МЕТОДИКА:
Исследование привлекательности труда (ПТР-1)
(В.М. Снетков).
Методика предназначена для исследования привлекательности труда, как
одного из факторов СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА.
Вводные замечания.
Под социально-психологическим климатом (СПК) обычно понимают общий
эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся
система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность,
привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллектив-
ных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимо-
отношений на принципиальной и деловой основе.
СПК формируется на основе субъективного мнения и отношения человека к
окружающей его на работе обстановке: к людям, условиям труда, стилю руко-
водства, групповым нормам и ценностям и пр., т. е. на основе личного вос-
приятия и оценок, взаимного обмена мнениями. СПК представляет собой согла-
сованные мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим услови-
ям и обстоятельствам работы. Каждым человеком СПК переживается индивиду-
льно в виде удовлетворенности или привлекательности работы в данном кол-
лективе, на данном рабочем месте, в данных условиях.
К числу наиболее важных критериев оценки СПК следует отнести удовлет-
воренность, или привлекательность, работы в коллективе и степень согласо-
ванности мнений, оценок и отношений членов коллектива.
Оценка СПК необходима для выявления путей его развития, прогноза вли-
яния на решение производственных задач, стоящих перед коллективом т.д.
Изучение СПК может осуществляться методами: анкетирования, наблюде-
ния, интервью, социометрии, естественного эксперимента.
Задание состоит из двух частей.
В I оцениваются реально существующие условия и обстоятельства работы.
Во II производится оценка тех же, что и в I первой части, условий и
обстоятельств работы, но с точки зрения пожеланий (потребностей, притяза-
ний) отвечающего. Соотношение этих двух оценок и является показателем
субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе.
Порядок работы. Опрос можно проводить как групповым, так и индивиду-
альным способом. Желательно охватить опросом всех членов коллекnива, но не
менее 75-80%. Только в этом случае мы можем говорить о СПК коллектива, а
не группы людей (малые группы оцениваются по другим параметрам).
Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивиду-
ально. Первый раз - при поступлении человека на работу, а второй раз -
спустя 2-3 месяца. Верность прогноза значительно возрастет, если при этом
субъективную оценку сравнивают с оценкой коллектива.
Испытуемым раздаются опросники и ответные листы.
Обработка результатов.
Для удобства обработки все изучаемые потребности сведены в 14 шкал и
даны в ответном листе построчно:
1) потребность в творческой и интересной работе;
2) потребность в благоприятных условиях труда;
3) потребность в теплых и доверительных отношениях в коллективе;
4) потребность в признании, в личном авторитете;
5) потребность в собственном развитии;
6) потребность в личном материальном и социальном обеспечении.
7) потребность в принципиальных и требовательных взаимоотношениях в
коллективе;
8) потребность в индивидуальном развитии всех членов коллектива;
9) потребность в активной жизненной позиции всех членов коллектива;
10) потребность в хорошей организации труда;
11) потребность в производственных успехах всего коллектива;
12) утилитарная потребность;
13) потребность в общественном признании личного вклада и важности ра-
боты коллектива в целом;
14) потребность в общении как по "вертикали", так и по "горизонтали".
Обработка результатов тестирования.
1. Найти средние арифметические значения по каждой шкале отдельно в I
и II части занятия.
2.Определить степень субъективной привлекательности работы для чело-
века в данному коллективе путем нахождения разности средних арифметических
значений шкал между I и II частями (М, Ч Мп). Здесь важное значение имеют
величина разницы и знак: отрицательные значения интерпретируются как не-
удовлетворенность тем или иным аспектом работы; положительные Ч как при-
влекательность данного аспекта для человека.
3. Вычислить интегральный показатель СПК, которым является средняя
арифметическая шкальных средних в коллективе. Мера рассеивания шкальных
средних оценок в индивидуальных ответах может служить дополнительным пока-
зателем уровня развития СПК и интерпретируется как косвенный показатель
сплоченности единства мнений в коллективе.
Конечно, приведенные шкалы не отражают всех особенностей производст-
ва, влияющих на СПК, но возможна замена шкал в зависимости от целей иссле-
дования. Важно, что такой подход позволяет достаточно точно определить,
чем именно не удовлетворен человек, в каком направлении надо действовать
для улучшения социально-психологического климата в коллективе.
Примечания к компьютерной версии:
Некоторые утверждения авторской версии вопросника были разработаны
применительно к периоду преобладания коммунистической идеологии в нашем
обществе и в данной компьютерной версии изменены.
Утверждения:
оригинальный вариант:
36. Большинство работников обучались или обучаются в системе полит-
просвещения.
Изменен:
36. Большинство работников обучались или обучаются в системе профес-
сиональной переподготоки кадров.
Утверждения:
48. Хорошее обеспечение членов коллектива: путевками, жильем, детским
садом, пионерским лагерем и пр.
Изменен:
48. Хорошее обеспечение членов коллектива: путевками в дома отдыха,
лагерем отдыха для детей и пр.
Общие замечания: адекватность примения данной методики к современным
условиям требует уточнения формулировки не только выше отмечеченных, но и
других утверждений вопросника, что является компетенцией социального пси-
холога работающего в конкретном произвоздстенном коллективе (текстовый
файл: ...IPT\TEXT\ipt.wpr).
Примечания к компьютерной версии:
1. Для диагностики СПК по данным тестирования всего коллектива следу-
ет выполнить следующие действия. После окончания индивидуального тестиро-
вания каждого члена коллектива в Windows-оболочке программы нажмите кла-
вишу "Последний отчет-статистика" и запишите результаты в новый файл ста-
тистики, который необходимо создать после первого тестирования. После
окончания тестирования всей группы нажмите клавишу "Статистика", откройте
данный файл и проведите необходимый статистический анализ.
2. Автоматическая интерпретация данных тестирования основана на сле-
дующих условных критериях оценки:
оценка: I и II часть: Привлекательность труда:
крайне высокая 10 9..10
очень высокая 9 7..8
высокая 8 5..6
повышенная 7 3..4
тенденция к повышенной 6 1..2
средняя 5 0
тенденция к пониженной 4 -1..-2
пониженная 3 -3..-4
низкая 2 -5..-6
очень низкая 1 -7..-8
крайне низкая 0 -9..-10
Опросник состоит из 56x2 утверждений.
Примерное время тестирования 40-50 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование привлекательности труда.
Ф.И.О: _______________________________
Доп. данные: _________________________
Диаграмма.
*
10 ┼
8 ┼
6 ┼
4 ┼
2 ┼
0 ┼─▄▄─██─▄▄──────────────────────▄▄───────▄▄─
-2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
-4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
-10 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14
Структура привлекательности труда:
I II ПТ
1. Потребность в творческой
и интересной работе 8.00 8.50 -0.50
2. Потребность в благоприятных
условиях труда 8.00 7.50 0.50
3. Потребность в теплых и доверительных
отношениях в коллективе 8.50 8.50 0.00
4. Потребность в признании,
в личном авторитете 7.75 8.75 -1.00
5. Потребность в собственном развитии 2.75 4.75 -2.00
6. Потребность в личном материальном
и социальном обеспечении 2.25 9.00 -6.75
7. Потребность в принципиальных и
требовательных взаимоотношениях
в коллективе 6.00 7.00 -1.00
8. Потребность в индивидуальном
развитии всех членов коллектива 6.75 7.50 -0.75
9. Потребность в активной жизненной
позиции всех членов коллектива 5.75 7.50 -1.75
10. Потребность в хорошей организации
труда 5.50 8.00 -2.50
11. Потребность в производственных
успехах всего коллектива 4.50 5.00 -0.50
12. Утилитарная потребность 2.75 4.75 -2.00
13. Потребность в общественном признании
личного вклада и важности работы
коллектива в целом 6.75 7.50 -0.75
14. Потребность в общении как
по "вертикали", так и по "горизонтали 4.75 4.75 0.00
------------------------------------------------------------------
Интегральные тестовые показатели 5.71 7.07 -1.36
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Возможность творческой и интересной работы:
оценка работы в коллективе: высокая;
субъективная значимость потребности: очень высокая;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
2. Благоприятные условия труда:
оценка работы в коллективе: высокая;
субъективная значимость потребности: высокая;
привлекательность труда: тенденция к повышенной.
3. Теплые и доверительные отношения в коллективе:
оценка работы в коллективе: очень высокая;
субъективная значимость потребности: очень высокая;
привлекательность труда: средняя.
4. Признание, личный авторитет:
оценка работы в коллективе: высокая;
субъективная значимость потребности: очень высокая;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
5. Возможность собственного развития:
оценка работы в коллективе: пониженная;
субъективная значимость потребности: средняя;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
6. Личная материальная и социальная обеспеченность:
оценка работы в коллективе: низкая;
субъективная значимость потребности: очень высокая;
привлекательность труда: очень низкая.
7. Принципиальность и требовательность во взаимоотношениях:
оценка работы в коллективе: тенденция к повышенной;
субъективная значимость потребности: повышенная;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
8. Индивидуальное развитие всех членов коллектива:
оценка работы в коллективе: повышенная;
субъективная значимость потребности: высокая;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
9. Активная жизненная позиция всех членов коллектива:
оценка работы в коллективе: тенденция к повышенной;
субъективная значимость потребности: высокая;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
10. Хорошая организация труда:
оценка работы в коллективе: тенденция к повышенной;
субъективная значимость потребности: высокая;
привлекательность труда: пониженная.
11. Производственные успехи всего коллектива:
оценка работы в коллективе: средняя;
субъективная значимость потребности: средняя;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
12. Утилитарная потребность:
оценка работы в коллективе: пониженная;
субъективная значимость потребности: средняя;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
13. Общественное признание личного вклада и важность работы кол-
лектива в целом:
оценка работы в коллективе: повышенная;
субъективная значимость потребности: высокая;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
14. Общение как по "вертикали", так и по "горизонтали":
оценка работы в коллективе: средняя;
субъективная значимость потребности: средняя;
привлекательность труда: средняя.
***
Интегральные тестовые показатели:
оценка работы в коллективе: тенденция к повышенной;
субъективная значимость потребности: повышенная;
привлекательность труда: тенденция к пониженной.
|