МЕТОДИКА:
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
(Маркова А.К., Никонова А.Я.).
Методика предназначена для диагностики особенностей индивидуального
стиля педагогической деятельности. В основу различения стиля в труде учи-
теля авторами были положены следующие основания: содержательные характе-
ристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или резуль-
тат своего труда, развертывание учителем ориентированного или контрольно-
оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гиб-
кость, устойчивость, переключаемость и т. д.); результативность (уровень
знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предме-
ту). На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей:
1. Эмоционально-импровизационный.
2. Эмоционально-методический.
3. Рассуждающе-импровизационный.
4. Рассуждающе-методичный.
Наибольшее количество ответов "да" по одной из шкал опросника свиде-
тельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя дан-
ного стиля педагогической деятельности.
Опросник состоит из 33 вопросов.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Стиль педагогической деятельности.
Ф.И.О: ___________________________
Доп. данные: _____________________
Диаграмма.
ЭИ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>
ЭМ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████───────╢>
РИ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓──────────────────────────────╢>
РМ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢>
<───────[-]────────><───[=]──><────────[+]───────>
Тестовые показатели:
1. Эмоционально-импровизационный - ЭИ = 11 73%
2. Эмоционально-методичный - ЭМ = 22 88%
3. Рассуждающе-импровизационный - РИ = 7 41%
4. Рассуждающе-методичный - РМ = 13 81%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ.
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень зна-
ний, контактность, проницательность, высокая методичность, требо-
вательность, умение интересно преподать учебный материал; умение
активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям;
предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обу-
чения.
В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с вы-
сокой познавательной активностью и сформированными навыками уче-
ния.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько за-
вышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чув-
ствительность, обуславливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуа-
ции на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая
возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправ-
лять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений,
дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил
и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь
тогда, когда это действительно необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
|