МЕТОДИКА:                                  
                         Я-структурный тест Аммона                          
                                  (ISTA)                                    
                                 (G. Ammon).                                
 
      Методика представляет собой опросник разработанный автором и его  со- 
 трудниками (Burbiel I., 2003, и др.) на базе  гуманструктурологии          
      Я-структурный тест Аммона был разработан немецкой школой психоанализа 
 и психиатрии, адаптирован и рестандартизирован специалистами  Санкт-Петер- 
 бургского НИИ им. В.М. Бехтерева.                                          
      Согласно концепции Г. Аммона основополагающим понятием личности явля- 
 ется "Я-идентичность" - ядерное психологическое образование,  обеспечиваю- 
 щее ее целостность и опосредованное структурой центральных личностных  об- 
 разований, находящихся в области бессознательного (Я-функций), но проявля- 
 ющихся через вторичные сознательные функции, определяющие содержание  спо- 
 собностей и навыков человека. В этой связи в тестовом психодиагностическом 
 аспекте впервые предпринята попытка измерения бессознательного  с  помощью 
 сознательного самоотчета в виде самооценок собственных переживаний и  пос- 
 тупков в представленных ситуациях отношений.                               
      Из потенциально бесконечного количества Я-структур бессознательного в 
 качестве тестовых "мишеней" (шкал) были отобраны образования,  репрезента- 
 тивно отражающие его целостную структуру и наиболее информативные для  ре- 
 шения практических психодиагностических задач.  В  рассматриваемой  версии 
 Я - структурного теста такими образованиями являются:                      
      1) агрессия;                                                          
      2) страх (тревога);                                                   
      3) внешнее Я-отграничение (контроль внешних границ Я);                
      4) внутреннее Я-отграничение (контроль внутренних границ Я);          
      5) нарциссизм (степень целостного принятия себя);                     
      6) сексуальность.                                                     
 
      При этом центральные Я-функции содержательно понимаются как изначаль- 
 но данная конструктивная сила:                                             
      *	агрессия - потенциал активности;                                    
      *	страх - способность совладания с тревогой;                          
      *	внешнее Я - ограничение - автономия с гибкой границей;              
      *	внутреннее Я - ограничение - гибкая граница осознающего Я и неосоз- 
        наваемых побуждений;                                                
      *	нарциссизм - позитивное самопринятие;                               
      *	сексуальность - взаимообогощающее единение.                         
 
      Будучи сформированными "нормально", "патологически"  или  "задержанны 
 ми" в своем развитии, центральные Я-функции проявляют себя либо  конструк- 
 тивно, способствуя развитию Я-идентичности и оптимальной адаптации к  сре- 
 де; либо деструктивно, приводя к деформации личностной  структуры,  дезин- 
 теграции процесса становления Я-идентичности и дезадаптации  либо  дефици- 
 тарно, препятствуя становлению личности и необходимой дифференциации  пси- 
 хических функций.                                                          
      Я-идентичность, как ядерное психологическое образование, обеспечиваю- 
 щее целостность личности теснейшим образом связана с другими  центральными 
 психическими функциями, деятельность которых опосредуется идентичностью  и 
 в свою очередь, обеспечивает ее сохранение и развитие.                     
      Процесс развития человека, возникновение психических расстройств и их 
 преодоление понимаются динамической психиатрией как процесс преобразования 
 Я-идентичности.                                                            
      В отличие от большинства психологических  концепций,  вкладывающих  в 
 понятие "структура" личности статичное представление,  гуманструктуральная 
 модель личности не может быть понята вне процесса взаимодействия  индивида 
 и окружающей среды. При этом в качестве важнейшего средового фактора  выс- 
 тупает интегрированная совокупность отношений между индивидом и  первичной 
 группой, понимаемая не как сеть пересекающихся интеракций  или  транзакций 
 (по Э.Берну), а как групповое динамическое поле, в которое вписывается ин- 
 дивид при обмене т.н. "социальной энергией" в процессе своего формирования 
 и социализации.                                                            
      В основе понятия "социальная энергия" по Аммону лежит  описанный  еще 
 К. Левиным, феномен силового межличностного взаимодействия психических по- 
 лей, подчиняющегося групповым динамическим закономерностям. Обменные энер- 
 гетические процессы между группой и индивидом по  своему  характеру  могут 
 быть как позитивными, способствующими развитию Я-идентичности, так  и  не- 
 гативными, препятствующими формированию "здоровой" личности.               
      Центральные Я-функции, как  важнейшие  интрапсихические  образования, 
 служат своего рода "органами", обеспечивающими характер такого  взаимодей- 
 ствия и индивидуальную психологическую адаптацию. Как и всякий другой  ор- 
 ган, эти функции могут быть сформированы "нормально", "патологически"  или 
 "задержаны" в своем развитии. Решающим здесь является характер  взаимодей- 
 ствия, как в первичном симбиозе, так и в целом в группо-динамическом  жиз- 
 ненном поле.                                                               
      В свою очередь уровень сформированности Я-функций определяет  особен- 
 ности взаимодействия в последующих межличностных  отношениях,  или  обмене 
 "социальной энергией". Такой обмен может позитивно  расширять  возможности 
 личности, способствовать ее интеграции и развитию Я-идентичности,  обеспе- 
 чивая оптимальную ее адаптацию к среде, т.е. иметь  конструктивный  харак- 
 тер, - с одной стороны; деформировать личностную структуру,  дезинтегриро- 
 вать процесс становления Я-идентичности, дезадаптировать, - т.е.  действо- 
 вать деструктивно, - с другой; или же препятствовать становлению личности, 
 необходимой дифференциации психических функций, снижать интенсивность  ди- 
 намических межличностных взаимодействий тем самым порождать функциональный 
 интрапсихический дефицит.                                                  
      В связи с этим динамическая психиатрия выделяет три качества социаль- 
 ной энергии и соответствующие им три составляющие функциональной организа- 
 ции Я: конструктивность, деструктивность, дефицитарность.                  
      Центральные личностные образования по Аммону находятся в области бес- 
 сознательного и, являясь "гипотетическим  конструктом",  недоступны  непо- 
 средственному наблюдению. Однако, как конденсат отношений, они могут  про- 
 являться через вторичные, осознаваемые психологические  функции,  деятель- 
 ность которых в значительной мере ими определяется в каждой актуальной ин- 
 теракции. В тестовом психодиагностическом аспекте такое понимание  соотно- 
 шения сознательного и бессознательного, а также  функциональный  характер  
 последнего позволяют сформулировать на первых взгляд парадоксальное  поло- 
 жение - о доступности измерения бессознательного с  помощью  сознательного 
 самоотчета. Поскольку теоретически бессознательное может включать  в  себя 
 потенциально бесконечное количество конструктов, с методологической  точки 
 зрения, особенно важен вопрос отбора ограниченного числа  тестовых  "мише- 
 ней", которые, репрезентативно отражая целостную  структуру  бессознатель- 
 ного, в тоже время являются наиболее информативными образованиями для  ре- 
 шения практических задач.                                                  
      В психодиагностической системе Я-структурного теста в качестве  таких 
 мишеней были отобраны шесть центральных гуман-функций:                     
      1) агрессия;                                                          
      2) страх (тревога);                                                   
      3) внешнее Я-отграничение (отмежевание Я от не  Я,  контроль  внешних 
 границ Я);                                                                 
      4) внутреннее Я-отграничение (отмежевание сознательного Я  от  Я  не- 
 осознаваемого или контроль внутренних границ Я);                           
      5) нарциссизм (степень целостного принятия самого себя);              
      6) сексуальность.                                                     
      В совокупности конструктивной, деструктивной и дефицитарной составля- 
 ющих каждой гуман-функции показатели соответствующих шкал  теста  в  своей 
 совокупности наглядно представляют психографический "срез  бессознательной 
 гуманструктуры" испытуемого.                                               
      Уровень психического здоровья испытуемого определяется как  соотноше- 
 ние конструктивных (адаптационных) и деструктивно-дефицитарных (психопато- 
 логически измененных и недоразвитых) составляющих базисных  неосознаваемых 
 функций "Я" в гуман-структуре индивида, формирующихся  в  преэдипальный  и 
 эдипальный период под влиянием первичного симбиоза т.е. контакта с матерью 
 или лицом ее заменяющим и определяющих "раr ехеlеns" всю  последующую  ду- 
 шевную динамику личности. Это дает возможность получить  количественную  и 
 качественную интегральную оценку ее структуры в  совокупности  здоровых  и 
 патологически измененных аспектов.                                         
 
      Психодиагностическая система оценки испытуемого включает в себя  ана- 
 лиз блоков шкал четырех уровней:                                           
 
      Первый уровень представлен 18 основными шкалами,  объединенными  в  6 
 отдельных блоков для качественной и  количественной  диагностики  основных 
 гуман-функций личности испытуемого:                                        
      *	агрессии (A1, А2, А3);                                              
      * страха (тревоги) (С1, С2, С3);                                      
      * внешнего "Я-отграничения" (контроль внешних границ Я) (Q1, Q2, Q3); 
      *	внутреннего "Я-отграничения" (контроль внутренних границ  Я)  (Q*1, 
        Q*2, Q*3);                                                          
      *	нарциссизма (степень целостности принятия себя) (N1, N2, N3);       
      *	сексуальности (S1, S2, S3),                                         
      Каждая из шкал включает в себя шкалы конструктивной (1),  деструктив- 
 ной (2) и дефицитарной (3) составляющих.                                   
 
      Второй уровень психодиагностической системы представлен 3 диагностич- 
 ескими показателями, являющимися суммарными производными  от  конструктив- 
 ных, деструктивных и дефицитарных шкал всех шести вышеуказанных гуман-фун- 
 кций:                                                                      
      *	общей конструктивности - Co;                                        
      *	общей деструктивности - De;                                         
      *	общей дифицитарности Я-структуры личности испытуемого - Df.         
 
      Третий уровень системы является производным разности показателей вто- 
 рого уровня и позволяет оценить:                                           
      *	адаптационный потенциал - Adp;                                      
      *	потенциал психической активности личности испытуемого - Pac.        
 
      Четвертый уровень системы представляет  интегральный  диагностический 
 показатель "Я-идентичность", отражающий ресурс психического здоровья испы- 
 туемого и являющийся производным шкал второго и третьего уровней - Re.     
 
      Показатели второго, третьего и четвертого уровней  рассчитываются  по 
 следующим формулам:                                                        
      Co = сумма К1;                                                        
      De = сумма К2;                                                        
      Df = сумма К3.                                                        
      где:                                                                  
      К - средние значения конструктивных (К1), деструктивных (К2) и  дефи- 
 цитарных (К3) шкал всех шести вышеуказанных гуман-функций.                 
 
      Adp = Co - De; Pac = Co - Df; Re = Co - (De + Df).                    
 
      Психометрические показатели шкал методики  опросника  полученных  при 
 рестандартизации опросника проведенной на группе, включавшей 1000 испытуе- 
 мых в возрасте от 18 до 53 лет, преимущественно со средним   или   средне- 
 специальным образованием (Тупицин Ю.Я., Бочаров В.В. и др., 1998):         
 
                                                        среднее  сигма      
     1. Агрессия конструктивная                  -  A1    9,58    2,22      
     2. Агрессия деструктивная                   -  A2    4,29    3         
     3. Агрессия дефицитарная                    -  A3    3,89    2,0       
 
     4. Страх конструктивный                     -  C1    8,28    2,21      
     5. Страх деструктивный                      -  C2    1,62    1,98      
     6. Страх дефицитарный                       -  C3    3,87    2,2       
 
     7. Внешнее Я-отграничение конструктивное    -  O1    8,59    2,23      
     8. Внешнее Я-отграничение деструктивное     -  O2    4,1     1,65      
     9. Внешнее Я-отграничение дефицитарное      -  O3    3,54    2,23      
 
    10. Внутренее Я-отграничение конструктивное  -  O`1   9,82    2,0       
    11. Внутренее Я-отграничение деструктивное   -  O`2   3,72    1,65      
    12. Внутреннее Я-отграничение дефицитарное   -  O`3   4,77    2,49      
 
    13. Нарциссизм конструктивный                -  H1    8,8     2,08      
    14. Нарциссизм деструктивный                 -  H2    3,47    1,98      
    15. Нарциссизм дефицитарный                  -  H3    2,48    2,03      
 
    16. Сексуальность конструктивная             -  Ce1   8,53    2,8       
    17. Сексуальность деструктивная              -  Ce2   4,33    2,58      
    18. Сексуальность дефицитарная               -  Ce3   2,97    2,14      
 
          Подсчет осуществляется по формуле  T:=50+(10*(X-M))/S             
 
      Средние показатели второго, третьего и четвертого уровней:            
 
       общая конструктивность                    - Co  = 53,67;             
       общая деструктивность                     - De  = 21,59;             
       общая дифицитарность                      - Df  = 21,52;             
 
       адаптационный потенциал                   - Adp = 30,08;             
       потенциал психической активности личности - Pac = 32,15;             
 
       показатель "Я-идентичность"               - Re  = 10,50.             
 
 
      Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) определяется как частное 
 от деления конструктивной составляющей гуман-функции на сумму ес  деструк- 
 тивной и дефицитарной части.                                               
 
      Тd gfk = К1/(К2 + К3);                                                
 
      где:                                                                  
      К1 - конструктивная составляющая соответствующей гуман-функции;       
      К2 - деструктивная составляющая соответствующей гуман-функции;        
      К3 - дефицитарная составляющая соответствующей гуман-функции.         
 
      Если численное значение гуман-факторной  тенденции  больше  1,  то  в 
 структуре психической реальности преобладает конструктивная  составляющая, 
 если меньше 1, то превалируют деструктивная и дефицитарная составляющие.   
 
 
      Опросник состоит из 220 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
      Примечание к данной компьютерной версии.                              
      1. Диаграмма тестовых показателей, а также компьютерная  интепретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в Т-баллах.    
      Условные критерии компьютерной интерпретации:                         
      40 Т и ниже    - пониженный тестовый показатель;                      
      41 Т  -  60 Т  - средний тестовый показатель;                         
      61 Т  -  69 Т  - повышенный тестовый показатель;                      
      70 Т и выше    - высокий тестовый показатель.                         
      При этом, следует  иметь  ввиду,  что  диапазоны  возможных  значений 
 Т-баллов для шкал I уровня различаются между собой и в ряде случаев макси- 
 мальные значения не достигают 70 Т баллов, т.е. "высоких" показателей.     
     Шкала   Т-баллы                                                        
      А1:    7 -  65                                                        
      А1:   36 -  82                                                        
      А1:   37 -  77                                                        
      С1:   13 -  67                                                        
      С2:   42 -  97                                                        
      С3:   32 -  96                                                        
      О1:   11 -  61                                                        
      О2:   25 -  92                                                        
      О3:   34 -  83                                                        
      O`1:   1 -  61                                                        
      O`2:  27 - 100                                                        
      O`3:  31 -  83                                                        
      Н1:    8 -  65                                                        
      Н2:   32 -  93                                                        
      Н3:   38 - 102                                                        
      Се1:  20 -  66                                                        
      Се2:  33 -  84                                                        
      Се3:  36 -  88                                                        
      Учитывая выше сказанное, для интерпретации этих шкал решающее  значе- 
 ние имеет не абсолютное значение (высота точки на диаграмме), а тот диапа- 
 зон значений, в который попадает данный показатель в соответствии со смыс- 
 лом Т-баллов. Для шкал А1, С1, О1, O`1, Н1, Се1 "повышенные" значения  яв- 
 ляются максимально возможными, которые при уточнении с привлечением допол- 
 нительных данных об обследуемом можно считать "высокими".                  
 
      2. Числовые показатели II-IV уровней  затрудняют  быструю  оценку  их 
 смысла, так как имеют различные диапазоны возможных значений, а показатели 
 III-IV уровней могут принимать отрицательные значения. Поэтому,  для  этих 
 уровней были введены дополнительные показатели выраженные  в  процентах  с 
 нулевой точкой отсчета, которые отражают абсолютные точки их  значений  на 
 шкале от минимально возможных до максимально возможных  показателей.  Ком- 
 пьютерная интерпретация шкал II-IV уровней не производится.                
      3. Критерием интерпретации численных значений гуман-факторной тенден- 
 ции является 1. Если эти значения больше 1, то в структуре психической ре- 
 альности преобладает конструктивная составляющая, если меньше 1, то прева- 
 лируют деструктивная и дефицитарная составляющие. Компьютерная интерпрета- 
 ция этих тенденций также не производится.                                  
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Mетодика: Я-структурный тест (ISTA).                                       
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                          Личностный профиль.                               
 
       *                                                                    
   100 ┼                                                                    
       │                                                                    
    90 ┼                                                                    
       │                                                                    
    80 ┼                                                                    
       │                                                                    
    70 ┼───────────────────────────────────────────────────────             
       │                                                                    
    60 ┼       ██                      ██                                   
       │       ██    ██                ██ ▄▄                                
    50 ┼────██─██────██─██───────██────██─██─────────────██────             
       │    ██ ██    ██ ██ ██    ██    ██ ██          ▄▄ ██                 
    40 ┼    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██    ██ ██    ██    ██ ██                 
       │    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██              
    30 ┼────██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██────██─██─██─██─██─             
       │ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
    20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
       │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
    10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
       │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██              
     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*            
         01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18              
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
                                I уровень:                                  
                                                            S   T           
    01. Агрессия конструктивная                  -  A1  =   4  25           
    02. Агрессия деструктивная                   -  A2  =   5  52           
    03. Агрессия дефицитарная                    -  A3  =   8  64           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -   A  =   0.31            
 
    04. Страх конструктивный                     -  C1  =   7  44           
    05. Страх деструктивный                      -  C2  =   3  57           
    06. Страх дефицитарный                       -  C3  =   4  51           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -   C  =   1.00            
 
    07. Внешнее Я-отграничение конструктивное    -  O1  =   8  47           
    08. Внешнее Я-отграничение деструктивное     -  O2  =   2  37           
    09. Внешнее Я-отграничение дефицитарное      -  O3  =   4  52           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -   O  =   1.33            
 
    10. Внутренее Я-отграничение конструктивное  -  O`1 =   6  31           
    11. Внутренее Я-отграничение деструктивное   -  O`2 =   6  64           
    12. Внутреннее Я-отграничение дефицитарное   -  O`3 =   6  55           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -  O`  =   0.50            
 
    13. Нарциссизм конструктивный                -  H1  =   4  27           
    14. Нарциссизм деструктивный                 -  H2  =   2  43           
    15. Нарциссизм дефицитарный                  -  H3  =   0  38           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -   H  =   2.00            
 
    16. Сексуальность конструктивная             -  Ce1 =   7  45           
    17. Сексуальность деструктивная              -  Ce2 =   5  53           
    18. Сексуальность дефицитарная               -  Ce3 =   0  36           
    Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk) -  Ce  =   1.40            
 
                               II уровень:                                  
 
                Общая конструктивность - Co =  6.00  49%                    
                Общая деструктивность  - De =  3.83  32%                    
                Общая дифицитарность   - Df =  3.67  30%                    
              Коэффициент тенденции гуман-фактора (Тd gfk)                  
                          Co/(De + Df) =  0.80                              
 
 
                              III уровень:                                  
 
          Адаптационный потенциал          - Adp =  2.17  59%               
          Потенциал психической активности - Pac =  2.33  60%               
 
 
                               IV уровень:                                  
 
                Интегральный диагностический показатель                     
                  "Я-идентичность" - Re = -1.50  63%                        
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                     Агрессия конструктивная:                               
                  пониженный тестовый показатель.                           
      Снижение активности, недостаток способности  к  ведению  про-         
 дуктивного диалога и конструктивной дискуссии, отсутствие  потреб-         
 ности в изменении  жизненных  условиях,  формировании  собственных         
 личностно-значимых целей, склонность к избеганию  каких-либо  кон-         
 фронтаций вследствие боязни разрыва симбиотических  отношений  или         
 из-за отсутствия необходимых навыков в разрешении конфликтов.  Ха-         
 рактерны нежелание "экспериментировать", неразвитая способность  к         
 адекватному отреагированию эмоциональных переживаний в межличност-         
 ных ситуациях.                                                             
 
                      Агрессия деструктивная:                               
                   средний тестовый показатель.                             
      Умеренно выраженная тенденция к реактивному  переформированию         
 изначально конструктивной агрессии вследствие особых неблагоприят-         
 ных условий в первичной группе, родительской семье, т.е. склоннос-         
 ти к определенной деформация нормальной способности к деятельному,         
 активному взаимодействию с окружающим миром, людьми и предметами.          
 
                      Агрессия дефицитарная:                                
                  повышенный тестовый показатель.                           
      Ранний запрет на реализацию имеющегося потенциала активности,         
 поиск объекта и взаимодействия с ним. По сути, речь  идет  о  рас-         
 стройстве центральной Я-функции, которе проявляется в  виде  недо-         
 развития Я-функции агрессии, т.е. в неиспользованности  изначально         
 заданной конструктивной предрасположенности к активному,  игровому         
 манипулированию предметным миром. Такое недоразвитие связано с на-         
 рушением характера отношений между матерью и ребенком в  преэдипа-         
 льной стадии, когда фактически ребенок никак не  поддерживается  в         
 своих попытках игрового овладевания "объектом",  тем  самым  изна-         
 чально ощущает непреодолимую сложность окружающего, постепенно ут-         
 рачивая стремление к автономизации, выходу из симбиоза и  построе-         
 нию своей собственной идентичности. При формировании агрессивности         
 речь идет о дефиците самого симбиоза, связанного  либо  с  эмоцио-         
 нальным отвержением ребенка, либо с  чрезмерной  идентификацией  с         
 ним. В поведении проявляется неспособность к установлению  межлич-         
 ностных контактов, теплых человеческих отношений,  снижение  пред-         
 метной активности, сужение круга интересов,  избегание  каких-либо         
 конфронтаций, конфликтов, дискуссий  и  ситуаций  "соперничества",         
 склонность жертвовать собственными интересами, целями и планами, а         
 также неспособность брать на  себя  какую-либо  ответственность  и         
 принимать решения. Существенно затруднена возможность открыто про-         
 являть свои эмоции, чувства и переживания, претензии и  предпочте-         
 ния. Недостаток активности в какой-то мере обычно субъективно ком-         
 пенсируется нереалистическими фантазиями, несбыточными  планами  и         
 мечтами. В эмоциональных переживаниях на передний  план  выступают         
 чувства собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощу-         
 щение пустоты и одиночества, покинутости и скуки.  Для  таких  лиц         
 характерна пассивная  жизненная  позиция,  отчуждение  собственных         
 планов, интересов и потребностей. Они склонны откладывать принятие         
 решений и не  способны  прикладывать  сколько-нибудь  значительные         
 усилия для достижения поставленных целей. В межличностных ситуаци-         
 ях, как правило, наблюдается уступчивость, зависимость и  стремле-         
 ние к избеганию каких-либо противоречий, ситуаций столкновений ин-         
 тересов и потребностей. У них часто встречаются мало  связанные  с         
 действительностью, заместительные фантазии, не предполагающие  ре-         
 ального воплощения. Наряду с этим часто отмечаются жалобы на  чув-         
 ство внутренней пустоты, безучастности,  "хронической"  неудовлет-         
 воренности всем происходящим, отсутствие "радости жизни", ощущение         
 бесперспективности существования и непреодолимости жизненных труд-         
 ностей.                                                                    
 
                     Страх конструктивный:                                  
                  средний тестовый показатель.                              
      Умеренно выраженная способность личности выдерживать  пережи-         
 вания, связанные с тревогой; без потери  интеграции,  целостности,         
 идентичности использовать тревогу для решения адаптационных задач,         
 т.е. действовать в реальном мире, ощущая его действительные  опас-         
 ности, случайности и непредсказуемость и возможность неблагоприят-         
 ных стечений обстоятельств.                                                
 
 
                      Страх деструктивный:                                  
                  средний тестовый показатель.                              
      Умеренно выраженная функция гибкой регуляции уровня активнос-         
 ти, необходимая для интеграции психической жизни личности.                 
 
                      Страх дефицитарный:                                   
                  средний тестовый показатель.                              
      Умеренный уровень развития Я-функции тревоги, который  прояв-         
 ляется в возможности сосуществования с тревогой, т.е. в  переноси-         
 мости переживаний, сопряженных с психическим отражением опасности.         
 
              Внешнее Я-отграничение конструктивное:                        
                   средний тестовый показатель.                             
      Умеренно выраженная способность выстраивания гибкой  коммуни-         
 цирующей границы с окружающим, которая позволяет осуществить  обо-         
 собление развивающейся идентичности при сохранении  способности  и         
 возможности к жизненно важному обмену и продуктивному  межличност-         
 ному взаимодействию.                                                       
 
               Внешнее Я-отграничение деструктивное:                        
                  пониженный тестовый показатель.                           
      Достаточно выраженная функция "внешней"  регуляции  отношений         
 личности с действительностью,  т.е.  взаимодействия  с  окружающей         
 группой и событиями внешнего мира. Это может выражаться  в  отсут-         
 тенденции к "выстраиванию барьера" при продуктивной коммуникации с         
 предметным миром.                                                          
 
                Внешнее Я-отграничение дефицитарное:                        
                    средний тестовый показатель.                            
      Умеренная проницаемость внешней границы "Я", которая функци-          
 онально отражает процесс регуляции отношений личности  с  внешней          
 реальностью.                                                               
 
             Внутренее Я-отграничение конструктивное:                       
                  пониженный тестовый показатель.                           
      Может  отмечаться  рассогласованность  эмоционального  опыта,         
 дисбаланс внутреннего и внешнего, мыслей и чувств, эмоций  и  дей-         
 ствий; нарушения переживания чувства времени,  отсутствие  возмож-         
 ности гибко контролировать эмоциональные и телесные процессы,  по-         
 следовательно артикулировать собственные потребности;  недифферен-         
 цированность восприятия и описания различающихся  психических  со-         
 стояний; дефицит способности к продуктивной психической концентра-         
 ции. Функциональная недостаточность внутренней границы проявляется         
 в нарушении взаимодействия с неосознаваемыми  процессами,  которое         
 отражает либо "жесткое" подавление бессознательного,  либо  отсут-         
 ствие достаточного интрапсихического барьера.                              
 
               Внутренее Я-отграничение деструктивное:                      
                   повышенный тестовый показатель.                          
      Наличие ригидно фиксированного  "барьера",  отделяющего  "Я",         
 иначе - центр осознаваемых переживаний, от  остальных  интрапсихи-         
 ческих структур. Решающим здесь является нарушение "проницаемости"         
 границы. Граница в этом случае не столько отграничивает  автономи-         
 зированное "Я", сколько ограничивает его, лишая естественной связи         
 с бессознательным. Вместо  функциональной  дифференциации  единого         
 психического пространства, происходит фактическое обособление  от-         
 дельных его частей, гиперадаптированных к различным  требованиям -         
 притязаниям внешнего мира и внутренним инстинктивным  побуждениям.         
 Деструктивное внутреннее отграничение, по сути, является  интерио-         
 ризацией ригидной защиты матери и семьи от его  (ребенка)  естест-         
 венных требований. Таким образом, граница как "орган"  отображения         
 внутренних нужд ребенка, основанный  на  либидонозно  отношении  к         
 нему и нарциссической поддержке, как залог обязательного  принятия         
 и будущего удовлетворения  его  потребностей,  трансформируется  в         
 свою противоположность.                                                    
      В поведении деструктивное внутреннее Я-ограничение проявляет-         
 ся:                                                                        
      диссоциацией сознательного и бессознательного, прошлого, нас-         
 тоящего и будущего, актуально наличного и потенциально присутству-         
 ющего;                                                                     
      дисбалансом мыслей и чувств, эмоций и действий;                       
      жесткой ориентацией на сугубо  рациональное  постижение  дей-         
 ствительности, недопускающей интуитивных и чувственных решений;            
      рассогласованостью телесной и душевной жизни;                         
      неспособность к фантазиям,  мечтам,  определенным  обеднением         
 эмоциональных переживаний и впечатлений вследствие зачастую гипер-         
 трофированной склонности к рационализации и вербализации чувствен-         
 ных образов;                                                               
      десенсибилизированностью телесных ощущений,  т.е.  нечувстви-         
 тельностью к насущным потребностям организма (сон,  жажда,  голод,         
 усталость и т.п.);                                                         
      жесткостью используемых механизмов защиты, отделяющих эмоцио-         
 нальные компоненты впечатлений и проецирующих их во  внешний  мир.         
 Такие лица производят впечатление формальных, сухих, излишне дело-         
 вых, рациональных, педантичных, нечувствительных. Они мало мечтают         
 и почти не фантазируют, не стремятся к теплым партнерским  отноше-         
 ниям, не способны к глубоким сопереживаниям.  Невозможность  адек-         
 ватно воспринимать собственные чувства и потребности, делает  этих         
 людей нечувствительными к эмоциям и потребностям других, в пределе         
 реальный мир окружающих живых людей может замещатся  совокупностью         
 собственных проекций. В интеллектуальной деятельности они  склонны         
 к систематизации и классификации. В целом, излишне  рационализиро-         
 ванное сознание комплементируется чрезмерно  иррационализированным         
 бессознательным, которое зачастую проявляется в неуместных  дейст-         
 виях и поступках, несчастных случаях, нечаянных травмах.                   
 
              Внутреннее Я-отграничение дефицитарное:                       
                   средний тестовый показатель.                             
      Умеренно выраженная сформированность внутренней границы  "Я".         
 Эта граница возникает в процессе структурной  дифференциации  пси-         
 хического и знаменует собой возможность формирования подлинно  ав-         
 тономного "Я".                                                             
 
                    Нарциссизм конструктивный:                              
                  пониженный тестовый показатель.                           
       Неуверенность в себе, несамостоятельность, зависимость, тен-         
 денция болезненно реагировать на чужие оценки и  критику,  интоле-         
 рантнсть к собственным слабостям и недостаткам других.  Для  таких         
 людей типичны коммуникативные трудности, они не способны поддержи-         
 вать теплые доверительные отношения  вообще  или,  устанавливая  и         
 поддерживая их, не могут сохранять собственные цели  и  предпочте-         
 ния. Чувственная жизнь для таких лиц зачастую обеднена или слишком         
 "необычна", круг интересов узок и специфичен. Слабость эмоциональ-         
 ного контроля и отсутствие полноценного коммуникативного опыта  не         
 позволяют этим людям в достаточной степени ощущать полноту жизни.          
 
                     Нарциссизм деструктивный:                              
                   средний тестовый показатель.                             
      Умеренно выраженная возможность  личности  реалистично  ощу-          
 щать, воспринимать и оценивать себя. Важнейшей особенностью явля-          
 ется временная и умеренно интенсивностная нестабильность  отноше-          
 ния к себе, проявляющаяся в некоторой недооценке  или  переоценке          
 себя, при этом размах колебаний определяется фантазиями величия с          
 одной стороны и идеями малоценности, с другой. Отношение  к  себе          
 не может быть полностью  стабилизировано  вследствие  затруднений          
 при необходимости объективировать его в "зеркале"  межличностного          
 взаимодействия.                                                            
 
                      Нарциссизм дефицитарный:                              
                   пониженный тестовый показатель.                          
      Достаточно выраженная способность формировать целостное отно-         
 шение к себе, развивать дифференцированное  представление  о  соб-         
 ственной личности, своих способностях и возможностях, равно как  и         
 реалистично оценивать себя. Развитость центральной Я-функции,  ко-         
 торая проявляется  в  способности  воспринимать  неповторимость  и         
 единственность собственного существования, придавать значение сво-         
 им желаниям, целям, мотивам и  поступкам,  отстаивать  собственные         
 интересы и иметь самостоятельные взгляды, мнения и точки зрения.           
 
                   Сексуальность конструктивная:                            
                    средний тестовый показатель.                            
      Умеренно выраженная возможность  получать  взаимное  удоволь-         
 ствие от физического, телесного сексуального взаимодействия, кото-         
 рое переживается как свободное от страхов и чувства  вины,  зрелое         
 единение личностей. Такое единение относительно не отягощено роле-         
 выми фиксациями, социальными обязанностями или стремлениями  и  не         
 полностью детерминировано  исключительно  биологическими  нуждами.         
 Его единственная самодостаточная цель - телесное, душевное  и  ду-         
 ховное слияние.                                                            
 
                    Сексуальность деструктивная:                            
                    средний тестовый показатель.                            
      Умеренный уровень развития функции  сексуальности,  проявляю-         
 щейяся в процессе интеграции сексуальной  активности  в  целостном         
 поведении личности. Фактически сексуальность оказывается в некото-         
 рой степени отщепленной от  Я-идентичности  и,  тем  самым,  может         
 преследовать свои собственные автономные цели, иногда  несогласую-         
 щиеся с другими проявлениями "Я". В качестве  таких  целей  могут,         
 например, выступать актуализированное желание  чисто  сексуального         
 удовлетворения, связанное с возбуждением той  или  иной  эрогенной         
 зоны, потребность в признании и восхищении, желание доказать  сек-         
 суальное превосходство, следование  социально  предписанной  роли,         
 агрессивное побуждение и т.д.                                              
 
                    Сексуальность дефицитарная:                             
                  пониженный тестовый показатель.                           
      Достаточный уровень развития Я-функция сексуальности, которая         
 проявляется как отсутствие или слабо выраженный запрет в  проявле-         
 нии сексуальной активности. Главное здесь способность ощущать меж-         
 человеческую, интерсубъектную основу сексуальных действий.  Сексу-         
 альность воспринимается как необходимый  компонент  чисто  челове-         
 ческого общения и, вследствие этого, может быть  достаточно  адек-         
 ватно интегрирована в интерперсональные коммуникации.