МЕТОДИКА:                                  
                    Конструктивно-деструктивная семья                       
                                  (КДС)                                     
                      (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).                      
 
      Авторы методики в рамках обобщенного типа "семьи индивида с  выражен- 
 ными нервно-психическими расстройствами" выделяют три  подтипа: неустойчи- 
 вый, конструктивный и деструктивный.                                       
      Для первого характерны высокая нервно-психическая нагрузка на семью в 
 целом, отрицательное мотивационное воздействие личности и поведения  инди- 
 вида с нервно-психическими расстройствами на других членов семьи,  наруше- 
 ние семейных взаимоотношений, в  частности  возникновение  "функциональных 
 пустот" в них по причине упомянутых расстройств, снижение социального ста- 
 туса семьи, давление на семью со стороны социального окружения,  возникаю- 
 щий в связи с этим социально-психологический конфликт. В  результате  всех 
 этих особенностей в семье данного подтипа возникают высокое  нервно-психи- 
 ческое напряжение, скрытая и явная неудовлетворенность, выраженное чувство 
 тревоги и вины. Следствием их являются, во-первых, "сопровождающие заболе- 
 вания", т.е. нервно-психические расстройства, возникшие в результате отме- 
 ченных неблагоприятных психических состояний  (неврастения,  декомпенсация 
 характерологических отклонений); во-вторых, крайняя неустойчивость  жизне- 
 деятельности такой семьи. Она находится под интенсивным давлением внутрен- 
 них и внешних сил, обусловливающих насущную необходимость скорейшего  раз- 
 решения неблагополучной обстановки в семье.                                
      Два других подтипа возникают в результате движения семьи под  воздей- 
 ствием этих сил.                                                           
      Конструктивная семья хорошо знает личностные особенности  индивида  с 
 нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы  усиления 
 влияния на него. Это семья, в которой организация помощи индивиду с  нару- 
 шениями стала основной целью, вызвала ее сплочение и  мобилизацию.  Харак- 
 терной чертой конструктивной семьи являются хороший контакт и взаимодейст- 
 вие с социальным окружением.                                               
      Деструктивный подтип семьи характеризуется во многом противоположными 
 свойствами. Снятие нервно-психического напряжения  и  неудовлетворенности, 
 возникших в результате нервно-психических расстройств, происходит за  счет 
 отчуждения от индивида, снятия с семьи ответственности за него, нарастания 
 конфликтов с социальным окружением, стремления изолироваться от него.      
 
      Методика не рассчитана на диагностику "вслепую" и не  может  заменить 
 клинического изучения семьи. Она выступает в роли "умного советчика", даю- 
 щего возможность уточнить, конкретизировать данные  клинического  наблюде- 
 ния, а в случае расхождения с ними - побуждающего  к  более  внимательному 
 рассмотрению изучаемого объекта.                                           
      Работа над совершенствованием методики продолжается,  поэтому  авторы 
 оставляют за собой право внесения в них дальнейших изменений и уточнений.  
 
"Ключ" опросника КДС                         Д      К    Реэ.=              
 Влияние     1    5    9   13   17           5      2                       
 Фрустрация  2    6   10   14   18           4      2                       
 Информация  3    7   11   15   19           5      1                       
 Отчуждение  4    8   12   16   20           3      0                       
                                           > 12    < 5                      
      Методика проверялась на консистентность  с  помощью  метода  Кьюдера- 
 Ричардсона:                                                                
      по шкале "Влияние"    = 0,72;                                         
      по шкале "Фрустрация" = 0,62;                                         
      по шкале "Информация" = 0,70;                                         
      по шкале "Отчуждение" = 0,61;                                         
      по выраженности деструктивного типа = 0,60;                           
      р по всем > 0,01.                                                     
      Валидность опросника изучалась по избранному критерию. Подобным  кри- 
 терием были данные клинической оценки у определенной семьи  или  индивида, 
 измеряемого качества. Для выявления валидности  использовался  коэффициент 
 ранговой корреляции Кендэлла между баллом (рангом) опросника и критерия:   
      по шкале "Влияние"    = 0,80;                                         
      по шкале "Фрустрация" = 0,60;                                         
      по шкале "Информация" = 0,74;                                         
      по шкале "Отчуждение" = 0,68;                                         
      по выраженности деструктивного типа = 0,76;                           
      р по всем > 0,01.                                                     
      Выборка = 102 чел.                                                    
 
      Опросник состоит из 20 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Конструктивно-деструктивная семья (КДС).                         
 Ф.И.О: _______________                                                     
 Доп. данные: _________                                                     
 
                             Диаграмма.                                     
 
               Вл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>                       
 
               Фр ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>                       
 
               Ин ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>                       
 
               От ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢>                       
 
                  <-0----1-----2-----3-----4-----5->                        
 
 
                         Tестовые показатели:                               
 
                      1. Влияние     -  Вл =  4                             
                      2. Фрустрация  -  Фр =  1                             
                      3. Информация  -  Ин =  1                             
                      4. Отчуждение  -  От =  3                             
                      -------------------------                             
                      Общий показатель     =  9                             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Умеренная способность влияния на члена семьи. Умение найти  к         
 нему подход в одних ситуациях в сочетанни с некоторыми затруднени-         
 ями решения межличностных проблем в других ситуациях. Средний уро-         
 вень уверенности в возможности его изменения в лучшую сторону.             
      Тип реагирования: смешанный или неопределенный.                       
 
      Психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям в  семей-         
 ных взаимоотношениях. Направленность на  преодоление  препятствий,         
 возникающих на пути к достижению цели, удовлетворению какой-нибудь         
 жизненной потребности или к решению задачи.                                
      Тип реагирования: конструктивный.                                     
 
      Высокая информированность об особенностях характера члена се-         
 мьи, его эмоциональном состоянии, взглядах, убеждениях,  отношении         
 к окружающим. Способность предсказывать его поведение в  различных         
 ситуациях.                                                                 
      Тип реагирования: конструктивный.                                     
 
      Эмоциональное отчуждение от члена семьи. Стремление дистанци-         
 роваться от него. Восприятие отношения к себе с  его  стороны  как         
 негативного. Неверие в свои способности к исправлению его  поведе-         
 ния.                                                                       
      Тип реагирования: деструктивный.                                      
 
            Интегральная оценка тестовых показателей.                       
      Умеренное знание личностных особенностей члена семьи, который         
 доставляет больше всего проблем. Способность находить резервы уси-         
 ления влияния на него в одних вопросах может сочетаться со  стрем-         
 лением изолироваться от него, снять с себя ответственность за него         
 в других вопросах.                                                         
      Тип семьи: смешанный или неопределенный.