МЕТОДИКА:                                  
               Тест-опросник на межличностную зависимость                   
                             (Р. Гиршфильд)                                 
               (Interpersonal Dependency Inventory - IDI)                   
                        (Hirschfeld et al., 1977)                           
                       (адаптация О.П. Макушиной).                          
 
      Методика предназначена для диагностики зависимости от другого челове- 
 ка - иначе любовной зависимости, от партнера, в  широком  понимании  этого 
 слова, в детско-родительских отношениях.                                   
      Тестовые шкалы:                                                       
      1) Эмоциональная опора на других  (ЭО)  (Emotional  Reliance  on  Ot- 
 hers) - потребность в опеке, защите, советах со стороны других, чрезмерная 
 зависимость от внешней оценки, от чужого мнения.                           
      2) Неуверенность в себе (Н) (Lack of Self-Confidence) -  предпочтение 
 позиции ведомого, неспособность самостоятельного принятия решения,  уступ- 
 чивость, неуверенность в собственном мнении.                               
      3) Стремление к автономии (А) (Assertion of Autonomy) - самодостаточ- 
 ность, склонность к дистанцированию от других, избегание  длительных  меж- 
 личностных связей, стремление к одиночеству.                               
      Итоговое значение зависимости (3) подсчитывается  путем  суммирования  
 полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной  суммы  бал- 
 лов, полученных по третьей шкале: 3 = ЭО + Н - А.                          
      Опросник межличностной зависимости может быть использован как в инди- 
 видуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение  опросника  не  
 требует ограничения во времени и занимает, как правило, 15-20 минут.       
 
      Тестовые нормы для мужчин и женщин.                                   
      Полученный суммарный балл представляет собой итоговый  показатель  по 
 шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами.     
 При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на  других,  автоно- 
 мии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по  шкале  неуве- 
 ренности в себе нормы единые.                                              
      Тестовые нормы оценки выраженности  эмоциональной  опоры  на  других,  
 неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины):       
 
      Шкалы                          Уровни выраженности                    
 
                                  Низкий   Средний   Высокий                
 
 Эмоциональная опора на других    18-31    32-48     49-72                  
 Неуверенность в себе             16-24    25-37     38-64                  
 Стремление к автономии           14-26    27-37     38-56                  
 Зависимость                      20-24    25-52     53-80                  
 
      Тестовые нормы оценки выраженности эмоциональной опоры на других, не- 
 уверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины):         
 
      Шкалы                          Уровни выраженности                    
 
                                  Низкий   Средний   Высокий                
 
 Эмоциональная опора на других    18-37    38-54     55-72                  
 Неуверенность в себе             16-24    25-37     38-64                  
 Стремление к автономии           14-22    23-33     34-56                  
 Зависимость                      20-35    36-62     63-80                  
 
      Опросник состоит из 48 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. Сумарный показатель зависимости определятся как  3 = (ЭО + Н) - А. 
      При этом минимальное значение тестовых норм оценки  указывается  рав- 
 ным 20 (предположительно,  из  следующих  соображений - (18+16)-14=20).  В 
 действительности, минимально возможное значение  интегрального  показателя 
 равно -22. З = (18+16)-56=-22.                                             
      Максимальное значение тестовых норм оценки указывается равным 80 бал- 
 лов (предположительно, из следующих соображений - (72+64)-56=80).  В  дей- 
 ствительности, максимально  возможное  значение  интегрального  показателя 
 равно 122. З = (72+64)-14=122.                                             
      В данной программе для пострения "технической" диаграммы шкалы  зави- 
 симости (З) применяется числовой показатель выраженный в процентах с нуле- 
 вой точкой отсчета, т.е. -22 балла - 0%, 122 балла - 100%.                 
      Такой же принцип построения диаграмм  применяется  и  отношении  трех 
 субшкал теста.                                                             
      2. Один и тот же показатель числовой показатель итоговой шкалы  может 
 быть получен при разных соотношениях трех входящих в него субшкал.         
      Пример (мужчины).                                                     
      А. (25+20)-14=31, т.е. (низкий + низкий) - низкий = низкий.           
      Б. (49+38)-56=31, т.е. (высокий + высокий) - высокий = низкий.        
      В обеих случаях получен низкий показатель межличностной  зависимости, 
 однако, с точки зрения психологической реальности, эти  два  варианта  су- 
 щественно различаются между собой. Вариант "Б" будет характеризоваться вы- 
 ком уровнем внутренней конфликтности в связи с высокими показателями  раз- 
 нонаправленных тенденций: выраженное стремление к эмоциональной  опоре  на 
 других и неуверенность в себе в сочетании со стремлением к автономии.      
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Тест-опросник на межличностную зависимость (IDI).                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
     ЭО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────────╢>             
 
        0 <───[-]────><──────[=]─────><────────[+]─────────> 100%           
 
     Н  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────────────╢>             
 
        0 <─[-]──><────[=]─────><───────────[+]────────────> 100%           
 
     А  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>             
 
        0 <────[-]─────><────[=]─────><────────[+]─────────> 100%           
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
     З  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────────╢>             
 
        0 <─────[-]──────><──[==]──><─────────[+]──────────> 100%           
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
            1. Эмоциональная опора на других  -  ЭО =  54                   
            2. Неуверенность в себе           -  Н  =  41                   
            3. Стремление к автономии         -  А  =  24                   
            ---------------------------------------------                   
               Зависмость (ЭО + Н) - А        -  З  =  71                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень эмоциональной опоры на других.                        
      Ориентация на эмоциональную поддержку других  людей.  Направ-         
 ленность на получение высокой оценки с их стороны. Склонность мно-         
 гого от них ожидать. Чувствительность к неодобрению  и критике ок-         
 ружающих. Потребность в близких людях. Тревога по поводу  их  воз-         
 можной утраты.                                                             
 
      Высокий уровень неуверенности в себе.                                 
      Сомнения в своей способности иметь дело с большинством из тех         
 личностных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни.  Ожи-         
 дание негативных оценок со стороны незнакомых людей. Неуверенность         
 в своих суждениях. Предпочтение ведомой позиции в  группе.  Склон-         
 ность спрашивать совета при необходимости принятия самостоятельных         
 решений. Тенденция легко уступать в споре,  быстро  соглашаться  с         
 мнением, которое ожидается другими. Неумение просить кого-нибудь о         
 помощи.                                                                    
 
      Низкий уровень стремления к автономии.                                
      Низкий уровень стремления к  обособленности,  самоопределению         
 своих позиций, принятию ответственности за свои  действия  и  чув-         
 ства, свободе выбора способа поседения, уместного в данной  ситуа-         
 ции несмотря на окружающее влияние.  Слабо  выраженное  стремление         
 полагаться только на себя, достигать поставленных целей без помощи         
 других людей.                                                              
 
      Высокий интегральный показатель межличностной зависимости.            
      Выраженная потребность в эмоциональной близости, любви и при-         
 нятии со стороны значимых других, ригидное стремление к  получению         
 помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя как беспомощ-         
 ного и слабого независимо от конкретной ситуации. Неуверенность  в         
 себе, несамодостаточность, чувство беспомощности, тревога по пово-         
 ду возможного отвержения и одиночества. Пассивное  ожидание  собы-         
 тий, с надеждой, что о нем позаботятся.