МЕТОДИКА:                                  
                Личностный опросник для старшеклассников                    
               (The High School Personality Questionnaire)                  
                                  (HSPQ)                                    
                          (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).                          
 
      На основе факторных исследований Р. Кеттелл и его коллеги создали ряд  
 личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный  личност- 
 ный опросник (16-PF), предназначенный для лиц от 16 лет и старше.          
      Понятие личности в интерпретации Р. Кеттелла охватывает наиболее  су- 
 щественные поведенческие и психические проявления, оно включает такие  ка- 
 тегории, как темперамент, характер, индивидуальность и т. д.  В  структуре  
 личности в первую очередь выделяются наиболее  устойчивые  ее  компоненты,  
 относительно независимые от мотивационных факторов внешней ситуации.       
      Философия 16 PF была распространена и на  создание  вариантов  других  
 личностных опросников, включающих: Личностный опросник для начальной школы 
 (The Early School Personality Questionnaire) для детей  в  возрасте  от  6  
 до 8 лет, Личностный опросник для детей (The Children's Personality  Ques- 
 tionnaire) в возрасте от 8 до 12 лет, Личностный опросник для  старшеклас- 
 сников (The High School Personality Questionnaire) в возрасте от 12 до  16 
 лет.                                                                       
      При разработке  методики  Р.Кэттелл первоначально  исходил  из  т. н. 
 L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре- 
 ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные  Г.Олпортом  и 
 Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе- 
 ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил  на  синонимические 
 группы и отобрал в каждой из них по  одному  слову,  выражающему  основное 
 смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить  спи- 
 сок личностных черт до 171. Затем каждая из  этих  характеристик  личности 
 оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля- 
 ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных  плеяд,  внутри 
 которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все  плеяды  со- 
 держали пары членов, имеющие значимые отрицательные  корреляции.  Так  был 
 получен набор из 36 биполярных названий, который был  дополнен  до  46  за 
 счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова- 
 телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто- 
 ров.                                                                       
      В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire), 
 т.е. данным полученным с помощью опросников и других  методов  самооценок. 
 При этом сбор Q-данных координировался с  имеющимися  L-данными.  Наиболее 
 известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с  методи- 
 кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF,  обозначаются  буквами 
 латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для  тех  факто- 
 ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют  "бытовые"  (обще- 
 доступные) и "технические" (предназначенные  для  специалистов)  названия. 
 Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной  фор- 
 ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности  оси  фактора. 
 Указанием различных противоположностей можно изменить  направление  интер- 
 претации.                                                                  
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным  зна- 
 че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая  сложный  ха- 
 рактер взаимодействия факторов методики результаты  автоматической  интер- 
 претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.         
 
      Опросник состоит из 142 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ).                 
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
              *                                                             
           10 ┼                            ▄▄    ▄▄                         
            9 ┼    ▄▄                      ██ ▄▄ ██                         
            8 ┼────██─────────────▄▄───────██─██─██───────                  
            7 ┼    ██             ██ ▄▄    ██ ██ ██                         
            6 ┼    ██ ▄▄    ▄▄    ██ ██    ██ ██ ██                         
            5 ┼    ██ ██    ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██                         
            4 ┼    ██ ██    ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██    ▄▄                   
            3 ┼─▄▄─██─██─▄▄─██────██─██─██─██─██─██─▄▄─██─                  
            2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
            1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                   
            0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                 
                A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  O  Q2 Q3 Q4                   
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
       1. Аналитичность -> Эмоциональность             -   A =  3           
       2. Конкретное мышление -> Абстрактное мышление  -   B =  9           
       3. Слабость "Я" -> Сила "Я"                     -   C =  6           
       4. Уравновешенность -> Беспокойство             -   D =  3           
       5. Конформность -> Доминантность                -   E =  6           
       6. Сдержанность -> Экспрессивность              -   F =  1           
       7. Слабость "Сверх-Я" -> Сила "Сверх-Я"         -   G =  8           
       8. Робость ->  Смелость                         -   H =  7           
       9. Жесткость -> Мягкосердечность                -   I =  5           
      10. Интерес к участию в общих делах ->                                
                             Осторожный индивидуализм  -   J = 10           
      11. Уверенность в себе -> Тревожность            -   O =  9           
      12. Социабельность -> Самодостаточность          -  Q2 = 10           
      13. Импульсивность -> Контроль желаний           -  Q3 =  3           
      14. Расслабленность -> Напряженность             -  Q4 =  4           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Сдержанный в эмоциональныx проявленияx, критичный, отстранен-         
 ный, скрытный, скептичный, обращенный во внутренний мир, предпочи-         
 тающий работать сам, не склонный к компромиссам, жесткий,  строгий         
 в оценке людей, отстаивающий свои идеи.                                    
 
      С развитым логическим мышлением, сообразительный,  понимающий         
 абстракции, быстро обучается, имеющий высокие  умственные  способ-         
 ности, проницательный, быстро схватывающий, образованный, с  широ-         
 кими интеллектуальными интересами.                                         
 
      Хорошо владеющий собой, умеющий сохранять спокойствие и урав-         
 новешенность даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах в дея-         
 тельности. Его трудно рассмешить,  разгневать  или  опечалить.  По         
 сравнению с другими детьми он может быть более медлительным, мало-         
 подвижным и недостаточно энергичным.                                       
 
      Печальный, пессимистичный, озабоченный, беспокоящийся о своем         
 будущем, ожидающий неудач, осмотрительный, благоразумный, рассуди-         
 тельный, молчаливый, сдержанный, склонный все усложнять, ко  всему         
 подxодить слишком серьезно.                                                
 
      Совестливый,  моралистичный,  дисциплинированный,  обязатель-         
 ный, требовательный к себе, с xорошим  самоконтролем,  ответствен-         
 ный, руководствующийся чувством долга, точный и  аккуратный  в де-         
 лах, любящий во всем порядок.                                              
 
      Проявляет интерес к участию в общих делах,  любит  совместные         
 действия, внимание, подчиняет личные интересы групповым,  сильный,         
 энергичный, принимает общегрупповые нормы.                                 
 
      Склонный к чувству вины, ранимый, впечатлительный,  неуверен-         
 ный в себе, тревожный, озабоченный, печальный, грустный, беспокой-         
 ный, чувствительный к замечаниям и порицаниям, обязательный, недо-         
 оценивающий свои возможности, знания и компетентность.                     
 
      Самодостаточный, не нуждающийся в поддержке и одобрении окру-         
 жающих, предпочитающий принимать собственные решения  и  следовать         
 по выбранному самостоятельному пути, независимый от мнения группы,         
 избирательный в социальныx контактах.                                      
 
      Действующий неравномерно и неупорядоченно, не умеющий органи-         
 зовывать свое время и порядок выполнения дел, необращающий  внима-         
 ния на социальные требования и предписания, с пониженным  самокон-         
 тролем своих эмоций и поведения.