МЕТОДИКА:
Шкала измерения тактик самопрезентации
(С.-Ж. Ли, Б. Куигли и др.)
(Self-Presentation Tactics Scale - SPT)
(Lee S.-J., Quigley B., Nesler M., Corbett A., Tedeschi J., 1999).
Cамопрезентация личности можно рассматривать как средство управления
впечатлением, которое человек производит на других в процессе взаимодей-
ствия.
Термин "самопрезентация" (от англ. self-presentation - "Я сам" и
"представление, предъявление") в узком значении - специфическая деятель-
ность человека в определенных ситуациях, носящая осознанный манипулятивный
характер.
Тактика самопрезентации - это краткосрочный поведенческий акт субъек-
та самопрезентации, включающий в себя совокупность приемов вербального и
невербального поведения, направленный на формирование у объекта самопре-
зентации желаемого впечатления о субъекте самопрезентации, необходимого
для определенных краткосрочных целей.
Стратегия самопрезентации - это в разной мере осознаваемое и планиру-
емое поведение субъекта самопрезентации, направленное на формирование у
объекта самопрезентации желаемого субъектом впечатления с учетом долго-
срочных идентичностей, основанное на определенных тактиках самопрезента-
ции.
С.-Ж. Ли и соавторы [Lee et al., 1999] предложили классификацию, в
которой выделили 12 тактик самопрезентации.
Защитный тип:
1. Оправдание с отрицанием ответственности (excuse),
2. Отречение (disclaimer),
3. Оправдание с принятием ответственности (justification),
4. Препятствование самому себе (self-handicapping);
5. Извинение (apologies).
Ассертивный тип:
1. Желание понравиться (ingratiation),
2. Запугивание (intimidation),
3. Просьба/мольба (supplication),
4. Приписывание себе достижений (entitlement),
5. Преувеличение собственных достижений (enhancement),
6. Негативная оценка других (blasting),
7. Пример для подражания (exemplification).
Защитные тактики самопрезентации включают в себя:
1. Оправдание с отрицанием ответственности: вербальные утверждения/
заявления, отрицающие ответственность за негативные поступки или события
[Tedeschi, Lindskold, 1976.
2. Оправдание с принятием на себя ответственности: обеспечивание из-
бавляющих причин для объяснения негативного поведения как оправданного, и
принятие ответственности за него [Scott, Lyman, 1968].
3. Отречение: выражения, предлагающие объяснения причин поведения
прежде, чем затруднительное или неприятное положение произойдет [Hewitt,
Stokes, 1975].
4. Препятствование самому себе: создание препятствия/помехи для того,
чтобы быть успешным, с намерением предотвратить наблюдателей от делания
характерных выводов насчет его (субъекта) недостатков [Berglas, Jones,
1978];
5. Извинение: признание ответственности за любые обиду, вред, нане-
сенные другим, или за негативные поступки, выражение раскаяния и вины [Te-
deschi, Lindskold, 1976].
Ассертивные тактики самопрезентации включают в себя:
1. Желание/старание понравиться: действия и поступки, проявленные для
вызова симпатии к "актеру" у окружающих таким образом, чтобы "актер" мог
получить пользу от них [Jones, Pittman, 1982]. "Старание понравиться" мо-
жет принимать форму самовозвышающей коммуникации, лести, конформности мне-
ний и оказания услуг/делания подарков [Jones, Wortman, 1973].
2. Запугивание: действия, которые имеют цель спроектировать тождест-
венность "актера" как кого-то, кто силен и опасен. Тактика запугивания ис-
пользуется, чтобы возбудить страх у мишени и усилить эффективность услов-
ных угроз [Jones, Pittman, 1982].
3. Просьба/мольба: "актер" проектирует себя как слабого и показывает
зависимость, чтобы просить помощь у целевой персоны [Jones, Pittman,
1982].
4. Сообщение о своих достижениях: заявление "актера" об ответствен-
ности и доверии за позитивные достижения [Tedeschi, Lindskold, 1976].
5. Преувеличение своих достижений: "актер" убеждает других, что ре-
зультаты его поведения более позитивны, чем они могут быть определены в
действительности [Schlenker, 1980].
6. Негативная оценка других/проклинание: поведение, предназначенное
для предъявления или высказывания негативных оценок в адрес других людей
или групп, с которыми "актер" их просто связывает [Cialdini, Richardson,
1980].
7. Пример для подражания: поведение, предъявленное "актером" как мо-
ральноценное и имеющее привлекательность. Используя эту тактику, "актер"
может вызывать уважение, подражание или восхищение у других [Jones, Pit-
tman, 1982].
Авторы классификации полагают, что защитный тип самопрезентации имеет
место, когда событие содержит угрозу существующей желаемой идентичности. В
таких случаях самопрезентация будет направлена на восстановление и сохра-
нение идентичности или на сокращение негативных последствий угрожающей си-
туации. Ассертивная же самопрезентация относится к проактивному поведению,
нацеленному на создание определенной идентичности. Исследователи полагают,
что и для управления впечатлением, и для самопрезентации используются од-
ни и те же тактики. Однако в ситуации управления впечатлением выбор само-
презентационных тактик осуществляется человеком более осознанно.
Теоретическая и практическая значимость классификации, предложенной
С.-Ж. Ли и соавторами [Lee et al., 1999], заключается в том, что ее авторы
разработали методику измерения самопрезентационного поведения индивида -
шкалу тактик самопрезентации на основе имеющихся концептуальных определе-
ний других исследователей, ранее изучавших процесс самопрезентации.
Подсчет баллов производится по девятибалльной шкале (от 1 - "редко
проявляется в поведении" до 9 - "очень часто проявляется в поведении").
Все вопросы распределяются на двенадцать групп тактик самопрезента-
ции: с 1 по 5 - тактики защитного типа, с 6 по 12 - тактики ассертивного
типа самопрезентации.
Каждая тактика самопрезентации включает в себя определенные номера и
количества вопросов (тактика 6 - "желание понравиться" включает 8 вопро-
сов, остальные - по 5).
Стратегиям самопрезентации.
Складываются оценки по тактикам, входящим в состав стратегии, и де-
лятся на количество тактик в стратегии. В результате определяется коли-
чество баллов по стратегии.
Стратегии самопрезентации:
I. Уклонение.
№ 1 - "Оправдание с отрицанием ответственности";
№ 3 - "Отречение";
№ 4 - "Препятствование самому себе".
II. Аттрактивное поведение.
№ 6 - "Желание понравиться";
№ 5 - "Извинение";
№ 12 - "Пример для подражания".
III. Самовозвышение.
№ 9 - "Сообщение о своих достижениях";
№ 10 - "Преувеличение своих достижений";
№ 2 - "Оправдание с принятием ответственности".
IV. Самопринижение.
№ 8 - "Просьба/мольба".
V. Силовое влияние.
№ 7 - "Запугивание";
№ 11 - "Негативная оценка других".
Опросник состоит из 64 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах с
нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала измерения тактик самопрезентации (SPT).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма №1:
% *
100 ┼─────────────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─██──────────────────────────────────
70 ┼ ██ ██ ▄▄ ██
60 ┼─██─██─██────────────────██─██─██────
50 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██────██─██───────██─██─██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
ОО ОП От ПС Из СП Зп ПМ ПД УД НО ПП
Диаграмма №2:
Ук ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢>
АП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
Св ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────────────────╢>
Сп ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>
СВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Тестовые показатели:
Тактики защитного типа:
1. Оправдание с отрицанием ответственности - ОО = 39 85%
2. Оправдание с принятием ответственности - ОП = 30 62%
3. Отречение - От = 32 68%
4. Препятствование самому себе - ПС = 20 38%
5. Извинение - Из = 25 50%
Тактики ассертивного типа:
6. Желание/старание понравиться - СП = 43 55%
7. Запугивание - Зп = 14 22%
8. Просьба/мольба - ПМ = 16 28%
9. Приписывание себе достижений - ПД = 34 72%
10. Преувеличение своих достижений - УД = 33 70%
11. Негативная оценка других - НО = 35 75%
12. Пример для подражания - ПП = 23 45%
Стратегии самопрезентации:
I. Уклонение - Ук = 30 63%
II. Аттрактивное поведение - АП = 30 51%
III. Самовозвышение - Св = 32 68%
IV. Самопринижение - Сп = 16 28%
V. Силовое влияние - СВ = 24 49%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Защитные тактики самопрезентации:
1. Оправдание с отрицанием ответственности: вербальные утвер-
ждения/заявления, отрицающие ответственность за негативные поступ-
ки или события.
Тестовый показатель: высокий.
2. Оправдание с принятием на себя ответственности: обеспечи-
вание избавляющих причин для объяснения негативного поведения как
оправданного, и принятие ответственности за него.
Тестовый показатель: повышенный.
3. Отречение: выражения, предлагающие объяснения причин пове-
дения прежде, чем затруднительное или неприятное положение прои-
зойдет.
Тестовый показатель: повышенный.
4. Препятствование самому себе: создание препятствия/помехи
для того, чтобы быть успешным, с намерением предотвратить наблюда-
телей от делания характерных выводов насчет его (субъекта) недос-
татков.
Тестовый показатель: пониженный.
5. Извинение: признание ответственности за любые обиду, вред,
нанесенные другим, или за негативные поступки, выражение раскаяния
и вины.
Тестовый показатель: средний.
Ассертивные тактики самопрезентации:
6. Желание/старание понравиться: действия и поступки, прояв-
ленные для вызова симпатии к "актеру" у окружающих таким образом,
чтобы "актер" мог получить пользу от них. "Старание понравиться"
может принимать форму самовозвышающей коммуникации, лести, кон-
формности мнений и оказания услуг/делания подарков.
Тестовый показатель: средний.
7. Запугивание: действия, которые имеют цель спроектировать
тождественность "актера" как кого-то, кто силен и опасен. Тактика
запугивания используется, чтобы возбудить страх у мишени и усилить
эффективность условных угроз.
Тестовый показатель: пониженный.
8. Просьба/мольба: "актер" проектирует себя как слабого и по-
казывает зависимость, чтобы просить помощь у целевой персоны.
Тестовый показатель: пониженный.
9. Сообщение о своих достижениях: заявление "актера" об от-
ветственности и доверии за позитивные достижения.
Тестовый показатель: повышенный.
10. Преувеличение своих достижений: "актер" убеждает других,
что результаты его поведения более позитивны, чем они могут быть
определены в действительности.
Тестовый показатель: повышенный.
11. Негативная оценка других/проклинание: поведение, предназ-
наченное для предъявления или высказывания негативных оценок в ад-
рес других людей или групп, с которыми "актер" их просто связыва-
ет.
Тестовый показатель: повышенный.
12. Пример для подражания: поведение, предъявленное "актером"
как моральноценное и имеющее привлекательность. Используя эту так-
тику, "актер" может вызывать уважение, подражание или восхищение у
других.
Тестовый показатель: средний.
Стратегии самопрезентации:
I. Уклонение.
Тестовый показатель: повышенный.
II. Аттрактивное поведение.
Тестовый показатель: средний.
III. Самовозвышение.
Тестовый показатель: повышенный.
IV. Самопринижение.
Тестовый показатель: пониженный.
V. Силовое влияние.
Тестовый показатель: средний.
|