МЕТОДИКА:
Карта одаренности
(А.И. Савенков).
Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ре-
бенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его жиз-
ни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией.
Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятель-
ности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей.
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях).
3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в макси-
мальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка
в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно органи-
овывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ре-
бенка психологические "преграды" и т.п.
5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов
высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (ма-
тематиков, филологов, шахматистов и т.д.) При этом следует иметь в виду
возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов под-
росткового и юношеского творчества.
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к ак-
туальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего
развития (в частности, на основе организации определенной образовательной
среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обуче-
ния).
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиаг-
ностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной си-
туации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, эк-
спертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует
подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентифи-
кации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени
обучения.
8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплекс-
ный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных
методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных
условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагности-
ческие тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родите-
лями, воспитателями; проведение "пробных" уроков по специальным програм-
мам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентиро-
ванные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой дея-
тельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олим-
пиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностичес-
кого исследования с использованием различных психометрических методик в
зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Обработка результатов по методике "Карта одаренности".
Эксперту предлагается оценить каждое свойство личности ребенка по
следующей шкале:
(++) - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не
четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг
друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, про-
тивоположенное оцениваемому;
(?) - затрудняется дать оценку по какому-либо качеству, потому что у
эксперта нет для этого сведений.
Подсчитывается количество плюсов и минусов по каждой шкале (плюс и
минус взаимно сокращаются). Полученные баллы характеризуют оценку степени
развития у ребенка следующих видов одаренности:
1. Интеллектуальная.
2. Творческая.
3. Академическая.
4. Художественно-изобразительная.
5. Музыкальная.
6. Литературная.
7. Артистическая.
8. Техническая.
9. Лидерская.
10. Спортивная.
Опросник состоит из 80 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Суммарные показатели по каждой шкале методики могут находиться в пре-
делах от -8 до +16 баллов.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основаны на числовых значениях выраженных в про-
центах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Карта одаренности.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
% *
100 ┼───────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─██────────────────────────────
70 ┼ ██ ██
60 ┼─██─██─██─────────────██───────
50 ┼ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██─────────────██───────
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██────██────██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ин Тв Ак Хд Мз Лт Ар Тх Лд Сп
Тестовые показатели:
1. Интеллектуальная - Ин = 12 83%
2. Творческая - Тв = 9 71%
3. Академическая - Ак = 7 62%
4. Художественно-изобразительная - Хд = -2 25%
5. Музыкальная - Мз = -5 12%
6. Литературная - Лт = 0 33%
7. Артистическая - Ар = -4 17%
8. Техническая - Тх = 8 67%
9. Лидерская - Лд = -2 25%
10. Спортивная - Сп = 1 38%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Интеллектуальная одаренность.
Характеристики одаренности:
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать аб-
страктными понятиями. Проявляет большой интерес и исключительные
способности к классификации. Умеет хорошо излагать свои мысли,
имеет большой словарный запас. Хорошо улавливает связь между одним
событием и другим, между причиной и следствием. Любит решать труд-
ные задачи, требующие умственного усилия. Наблюдателен, любит ана-
лизировать события и явления. Способен долго удерживать в памяти
символы, буквы, слова. Имеет широкий круг интересов, задает много
вопросов о происхождении и функциях предметов.
Экспертная оценка ребенка: высокая.
2. Творческая одаренность.
Характеристики одаренности:
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригиналь-
ные решения. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить
новую идею. Изобретателен в выборе и использовании различных пред-
метов (например, использует в играх не только игрушки, но и ме-
бель, предметы быта и др. вещи). Способен увлечься, уйти "с голо-
вой" в интересующее его занятие. Способен по разному подойти к од-
ной и той же проблеме. Способен не только предлагать, но и разра-
батывать собственные и чужие идеи. Любит пробовать новые способы
решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты. Продук-
тивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество
самых разнообразных идей и решений.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
3. Академическая одаренность.
Характеристики одаренности:
Учиться новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучи-
вания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить. Знает много
о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не
знают. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то
есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем
учиться сейчас. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любозна-
тельность. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе-
режением своих сверстников на год или два. Умеет делать выводы и
обобщения. В свободное время любит читать научно-популярные изда-
ния (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим ин-
тересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и
т.д.).
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
4. Художественно-изобразительная одаренность.
Характеристики одаренности:
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов.
Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Стано-
вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину,
слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно
выполненную) вещь. Способен составлять оригинальные композиции из
цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. Любит использо-
вать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке. Охот-
но рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное на-
значение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время,
без побуждения взрослых. Обращается к рисунку или лепке для того,
чтобы выразить свои чувства и настроения. Любит создавать объемные
изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. Мо-
жет высказывать свою собственную оценку произведениям искусства,
пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собствен-
ном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
5. Музыкальная одаренность.
Характеристики одаренности:
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. Чутко реа-
гирует на характер и настроение музыки. Хорошо поет. В игру на ин-
струменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств. Лю-
бит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где
можно слушать музыку. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В
пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. Сочи-
няет собственные оригинальные мелодии.
6. Литературная одаренность.
Характеристики одаренности:
Любит сочинять рассказы или стихи. Может легко построить рас-
сказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо
конфликта. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выб-
ранного сюжета, не теряет основную мысль. Придерживается только
необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное от-
брасывает, оставляет главное, наиболее характерное. Выбирает в
своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные
состояния главных героев, их переживания, чувства. Умеет переда-
вать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события
(что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не
упускает основной линии событий, о которых рассказывает. Склонен
фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. Умеет в рас-
сказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
7. Артистическая одаренность.
Характеристики одаренности:
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животно-
го или других. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность и
выражение голоса, когда изображает другого человека. Разыгрывая
драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. Скло-
нен передавать чувства через мимику, жесты, движения. Стремиться
вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает. С большой легкостью драматизирует, пере-
дает чувства и эмоциональные состояния. Любит игры-драматизации.
Экспертная оценка ребенка: низкая.
8. Техническая одаренность.
Характеристики одаренности:
Интересуется механизмами и машинами. Может чинить легко ис-
порченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек. Любит разбираться в причинах неисправности меха-
низмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск". Любит рисо-
вать чертежи и схемы механизмов. Читает (любит, когда ему читают)
журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. Лю-
бит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об
этом. Проводит много времени над конструированием и воплощением
собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили,
корабли). Быстро и легко осваивает компьютер.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
9. Лидерская одаренность.
Характеристики одаренности:
Инициативен в общении со сверстниками. Сохраняет уверенность
в окружении большого количества незнакомых людей. Легко общается с
детьми и взрослыми. Улавливает причины поступков других людей, мо-
тивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. Часто руководит
играми и занятиями других детей. Склонен принимать на себя ответ-
ственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Дру-
гие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи
другим.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
10. Спортивная одаренность.
Характеристики одаренности:
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в
большом объеме движений. Любит участвовать в спортивных играх и
соревнованиях. Часто выигрывает в разных спортивных играх у свер-
стников. Бегает быстрее всех в классе. Движется легко, грациозно.
Имеет хорошую координацию движений. Любит ходить в походы, играть
на открытых спортивных площадках. Предпочитает проводить свободное
время в подвижных играх. Физически выносливее сверстников.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
|