МЕТОДИКА:
Детский вариант индивидуально-типологического опросника
(ИДТО)
(Л.Н. Собчик).
Детский вариант методики несколько отличается как содержательной сто-
роной опросника, так и ключами для обсчета данных. Границы применения ме-
тодики еще предстоит уточнить. Методика прошла апробацию на детях 10-15-
летнего возраста (112 человек: 56 мальчиков и 60 девочек). Достоверность
выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах, то есть веду-
щих тенденциях, основывалась на корреляционном анализе показателей метода
ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности дан-
ными детского варианта СМИЛ (ММРI), метода цветовых выборов (МЦВ), резуль-
татами самооценки и метода объективного наблюдения (r= +78,5). Следует
также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются и со взрослым
вариантом ИТО.
Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых
ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы как "Верно", так и
"Неверно", приведенные в ключах:
* 3 балла - гармоничная личность;
* 4-5 баллов - акцентуированные черты;
* 6 баллов - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для
самого ребенка или для окружающих.
* если большинство показателей колеблется в пределах от 0 до 1 балла,
то это признак плохого самопонимания или неоткровенности при обсле-
довании.
Избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами
(то есть антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоцио-
нальной напряженности и признаком внутреннего конфликта, если показатели
выше 4 баллов. Равновыраженные разнонаправленные тенденции в пределах 4
баллов - свидетельство сбалансированности полярных свойств. В связи с тем,
что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акценту-
ированные черты характера и даже целое созвездие акцентуированных черт.
Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными, противопо-
ложными характеристиками.
Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.)
проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного
поведения при высоких показателях (более 4 баллов) по соседствующим типо-
логичесим свойствам.
При этом если по шкале "Ложь" (неискренность) набрано более 4 бал-
лов - данные недостоверны.
Если по шкале "Аггравация" (подчеркивание проблем) набрано более 4
баллов - черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.
В целом детский вариант выявляет ту же типологическую основу, что и
взрослый ИТО.
Высокие показатели по шкале Тревожности выявляют тип личности с повы-
шенной тревожностью, и свидетельствуют о преобладании таких черт характе-
ра, как нерешительность, выраженное чувство ответственности, внутренняя
потребность в соответствии требованиям окружения - преподавателей, родите-
лей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным стра-
хам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из страха
получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень
нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами. Они
проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Эти маль-
чики и девочки - преданные проводники морали старших - родителей, препода-
вателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Феномен
ябедничества тесно связан с потребностью слабой личности, неспособной пос-
тоять за себя, в сильном покровительстве. Тревожный тип чаще встречается
среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как "тихо-
ни", "приличные", "воспитанные мальчики". При достаточно продуктивном ин-
теллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать
высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются ро-
дители, но стереотипный стиль мышления и компромиссность в поведении не
позволит им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний, и они
всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным
личностям.
Повышенные результаты по шкале Агрессивности (стеничности) - 4-5 бал-
лов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к само-
утверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчи-
няемоcnb, а при высоких баллах (6 баллов) указывают на избыточную актив-
ность, импульсивое поведение при низкой подчиняемости, небрежность в вы-
полнении заданий, склонность к прогулам и агрессивным поступкам, вплоть до
явных злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для маль-
чиков, особенно для выросших в неполных семьях. Среди них нередко встреча-
ются мальчики, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви,
тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять се-
бя окружению, бороться за себя. Хотя работа с ними представляет самые-
большие трудности для педагогического состава, жесткие меры пресечения
(исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отмет-
ки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь к еще
большему ожесточению ребенка, и личностная деформация будет усугубляться,
так как злом зла не исправить.
Высокие оценки по шкале Экстраверсии соответствуют избыточной общи-
тельности, кроторая мешает целенаправленности действий, повышенной отвле-
каемости, болтливости, при избыточном количестве друзей и знакомых контак-
ты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых - мало настоящих
друзей). В обучении лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме,
чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и
предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихваст-
нуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.
Напротив, ребята с выраженной шкалой Интроверсии отличаются молчали-
востью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе
друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при изучении тех
предметов, которые оцениваются ими как любимые. Материал ими усваивается
лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы им да-
ются лучше точных наук. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего явля-
ется преобладающим. Они не любят стоять у доски перед всем классом, что
может помешать правильно оценить их знания. Окружающие могут воспринимать
их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от гру-
бости и жесткости других ребят, а замкнутость является своего рода защит-
ной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о
жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них,
кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности в
силу высокой сосредоточенности и тенденции к глубокому постижению интере-
сующего их материала.
Высокие показатели шкалы Спонтанности характерны для ребят с выражен-
ной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся
к лидированию или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки,
стесняющие их свободу, вызывают противодействие и стремление к свободе.
Это самые непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы
поведения, скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их при-
тягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В ситуа-
ции семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из
дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школь-
ного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию,
умело пользуются подсказками, легко воспроизводя на основании маленькой
детали целое. В школе такие дети - это бич, но в дальнейшей жизни многие
из них благодаря своей предприимчивости, изворотливости и смелости могут
достичь небывалых успехов и гениальных открытий, и тогда учителям будет
совестно за свою недальновидность. Плохие оценки в школе у знаменитого фи-
зика Альберта Эйнштейна уже вошли в историю. Возможно, сами по себе плохие
отметки не являются признаком гениальности, но и хорошие - не критерий
дальнейшей успешности.
Шкала Сензитивности выделяется у ребят с выраженной впечатлительнос-
тью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрес-
сивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в слу-
чившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не
стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной
личности в классе, нередко ищут поддержки у преподавателей и родителей. В
учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют экзаменацион-
ную ситуацию, сверхболезненно относятся с низким оценкам. Они тяжело пере-
живают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны
следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций. В
учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше даются ли-
тература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика, но они часто не ладят
с математикой и физикой. В любви и дружбе ребята такого типа проявляют
значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог таких ребят ща-
дит, уповая на их ответственность, совестливость и моральную устойчивость.
Шкала Лабильности при высоких показателях отражает выраженную эмоцио-
нальную неустойчивость (лабильность, подвижность). Это дети, у которых
настроение легко меняется - от избыточной веселости, болтливости, смешли-
вости до резко пониженного настроения со слезами, с бурными реакциями
огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями - покраснение ли-
ца, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры, обмо-
роки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные
дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят
быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной самодея-
тельностью, поют, читают стихи, танцуют, играют в представлениях. В их по-
ведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли.
Основной рычаг педагогического воздействия - апелляция к их тщеславию.
Высокие показателя по шкале Ригидности характерны для ребят с выра-
женным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если
это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Им чрезвычайно важен
собственный статус: как с позиций главенства, власти, так и с точки зрения
материального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богат-
ству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав. В
учебе постигают материал постепенно, иногда даже слишком медленно, но,
усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт,
интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться
даже хорошей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам нужна зуб-
режка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успе-
хов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться
до последнего и побеждать. Такой тип личности часто встречается у хороших
спортсменов, особенно в индивидуальных (не командных) и борцовых видах
спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины. Из
наук им лучше даются точные, конкретные знания. Они чужды поэзии и сенти-
ментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.
Опросник состоит из 61 утверждений.
Примерное время тестирования 30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Детский вариант индивидуально-типологического
опросника (ИТДО).
Ф.И.О:
Доп. данные:
Достоверность:
Л ╟─░░─────┼───╢>
A ╟─░░─────┼─────╢>
Индивидуально-типологические свойства:
*
6 ┼─────────────────────────
5 ┼ ▄▄
4 ┼───────▄▄─██─▄▄───────▄▄─
3 ┼─▄▄─▄▄─██─██─██─▄▄────██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
Эк Сп Ст Рг Ин Сн Тр Лб
Эк <╟───────▒▒░░░░┼░░░░▒▒▓▓─────╢> Ин
Сп <╟───────▒▒░░░░┼░░░░▒▒───────╢> Сн
Ст <╟─────▓▓▒▒░░░░┼░░░░─────────╢> Тр
Рг <╟───▓▓▓▓▒▒░░░░┼░░░░▒▒▓▓─────╢> Лб
<Д><Ак><---Норма---><Ак><Д>
Тестовые показатели:
Неискренность - Л = 0
Аггравация - А = 0
I. Экстраверсия - Эк = 3
II. Спонтанность - Сп = 3
III. Стеничность - Ст = 4
IV. Ригидность - Рг = 5
V. Интроверсия - Ин = 4
VI. Сензитивность - Сн = 3
VII. Тревожность - Тр = 2
VIII. Лабильность - Лб = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут-
ствие сознательного намерения приукрасить свой характер.
Отсутствие значимой тенденции к подчеркиванию существующих
затруднений, эмоционального дискомфорта или неприятных ощущений.
Тенденция к обращенности в мир реальных явлений: норматив-
ность.
Тенденция к спонтанности поведения: нормативность.
Тенденция к стеничности установок и поведения. Повышенная ак-
тивность, стремление к самоутверждению, импульсивность поведения
при низкой подчиняемости, склонность противопоставлять себя окру-
жению, бороться за себя. Сопротивляемость попыткам окружающих вме-
шиваться в его дела. Защищая свои права может проявлять эгоцент-
ризм в отстаивании своих интересов, игнорирование чужих мнений,
непризнание каких-либо авторитетов, склонность к агрессивным вы-
сказываниям или действиям.
Степень выраженности тенденции: состояние психологического
стресса или акцентуация личностных свойств.
Тенденция к устойчивости взглядов, интересов и поведенческих
реакций. Настойчивость в достижении цели, в отстаивании своих прав
и собственной точки зрения. Стремление к планомерности действий. В
учебе постигает материал постепенно, но, усвоив, удерживают его
крепко, в ответах опирается на накопленный опыт, интуиции и во-
ображения ему не хватает. Благодаря хорошей усидчивости может до-
биваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревнователь-
ностью в характере может бороться до последнего и побеждать. Скло-
нен испытывать затруднения в изменении намеченной программы дея-
тельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. В кон-
фликтных ситуациях может отмечаться "застревание" на эмоционально
значимых переживаниях, приверженнность определенной идее, упорство
и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции.
Степень выраженности тенденции: состояние психологического
стресса или акцентуация личностных свойств.
Тенденция к ограничению социальных контактов. Избирательность
в выборе друзей в сочетании с постоянством в своих привязанностях.
Вдумчивость при изучении тех предметов, которые оцениваются им как
любимые. Материал усваивается лучше, когда он в одиночестве. Лите-
ратура и гуманитарные предметы ему даются лучше точных наук. Вер-
бальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим.
У него чаще всего есть свой мир мечтаний, его представление о жиз-
ни могут отличаться некоторой непрактичностью, склонностью к идеа-
лизации.
Степень выраженности тенденции: состояние психологического
стресса или акцентуация личностных свойств.
Тенденция к впечатлительности, чувствительности к давлению
окружающей среды: нормативость.
Тенденция к тревожности: крайне низкий тестовый показатель.
Тенденция к повышенной эмоциональной неустойчивости (лабиль-
ности, подвижности). Настроение легко меняетется - от повышенной
веселости, разговорчивости, смешливости до резко пониженного нас-
троения, которое может сопровождаться вегетативными провлениями.
Любит быть в центре внимания, занимать лидирующую или исключитель-
ную позиции в группе. Основной рычаг педагогического воздействия -
апелляция к его тщеславию.
Степень выраженности тенденции: состояние психологического
стресса или акцентуация личностных свойств.
|