МЕТОДИКА:                                  
                            Карта наблюдений                                
                    (М.В.Фадеева, Е.В. Шапошникова).                        
 
      Методика направлена на выявление внешних физических  и  поведенческих 
 проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия.         
      Методика разработана сотрудниками  Нижегородского  ресурсного  центра 
 "Детство без насилия и жестокости"  М.В. Фадеевой,  Е.В. Шапошниковой  под 
 руководством профессора Е.Н. Волковой.                                     
 
      Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляется два основ- 
 ных понятия: собственно насилие над детьми  (англ.  abuse - насилие,  зло- 
 употребление) и "жестокое обращение с детьми"  (англ.  maltreatment - пло- 
 хой, недостаточный уход). Эти термины применяются в Х Международной  клас- 
 сификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечеб- 
 ных учреждений в России.                                                   
 
      В 1999 году Всемирная организация здравоохранения предложила  следую- 
 щее определение насилия по отношению к детям:                              
      Насилие - это все формы физического  и/или  эмоционального  жестокого 
 обращения, сексуальное насилие, пренебрежение или пренебрежительное  отно- 
 шение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к  реальному  или 
 потенциальному урону здоровью ребенка, его жизни, развитию или достоинству 
 в контексте отношений ответственности, доверия или силы.                   
 
      По отношению к насилию над детьми различают четыре основных вида  на- 
 силия - физическое насилие, сексуальное насилие,  психологическое  (психо- 
 эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами детей.  Эти  виды 
 насилия включают широкий диапазон различных действий.                      
 
      Физическое насилие - это нанесение физических повреждений ребенку или 
 риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия, 
 как удары кулаком, избиение, удары ногой, "трясение", кусание, поджигание, 
 удушение, погружение в горячую воду, и  любые  иные  действия,  вызывающие 
 внешние (синяки, переломы костей, шрамы,  ожоги,  кровоизлияния  сетчатки) 
 или внутренние повреждения.                                                
 
      Психологическое насилие - это постоянно повторяющиеся  унижения,  ос- 
 корбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание  опас- 
 ностям) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как  эмоциональ- 
 ное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вер- 
 бальное насилие (по способу нанесения травмы).                             
      Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется  присвоением  кли- 
 чек, оскорблениями, угрозой физической расправы или ущерба, криком и  про- 
 явлением гнева, отказом во взаимоотношениях  (эмоциональная  и  вербальная 
 изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек  выполнять 
 не хочет.                                                                  
 
      Сексуальное насилие - это сексуальное поведение взрослого,  вовлекаю- 
 щее в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация  ребенка. 
 Сексуальное насильственное поведение включает в себя не только изнасилова- 
 ние, но и другие действия. Его диапазон  широк  и  включает  нежелательные 
 сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные  за- 
 мечания; эксгибиционизм (демонстрация половых органов); нежелательные при- 
 косновения и ощупывания частей тела; вуайеризм (систематическое  подгляды- 
 вание); обман (особенно в отношении детей  и  подростков)  и  запугивание, 
 шантаж и принуждение к близости через физический  вред  или  угрозу  вреда 
 семье и друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообще- 
 ние информации, несоответствующей возрасту и инцест; демонстрация порно  и 
 развратные действия, а также непристойные телефонные звонки.               
      Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.         
      Сексуальное насилие в отношении  детей  включает  большее  количество 
 действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребен- 
 ка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или  ре- 
 бенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы,  со- 
 провождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные  на- 
 сильственные действия включают раздевание и  прикосновения.  Принципиально 
 важным при определении сексуального насилия является  тот  факт,  что  при 
 сексуальном насилии вовлечение ребенка в  ситуацию  производится  взрослым 
 человеком или кем-то значительно старшим по возрасту или положению,  нахо- 
 дящимся в позиции власти или доверия. Ребенок не способен  осознанно  дать 
 согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослым и часто  не  вос- 
 принимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того,  и 
 многие взрослые люди, считают, что если нет физического ущерба ребенку,  и 
 если ребенок сам согласился на сексуальные действия со взрослыми, то такие 
 случаи не относятся к сексуальному насилию.                                
 
      Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение  родителем  или  лицом 
 его заменяющим обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных пот- 
 ребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребен- 
 ку или серьезный риск такого вреда.                                        
      Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в  пи- 
 ще, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренеб- 
 режение медицинскими нуждами, пренебрежение потребности  в  образовании  и 
 психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение - это  посто- 
 янное невыполнение родителем или лицом его заменяющим потребности  ребенка 
 в поддержке, внимании и любви. Насилие - это также пренебрежение родителя- 
 ми своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по 
 отношению к детям, унижение человеческого достоинства  и  любое  нарушение 
 внутренней границы личностных переживаний.                                 
 
      Карта заполняется учителем, воспитателем,  социальным  педагогом  или 
 любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком. 
 
      Для количественной интерпретации  полученных  результатов  необходимо 
 подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.                         
      Шкалы методики:                                                       
      1. "Недоверие к новым людям и ситуациям".                             
      2. "Депрессия и уход в себя".                                         
      3. "Тревожность по отношению к окружающим".                           
      4. "Враждебность по отношению к окружающим".                          
      5. "Недостаток социальной  нормативности".                            
      6. "Невротические симптомы".                                          
      7. "Неблагоприятные условия среды".                                   
      Интерпретация результатов исследования представляет собой  качествен- 
 ный анализ полученных данных. В зависимости от того, какие физические  или 
 поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с  ребенком, 
 можно определить: совершались ли насильственные действия  по  отношению  к 
 ребенку.                                                                   
 
      Опросник состоит из 21 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Карта наблюдений.                                                
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                       *                                                    
                     3 ┼──────────▄▄─▄▄───────                              
                       │          ██ ██                                     
                     2 ┼─▄▄───────██─██────▄▄─                              
                       │ ██       ██ ██    ██                               
                     1 ┼─██─▄▄─▄▄─██─██────██─                              
                       │ ██ ██ ██ ██ ██    ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         Нд Дп Тр Вр Сн Нс Ус                               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
         1. Недоверие к новым людям и ситуациям    - Нд = 2                 
         2. Депрессия и уход в себя                - Дп = 1                 
         3. Тревожность по отношению к окружающим  - Тр = 1                 
         4. Враждебность по отношению к окружающим - Вр = 3                 
         5. Недостаток социальной нормативности    - Сн = 3                 
         6. Невротические симптомы                 - Нс = 0                 
         7. Неблагоприятные условия среды          - Ус = 2                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Недоверие к новым людям и ситуациям.                               
      Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.                    
      Ведет себя подобно "настороженному животному", держится вдали         
 от взрослых.                                                               
 
      2. Депрессия и уход в себя.                                           
      Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.          
 
      3. Тревожность по отношению к окружающим.                             
      Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.           
 
      4. Враждебность по отношению к окружающим.                            
      Негативно относится к замечаниям.                                     
      Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более  сла-         
 бым детям.                                                                 
      Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.           
 
      5. Недостаток социальной нормативности.                               
      Не заинтересован в учебе.                                             
      Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.              
      Непунктуален, нестарателен.                                           
 
      6. Невротические симптомы.                                            
      Индикаторы насилия отсутствуют.                                       
 
      7. Неблагоприятные условия среды.                                     
      Родители сознательно лгут, оправдывая  отсутствие  ребенка  в         
 школе.                                                                     
      Выглядит так, как будто очень плохо питается.