МЕТОДИКА:
Карта контроля состояния речи
(Р. Эриксон)
(адаптация В.А.Калягина, Л.Н.Мацько).
Методика предназначена для оценки индивидуальной предрасположенности
к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показате-
лей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность конт-
ролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. Речевая
тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной, а иногда даже и
с общей тревожностью.
Ценность данной методики заключается в том, что она позволяет описы-
вать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса, а
также обладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была созда-
на Р. Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей заикаю-
щихся на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в
диапазоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале сфомули-
рованы в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге ("Мне труд-
но разговаривать перед аудиторией", "Моя речь производит хорошее впечатле-
ние"). При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном
негативных пациент получает один балл за каждый пункт так, что максималь-
ный возможный балл соответствует количеству пунктов шкалы - 24. Предвари-
тельная апробация шкалы проведена автором методики на пятидесяти взрослых
заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Была показана вы-
сокая положительная зависимость между баллами шкалы, самооценкой и клини-
ческой оценкой степени заикания, а также оценкой заикающимися результатов
лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуациях. В дальней-
шем была увеличена надежность и валидность методики путем коррекции от-
дельных пунктов шкалы.
Вариант, адаптированный В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько (1986) для рус-
скоязычного контингента, был переведен на русский язык лингвистами, после
чего предложен заикающимся. В процессе непосредственного тестирования были
уточнены конкретные формулировки отдельных пунктов. Уточнение качества пе-
ревода производилось также методом двойного перевода уже переведенного
текста снова на английский язык, а затем вновь на русский.
Анализ результатов.
Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За один балл
принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.
Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направлен-
ности тревоги на:
1. Речь.
2. Общение.
3. Уверенность.
Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотера-
певтическую помощь.
Показатели выше 4-5 баллов расцениваются как прогностические, свиде-
тельствующие и повышенной или высокой речевой тревожности. Например, заи-
кающиеся показывают результат 15-16 баллов. Нулевые показатели или чрезвы-
чайно низкие (1-2 балла) интерпретируются как результаты завышенной само-
оценки.
Опросник состоит из 24 вопросов.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Карта контроля состояния речи.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Диаграмма:
0 ╟─░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> РТ
<─[--]─><──────────────────[+]─────────────────>
Тестовые показатели:
1. Речь - Рч = 5
2. Общение - Об = 7
3. Уверенность - Ув = 6
-------------------------------------
Уровень речевой тревожности - РТ = 18
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень речевой тревожности в ситуациях, связанных с
интенсивным речевым взаимодействием, особенно при необходимости
публичного выступления. Неуверенность в себе и в собственной речи,
склонность к сильному волнению, беспокойству, напряженности. Выра-
женная чувствительность в отношении тех негативных событий или не-
удач, которые только предположительно могут случиться или произой-
ти. Предрасположенность к восприятию широкого круга подобных ситу-
аций как угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или
жизнедеятельности.
|