МЕТОДИКА:
Личностный опросник для старшеклассников
(The High School Personality Questionnaire)
(HSPQ)
(Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).
На основе факторных исследований Р. Кеттелл и его коллеги создали ряд
личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личност-
ный опросник (16-PF), предназначенный для лиц от 16 лет и старше.
Понятие личности в интерпретации Р. Кеттелла охватывает наиболее су-
щественные поведенческие и психические проявления, оно включает такие ка-
тегории, как темперамент, характер, индивидуальность и т. д. В структуре
личности в первую очередь выделяются наиболее устойчивые ее компоненты,
относительно независимые от мотивационных факторов внешней ситуации.
Философия 16 PF была распространена и на создание вариантов других
личностных опросников, включающих: Личностный опросник для начальной школы
(The Early School Personality Questionnaire) для детей в возрасте от 6
до 8 лет, Личностный опросник для детей (The Children's Personality Ques-
tionnaire) в возрасте от 8 до 12 лет, Личностный опросник для старшеклас-
сников (The High School Personality Questionnaire) в возрасте от 12 до 16
лет.
При разработке методики Р.Кэттелл первоначально исходил из т. н.
L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре-
ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные Г.Олпортом и
Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе-
ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил на синонимические
группы и отобрал в каждой из них по одному слову, выражающему основное
смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить спи-
сок личностных черт до 171. Затем каждая из этих характеристик личности
оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля-
ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных плеяд, внутри
которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все плеяды со-
держали пары членов, имеющие значимые отрицательные корреляции. Так был
получен набор из 36 биполярных названий, который был дополнен до 46 за
счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова-
телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто-
ров.
В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire),
т.е. данным полученным с помощью опросников и других методов самооценок.
При этом сбор Q-данных координировался с имеющимися L-данными. Наиболее
известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с методи-
кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF, обозначаются буквами
латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для тех факто-
ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют "бытовые" (обще-
доступные) и "технические" (предназначенные для специалистов) названия.
Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной фор-
ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности оси фактора.
Указанием различных противоположностей можно изменить направление интер-
претации.
Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным зна-
че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая сложный ха-
рактер взаимодействия факторов методики результаты автоматической интер-
претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.
Опросник состоит из 142 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
*
10 ┼ ▄▄ ▄▄
9 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██
8 ┼────██─────────────▄▄───────██─██─██───────
7 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
6 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
3 ┼─▄▄─██─██─▄▄─██────██─██─██─██─██─██─▄▄─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C D E F G H I J O Q2 Q3 Q4
Тестовые показатели:
1. Аналитичность -> Эмоциональность - A = 3
2. Конкретное мышление -> Абстрактное мышление - B = 9
3. Слабость "Я" -> Сила "Я" - C = 6
4. Уравновешенность -> Беспокойство - D = 3
5. Конформность -> Доминантность - E = 6
6. Сдержанность -> Экспрессивность - F = 1
7. Слабость "Сверх-Я" -> Сила "Сверх-Я" - G = 8
8. Робость -> Смелость - H = 7
9. Жесткость -> Мягкосердечность - I = 5
10. Интерес к участию в общих делах ->
Осторожный индивидуализм - J = 10
11. Уверенность в себе -> Тревожность - O = 9
12. Социабельность -> Самодостаточность - Q2 = 10
13. Импульсивность -> Контроль желаний - Q3 = 3
14. Расслабленность -> Напряженность - Q4 = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Сдержанный в эмоциональныx проявленияx, критичный, отстранен-
ный, скрытный, скептичный, обращенный во внутренний мир, предпочи-
тающий работать сам, не склонный к компромиссам, жесткий, строгий
в оценке людей, отстаивающий свои идеи.
С развитым логическим мышлением, сообразительный, понимающий
абстракции, быстро обучается, имеющий высокие умственные способ-
ности, проницательный, быстро схватывающий, образованный, с широ-
кими интеллектуальными интересами.
Хорошо владеющий собой, умеющий сохранять спокойствие и урав-
новешенность даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах в дея-
тельности. Его трудно рассмешить, разгневать или опечалить. По
сравнению с другими детьми он может быть более медлительным, мало-
подвижным и недостаточно энергичным.
Печальный, пессимистичный, озабоченный, беспокоящийся о своем
будущем, ожидающий неудач, осмотрительный, благоразумный, рассуди-
тельный, молчаливый, сдержанный, склонный все усложнять, ко всему
подxодить слишком серьезно.
Совестливый, моралистичный, дисциплинированный, обязатель-
ный, требовательный к себе, с xорошим самоконтролем, ответствен-
ный, руководствующийся чувством долга, точный и аккуратный в де-
лах, любящий во всем порядок.
Проявляет интерес к участию в общих делах, любит совместные
действия, внимание, подчиняет личные интересы групповым, сильный,
энергичный, принимает общегрупповые нормы.
Склонный к чувству вины, ранимый, впечатлительный, неуверен-
ный в себе, тревожный, озабоченный, печальный, грустный, беспокой-
ный, чувствительный к замечаниям и порицаниям, обязательный, недо-
оценивающий свои возможности, знания и компетентность.
Самодостаточный, не нуждающийся в поддержке и одобрении окру-
жающих, предпочитающий принимать собственные решения и следовать
по выбранному самостоятельному пути, независимый от мнения группы,
избирательный в социальныx контактах.
Действующий неравномерно и неупорядоченно, не умеющий органи-
зовывать свое время и порядок выполнения дел, необращающий внима-
ния на социальные требования и предписания, с пониженным самокон-
тролем своих эмоций и поведения.
|