МЕТОДИКА:
Исследование направленности личности
(В. Смекал, М. Кучер).
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В
основе методики Смекала-Кучера лежит несколько измененная ориентировочная
анкета Б. Басса. Методика основана на словесных реакциях испытуемого в
предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других
людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и
вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатле-
ние, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем
самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизнен-
ную позицию.
Назначение: исследования-определение направленности человека: личнос-
тной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на зада-
чу).
Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с
преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному пер-
венству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, сво-
ими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг
себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притяза-
ния.
Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие -
НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребнос-
тью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по
работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает пре-
обладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом
деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умени-
ями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом
и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргу-
ментировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения постав-
ленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно
изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в
результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности
личности.
Обработка результатов.
Если указанная в ключе буква занесена в рубрику "Больше всего", то
испытуемому ставится знак "+" по данному виду направленности: если -
"Меньше всего", то ему ставится знак "-". Затем подсчитывают количество
голосов, которое записывают в соответствующие столбцы итоговой таблицы.
Так же подсчитывается количество минусов. Далее количество плюсов суммиру-
ется с количеством минусов (с учетом знака!). Полученный результат записы-
вается в итоговую таблицу в строку "Сумма". Наконец, к полученному числу
прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует
уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов
по трем видам направленности должна быть равна 90.
Опросник состоит из 30 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программа компьютерная интерпретация результатов тестирова-
ния основана на показателях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование направленности личности.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────────────╢> НС
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢> НВ
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢> НЗ
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Направленность на себя - НС = 29 48%
2. Направленность на взаимодействие - НВ = 19 32%
3. Направленность на задачу - НЗ = 42 70%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний уровень направленности на себя.
Умеренно выраженная мотивация собственного благополучия, уме-
ренное стремление к личному первенству, престижу. Средний показа-
тель склонности быть занятым самим собой, своими чувствами и пере-
живаниями и мало реагировать на потребности людей вокруг себя.
Пониженный уровень направленности на взаимодействие.
Слабо выраженная потребность в общении и поддерживанию хоро-
ших отношений с товарищами по работе. Пониженный интерес к сов-
местной деятельности.
Повышенный уровень направленности на задачу.
Повышенная мотивация, порождаемая самой деятельностью, увле-
чение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию,
овладению новыми умениями и навыками. Стремление сотрудничать с
коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы. Склон-
ность аргументировать точку зрения, которую считает полезной для
выполнения поставленной задачи.
|