной ценностью, которая составляет суть проблемы. Человек пытается
также создать новую систему психологической регуляции. Саморегуляция на
какое-то время занимает центральное место в поведении человека и является
самостоятельной деятельностью. Такая перестройка дает субъекту шанс спра-
виться со стрессовой ситуацией. Но проблема может остаться нерешенной. В
этом случае человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Поражение не-
сет за собой снижение самооценки, требует пересмотра позитивного отношения
к себе. Все это крайне болезненно для человека, в таких случаях он отказы-
вается временно от поставленной цели и снижает планку своих намерений. Че-
ловек ставит перед собой менее сложные задачи и прикладывает усилия для их
достижения.
С3. "Идущее вниз сравнение".
Стратегия ориентирована на восстановление позитивного отношения к се-
бе, чувства личного благополучия. Она часто используется людьми, попавшими
в безвыходное положение. Применяя ее, человек сравнивает себя с людьми,
находящимися в еще более незавидном положении.
С4. "Идущее вверх сравнение".
Человек для восстановления позитивного отношения к себе и сохранения
самооценки может прибегнуть к данной стратегии и вспомнить о своих успехах
в других областях и ситуациях. Человек вспоминает все то хорошее, что он
имеет в жизни, все те достижения, которыми он может гордиться. Этот прием
обесценивает неудачу, не требует негативной перестройки отношения к себе.
С5. "Антиципирующее преодоление".
Эта стратегия позволяет человеку психологически подготовиться к воз-
можным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения труд-
ностей. Человек начинает думать о тех негативных изменениях в жизни, кото-
рые могут произойти с ним, и представлять свое поведение в них.
С6. "Предвосхищающая печаль".
Человек начинает думать о том, что произойдет, если он вдруг останет-
ся без близких людей или лишится одного из родственников. Это является
мощной психологической защитой в случае, если данное событие произойдет в
реальной действительности.
Конструктивные приспособительные стратегии включают изменение соб-
ственных характеристик и отношения к ситуации.
К ним относятся следующие.
С7. "Позитивное истолкование".
Стратегия часто используется людьми, которые в случае неудачи говорят
о том, что для них это новый шанс добиться успеха, и жизнь тем и интерес-
на, что постоянно пробует их на прочность, предлагая все новые и новые ис-
пытания.
С8. "Придание ситуации нетривиального смысла".
Человек может сказать о том, что никто другой не страдал в жизни и не
видел больше горя, чем он. В таком случае трудное положение оказывается
для него просто еще одним испытанием, выпавшим на его долю, и тем самым
оно утрачивает свой резко негативный смысл.
С9. "Изменение личностных свойств".
Стратегия, направленная на изменение собственных характеристик лич-
ности. В трудной ситуации, чтобы не снизить самооценку и не относить не-
удачу к самому себе, человек зачастую принимает на себя определенную роль
и ведет себя в соответствии с этой ролью. Ролевое поведение является одним
из эффективных примеров преодоления трудностей человеком с некоторыми не-
желательными чертами личности, например, застенчивостью. Вместе с тем он
выявляет влияние роли на личность. Как бы ни отчуждал от себя человек ра-
зыгрываемую им роль, она все равно изменяет личность.
С10. "Идентификация со счастливчиками".
К этой стратегии прибегают люди, перенесшие много неудач и разочаро-
ваний, причину которых они видят в отсутствии у себя качества удачливости.
Обычно это очень суеверные люди, придающие особое значение народным приме-
там. Идентифицируясь с преуспевающими людьми, "неудачники" как бы дополня-
ют себя особыми способностями. Им важно, чтобы их окружали удачливые люди.
Они верят в то, что для достижения успеха в любой группе должен быть "та-
лисман" - человек, которому "улыбается судьба". Становясь функционерами
авторитетных организаций, такие люди не только получают право говорить "о
наших успехах", они на самом деле начинают ощущать себя сильными и дей-
ствуют более уверенно.
При использовании неконструктивных стратегий субъект остается пассив-
ным и считает негативные события неустранимыми. Эти стратегии направлены
на борьбу с эмоциональными нарушениями, вызванными травмирующим событием,
поэтому их называют эмоционально-фокусированными.
С11. "Фиксированная на эмоциях стратегия".
Это стратегия психологической борьбы с негативными эмоциями и болез-
ненными ощущениями. Человек не может ни практически преобразовывать ситуа-
цию, ни уйти от источника опасности и страдания. Такие ситуации часто воз-
никают в сфере здоровья. И тогда человек "не замечает" симптомов болезни,
старается относиться с юмором к своему положению, надеется на помощь
сверхъестественных сил. Примерами этой стратегии могут служить случаи,
когда люди верят в то, что смертельно больные люди излечиваются чудесным
образом, что одним желанием выздороветь, поверив в излечение, можно иско-
ренить смертельную болезнь. Эти приемы неконструктивны в том, что не ус-
траняют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают
психологическое состояние человека.
С12. "Уход или бегство из трудной ситуации".
Эта стратегия может осуществляться не только в практической, но и в
чисто психологической форме - путем внутреннего отчуждения от ситуации или
подавления мыслей о ней. Субъекты "ухода" - это индивиды, пережившие много
разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они могут от казать-
ся от повышения по службе и заманчивого предложения, мотивируя это тем,
что таким образом они избегут связанных с этим осложнений и проблем. Избе-
гание всех сомнительных ситуаций становится у таких людей личной особен-
ностью. И тогда они стараются избегать ситуации, подобной той, в которой
они когда-то оказались не на высоте. Конечно, в определенных случаях такая
стратегия может быть оправданной и конструктивной, но в любом случае она
остается пассивной, без стремления человека что-либо сделать для своего
благополучия.
С13. "Стратегия отрицания".
Эта стратегтя - отказ признать, что произошло травмирующее событие.
Своеобразие отрицания заключается в следующем: люди знают, что произошло
нечто тяжелое, но они не переживают острых негативных чувств и ведут себя
так, как будто ничего не случилось. Отрицание является психологическим
барьером на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир
человека, в его ценностно-смысловую систему. Отрицание позволяет человеку
перерабатывать трагические ситуации "малыми дозами", постепенно ассимили-
руя их смысловой сферой личности. После ассимиляции события меняется соз-
нание человека, его отношение к миру, появляется новая оценка жизни и соб-
ственных возможностей, в его сознании увеличивается пространство личного
будущего. Это является адаптивным компонентом в данной, в целом неконс-
труктивной стратегии преодоления.
Опросник состоит из 53 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления.
Ф.И.О: ________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
% *
100 ┼────────────────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─██─────────────────────────────────────
70 ┼ ██
60 ┼─██──────────────────────────────────██─
50 ┼ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██
40 ┼─██─██────██────██───────██───────██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██────██─██────██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13
Тестовые показатели:
Конструктивные преобразующие стратегии:
1. "Когнитивная репетиция" - С1 = 13 81%
2. "Коррекция ожиданий и надежд" - С2 = 10 50%
3. "Идущее вниз сравнение" - С3 = 5 31%
4."Идущее вверх сравнение" - С4 = 9 56%
5. "Антиципирующее преодоление" - С5 = 3 19%
6. "Предвосхищающая печаль" - С6 = 8 50%
Конструктивные приспособительные стратегии:
7. "Позитивное истолкование" - С7 = 5 31%
8. "Придание ситуации нетривиального смысла" - С8 = 1 6%
9. "Изменение личностных свойств" - С9 = 7 44%
10. "Идентификация со счастливчиками" - С10 = 6 38%
Неконструктивные стратегии:
11. "Фиксированная на эмоциях стратегия" - С11 = 5 31%
12. "Уход или бегство из трудной ситуации" - С12 = 7 44%
13. "Стратегия отрицания" - С13 = 11 69%
Интегральные показатели:
Конструктивные преобразующие стратегии копинга:
А=(С1+С2+С3+С4+С5+С6)/6 - A = 8.00
Конструктивные приспособительные стратегии копинга:
В=(С7+С8+С9+С10)/4 - B = 4.75
Неконструктивные стратегии копинга:
С=(С11+С12+С13)/3 - С = 7.67
Коэффициент конструктивности:
К=(А+В)/(А+В+С) - К = 0.62
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Конструктивные стратегии преодоления.
Стратегии активного преобразование трудных жизненных условий,
которые могут быть направлены на ситуацию. Либо, попав в трудную
ситуацию, человек приходит к выводу, что только намеренное, созна-
тельное изменение им своих особенностей может привести к благопо-
лучию.
С1. "Когнитивная репетиция".
Приняв решение о возможности позитивного изменения трудной
ситуации, субъект начинает формировать ее как проблему, он опреде-
ляет конечную и промежуточные цели, намечает план решения, опреде-
ляет способы достижения цели. Затем проигрывает в уме свои дей-
ствия и их возможные последствия. После этого человек может попы-
таться практически решить трудную ситуацию по намеченному плану.
Иногда он не использует практические действия, а заменяет их вер-
бальными формами реагирования.
Тестовая оценка: очень часто используемая стратегия.
С2. "Коррекция ожиданий и надежд".
Во многих случаях продолжительные, но неудачные попытки пре-
образовать травмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все
его ресурсы оказываются исчерпанными, наблюдается предельное оску-
дение ценностного содержания сознания. Обычно деятельность начина-
ет побуждаться только той единственной ценностью, которая состав-
ляет суть проблемы. Человек пытается также создать новую систему
психологической регуляции. Саморегуляция на какое-то время занима-
ет центральное место в поведении человека и является самостоятель-
ной деятельностью. Такая перестройка дает субъекту шанс справиться
со стрессовой ситуацией. Но проблема может остаться нерешенной. В
этом случае человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Пора-
жение несет за собой снижение самооценки, требует пересмотра пози-
тивного отношения к себе. Все это крайне болезненно для человека,
в таких случаях он отказывается временно от поставленной цели и
снижает планку своих намерений. Человек ставит перед собой менее
сложные задачи и прикладывает усилия для их достижения.
Тестовая оценка: часто используемая стратегия.
С3. "Идущее вниз сравнение".
Стратегия ориентирована на восстановление позитивного отноше-
ния к себе, чувства личного благополучия. Она часто используется
людьми, попавшими в безвыходное положение. Применяя ее, человек
сравнивает себя с людьми, находящимися в ещс более незавидном по-
ложении.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
С4. "Идущее вверх сравнение".
Человек для восстановления позитивного отношения к себе и со-
хранения самооценки может прибегнуть к данной стратегии и вспом-
нить о своих успехах в других областях и ситуациях. Человек вспо-
минает все то хорошее, что он имеет в жизни, все те достижения,
которыми он может гордиться. Этот прием обесценивает неудачу, не
требует негативной перестройки отношения к себе.
Тестовая оценка: часто используемая стратегия.
С5. "Антиципирующее преодоление".
Эта стратегия позволяет человеку психологически подготовить-
ся к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы
предотвращения трудностей. Человек начинает думать о тех негатив-
ных изменениях в жизни, которые могут произойти с ним, и представ-
лять свое поведение в них.
Тестовая оценка: никогда не используемая стратегия.
С6. "Предвосхищающая печаль".
Человек начинает думать о том, что произойдет, если он вдруг
останется без близких людей или лишится одного из родственников.
Это является мощной психологической защитой в случае, если данное
событие произойдет в реальной действительности.
Тестовая оценка: часто используемая стратегия.
II. Конструктивные приспособительные стратегии - изменение
собственных характеристик и отношения к ситуации.
С7. "Позитивное истолкование".
Стратегия часто используется людьми, которые в случае неудачи
говорят о том, что для них это новый шанс добиться успеха, и жизнь
тем и интересна, что постоянно пробует их на прочность, предлагая
все новые и новые испытания.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
С8. "Придание ситуации нетривиального смысла".
Человек может сказать о том, что никто другой не страдал в
жизни и не видел больше горя, чем он. В таком случае трудное поло-
жение оказывается для него просто еще одним испытанием, выпавшим
на его долю, и тем самым оно утрачивает свой резко негативный
смысл.
Тестовая оценка: никогда не используемая стратегия.
С9. "Изменение личностных свойств".
Стратегия, направленная на изменение собственных характерис-
тик личности. В трудной ситуации, чтобы не снизить самооценку и не
относить неудачу к самому себе, человек зачастую принимает на себя
определенную роль и ведет себя в соответствии с этой ролью. Роле-
вое поведение является одним из эффективных примеров преодоления
трудностей человеком с некоторыми нежелательными чертами личности,
например, застенчивостью. Вместе с тем он выявляет влияние роли на
личность. Как бы ни отчуждал от себя человек разыгрываемую им
роль, она все равно изменяет личность.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
С10. "Идентификация со счастливчиками".
К этой стратегии прибегают люди, перенесшие много неудач и
разочарований, причину которых они видят в отсутствии у себя ка-
чества удачливости. Обычно это очень суеверные люди, придающие
особое значение народным приметам. Идентифицируясь с преуспевающи-
ми людьми, "неудачники" как бы дополняют себя особыми способностя-
ми. Им важно, чтобы их окружали удачливые люди. Они верят в то,
что для достижения успеха в любой группе должен быть "талисман" -
человек, которому "улыбается судьба". Становясь функционерами ав-
торитетных организаций, такие люди не только получают право гово-
рить "о наших успехах", они на самом деле начинают ощущать себя
сильными и действуют более уверенно.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
III. Неконструктивные стратегии.
При использовании неконструктивных стратегий субъект остается
пассивным и считает негативные события неустранимыми. Эти страте-
гии направлены на борьбу с эмоциональными нарушениями, вызванными
травмирующим событием, поэтому их называют эмоционально-фокусиро-
ванными.
С11. "Фиксированная на эмоциях стратегия".
Это стратегия психологической борьбы с негативными эмоциями и
болезненными ощущениями. Человек не может ни практически преобра-
зовывать ситуацию, ни уйти от источника опасности и страдания. Та-
кие ситуации часто возникают в сфере здоровья. И тогда человек "не
замечает" симптомов болезни, старается относиться с юмором к свое-
му положению, надеется на помощь сверхъестественных сил. Примерами
этой стратегии могут служить случаи, когда люди верят в то, что
смертельно больные люди излечиваются чудесным образом, что одним
желанием выздороветь, поверив в излечение, можно искоренить смер-
тельную болезнь. Эти приемы неконструктивны в том, что не устраня-
ют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают
психологическое состояние человека.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
С12. "Уход или бегство из трудной ситуации".
Эта стратегия может осуществляться не только в практической,
но и в чисто психологической форме - путем внутреннего отчуждения
от ситуации или подавления мыслей о ней. Субъекты "ухода" - это
индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи доста-
точно способными, они могут от казаться от повышения по службе и
заманчивого предложения, мотивируя это тем, что таким образом они
избегут связанных с этим осложнений и проблем. Избегание всех сом-
нительных ситуаций становится у таких людей личной особенностью. И
тогда они стараются избегать ситуации, подобной той, в которой они
когда-то оказались не на высоте. Конечно, в определенных случаях
такая стратегия может быть оправданной и конструктивной, но в лю-
бом случае она остается пассивной, без стремления человека что-ли-
бо сделать для своего благополучия.
Тестовая оценка: редко используемая стратегия.
С13. "Стратегия отрицания".
Эта стратегтя - отказ признать, что произошло травмирующее
событие. Своеобразие отрицания заключается в следующем: люди зна-
ют, что произошло нечто тяжелое, но они не переживают острых нега-
тивных чувств и ведут себя так, как будто ничего не случилось. От-
рицание является психологическим барьером на пути разрушительного
проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценност-
но-смысловую систему. Отрицание позволяет человеку перерабатывать
трагические ситуации "малыми дозами", постепенно ассимилируя их
смысловой сферой личности. После ассимиляции события меняется соз-
нание человека, его отношение к миру, появляется новая оценка жиз-
ни и собственных возможностей, в его сознании увеличивается прос-
транство личного будущего. Это является адаптивным компонентом в
данной, в целом неконструктивной стратегии преодоления.
Тестовая оценка: часто используемая стратегия.
|