МЕТОДИКА:                                  
                    Исследование направленности личности                    
                          (В. Смекал, М. Кучер).                            
 
      Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В   
 основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная  ориентировочная   
 анкета Б. Басса. Методика основана на  словесных  реакциях  испытуемого  в 
 предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием  в  них  других 
 людей. Ответы испытуемого зависят от того,  какие  виды  удовлетворения  и 
 вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и  создается  впечатле- 
 ние, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем 
 самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную  жизнен- 
 ную позицию.                                                               
      Назначение: исследования-определение направленности человека: личнос- 
 тной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой  (на  зада- 
 чу).                                                                       
      Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с   
 преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному пер- 
 венству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, сво- 
 ими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг 
 себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои  притяза- 
 ния.                                                                       
      Коллективистская направленность  (направленность  на взаимодействие -   
 НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребнос- 
 тью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами  по   
 работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.         
      Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает  пре- 
 обладание мотивов, порождаемых самой деятельностью,  увлечение  процессом  
 деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми  умени- 
 ями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с  коллективом 
 и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому  старается  аргу- 
 ментировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения  постав- 
 ленной задачи.                                                             
      Необходимо отметить, что все три  вида  направленности  не  абсолютно   
 изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в   
 результате диагностики не о единственной, а о доминирующей  направленности   
 личности.                                                                  
 
      Обработка результатов.                                                
      Если указанная в ключе буква занесена в рубрику  "Больше  всего",  то 
 испытуемому ставится знак  "+"  по  данному  виду  направленности:  если -  
 "Меньше всего", то ему ставится знак "-".  Затем  подсчитывают  количество 
 голосов, которое записывают в соответствующие  столбцы  итоговой  таблицы. 
 Так же подсчитывается количество минусов. Далее количество плюсов суммиру- 
 ется с количеством минусов (с учетом знака!). Полученный результат записы- 
 вается в итоговую таблицу в строку "Сумма". Наконец, к  полученному  числу 
 прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель  и  характеризует 
 уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех  баллов 
 по трем видам направленности должна быть равна 90.                         
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программа компьютерная интерпретация результатов  тестирова- 
 ния основана на показателях выраженных в процентах.                        
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Исследование направленности личности.                            
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢> НС           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢> НВ           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢> НЗ           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
         1. Направленность на себя           - НС = 29  48%                 
         2. Направленность на взаимодействие - НВ = 19  32%                 
         3. Направленность на задачу         - НЗ = 42  70%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний уровень направленности на себя.                               
      Умеренно выраженная мотивация собственного благополучия, уме-         
 ренное стремление к личному первенству, престижу. Средний  показа-         
 тель склонности быть занятым самим собой, своими чувствами и пере-         
 живаниями и мало реагировать на потребности людей вокруг себя.             
 
      Пониженный уровень направленности на взаимодействие.                  
      Слабо выраженная потребность в общении и поддерживанию  хоро-         
 ших отношений с товарищами по работе. Пониженный  интерес  к  сов-         
 местной деятельности.                                                      
 
      Повышенный уровень направленности на задачу.                          
      Повышенная мотивация, порождаемая самой деятельностью,  увле-         
 чение процессом деятельности, бескорыстное стремление к  познанию,         
 овладению новыми умениями и навыками.  Стремление  сотрудничать  с         
 коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы.  Склон-         
 ность аргументировать точку зрения, которую считает  полезной  для         
 выполнения поставленной задачи.