МЕТОДИКА:
Карта наблюдений
(М.В.Фадеева, Е.В. Шапошникова).
Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих
проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия.
Методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного центра
"Детство без насилия и жестокости" М.В. Фадеевой, Е.В. Шапошниковой под
руководством профессора Е.Н. Волковой.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляется два основ-
ных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse - насилие, зло-
употребление) и "жестокое обращение с детьми" (англ. maltreatment - пло-
хой, недостаточный уход). Эти термины применяются в Х Международной клас-
сификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечеб-
ных учреждений в России.
В 1999 году Всемирная организация здравоохранения предложила следую-
щее определение насилия по отношению к детям:
Насилие - это все формы физического и/или эмоционального жестокого
обращения, сексуальное насилие, пренебрежение или пренебрежительное отно-
шение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к реальному или
потенциальному урону здоровью ребенка, его жизни, развитию или достоинству
в контексте отношений ответственности, доверия или силы.
По отношению к насилию над детьми различают четыре основных вида на-
силия - физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое (психо-
эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами детей. Эти виды
насилия включают широкий диапазон различных действий.
Физическое насилие - это нанесение физических повреждений ребенку или
риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия,
как удары кулаком, избиение, удары ногой, "трясение", кусание, поджигание,
удушение, погружение в горячую воду, и любые иные действия, вызывающие
внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки)
или внутренние повреждения.
Психологическое насилие - это постоянно повторяющиеся унижения, ос-
корбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опас-
ностям) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональ-
ное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вер-
бальное насилие (по способу нанесения травмы).
Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кли-
чек, оскорблениями, угрозой физической расправы или ущерба, криком и про-
явлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная
изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять
не хочет.
Сексуальное насилие - это сексуальное поведение взрослого, вовлекаю-
щее в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка.
Сексуальное насильственное поведение включает в себя не только изнасилова-
ние, но и другие действия. Его диапазон широк и включает нежелательные
сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные за-
мечания; эксгибиционизм (демонстрация половых органов); нежелательные при-
косновения и ощупывания частей тела; вуайеризм (систематическое подгляды-
вание); обман (особенно в отношении детей и подростков) и запугивание,
шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда
семье и друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообще-
ние информации, несоответствующей возрасту и инцест; демонстрация порно и
развратные действия, а также непристойные телефонные звонки.
Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.
Сексуальное насилие в отношении детей включает большее количество
действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребен-
ка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ре-
бенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, со-
провождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные на-
сильственные действия включают раздевание и прикосновения. Принципиально
важным при определении сексуального насилия является тот факт, что при
сексуальном насилии вовлечение ребенка в ситуацию производится взрослым
человеком или кем-то значительно старшим по возрасту или положению, нахо-
дящимся в позиции власти или доверия. Ребенок не способен осознанно дать
согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослым и часто не вос-
принимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того, и
многие взрослые люди, считают, что если нет физического ущерба ребенку, и
если ребенок сам согласился на сексуальные действия со взрослыми, то такие
случаи не относятся к сексуальному насилию.
Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение родителем или лицом
его заменяющим обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных пот-
ребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребен-
ку или серьезный риск такого вреда.
Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пи-
ще, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренеб-
режение медицинскими нуждами, пренебрежение потребности в образовании и
психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение - это посто-
янное невыполнение родителем или лицом его заменяющим потребности ребенка
в поддержке, внимании и любви. Насилие - это также пренебрежение родителя-
ми своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по
отношению к детям, унижение человеческого достоинства и любое нарушение
внутренней границы личностных переживаний.
Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом или
любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком.
Для количественной интерпретации полученных результатов необходимо
подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.
Шкалы методики:
1. "Недоверие к новым людям и ситуациям".
2. "Депрессия и уход в себя".
3. "Тревожность по отношению к окружающим".
4. "Враждебность по отношению к окружающим".
5. "Недостаток социальной нормативности".
6. "Невротические симптомы".
7. "Неблагоприятные условия среды".
Интерпретация результатов исследования представляет собой качествен-
ный анализ полученных данных. В зависимости от того, какие физические или
поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком,
можно определить: совершались ли насильственные действия по отношению к
ребенку.
Опросник состоит из 21 вопроса.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Карта наблюдений.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
3 ┼──────────▄▄─▄▄───────
│ ██ ██
2 ┼─▄▄───────██─██────▄▄─
│ ██ ██ ██ ██
1 ┼─██─▄▄─▄▄─██─██────██─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
Нд Дп Тр Вр Сн Нс Ус
Тестовые показатели:
1. Недоверие к новым людям и ситуациям - Нд = 2
2. Депрессия и уход в себя - Дп = 1
3. Тревожность по отношению к окружающим - Тр = 1
4. Враждебность по отношению к окружающим - Вр = 3
5. Недостаток социальной нормативности - Сн = 3
6. Невротические симптомы - Нс = 0
7. Неблагоприятные условия среды - Ус = 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Недоверие к новым людям и ситуациям.
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
Ведет себя подобно "настороженному животному", держится вдали
от взрослых.
2. Депрессия и уход в себя.
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
3. Тревожность по отношению к окружающим.
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
4. Враждебность по отношению к окружающим.
Негативно относится к замечаниям.
Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более сла-
бым детям.
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
5. Недостаток социальной нормативности.
Не заинтересован в учебе.
Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
Непунктуален, нестарателен.
6. Невротические симптомы.
Индикаторы насилия отсутствуют.
7. Неблагоприятные условия среды.
Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в
школе.
Выглядит так, как будто очень плохо питается.
|