МЕТОДИКА:                                  
            Детский вариант индивидуально-типологического опросника         
                                  (ИДТО)                                    
                              (Л.Н. Собчик).                                
 
      Детский вариант методики несколько отличается как содержательной сто- 
 роной опросника, так и ключами для обсчета данных. Границы применения  ме- 
 тодики еще предстоит уточнить. Методика прошла апробацию на  детях  10-15- 
 летнего возраста (112 человек: 56 мальчиков и 60  девочек).  Достоверность 
 выводов о преобладающих индивидуально-личностных свойствах, то есть  веду- 
 щих тенденциях, основывалась на корреляционном анализе показателей  метода 
 ИТДО с феноменологически близкими или аналогичными по своей сущности  дан- 
 ными детского варианта СМИЛ (ММРI), метода цветовых выборов (МЦВ), резуль- 
 татами самооценки и метода  объективного  наблюдения  (r= +78,5).  Следует 
 также отметить, что подростки 15 лет и старше справляются  и  со  взрослым 
 вариантом ИТО.                                                             
      Интерпретация находится в прямой зависимости от  количества  значимых 
 ответов по восьми шкалам. Суммируются значимые ответы как "Верно",  так  и 
 "Неверно", приведенные в ключах:                                           
      * 3 балла - гармоничная личность;                                     
      * 4-5 баллов - акцентуированные черты;                                
      * 6 баллов - свойства, затрудняющие адаптацию, создающие проблемы для 
        самого ребенка или для окружающих.                                  
      * если большинство показателей колеблется в пределах от 0 до 1 балла, 
        то это признак плохого самопонимания или неоткровенности при обсле- 
        довании.                                                            
      Избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами 
 (то есть антитенденциями), являются  свидетельством  значительной  эмоцио- 
 нальной напряженности и признаком внутреннего конфликта,  если  показатели 
 выше 4 баллов. Равновыраженные разнонаправленные тенденции  в  пределах  4 
 баллов - свидетельство сбалансированности полярных свойств. В связи с тем, 
 что дети более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акценту- 
 ированные черты характера и даже целое  созвездие  акцентуированных  черт. 
 Важно обнаружить уравновешенность тех или иных черт полярными,  противопо- 
 ложными характеристиками.                                                  
      Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) 
 проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль  межличностного 
 поведения при высоких показателях (более 4 баллов) по соседствующим  типо- 
 логичесим свойствам.                                                       
      При этом если по шкале "Ложь" (неискренность) набрано  более  4  бал- 
 лов - данные недостоверны.                                                 
      Если по шкале "Аггравация" (подчеркивание проблем)  набрано  более  4 
 баллов - черты характера подчеркиваются, преувеличиваются.                 
      В целом детский вариант выявляет ту же типологическую основу,  что  и 
 взрослый ИТО.                                                              
      Высокие показатели по шкале Тревожности выявляют тип личности с повы- 
 шенной тревожностью, и свидетельствуют о преобладании таких черт  характе- 
 ра, как нерешительность, выраженное  чувство  ответственности,  внутренняя 
 потребность в соответствии требованиям окружения - преподавателей, родите- 
 лей, класса, мнительность, боязливость, склонность к необоснованным  стра- 
 хам. Ученики такого типа более старательны в выполнении заданий из  страха 
 получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и  наказания,  очень 
 нервничают перед разного рода контрольными  заданиями  и  экзаменами.  Они 
 проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых. Эти  маль- 
 чики и девочки - преданные проводники морали старших - родителей, препода- 
 вателей, любят пожаловаться  на  своих  обидчиков,  наябедничать.  Феномен 
 ябедничества тесно связан с потребностью слабой личности, неспособной пос- 
 тоять за себя, в сильном покровительстве. Тревожный тип  чаще  встречается 
 среди девочек. Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят  как  "тихо- 
 ни", "приличные", "воспитанные мальчики". При достаточно продуктивном  ин- 
 теллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать 
 высокие оценки за успеваемость, нравятся учителям, на них не жалуются  ро- 
 дители, но стереотипный стиль мышления и компромиссность  в  поведении  не 
 позволит им совершить прорыв в какой-либо интересной сфере знаний,  и  они 
 всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным 
 личностям.                                                                 
      Повышенные результаты по шкале Агрессивности (стеничности) - 4-5 бал- 
 лов, напротив, говорит о выраженной уверенности в себе, стремлении к само- 
 утверждению, двигательной активности и самостоятельности при низкой подчи- 
 няемоcnb, а при высоких баллах (6 баллов) указывают на  избыточную  актив- 
 ность, импульсивое поведение при низкой подчиняемости, небрежность  в  вы- 
 полнении заданий, склонность к прогулам и агрессивным поступкам, вплоть до 
 явных злобных хулиганских действий. Такой тип больше характерен для  маль- 
 чиков, особенно для выросших в неполных семьях. Среди них нередко встреча- 
 ются мальчики, которые не испытали в детстве настоящей родительской любви, 
 тепла, доброты и заботы, привыкшие с раннего детства противопоставлять се- 
 бя окружению, бороться за себя. Хотя работа  с  ними  представляет  самые- 
 большие трудности для педагогического  состава,  жесткие  меры  пресечения 
 (исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отмет- 
 ки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь  к  еще 
 большему ожесточению ребенка, и личностная деформация будет  усугубляться, 
 так как злом зла не исправить.                                             
      Высокие оценки по шкале Экстраверсии соответствуют  избыточной  общи- 
 тельности, кроторая мешает целенаправленности действий, повышенной  отвле- 
 каемости, болтливости, при избыточном количестве друзей и знакомых контак- 
 ты остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых -  мало  настоящих 
 друзей). В обучении лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, 
 чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и 
 предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихваст- 
 нуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.                  
      Напротив, ребята с выраженной шкалой Интроверсии отличаются  молчали- 
 востью, замкнутостью, отгороженностью. Они  очень  избирательны  в  выборе 
 друзей, зато постоянны в своих привязанностях. Вдумчивы при  изучении  тех 
 предметов, которые оцениваются ими как любимые. Материал  ими  усваивается 
 лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы им  да- 
 ются лучше точных наук. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего  явля- 
 ется преобладающим. Они не любят стоять у доски перед  всем  классом,  что 
 может помешать правильно оценить их знания. Окружающие могут  воспринимать 
 их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от  гру- 
 бости и жесткости других ребят, а замкнутость является своего рода  защит- 
 ной реакцией. У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление  о 
 жизни отличается непрактичностью, склонностью к идеализации.  Те  из  них, 
 кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности  в 
 силу высокой сосредоточенности и тенденции к глубокому постижению  интере- 
 сующего их материала.                                                      
      Высокие показатели шкалы Спонтанности характерны для ребят с выражен- 
 ной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению,  стремящихся 
 к лидированию или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки, 
 стесняющие их свободу, вызывают противодействие и  стремление  к  свободе. 
 Это самые непослушные дети, нарушающие все правила  и  общепринятые  нормы 
 поведения, скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их  при- 
 тягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам. В  ситуа- 
 ции семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из 
 дома, к бродяжничеству. Это самые злостные прогульщики и нарушители школь- 
 ного режима. Учатся неровно, в основном  опираются  на  богатую  интуицию, 
 умело пользуются подсказками, легко воспроизводя  на  основании  маленькой 
 детали целое. В школе такие дети - это бич, но в дальнейшей  жизни  многие 
 из них благодаря своей предприимчивости, изворотливости и  смелости  могут 
 достичь небывалых успехов и гениальных открытий, и  тогда  учителям  будет 
 совестно за свою недальновидность. Плохие оценки в школе у знаменитого фи- 
 зика Альберта Эйнштейна уже вошли в историю. Возможно, сами по себе плохие 
 отметки не являются признаком гениальности, но  и  хорошие -  не  критерий 
 дальнейшей успешности.                                                     
      Шкала Сензитивности выделяется у ребят с выраженной  впечатлительнос- 
 тью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать  депрес- 
 сивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в  слу- 
 чившемся. По отношению к одноклассникам они занимают ведомую  позицию,  не 
 стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более  сильной 
 личности в классе, нередко ищут поддержки у преподавателей и родителей.  В 
 учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют  экзаменацион- 
 ную ситуацию, сверхболезненно относятся с низким оценкам. Они тяжело пере- 
 живают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны 
 следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций.  В 
 учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше даются  ли- 
 тература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика, но они часто не ладят 
 с математикой и физикой. В любви и дружбе  ребята  такого  типа  проявляют 
 значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог таких ребят  ща- 
 дит, уповая на их ответственность, совестливость и моральную устойчивость. 
      Шкала Лабильности при высоких показателях отражает выраженную эмоцио- 
 нальную неустойчивость (лабильность, подвижность).  Это  дети,  у  которых 
 настроение легко меняется - от избыточной веселости, болтливости,  смешли- 
 вости до резко пониженного настроения  со  слезами,  с  бурными  реакциями 
 огорчения, сопровождающимися вегетативными проявлениями - покраснение  ли- 
 ца, головные и другие боли, учащение пульса, повышение температуры,  обмо- 
 роки, судорожные подергивания, тошнота и рвота. Это весьма впечатлительные 
 дети с богатым воображением, со склонностью к  фантазированию.  Они  любят 
 быть в центре внимания, артистичны, охотно  занимаются  школьной  самодея- 
 тельностью, поют, читают стихи, танцуют, играют в представлениях. В их по- 
 ведении много подражательности, они легко входят в любые социальные  роли. 
 Основной рычаг педагогического воздействия - апелляция к их тщеславию.     
      Высокие показателя по шкале Ригидности характерны для ребят  с  выра- 
 женным упорством (если это касается достижения цели)  и  упрямством  (если 
 это проявляется в отстаивании своей точки зрения).  Им  чрезвычайно  важен 
 собственный статус: как с позиций главенства, власти, так и с точки зрения 
 материального благополучия. Они чрезвычайно ревнивы к чужой славе и богат- 
 ству, ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в  отстаивании  своих  прав.  В 
 учебе постигают материал постепенно, иногда  даже  слишком  медленно,  но, 
 усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются  на  накопленный  опыт, 
 интуиции и воображения им не хватает, поэтому  им  трудно  воспользоваться 
 даже хорошей подсказкой. Для изучения материала таким ребятам  нужна  зуб- 
 режка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться  неплохих  успе- 
 хов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться 
 до последнего и побеждать. Такой тип личности часто встречается у  хороших 
 спортсменов, особенно в индивидуальных (не  командных)  и  борцовых  видах 
 спорта. Из них также вырастают дисциплинированные  и  отважные  воины.  Из 
 наук им лучше даются точные, конкретные знания. Они чужды поэзии и  сенти- 
 ментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.               
 
      Опросник состоит из 61 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 30 минут.                                
 
 
                            ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                            
 
                                      ---                                   
 
                         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                      
 
  Методика: Детский вариант индивидуально-типологического                   
            опросника (ИТДО).                                               
  Ф.И.О:                                                                    
  Доп. данные:                                                              
 
                           Достоверность:                                   
 
                        Л ╟─░░─────┼───╢>                                   
 
                        A ╟─░░─────┼─────╢>                                 
 
 
                Индивидуально-типологические свойства:                      
 
                      *                                                     
                    6 ┼─────────────────────────                            
                    5 ┼          ▄▄                                         
                    4 ┼───────▄▄─██─▄▄───────▄▄─                            
                    3 ┼─▄▄─▄▄─██─██─██─▄▄────██─                            
                    2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██                             
                    1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                        Эк Сп Ст Рг Ин Сн Тр Лб                             
 
                Эк <╟───────▒▒░░░░┼░░░░▒▒▓▓─────╢> Ин                       
 
                Сп <╟───────▒▒░░░░┼░░░░▒▒───────╢> Сн                       
 
                Ст <╟─────▓▓▒▒░░░░┼░░░░─────────╢> Тр                       
 
                Рг <╟───▓▓▓▓▒▒░░░░┼░░░░▒▒▓▓─────╢> Лб                       
 
                     <Д><Ак><---Норма---><Ак><Д>                            
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                       Неискренность  -  Л = 0                              
                       Аггравация     -  А = 0                              
 
                      I. Экстраверсия   -  Эк = 3                           
                     II. Спонтанность   -  Сп = 3                           
                    III. Стеничность    -  Ст = 4                           
                     IV. Ригидность     -  Рг = 5                           
                      V. Интроверсия    -  Ин = 4                           
                     VI. Сензитивность  -  Сн = 3                           
                    VII. Тревожность    -  Тр = 2                           
                   VIII. Лабильность    -  Лб = 4                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем,  отсут-         
 ствие сознательного намерения приукрасить свой характер.                   
 
      Отсутствие значимой тенденции  к  подчеркиванию  существующих         
 затруднений, эмоционального дискомфорта или неприятных ощущений.           
 
      Тенденция к обращенности в  мир  реальных  явлений: норматив-         
 ность.                                                                     
 
      Тенденция к спонтанности поведения: нормативность.                    
 
      Тенденция к стеничности установок и поведения. Повышенная ак-         
 тивность, стремление к самоутверждению,  импульсивность  поведения         
 при низкой подчиняемости, склонность противопоставлять себя  окру-         
 жению, бороться за себя. Сопротивляемость попыткам окружающих вме-         
 шиваться в его дела. Защищая свои права может  проявлять  эгоцент-         
 ризм в отстаивании своих интересов,  игнорирование  чужих  мнений,         
 непризнание каких-либо авторитетов, склонность к  агрессивным  вы-         
 сказываниям или действиям.                                                 
      Степень выраженности  тенденции:  состояние  психологического         
 стресса или акцентуация личностных свойств.                                
 
      Тенденция к устойчивости взглядов, интересов и  поведенческих         
 реакций. Настойчивость в достижении цели, в отстаивании своих прав         
 и собственной точки зрения. Стремление к планомерности действий. В         
 учебе постигает материал постепенно, но,  усвоив,  удерживают  его         
 крепко, в ответах опирается на  накопленный опыт, интуиции  и  во-         
 ображения ему не хватает. Благодаря хорошей усидчивости может  до-         
 биваться неплохих успехов, а в связи с  выраженной  соревнователь-         
 ностью в характере может бороться до последнего и побеждать. Скло-         
 нен испытывать затруднения в изменении намеченной  программы  дея-         
 тельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. В  кон-         
 фликтных ситуациях может отмечаться "застревание" на  эмоционально         
 значимых переживаниях, приверженнность определенной идее, упорство         
 и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции.                          
      Степень выраженности  тенденции:  состояние  психологического         
 стресса или акцентуация личностных свойств.                                
 
      Тенденция к ограничению социальных контактов. Избирательность         
 в выборе друзей в сочетании с постоянством в своих привязанностях.         
 Вдумчивость при изучении тех предметов, которые оцениваются им как         
 любимые. Материал усваивается лучше, когда он в одиночестве. Лите-         
 ратура и гуманитарные предметы ему даются лучше точных наук.  Вер-         
 бальный (словесный) интеллект чаще всего  является  преобладающим.         
 У него чаще всего есть свой мир мечтаний, его представление о жиз-         
 ни могут отличаться некоторой непрактичностью, склонностью к идеа-         
 лизации.                                                                   
      Степень выраженности  тенденции:  состояние  психологического         
 стресса или акцентуация личностных свойств.                                
 
      Тенденция к впечатлительности,  чувствительности  к  давлению         
 окружающей среды: нормативость.                                            
 
      Тенденция к тревожности: крайне низкий тестовый показатель.           
 
      Тенденция к повышенной эмоциональной неустойчивости  (лабиль-         
 ности, подвижности). Настроение легко меняетется -  от  повышенной         
 веселости, разговорчивости, смешливости до резко пониженного  нас-         
 троения, которое может сопровождаться  вегетативными  провлениями.         
 Любит быть в центре внимания, занимать лидирующую или исключитель-         
 ную позиции в группе. Основной рычаг педагогического воздействия -         
 апелляция к его тщеславию.                                                 
      Степень выраженности  тенденции:  состояние  психологического         
 стресса или акцентуация личностных свойств.