`
МЕТОДИКА:
Опросник "Стиль мышления"
(InQ)
(Р. Брэмсон, А. Харрисон)
(адаптация А.А. Алексеева).
Методика предназначена для определения предпочитаемого стиля мышле-
ния, манеры задавать вопросы и принимать решения.
Под стилем мышления можно понимать открытую систему интеллектуальных
стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена
в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации
до характерологических свойств).
Методика разработанна Р. Брэмсоном, А. Харрисоном и сотрудниками.
(Harrison A.F., Brainson R.M. The art of thinking. N.Y. Berkley Books,
1984. P. 189-193).
СИНТЕЗАТОР.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. Открытая конфронтация.
2. Ошеломляющие вопросы и ответы.
3. Позиция "стороннего наблюдателя".
4. Инкубация противоречий.
5. Фантазирование в стиле "что если?".
6. Негативный анализ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Интегративный подход.
2. Ищет сходство во внешне несходных, несовместимых вещах.
3. Стремится к конфликту и синтезу.
4. Питает интерес к изменениям.
5. Теоретизирующий.
6. Безразличен к данным без интерпретации.
Достоинства:
1. Во всяком деле сконцентрирован на основополагающих принципиальных
допущениях и положениях.
2. Обращает внимание других на концептуальные, теоретические аспекты
дела.
3. Искусен в предотвращении соглашательской политики, необоснованных
уступок.
4. Лучше других действует в ситуациях напряженной дискуссии, спора.
5. Обеспечивает в группе дискуссию и творчество.
Недостатки:
Может...
1. Проявлять безразличие к достижению согласия.
2. Грешить излишним стремлением к столкновениям и конфликту.
3. Излишне настойчиво добиваться изменений и новизны ("пе-
ремен ради перемен").
4. Чрезмерно увлекаться теоретизированием.
5. Казаться другим необязательным, безответственным.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит вызывающим, скептичным, забавляющимся; или может ка-
заться невнимательным (что-то обдумывающим), но настораживается, когда с
кем-то или с чем-то не согласен.
Склонен говорить: "А что если?..", "С другой стороны...", "Вовсе не-
обязательно должно быть так".
Склонен использовать вводные предложения, определительные прилага-
тельные и конструкции.
Тон: сардонический; зондирующий; скептичный; могут звучать ноты несо-
Характеристики мыслительных стратегий:
гласия, спора и вызова.
Склонен выражать и предлагать другим альтернативные, оппозиционные
мнения, концепции, теории; приглашает к размьшлению, замечает и указывает
на противоречия, нелепости.
Получает удовольствие от теоретических, философских, интеллектуальных
дискуссий.
Не любит разговоры, которые кажутся упрощенческими, поверхностно-веж-
ливыми, фактоцентричными, нудными, приземленными, "светскими".
В напряженном состоянии отпускает шуточки.
Социальные стереотипы: "Возмутитель спокойствия", "Смутьян",
"Завзятый спорщик".
---
ИДЕАЛИСТ.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. Интерес к целому.
2. "Дальний прицел".
3. Определение целей и критериев.
4. Рецептивное слушание.
5. Поиск средств для достижения согласия.
6. Апология гуманности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Ассимилятивный или холистский подход.
2. Приветствует широкий диапазон мнений.
3. Стремится к идеальным решениям.
4. Питает интерес к человеческим ценностям.
5. Рецептивный.
6. Одинаково ценит данные и теорию.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях.
2. Обращает внимание других на человеческие ценности, мотивы и стрем-
ления.
3. Искусен в четком формулировании целей.
4. Лучше других - в неконструктурированных, неподдающихся рациональ-
ному прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства.
5. Обеспечивает широкий спектр взглядов, цели и нормы.
Недостатки:
Может...
1. Проигнорировать или забраковать "тяжелые", неприятные данные.
2. Затягивать решение при достаточно большом выборе вариантов.
3. Проявлять излишнюю настойчивость в стремлении к "совершеннным, бе-
зупречным" решениям.
4. Просмотреть важные детали.
5. Казаться излишне сентиментальным.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит внимательным, восприимчивым; ободряющая, поддерживаю-
щая улыбка, частые кивки головой в знак согласия; хорошая вербальная об-
ратная связь с партнером.
Склонен говорить: "Как Вам кажется?..", "Мне кажется, что...", "Не
думаете ли Вы, что?.."
Склонен использовать непрямые вопросы, вспомогательные средства для
достижения согласия.
Тон: расспрашивающий; обнадеживающий; располагающий к беседе; может
казаться неуверенным или звучать разочарованно и обиженно, возмущенно.
Склонен выражать и предлагать другим чувства, заботы о благе людей,
соображения по поводу человеческих ценностей, целей и задач деятельности.
Получает удовольствие от обсуждения людей и их проблем на
уровне эмоций.
Не любит разговоры, которые кажутся слишком фактоцентричными, ограни-
ченными рамками наличных данных, "дегуманизированными"; открытые конфлик-
ты, если только они не касаются вопросов нравственности или заботы о лю-
дях.
В напряженном состоянии выглядит обиженным.
Социальные стереотипы: "Воспитанный", "Милый человек", "Сердоболь-
ный".
---
ПРАГМАТИК.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. Инкрементализм (кусочечный подход).
2. Экспериментирование и инновации.
3. Поиск быстрой отдачи.
4. Тактическое мышление.
5. Маркетинговый подход.
6. Планирование возможностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Эклектический подход.
2. "Годится все, что работает". "Что-нибудь да сработает".
3. Ищет кратчайший путь к получению отдачи, прибыли.
4. Питает интерес к инновациям.
5. Адаптивный.
6. Ценит любые данные или теорию, если они позволяют быстрее достичь
цели.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на отдаче, прибыли от вложений.
2. Обращает внимание других на вопросы тактики и стратегии.
3. Искусен в отыскании путей и способов влияния, воздействия.
4. Лучше других - в сложных, развивающихся под влиянием обстоятельств
и случая ситуациях.
5. Обеспечивает эксперимент и инновации.
Недостатки:
Может...
1. Проявлять безразличие к долгосрочным аспектам дела.
2. Излишне поспешно добиваться отдачи от вложений.
3. Переусердствовать в погоне за выгодой.
4. Излишне полагаться на то, что "продается" (имеет спрос).
5. Казаться другим слишком легко идущим на компромисс.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит открытым, общительным; часто много шутит, легко уста-
навливает контакт с другими; быстро соглашается.
Склонен говорить: "Мне это подходит", "Я покупаю это" (американский
вариант), "Сейчас мы сделаем это так, а там посмотрим...".
Склонен использовать примеры прецендентов, иллюстрации, стереотипные
фразы, выражающие общественное мнение.
Тон: восторженный, увлеченный; соглашающийся; может казаться неиск-
ренним, лицемерным.
Склонен выражать и предлагать другим несложные идеи; краткие личные
примеры для пояснения идей.
Получает удовольствие от оживленного обмена мнениями, "мозговой ата-
ки" по поводу тактических вопросов.
Не любит разговоры, которые кажутся сухими, скучными, излишне серьез-
ными, лишенными юмора, или теоретическими, философскими, аналитическими,
"увязшими в излишних подробностях".
В напряженном состоянии выглядит скучающим, человеком, которому все
надоело.
Социальные стереотипы: "Политик", "Политикан", "Шустрый".
---
АНАЛИТИК.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. Систематический анализ вариантов.
2. Запрос дополнительных данных.
3. Консервативное фокусирование.
4. Картирование ситуации.
5. Конструктивное внимание к деталям.
6. Анализ через синтез.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Формально-логический, дедуктивный подход.
2. Ищет "самый лучший способ".
3. Стремится к моделям и формулам.
4. Питает интерес к "научным" решениям.
5. Прескриптивный.
6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на плане и методе.
2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.
3. Искусен в планировании и построении моделей.
4. Лучше других - в структурированных, поддающихся просчитыванию си-
туациях.
5. Обеспечивает стабильность и структуру.
Недостатки:
Может...
1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внутреннему миру
личности.
2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.
3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.
4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.
5. Казаться склонным к поляризованному, "черно-белому" мышлению.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит холодным, замкнутым, часто трудным для установления
контакта и "прочтения", из-за недостатка обратной связи с партнером может
производить впечатление не слушающего Вас.
Склонен говорить: "Существует положение (закон), согласно которо-
му...", "Если посмотреть на это с точки зрения логики...",
"Если подойти к этому научно..."
Склонен использовать длинные, дискурсивные, правильно построенные
предложения.
Тон: сухой, дисциплинированный; может казаться твердым, упрямым, при-
держивающимся заранее заготовленных или оговоренных позиций.
Склонен выражать и предлагать другим общие правила; конкретные, под-
тверждающие данные; подробное, полное описание дел и событий.
Получает удовольствие от спланированного, рационального анализа и
изучения существенных вопросов.
Не любит разговоры, которые кажутся иррациональными, лишенными логи-
ки, бесцельными, или слишком умозрительными, "нетрадиционными", свободными
от условностей; "неуместные" шутки и юмор.
В напряженном состоянии уходит в себя, избегает людей.
Социальные стереотипы: "Истукан", "Робот", "Зануда", "Придира".
---
РЕАЛИСТ.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. "Что?", "Где?", "Когда и Как?", "Зачем и Почему?".
2. Инвентаризация ресурсов.
3. Стремление к практическим результатам.
4. Упрощение.
5. Опора на мнение специалистов.
6. Острая коррекция.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Эмпирический, индуктивный подход.
2. Полагается на факты и мнения экспертов.
3. Стремится к решениям, которые удовлетворяют текущие, неотложные
потребности.
4. Интересуется исключительно конкретными результатами.
5. Корректизирующий.
6. Отдает предпочтение фактам перед теорией.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на фактах и результатах.
2. Обращает внимание других на реальное положение дел и ресурсов.
3. Искусен в упрощении ситуаций, урезывании средств и "отшивании"
просителей.
4. Лучше других действует в хорошо определенных ситуациях с ясной
целью.
5. Обеспечивает побуждение, порыв и энергетический заряд, импульс.
Недостатки:
Может...
1. Проигнорировать расхождения во мнениях.
2. Грешить стремлением к излишне упрощенным решениям.
3. Проявлять излишнее давление для достижения согласия и не-
медленного ответа.
4. Переоценить полученные "факты" и оказаться у них в плену.
5. Казаться другим ориентированным только на результат.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным; часто согласие или
несогласие быстро
выражает невербальными сред-ствами (мимикой, взглядом, жестом, позой).
Склонен говорить: "Для меня очевидно...", "Всем известно, что...",
"Давайте придерживаться фактов".
Склонен использовать ясные, сжатые, дескриптивные формулировки.
Тон: прямой, откровенный; уверенный; позитивный; может казаться дог-
матическим и высокомерным, властным, не допускающим возражений.
Склонен выражать и предлагать другим мнения, фактологические характе-
ристики, по обстоятельствам, краткие язвительные анекдоты, колкости.
Получает удовольствие от краткого, прямого и откровенного, фактологи-
ческого обсуждения текущих неотложных дел.
Не любит разговоры, которые кажутся слишком теоретическими, сентимен-
тальнми, субъективными, бесполезными, "многоречивыми".
В напряженном состоянии возбуждается.
Социальные стереотипы: "Твердолобый", "Хват", "Лидер".
---
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе интерпретация результатов тестирования основана на
показателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Независимо от уровня показателей программа определяет максимальное
значение результатов тестирования по отдельным шкалам методики и формирует
интерпретацию этого значения как преобладающего стиля мышления. В случае
равенства показателей также формируется и интерпретация других типов.
Опросник состоит из 18 групп вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник "Стиль мышления" (InQ).
Ф.И.О: ______________
Доп. данные:_________
Диаграмма.
С ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢>
И ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────────────╢>
П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
А ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████────────╢>
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢>
<──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>
Tестовые показатели:
1. Синтезатор - С = 58 56%
2. Идеалист - И = 48 42%
3. Прагматик - П = 40 31%
4. Аналитик - А = 80 86%
5. Реалист - Р = 44 36%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
АНАЛИТИК.
ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ:
1. Систематический анализ вариантов.
2. Запрос дополнительных данных.
3. Консервативное фокусирование.
4. Картирование ситуации.
5. Конструктивное внимание к деталям.
6. Анализ через синтез.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ:
Характерные особенности:
1. Формально-логический, дедуктивный подход.
2. Ищет "самый лучший способ".
3. Стремится к моделям и формулам.
4. Питает интерес к "научным" решениям.
5. Прескриптивный.
6. Отдает предпочтение теории и методу перед данными.
Достоинства:
1. Сконцентрирован на плане и методе.
2. Обращает внимание других на данные и конкретные детали.
3. Искусен в планировании и построении моделей.
4. Лучше других - в структурированных, поддающихся просчиты-
ванию ситуациях.
5. Обеспечивает стабильность и структуру.
Недостатки:
Может...
1. Проявлять безразличие к человеческим ценностям и внутрен-
нему миру личности.
2. Грешить излишне подробным планированием и анализом.
3. Слишком упорно добиваться предсказуемости.
4. Проявлять негибкость, сверхосторожность.
5. Казаться склонным к поляризованному, "черно-белому" мыш-
лению.
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
(ПРИЗНАКИ ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ):
Внешне выглядит холодным, замкнутым, часто трудным для уста-
новления контакта и "прочтения", из-за недостатка обратной связи с
партнером может производить впечатление не слушающего Вас.
Склонен говорить: "Существует положение (закон), согласно ко-
торому...", "Если посмотреть на это с точки зрения логики...",
"Если подойти к этому научно..."
Склонен использовать длинные, дискурсивные, правильно пос-
троенные предложения.
Тон: сухой, дисциплинированный; может казаться твердым, упря-
мым, придерживающимся заранее заготовленных или оговоренных пози-
ций.
Склонен выражать и предлагать другим общие правила; конкрет-
ные, подтверждающие данные; подробное, полное описание дел и собы-
тий.
Получает удовольствие от спланированного, рационального ана-
лиза и изучения существенных вопросов.
Не любит разговоры, которые кажутся иррациональными, лишенны-
ми логики, бесцельными, или слишком умозрительными, "нетрадицион-
ными", свободными от условностей; "неуместные" шутки и юмор. В на-
пряженном состоянии уходит в себя, избегает людей.
Социальные стереотипы: "Истукан", "Робот", "Зануда", "Приди-
ра".
---
|