МЕТОДИКА:
Я-структурный тест Аммона
(ISTA)
(G. Ammon).
Методика представляет собой опросник разработанный автором и его со-
трудниками (Burbiel I., 2003, и др.) на базе гуманструктурологии
Я-структурный тест Аммона был разработан немецкой школой психоанализа
и психиатрии, адаптирован и рестандартизирован специалистами Санкт-Петер-
бургского НИИ им. В.М. Бехтерева.
Согласно концепции Г. Аммона основополагающим понятием личности явля-
ется "Я-идентичность" - ядерное психологическое образование, обеспечиваю-
щее ее целостность и опосредованное структурой центральных личностных об-
разований, находящихся в области бессознательного (Я-функций), но проявля-
ющихся через вторичные сознательные функции, определяющие содержание спо-
собностей и навыков человека. В этой связи в тестовом психодиагностическом
аспекте впервые предпринята попытка измерения бессознательного с помощью
сознательного самоотчета в виде самооценок собственных переживаний и пос-
тупков в представленных ситуациях отношений.
Из потенциально бесконечного количества Я-структур бессознательного в
качестве тестовых "мишеней" (шкал) были отобраны образования, репрезента-
тивно отражающие его целостную структуру и наиболее информативные для ре-
шения практических психодиагностических задач. В рассматриваемой версии
Я - структурного теста такими образованиями являются:
1) агрессия;
2) страх (тревога);
3) внешнее Я-отграничение (контроль внешних границ Я);
4) внутреннее Я-отграничение (контроль внутренних границ Я);
5) нарциссизм (степень целостного принятия себя);
6) сексуальность.
При этом центральные Я-функции содержательно понимаются как изначаль-
но данная конструктивная сила:
* агрессия - потенциал активности;
* страх - способность совладания с тревогой;
* внешнее Я - ограничение - автономия с гибкой границей;
* внутреннее Я - ограничение - гибкая граница осознающего Я и неосоз-
наваемых побуждений;
* нарциссизм - позитивное самопринятие;
* сексуальность - взаимообогощающее единение.
Будучи сформированными "нормально", "патологически" или "задержанны
ми" в своем развитии, центральные Я-функции проявляют себя либо конструк-
тивно, способствуя развитию Я-идентичности и оптимальной адаптации к сре-
де; либо деструктивно, приводя к деформации личностной структуры, дезин-
теграции процесса становления Я-идентичности и дезадаптации либо дефици-
тарно, препятствуя становлению личности и необходимой дифференциации пси-
хических функций.
Я-идентичность, как ядерное психологическое образование, обеспечиваю-
щее целостность личности теснейшим образом связана с другими центральными
психическими функциями, деятельность которых опосредуется идентичностью и
в свою очередь, обеспечивает ее сохранение и развитие.
Процесс развития человека, возникновение психических расстройств и их
преодоление понимаются динамической психиатрией как процесс преобразования
Я-идентичности.
В отличие от большинства психологических концепций, вкладывающих в
понятие "структура" личности статичное представление, гуманструктуральная
модель личности не может быть понята вне процесса взаимодействия индивида
и окружающей среды. При этом в качестве важнейшего средового фактора выс-
тупает интегрированная совокупность отношений между индивидом и первичной
группой, понимаемая не как сеть пересекающихся интеракций или транзакций
(по Э.Берну), а как групповое динамическое поле, в которое вписывается ин-
дивид при обмене т.н. "социальной энергией" в процессе своего формирования
и социализации.
В основе понятия "социальная энергия" по Аммону лежит описанный еще
К. Левиным, феномен силового межличностного взаимодействия психических по-
лей, подчиняющегося групповым динамическим закономерностям. Обменные энер-
гетические процессы между группой и индивидом по своему характеру могут
быть как позитивными, способствующими развитию Я-идентичности, так и не-
гативными, препятствующими формированию "здоровой" личности.
Центральные Я-функции, как важнейшие интрапсихические образования,
служат своего рода "органами", обеспечивающими характер такого взаимодей-
ствия и индивидуальную психологическую адаптацию. Как и всякий другой ор-
ган, эти функции могут быть сформированы "нормально", "патологически" или
"задержаны" в своем развитии. Решающим здесь является характер взаимодей-
ствия, как в первичном симбиозе, так и в целом в группо-динамическом жиз-
ненном поле.
В свою очередь уровень сформированности Я-функций определяет особен-
ности взаимодействия в последующих межличностных отношениях, или обмене
"социальной энергией". Такой обмен может позитивно расширять возможности
личности, способствовать ее интеграции и развитию Я-идентичности, обеспе-
чивая оптимальную ее адаптацию к среде, т.е. иметь конструктивный харак-
тер, - с одной стороны; деформировать личностную структуру, дезинтегриро-
вать процесс становления Я-идентичности, дезадаптировать, - т.е. действо-
вать деструктивно, - с другой; или же препятствовать становлению личности,
необходимой дифференциации психических функций, снижать интенсивность ди-
намических межличностных взаимодействий тем самым порождать функциональный
интрапсихический дефицит.
В связи с этим динамическая психиатрия выделяет три качества социаль-
ной энергии и соответствующие им три составляющие функциональной организа-
ции Я: конструктивность, деструктивность, дефицитарность.
Центральные личностные образования по Аммону находятся в области бес-
сознательного и, являясь "гипотетическим конструктом", недоступны непо-
средственному наблюдению. Однако, как конденсат отношений, они могут про-
являться через вторичные, осознаваемые психологические функции, деятель-
ность которых в значительной мере ими определяется в каждой актуальной ин-
теракции. В тестовом психодиагностическом аспекте такое понимание соотно-
шения сознательного и бессознательного, а также функциональный характер
последнего позволяют сформулировать на первых взгляд парадоксальное поло-
жение - о доступности измерения бессознательного с помощью сознательного
самоотчета. Поскольку теоретически бессознательное может включать в себя
потенциально бесконечное количество конструктов, с методологической точки
зрения, особенно важен вопрос отбора ограниченного числа тестовых "мише-
ней", которые, репрезентативно отражая целостную структуру бессознатель-
ного, в тоже время являются наиболее информативными образованиями для ре-
шения практических задач.
В психодиагностической системе Я-структурного теста в качестве таких
мишеней были отобраны шесть центральных гуман-функций:
1) агрессия;
2) страх (тревога);
3) внешнее Я-отграничение (отмежевание Я от не Я, контроль внешних
границ Я);
4) внутреннее Я-отграничение (отмежевание сознательного Я от Я не-
осознаваемого или контроль внутренних границ Я);
5) нарциссизм (степень целостного принятия самого себя);
6) сексуальность.
В совокупности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составля-
ющих каждой гуман-функции показатели соответствующих шкал теста в своей
совокупности наглядно представляют психографический "срез бессознательной
гуманструктуры" испытуемого.
Уровень психического здоровья испытуемого определяется как соотноше-
ние конструктивных (адаптационных) и деструктивно-дефицитарных (психопато-
логически измененных и недоразвитых) составляющих базисных неосознаваемых
функций "Я" в гуман-структуре индивида, формирующихся в преэдипальный и
эдипальный период под влиянием первичного симбиоза т.е. контакта с матерью
или лицом ее заменяющим и определяющих "раr ехеlеns" всю последующую ду-
шевную динамику личности. Это дает возможность получить количественную и
качественную интегральную оценку ее структуры в совокупности здоровых и
патологически измененных аспектов.
Психодиагностическая система оценки испытуемого включает в себя ана-
лиз блоков шкал четырех уровней:
Первый уровень представлен 18 основными шкалами, объединенными в 6
отдельных блоков для качественной и количественной диагностики основных
гуман-функций личности испытуемого:
* агрессии (A1, А2, А3);
* страха (тревоги) (С1, С2, С3);
* внешнего "Я-отграничения" (контроль внешних границ Я) (Q1, Q2, Q3);
* внутреннего "Я-отграничения" (контроль внутренних границ Я) (Q*1,
Q*2, Q*3);
* нарциссизма (степень целостности принятия себя) (N1, N2, N3);
* сексуальности (S1, S2, S3),
Каждая из шкал включает в себя шкалы конструктивной (1), деструктив-
ной (2) и дефицитарной (3) составляющих.
Второй уровень психодиагностической системы представлен 3 диагностич-
ескими показателями, являющимися суммарными производными от конструктив-
ных, деструктивных и дефицитарных шкал всех шести вышеуказанных гуман-фун-
кций:
* общей конструктивности - Co;
* общей деструктивности - De;
* общей дифицитарности Я-структуры личности испытуемого - Df.
Третий уровень системы является производным разности показателей вто-
рого уровня и позволяет оценить:
* адаптационный потенциал - Adp;
* потенциал психической активности личности испытуемого - Pac.
Четвертый уровень системы представляет интегральный диагностический
показатель "Я-идентичность", отражающий ресурс психического здоровья испы-
туемого и являющийся производным шкал второго и третьего уровней - Re.
Показатели второго, третьего и четвертого уровней рассчитываются по
следующим формулам:
Co = сумма К1;
De = сумма К2;
Df = сумма К3.
где:
К - средние значения конструктивных (К1), деструктивных (К2) и дефи-
цитарных (К3) шкал всех шести вышеуказанных гуман-функций.
Adp = Co - De; Pac = Co - Df; Re = Co - (De + Df).
Психометрические показатели шкал методики опросника полученных при
рестандартизации опросника проведенной на группе, включавшей 1000 испытуе-
мых в возрасте от 18 до 53 лет, преимущественно со средним или средне-
специальным образованием (Тупицин Ю.Я., Бочаров В.В. и др., 1998):
среднее сигма
1. Агрессия конструктивная - A1 9,58 2,22
2. Агрессия деструктивная - A2 4,29 3
3. Агрессия дефицитарная - A3 3,89 2,0
4. Страх конструктивный - C1 8,28 2,21
5. Страх деструктивный - C2 1,62 1,98
6. Страх дефицитарный - C3 3,87 2,2
7. Внешнее Я-отграничение конструктивное - O1 8,59 2,23
8. Внешнее Я-отграничение деструктивное - O2 4,1 1,65
9. Внешнее Я-отграничение дефицитарное - O3 3,54 2,23
10. Внутренее Я-отграничение конструктивное - O`1 9,82 2,0
11. Внутренее Я-отграничение деструктивное - O`2 3,72 1,65
12. Внутреннее Я-отграничение дефицитарное - O`3 4,77 2,49
13. Нарциссизм конструктивный - H1 8,8 2,08
14. Нарциссизм деструктивный - H2 3,47 1,98
15. Нарциссизм дефицитарный - H3 2,48 2,03
16. Сексуальность конструктивная - Ce1 8,53 2,8
17. Сексуальность деструктивная - Ce2 4,33 2,58
18. Сексуальность дефицитарная - Ce3 2,97 2,14
Подсчет осуществляется по формуле T:=50+(10*(X-M))/S
Средние показатели второго, третьего и четвертого уровней:
общая конструктивность - Co = 53,67;
общая деструктивность - De = 21,59;
общая дифицитарность - Df = 21,52;
адаптационный потенциал - Adp = 30,08;
потенциал психической активности личности - Pac = 32,15;
показатель "Я-идентичность" - Re = 10,50.
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) определяется как частное
от деления конструктивной составляющей гуман-функции на сумму ес деструк-
тивной и дефицитарной части.
Тd gfk = К1/(К2 + К3);
где:
К1 - конструктивная составляющая соответствующей гуман-функции;
К2 - деструктивная составляющая соответствующей гуман-функции;
К3 - дефицитарная составляющая соответствующей гуман-функции.
Если численное значение гуман-факторной тенденции больше 1, то в
структуре психической реальности преобладает конструктивная составляющая,
если меньше 1, то превалируют деструктивная и дефицитарная составляющие.
Опросник состоит из 220 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
Примечание к данной компьютерной версии.
1. Диаграмма тестовых показателей, а также компьютерная интепретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в Т-баллах.
Условные критерии компьютерной интерпретации:
40 Т и ниже - пониженный тестовый показатель;
41 Т - 60 Т - средний тестовый показатель;
61 Т - 69 Т - повышенный тестовый показатель;
70 Т и выше - высокий тестовый показатель.
При этом, следует иметь ввиду, что диапазоны возможных значений
Т-баллов для шкал I уровня различаются между собой и в ряде случаев макси-
мальные значения не достигают 70 Т баллов, т.е. "высоких" показателей.
Шкала Т-баллы
А1: 7 - 65
А1: 36 - 82
А1: 37 - 77
С1: 13 - 67
С2: 42 - 97
С3: 32 - 96
О1: 11 - 61
О2: 25 - 92
О3: 34 - 83
O`1: 1 - 61
O`2: 27 - 100
O`3: 31 - 83
Н1: 8 - 65
Н2: 32 - 93
Н3: 38 - 102
Се1: 20 - 66
Се2: 33 - 84
Се3: 36 - 88
Учитывая выше сказанное, для интерпретации этих шкал решающее значе-
ние имеет не абсолютное значение (высота точки на диаграмме), а тот диапа-
зон значений, в который попадает данный показатель в соответствии со смыс-
лом Т-баллов. Для шкал А1, С1, О1, O`1, Н1, Се1 "повышенные" значения яв-
ляются максимально возможными, которые при уточнении с привлечением допол-
нительных данных об обследуемом можно считать "высокими".
2. Числовые показатели II-IV уровней затрудняют быструю оценку их
смысла, так как имеют различные диапазоны возможных значений, а показатели
III-IV уровней могут принимать отрицательные значения. Поэтому, для этих
уровней были введены дополнительные показатели выраженные в процентах с
нулевой точкой отсчета, которые отражают абсолютные точки их значений на
шкале от минимально возможных до максимально возможных показателей. Ком-
пьютерная интерпретация шкал II-IV уровней не производится.
3. Критерием интерпретации численных значений гуман-факторной тенден-
ции является 1. Если эти значения больше 1, то в структуре психической ре-
альности преобладает конструктивная составляющая, если меньше 1, то прева-
лируют деструктивная и дефицитарная составляющие. Компьютерная интерпрета-
ция этих тенденций также не производится.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Mетодика: Я-структурный тест (ISTA).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Личностный профиль.
*
100 ┼
│
90 ┼
│
80 ┼
│
70 ┼───────────────────────────────────────────────────────
│
60 ┼ ██ ██
│ ██ ██ ██ ▄▄
50 ┼────██─██────██─██───────██────██─██─────────────██────
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
30 ┼────██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██────██─██─██─██─██─
│ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тестовые показатели:
I уровень:
S T
01. Агрессия конструктивная - A1 = 4 25
02. Агрессия деструктивная - A2 = 5 52
03. Агрессия дефицитарная - A3 = 8 64
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - A = 0.31
04. Страх конструктивный - C1 = 7 44
05. Страх деструктивный - C2 = 3 57
06. Страх дефицитарный - C3 = 4 51
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - C = 1.00
07. Внешнее Я-отграничение конструктивное - O1 = 8 47
08. Внешнее Я-отграничение деструктивное - O2 = 2 37
09. Внешнее Я-отграничение дефицитарное - O3 = 4 52
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - O = 1.33
10. Внутренее Я-отграничение конструктивное - O`1 = 6 31
11. Внутренее Я-отграничение деструктивное - O`2 = 6 64
12. Внутреннее Я-отграничение дефицитарное - O`3 = 6 55
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - O` = 0.50
13. Нарциссизм конструктивный - H1 = 4 27
14. Нарциссизм деструктивный - H2 = 2 43
15. Нарциссизм дефицитарный - H3 = 0 38
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - H = 2.00
16. Сексуальность конструктивная - Ce1 = 7 45
17. Сексуальность деструктивная - Ce2 = 5 53
18. Сексуальность дефицитарная - Ce3 = 0 36
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) - Ce = 1.40
II уровень:
Общая конструктивность - Co = 6.00 49%
Общая деструктивность - De = 3.83 32%
Общая дифицитарность - Df = 3.67 30%
Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk)
Co/(De + Df) = 0.80
III уровень:
Адаптационный потенциал - Adp = 2.17 59%
Потенциал психической активности - Pac = 2.33 60%
IV уровень:
Интегральный диагностический показатель
"Я-идентичность" - Re = -1.50 63%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Агрессия конструктивная:
пониженный тестовый показатель.
Снижение активности, недостаток способности к ведению про-
дуктивного диалога и конструктивной дискуссии, отсутствие потреб-
ности в изменении жизненных условиях, формировании собственных
личностно-значимых целей, склонность к избеганию каких-либо кон-
фронтаций вследствие боязни разрыва симбиотических отношений или
из-за отсутствия необходимых навыков в разрешении конфликтов. Ха-
рактерны нежелание "экспериментировать", неразвитая способность к
адекватному отреагированию эмоциональных переживаний в межличност-
ных ситуациях.
Агрессия деструктивная:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная тенденция к реактивному переформированию
изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприят-
ных условий в первичной группе, родительской семье, т.е. склоннос-
ти к определенной деформация нормальной способности к деятельному,
активному взаимодействию с окружающим миром, людьми и предметами.
Агрессия дефицитарная:
повышенный тестовый показатель.
Ранний запрет на реализацию имеющегося потенциала активности,
поиск объекта и взаимодействия с ним. По сути, речь идет о рас-
стройстве центральной Я-функции, которе проявляется в виде недо-
развития Я-функции агрессии, т.е. в неиспользованности изначально
заданной конструктивной предрасположенности к активному, игровому
манипулированию предметным миром. Такое недоразвитие связано с на-
рушением характера отношений между матерью и ребенком в преэдипа-
льной стадии, когда фактически ребенок никак не поддерживается в
своих попытках игрового овладевания "объектом", тем самым изна-
чально ощущает непреодолимую сложность окружающего, постепенно ут-
рачивая стремление к автономизации, выходу из симбиоза и построе-
нию своей собственной идентичности. При формировании агрессивности
речь идет о дефиците самого симбиоза, связанного либо с эмоцио-
нальным отвержением ребенка, либо с чрезмерной идентификацией с
ним. В поведении проявляется неспособность к установлению межлич-
ностных контактов, теплых человеческих отношений, снижение пред-
метной активности, сужение круга интересов, избегание каких-либо
конфронтаций, конфликтов, дискуссий и ситуаций "соперничества",
склонность жертвовать собственными интересами, целями и планами, а
также неспособность брать на себя какую-либо ответственность и
принимать решения. Существенно затруднена возможность открыто про-
являть свои эмоции, чувства и переживания, претензии и предпочте-
ния. Недостаток активности в какой-то мере обычно субъективно ком-
пенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными планами и
мечтами. В эмоциональных переживаниях на передний план выступают
чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощу-
щение пустоты и одиночества, покинутости и скуки. Для таких лиц
характерна пассивная жизненная позиция, отчуждение собственных
планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие
решений и не способны прикладывать сколько-нибудь значительные
усилия для достижения поставленных целей. В межличностных ситуаци-
ях, как правило, наблюдается уступчивость, зависимость и стремле-
ние к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений ин-
тересов и потребностей. У них часто встречаются мало связанные с
действительностью, заместительные фантазии, не предполагающие ре-
ального воплощения. Наряду с этим часто отмечаются жалобы на чув-
ство внутренней пустоты, безучастности, "хронической" неудовлет-
воренности всем происходящим, отсутствие "радости жизни", ощущение
бесперспективности существования и непреодолимости жизненных труд-
ностей.
Страх конструктивный:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная способность личности выдерживать пережи-
вания, связанные с тревогой; без потери интеграции, целостности,
идентичности использовать тревогу для решения адаптационных задач,
т.е. действовать в реальном мире, ощущая его действительные опас-
ности, случайности и непредсказуемость и возможность неблагоприят-
ных стечений обстоятельств.
Страх деструктивный:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная функция гибкой регуляции уровня активнос-
ти, необходимая для интеграции психической жизни личности.
Страх дефицитарный:
средний тестовый показатель.
Умеренный уровень развития Я-функции тревоги, который прояв-
ляется в возможности сосуществования с тревогой, т.е. в переноси-
мости переживаний, сопряженных с психическим отражением опасности.
Внешнее Я-отграничение конструктивное:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная способность выстраивания гибкой коммуни-
цирующей границы с окружающим, которая позволяет осуществить обо-
собление развивающейся идентичности при сохранении способности и
возможности к жизненно важному обмену и продуктивному межличност-
ному взаимодействию.
Внешнее Я-отграничение деструктивное:
пониженный тестовый показатель.
Достаточно выраженная функция "внешней" регуляции отношений
личности с действительностью, т.е. взаимодействия с окружающей
группой и событиями внешнего мира. Это может выражаться в отсут-
тенденции к "выстраиванию барьера" при продуктивной коммуникации с
предметным миром.
Внешнее Я-отграничение дефицитарное:
средний тестовый показатель.
Умеренная проницаемость внешней границы "Я", которая функци-
онально отражает процесс регуляции отношений личности с внешней
реальностью.
Внутренее Я-отграничение конструктивное:
пониженный тестовый показатель.
Может отмечаться рассогласованность эмоционального опыта,
дисбаланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций и дей-
ствий; нарушения переживания чувства времени, отсутствие возмож-
ности гибко контролировать эмоциональные и телесные процессы, по-
следовательно артикулировать собственные потребности; недифферен-
цированность восприятия и описания различающихся психических со-
стояний; дефицит способности к продуктивной психической концентра-
ции. Функциональная недостаточность внутренней границы проявляется
в нарушении взаимодействия с неосознаваемыми процессами, которое
отражает либо "жесткое" подавление бессознательного, либо отсут-
ствие достаточного интрапсихического барьера.
Внутренее Я-отграничение деструктивное:
повышенный тестовый показатель.
Наличие ригидно фиксированного "барьера", отделяющего "Я",
иначе - центр осознаваемых переживаний, от остальных интрапсихи-
ческих структур. Решающим здесь является нарушение "проницаемости"
границы. Граница в этом случае не столько отграничивает автономи-
зированное "Я", сколько ограничивает его, лишая естественной связи
с бессознательным. Вместо функциональной дифференциации единого
психического пространства, происходит фактическое обособление от-
дельных его частей, гиперадаптированных к различным требованиям -
притязаниям внешнего мира и внутренним инстинктивным побуждениям.
Деструктивное внутреннее отграничение, по сути, является интерио-
ризацией ригидной защиты матери и семьи от его (ребенка) естест-
венных требований. Таким образом, граница как "орган" отображения
внутренних нужд ребенка, основанный на либидонозно отношении к
нему и нарциссической поддержке, как залог обязательного принятия
и будущего удовлетворения его потребностей, трансформируется в
свою противоположность.
В поведении деструктивное внутреннее Я-ограничение проявляет-
ся:
диссоциацией сознательного и бессознательного, прошлого, нас-
тоящего и будущего, актуально наличного и потенциально присутству-
ющего;
дисбалансом мыслей и чувств, эмоций и действий;
жесткой ориентацией на сугубо рациональное постижение дей-
ствительности, недопускающей интуитивных и чувственных решений;
рассогласованостью телесной и душевной жизни;
неспособность к фантазиям, мечтам, определенным обеднением
эмоциональных переживаний и впечатлений вследствие зачастую гипер-
трофированной склонности к рационализации и вербализации чувствен-
ных образов;
десенсибилизированностью телесных ощущений, т.е. нечувстви-
тельностью к насущным потребностям организма (сон, жажда, голод,
усталость и т.п.);
жесткостью используемых механизмов защиты, отделяющих эмоцио-
нальные компоненты впечатлений и проецирующих их во внешний мир.
Такие лица производят впечатление формальных, сухих, излишне дело-
вых, рациональных, педантичных, нечувствительных. Они мало мечтают
и почти не фантазируют, не стремятся к теплым партнерским отноше-
ниям, не способны к глубоким сопереживаниям. Невозможность адек-
ватно воспринимать собственные чувства и потребности, делает этих
людей нечувствительными к эмоциям и потребностям других, в пределе
реальный мир окружающих живых людей может замещатся совокупностью
собственных проекций. В интеллектуальной деятельности они склонны
к систематизации и классификации. В целом, излишне рационализиро-
ванное сознание комплементируется чрезмерно иррационализированным
бессознательным, которое зачастую проявляется в неуместных дейст-
виях и поступках, несчастных случаях, нечаянных травмах.
Внутреннее Я-отграничение дефицитарное:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная сформированность внутренней границы "Я".
Эта граница возникает в процессе структурной дифференциации пси-
хического и знаменует собой возможность формирования подлинно ав-
тономного "Я".
Нарциссизм конструктивный:
пониженный тестовый показатель.
Неуверенность в себе, несамостоятельность, зависимость, тен-
денция болезненно реагировать на чужие оценки и критику, интоле-
рантнсть к собственным слабостям и недостаткам других. Для таких
людей типичны коммуникативные трудности, они не способны поддержи-
вать теплые доверительные отношения вообще или, устанавливая и
поддерживая их, не могут сохранять собственные цели и предпочте-
ния. Чувственная жизнь для таких лиц зачастую обеднена или слишком
"необычна", круг интересов узок и специфичен. Слабость эмоциональ-
ного контроля и отсутствие полноценного коммуникативного опыта не
позволяют этим людям в достаточной степени ощущать полноту жизни.
Нарциссизм деструктивный:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная возможность личности реалистично ощу-
щать, воспринимать и оценивать себя. Важнейшей особенностью явля-
ется временная и умеренно интенсивностная нестабильность отноше-
ния к себе, проявляющаяся в некоторой недооценке или переоценке
себя, при этом размах колебаний определяется фантазиями величия с
одной стороны и идеями малоценности, с другой. Отношение к себе
не может быть полностью стабилизировано вследствие затруднений
при необходимости объективировать его в "зеркале" межличностного
взаимодействия.
Нарциссизм дефицитарный:
пониженный тестовый показатель.
Достаточно выраженная способность формировать целостное отно-
шение к себе, развивать дифференцированное представление о соб-
ственной личности, своих способностях и возможностях, равно как и
реалистично оценивать себя. Развитость центральной Я-функции, ко-
торая проявляется в способности воспринимать неповторимость и
единственность собственного существования, придавать значение сво-
им желаниям, целям, мотивам и поступкам, отстаивать собственные
интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения.
Сексуальность конструктивная:
средний тестовый показатель.
Умеренно выраженная возможность получать взаимное удоволь-
ствие от физического, телесного сексуального взаимодействия, кото-
рое переживается как свободное от страхов и чувства вины, зрелое
единение личностей. Такое единение относительно не отягощено роле-
выми фиксациями, социальными обязанностями или стремлениями и не
полностью детерминировано исключительно биологическими нуждами.
Его единственная самодостаточная цель - телесное, душевное и ду-
ховное слияние.
Сексуальность деструктивная:
средний тестовый показатель.
Умеренный уровень развития функции сексуальности, проявляю-
щейяся в процессе интеграции сексуальной активности в целостном
поведении личности. Фактически сексуальность оказывается в некото-
рой степени отщепленной от Я-идентичности и, тем самым, может
преследовать свои собственные автономные цели, иногда несогласую-
щиеся с другими проявлениями "Я". В качестве таких целей могут,
например, выступать актуализированное желание чисто сексуального
удовлетворения, связанное с возбуждением той или иной эрогенной
зоны, потребность в признании и восхищении, желание доказать сек-
суальное превосходство, следование социально предписанной роли,
агрессивное побуждение и т.д.
Сексуальность дефицитарная:
пониженный тестовый показатель.
Достаточный уровень развития Я-функция сексуальности, которая
проявляется как отсутствие или слабо выраженный запрет в проявле-
нии сексуальной активности. Главное здесь способность ощущать меж-
человеческую, интерсубъектную основу сексуальных действий. Сексу-
альность воспринимается как необходимый компонент чисто челове-
ческого общения и, вследствие этого, может быть достаточно адек-
ватно интегрирована в интерперсональные коммуникации.
|