МЕТОДИКА:
Тест Интернет-зависимости
(взрослый и детский вариант)
(С.А. Кулаков).
Взрослый вариант данной методики является модифицированным опросником
К. Янг (вариант с 20 пунктами опросника). Детский вариант разработан на
основе взрослого варианта. Оценка Интернет-зависимости ребенка производит-
ся его родителями.
ДИАГНОСТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ.
Диагностические критерии патологического гэмблинга, приведенные в
DSM-IV, могут быть использованы как схема для построения критериев интер-
нет-зависимости:
А. Использование интернета вызывает дистресс.
В. Использование интернета причиняет ущерб физическому, психологичес-
кому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.
По К. Янг степень аддикции определяется не количеством проведенного в
Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни. В основном, зависи-
мость сказывается на таких сторонах жизни, как
участие в жизни собственной семьи,
выполнение повседневных обязанностей,
полноценный сон,
чтение книг и периодики,
просмотр телепередач,
общение с друзьями,
занятия спортом,
хобби,
социальные контакты,
половая жизнь.
Эти 10 видов деятельности наиболее часто определяли сами аддикты.
И. Голдберг предпочитает использовать термин "патологическое исполь-
зование компьютера" (PCU - pathological computer use). В настоящее время
"патологическое использование компьютера" употребляется для более широкой
категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще,
включая виды использования, не относящиеся к социальным. Термин "интернет-
зависимость" используется для обозначения патологического использования
компьютера с целью вовлечения в социальные взаимодействия (когда участвует
более одного человека).
М. Орзак [Orzack, M.] выделила следующие психологические и физические
симптомы, характерные для патологического использования компьютера:
Психологические и физические симптомы, характерные для
Интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
* хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
* невозможность остановиться;
* увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
* пренебрежение семьей и друзьями;
* ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
* ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
* проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
* синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
* сухость в глазах;
* головные боли по типу мигрени;
* боли в спине;
* нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
* пренебрежение личной гигиеной;
* расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками Ин-
тернет-зависимости) являются:
* навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
* предвкушение следующего сеанса он-лайн;
* увеличение времени, проводимого он-лайн;
* увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг (2000),
служат следующие критерии:
* всепоглощенность Интернетом;
* потребность проводить в сети все больше и больше времени;
* повторные попытки уменьшить использование Интернета;
* при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены,
причиняющие беспокойство;
* проблемы контроля времени;
* проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
* ложь по поводу времени, проведенного в сети;
* изменение настроения посредством использования Интернета.
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мне-
нию, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более
пунктов из следующих:
1. Толерантность - для достижения удовлетворения человеку требуется
все больше и больше времени нахождения в Интернете. Если человек не увели-
чивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект за-
метно снижается.
2. "Синдром отказа" - характерный "синдром отказа": прекращение или
сокращение времени, проводимого в Интернет. Далее в период от нескольких
дней до месяца могут появиться следующие симптомы:
* психомоторное возбуждение,
* тревога,
* навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
* фантазии или мечты об Интернет;
* произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие пе-
чатание на клавиатуре.
Возвращение к использованию Интернет позволяет избежать симптомов
"синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени
или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить
или начать контролировать использование Интернет.
5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с
использованием Интернет (покупку специальных книг, поиск новых броузеров,
поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекра-
щаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.
7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имею-
щихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональ-
ных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Ин-
тернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назна-
ченные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или
чувство оставленности значимыми другими).
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характе-
ристики:
1. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от ра-
боты в Интернете, и тем более прекратить работу;
2. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и
навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;
3. Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся
отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного
сеанса работы;
4. Побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше
денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей
сбережений или влезанием в долги;
5. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность
и частоту работы в Интернете;
6. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домаш-
них делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых
встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
7. Стремление и способность освободиться на время работы в Интернете
от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги
или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной
эйфории;
8. Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны
близких или начальства;
9. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга
общения из-за поглощенности работой в Интернете;
10. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокра-
щение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в
ночное время;
11. Избегание физической активности или стремление сократить ее,
оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с приме-
нением Интернета;
12. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без
остатка "личное" время, работая в Интернете;
13. Постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной
и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьюте-
ра.
14. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
15. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новин-
ках Интернета, обсуждение их с окружающими.
В настоящее время Интернет-зависимость определяется как патологичес-
кое использование интернета, приводящее к клинически выявляемому ухудшению
состояния, если имеют место три или более из нижеприведенных критериев в
течении 12 месяцев:
I. Толерантность, определяется по наличию одного из следующих крите-
риев:
A. Необходимость в заметном увеличении количества времени в интернете
для получения удовлетворения;
B. Явное ослабление эффекта от одинакового количества времени, прово-
димого в интернете.
II. Абстинентный синдром (синдром отмены), проявляющийся в следующем:
A. Типичный абстинентный синдром
1. Прекращение или уменьшение использования интернета, которое было
очень длительным и интенсивным;
2. Два или более из нижеприведенных признаков развиваются в течение
времени от нескольких дней до одного месяца:
a) психомоторное возбуждение,
б) беспокойство,
в) навязчивые мысли о том, что происходит в сети,
г) фантазии и мечты об интернете,
д) произвольные и непроизвольные печатающие движения пальцев;
3. Симптомы критерия В, наносящие ущерб социальной, профессиональной
и другим сферам жизни:
B. Использование интернета или подобного сервиса ослабляет или сним-
ает симптомы абстиненции.
III. Интернет используется более продолжительное время, чем предполага-
лось.
IV. Постоянное желание или неудачные попытки контролировать использо-
вание интернета.
V. Много времени тратится на деятельность, связанную с интернетом -
покупка книг об интернете, апробация новых программ для интернета, иссле-
дование поставщиков интернет-услуг, систематизация материалов, полученных
в интернете.
VI. Важные социальные или профессиональные дела, отдых страдают из-за
использования интернета.
VII. Несмотря на осведомленность о наличии постоянных или периодических
социальных, физических, профессиональных, психологических проблем, исполь-
зование интернета продолжается, что усугубляет ситуацию.
Признавая универсальный характер человеческих аддикции, М. Орман [Оr-
man M., 1996] рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от
интернета, выполнять следующие действия:
1. Установить предел времени, которое можно проводить в интернете.
2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать
в интернете.
3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ре-
сурсам интернета.
4. Установить для себя правило: ни под каким видом не обращаться к ин-
тернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обя-
занности).
5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоро-
вью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений.
6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится
способность выполнять данные самому себе обещания.
7. Заставлять себя вместо работы в интернете заниматься чем-то другим.
8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить
или превзойти удовольствие, получаемое при работе в интернете.
9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказыва-
ется недостаточно.
10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы
побудить вернуться к аддиктивному поведению.
Данная методика имеет две формы опросника на Интернет-зависимость:
для взрослых и для детей. Ответы даются по 5-балльной шкале:
1 - очень редко,
2 - иногда,
3 - часто,
4 - очень часто,
5 - всегда.
Интерпретация результатов тестирования:
При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние сети на
жизнь тестируемого.
Если сумма баллов 80 и выше - необходима помощь психолога.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Применение 5-балльной шкалы с градацией значений от "очень редко" до
"всегда" вызывает затруднения у обследуемых, так как отсутствует вариант
ответа "никогда". Поэтому в данной программе вариант "очень редко" заменен
на "никогда или очень редко".
Минимальное значение шкалы при всех ответах "никогда или очень редко"
равно 20. Таким образом, при полном отсутствии Интернет-зависимости на
диаграмме результатов тестирования будет присутствовать полоса значений
равная 20 баллам. Для улучшения зрительного отображения выраженности тес-
тового показателя черно-белая ("техническая") диаграмма генерируется на
основе показателя выраженного в процентах с нулевой точкой отсчета, т.е по
формуле: ((тестовый показатель - 20)*100)/80.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика Интернет-зависимости.
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные:_________________________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────────╢>
0% <───────[-]──────><───────[=]───────><────[+]────> 100%
Тестовый показатель:
Индекс Интернет-зависимости - ИЗ = 87 84%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень Интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
* хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
* невозможность остановиться;
* увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
* пренебрежение семьей и друзьями;
* ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
* ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
* проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
* синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
* сухость в глазах;
* головные боли по типу мигрени;
* боли в спине;
* нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
* пренебрежение личной гигиеной;
* расстройства сна, изменение режима сна.
Признаки наступившей интернет-аддикции:
* всепоглощенность Интернетом;
* потребность проводить в сети все больше и больше времени;
* повторные попытки уменьшить использование Интернета;
* при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отме-
ны, причиняющие беспокойство;
* проблемы контроля времени;
* проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
* ложь по поводу времени, проведенного в сети;
* изменение настроения посредством использования Интернета.
Интернет-зависимость может негативно сказываться на таких
сторонах жизни, как участие в жизни собственной семьи, выполнение
повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периоди-
ки, просмотр телепередач, общение с друзьями, занятия спортом,
хобби, социальные контакты, половая жизнь.
Рекомендации по избавлению от Интернет-зависимости.
1. Установить предел времени, которое можно проводить в Ин-
тернете.
2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не
работать в Интернете.
3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то кон-
кретным ресурсам Интернета.
4. Установить для себя правило: ни под каким видом не обра-
щаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не вхо-
дит в рабочие обязанности).
5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущер-
ба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограни-
чений.
6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не вос-
становится способность выполнять данные самому себе обещания.
7. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-
то другим.
8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные
заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Ин-
тернете.
9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий
оказывается недостаточно.
10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые
могли бы побудить вернуться к зависимому поведению.
|