МЕТОДИКА:
Лидерский стиль
(Р. Бейлз, К. Шнейер)
(модификация Т.В. Бендас).
Схема наблюдения за поведением была разработана Р. Бейлзом. Эта клас-
сическая методика широко используется во всем мире. По мнению К. Шнейера
(Schneier, 1978) эта схема позволяет изучать 2 стиля лидерского поведе-
ния - деловой (T - task, т.е. ориентированный на задачу) и социо-эмоцио-
нальный (S - socioemotional, т.е. ориентированный на взаимоотношения).
Показатели баллов подсчитываются по следующим формулам:
Т = (сумма баллов по 4-9 вопросам) : 6.
S = (сумма баллов по 1-3 вопросам + сумма баллов по 10-12 вопросам) :
6.
После произведенных вычислений оба показателя делятся на количество
экспертов, оценивавших лидерский стиль.
Оба показателя изменяются от 0 до 10 баллов.
Показатель стиля считается высоким, если он равен или больше 7 бал-
лов, средним, если он располагается в промежутке 4-6 баллов, и низким, ес-
ли он меньше или равен 3 баллам.
По сочетанию стилей лидеров можно разделить на 3 типа:
1) с высоким Т и низким S - ориентированный на задачу;
2) с низким Т и высоким S - ориентированный на взаимоотношения;
3) со средним Т и средним S - сочетающий оба стиля.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Лидерский стиль.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> T
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> S
<─────[-]─────><─────[=]─────><───────[+]────────>
Tестовые показатели:
1. Ориентация на задачу - T = 5
2. Ориентация на взаимоотношения - S = 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗАДАЧУ:
Высокий уровень:
Высказывает мнения, анализирует.
Поддерживает предложения.
Средний уровень:
Предлагает идеи, советует, руководит.
Информирует, отвечает на вопросы.
Низкий уровень:
Просит повторить, требует высказывать идеи.
Задает вопросы, спрашивает о мнениях.
2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ:
Высокий уровень:
Поддерживает других, помогает, поощряет.
Ведет себя дружески, шутит, смеется.
Средний уровень:
Соглашается, понимает, уступает другим.
Низкий уровень:
Критикует, не соглашается.
Проявляет эмоции.
Подавляет других, утверждает себя.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ:
Средний уровень ориентации на задачу.
Высокий уровень ориентации на взаимоотношения.
|