МЕТОДИКА:                                  
         Клиническая шкала для оценки эффективности психотерапии            
     (отделение неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева).      
 
      Эта шкала может использоваться двумя способами.                       
      Экспертная оценка результатов психотерапии - производится  психотера- 
 певтом, независимым исследователем и самим пациентом. Эксперт заполняет ее 
 дважды: в начале и в конце психотерапии. Первоначальная оценка также может 
 предполагать прогнозируемый (планируемый) психотерапевтический эффект.     
      Клинико-психологическое исследование.                                 
 
      Клиническая шкала.                                                    
 
      1. Критерий степени симптоматического улучшения:                      
      а) симптоматика проявляется очень часто или характеризуется  выражен- 
 ной интенсивностью;                                                        
      б) симптоматика проявляется довольно часто или  характеризуется  зна- 
 чительной интенсивностью;                                                  
      в) симптоматика проявляется редко или характеризуется  слабой  интен- 
 сивностью;                                                                 
      г) симптоматика отсутствует.                                          
 
      2. Критерий степени осознания психологических механизмов болезни:     
      а) отсутствие понимания роли психогенных факторов в возникновении за- 
 болевания;                                                                 
      б) осознание взаимосвязи между симптомами болезни  и  неспецифическим 
 нервно-психическим напряжением;                                            
      в) осознание взаимосвязи между симптомами болезни и конфликтной ситу- 
 ацией, возникшей в связи с особенностями личности больного, без  осознания 
 и понимании условий формирования этих особенностей;                        
      г) достижение понимания специфического содержательного или адаптивно- 
 го характера симптомов, полного осознания роли собственных  личностно-эмо- 
 циональных проблем в возникновении типичных для больного конфликтных ситу- 
 аций и понимания их генеза.                                                
 
      3. Критерий степени изменения нарушенных отношений личности:          
      а) отсутствие изменений;                                              
      б) изменение отношений к болезни и лечению;                           
      в) изменение отношений больного лишь в сфере (-ах), относящейся к ак- 
 туальной конфликтной ситуации, без глубокого изменения нарушенных  отноше- 
 ний личности;                                                              
      г) изменение отношений больного во всех значимых сферах  личности  со 
 значительной их перестройкой.                                              
 
      4. Критерий степени улучшения социального функционирования:           
      а) низкая степень удовлетворенности своим социальным функционировани- 
 ем;                                                                        
      б) умеренная степень удовлетворенности своим социальным  функциониро- 
 ванием;                                                                    
      в) значительная степень удовлетворенности своим социальным функциони- 
 рованием;                                                                  
      г) выраженная степень удовлетворенности своим социальным функциониро- 
 ванием.                                                                    
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования по интегральной оценке  основана  на  показателях 
 выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                           
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 4 пунтов оценки.                                  
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Клиническая шкала для оценки эффективности психотерапии.         
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                     Структура оценочных шкал.                              
 
                             *                                              
                           3 ┼   ▄                                          
                             │   █                                          
                           2 ┼ ▄ █   ▄                                      
                             │ █ █   █                                      
                           1 ┼ █ █ ▄ █                                      
                             │ █ █ █ █                                      
                           0 ┼─+─+─+─+─*                                    
                               A B C D                                      
 
 
                        Оценочные показатели:                               
 
     1. Критерий степени симптоматического улучшения     - A = 2            
     2. Критерий степени осознания психологических                          
        механизмов болезни                               - B = 3            
     3. Критерий степени изменения нарушенных отношений                     
        личности                                         - C = 1            
     4. Критерий степени улучшения социального                              
        функционирования                                 - D = 2            
     -----------------------------------------------------------            
               Интегральный показатель - ЭП =  8  67%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Критерий степени симптоматического улучшения:                      
      симптоматика проявляется редко или характеризуется слабой ин-         
 тенсивностью.                                                              
 
      2. Критерий степени осознания психологических механизмов  бо-         
 лезни:                                                                     
      достижение понимания специфического содержательного или адап-         
 тивного характера симптомов, полного  осознания  роли  собственных         
 личностно-эмоциональных проблем в возникновении типичных для боль-         
 ного конфликтных ситуаций и понимания их генеза.                           
 
      3. Критерий степени изменения нарушенных отношений личности:          
      изменение отношений к болезни и лечению.                              
 
      4. Критерий степени улучшения социального функционирования:           
      значительная степень удовлетворенности своим социальным функ-         
 ционированием.                                                             
 
      Интегральный тестовый показатель: повышенный  уровень  эффек-         
 тивности психотерапии.