МЕТОДИКА:
Конструктивно-деструктивная семья
(КДС)
(Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
Авторы методики в рамках обобщенного типа "семьи индивида с выражен-
ными нервно-психическими расстройствами" выделяют три подтипа: неустойчи-
вый, конструктивный и деструктивный.
Для первого характерны высокая нервно-психическая нагрузка на семью в
целом, отрицательное мотивационное воздействие личности и поведения инди-
вида с нервно-психическими расстройствами на других членов семьи, наруше-
ние семейных взаимоотношений, в частности возникновение "функциональных
пустот" в них по причине упомянутых расстройств, снижение социального ста-
туса семьи, давление на семью со стороны социального окружения, возникаю-
щий в связи с этим социально-психологический конфликт. В результате всех
этих особенностей в семье данного подтипа возникают высокое нервно-психи-
ческое напряжение, скрытая и явная неудовлетворенность, выраженное чувство
тревоги и вины. Следствием их являются, во-первых, "сопровождающие заболе-
вания", т.е. нервно-психические расстройства, возникшие в результате отме-
ченных неблагоприятных психических состояний (неврастения, декомпенсация
характерологических отклонений); во-вторых, крайняя неустойчивость жизне-
деятельности такой семьи. Она находится под интенсивным давлением внутрен-
них и внешних сил, обусловливающих насущную необходимость скорейшего раз-
решения неблагополучной обстановки в семье.
Два других подтипа возникают в результате движения семьи под воздей-
ствием этих сил.
Конструктивная семья хорошо знает личностные особенности индивида с
нервно-психическими расстройствами, находит значительные резервы усиления
влияния на него. Это семья, в которой организация помощи индивиду с нару-
шениями стала основной целью, вызвала ее сплочение и мобилизацию. Харак-
терной чертой конструктивной семьи являются хороший контакт и взаимодейст-
вие с социальным окружением.
Деструктивный подтип семьи характеризуется во многом противоположными
свойствами. Снятие нервно-психического напряжения и неудовлетворенности,
возникших в результате нервно-психических расстройств, происходит за счет
отчуждения от индивида, снятия с семьи ответственности за него, нарастания
конфликтов с социальным окружением, стремления изолироваться от него.
Методика не рассчитана на диагностику "вслепую" и не может заменить
клинического изучения семьи. Она выступает в роли "умного советчика", даю-
щего возможность уточнить, конкретизировать данные клинического наблюде-
ния, а в случае расхождения с ними - побуждающего к более внимательному
рассмотрению изучаемого объекта.
Работа над совершенствованием методики продолжается, поэтому авторы
оставляют за собой право внесения в них дальнейших изменений и уточнений.
"Ключ" опросника КДС Д К Реэ.=
Влияние 1 5 9 13 17 5 2
Фрустрация 2 6 10 14 18 4 2
Информация 3 7 11 15 19 5 1
Отчуждение 4 8 12 16 20 3 0
> 12 < 5
Методика проверялась на консистентность с помощью метода Кьюдера-
Ричардсона:
по шкале "Влияние" = 0,72;
по шкале "Фрустрация" = 0,62;
по шкале "Информация" = 0,70;
по шкале "Отчуждение" = 0,61;
по выраженности деструктивного типа = 0,60;
р по всем > 0,01.
Валидность опросника изучалась по избранному критерию. Подобным кри-
терием были данные клинической оценки у определенной семьи или индивида,
измеряемого качества. Для выявления валидности использовался коэффициент
ранговой корреляции Кендэлла между баллом (рангом) опросника и критерия:
по шкале "Влияние" = 0,80;
по шкале "Фрустрация" = 0,60;
по шкале "Информация" = 0,74;
по шкале "Отчуждение" = 0,68;
по выраженности деструктивного типа = 0,76;
р по всем > 0,01.
Выборка = 102 чел.
Опросник состоит из 20 утверждений.
Примерное время тестирования 20-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Конструктивно-деструктивная семья (КДС).
Ф.И.О: _______________
Доп. данные: _________
Диаграмма.
Вл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>
Фр ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>
Ин ╟─▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>
От ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢>
<-0----1-----2-----3-----4-----5->
Tестовые показатели:
1. Влияние - Вл = 4
2. Фрустрация - Фр = 1
3. Информация - Ин = 1
4. Отчуждение - От = 3
-------------------------
Общий показатель = 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Умеренная способность влияния на члена семьи. Умение найти к
нему подход в одних ситуациях в сочетанни с некоторыми затруднени-
ями решения межличностных проблем в других ситуациях. Средний уро-
вень уверенности в возможности его изменения в лучшую сторону.
Тип реагирования: смешанный или неопределенный.
Психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям в семей-
ных взаимоотношениях. Направленность на преодоление препятствий,
возникающих на пути к достижению цели, удовлетворению какой-нибудь
жизненной потребности или к решению задачи.
Тип реагирования: конструктивный.
Высокая информированность об особенностях характера члена се-
мьи, его эмоциональном состоянии, взглядах, убеждениях, отношении
к окружающим. Способность предсказывать его поведение в различных
ситуациях.
Тип реагирования: конструктивный.
Эмоциональное отчуждение от члена семьи. Стремление дистанци-
роваться от него. Восприятие отношения к себе с его стороны как
негативного. Неверие в свои способности к исправлению его поведе-
ния.
Тип реагирования: деструктивный.
Интегральная оценка тестовых показателей.
Умеренное знание личностных особенностей члена семьи, который
доставляет больше всего проблем. Способность находить резервы уси-
ления влияния на него в одних вопросах может сочетаться со стрем-
лением изолироваться от него, снять с себя ответственность за него
в других вопросах.
Тип семьи: смешанный или неопределенный.
|