МЕТОДИКА:
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А.).
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра
"Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его
основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова,
Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника соста-
вили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и дру-
гим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия,
где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику
включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам
(меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки
(уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению кон-
фликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено эт-
нической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и эт-
нической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дис-
танции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов
толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, то-
лерантность как черта личности.
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без де-
ления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6
("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов).
Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("аб-
солютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл).
Затем полученные баллы суммируются.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности
осуществляется по следующим ступеням:
22 - 60 - низкий уровень толерантности.
Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека
и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружа-
ющему миру и людям.
61 - 99 - средний уровень.
Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно со-
четание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных си-
туациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерант-
ность.
100 - 132 - высокий уровень толерантности.
Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной
личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающие-
ся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размы-
вании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психоло-
гическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности
или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот
диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности
(особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях
исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать
разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к
представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного
взаимодействия.
2. Социальная толерантность.
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные
и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (мень-
шинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки
личности по отношению к некоторым социальным процессам.
3. Толерантность как черта личности.
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагнос-
тирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной
степени определяют отношение человека к окружающему миру.
В 2001 - 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было
проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено
434 человека).
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагес-
танского Государственного университета и факультета психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся
проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия.
Опросник состоит из 22 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Индекс толерантности.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные: _____________
Структура толерантности:
ЭТ: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────╢>
СТ: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██───────╢>
ЛТ: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────╢>
Интегральный индекс толерантности:
ИТ: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓────────────────────╢>
<───────[-]────────><────[=]────><───[+]───>
Тестовые показатели:
1. Этническая толерантность - ЭТ = 17
2. Социальная толерантность - СТ = 36
3. Толерантность как черта личности - ЛТ = 23
------------------------------------------------
Интегральный индекс толерантности - ИТ = 76
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень толерантности по отношению к представителям
других этнических групп и межкультурного взаимодействия.
Высокий уровень толерантности в отношении различных социаль-
ных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей) и
некоторых социальных процессов.
Средний уровень толерантности как черты личности которая в
значительной степени определяет отношение человека к окружающему
миру.
Общий тестовый показатель: средний уровень толерантности.
Сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних соци-
альных ситуациях проявляется толерантность, в других - интолеран-
тность.
|