МЕТОДИКА:                                  
               Измерение художественно-эстетической потребности             
                            (В.С. Аванесов).                                
 
      Методика предназначена для измерения художественно-эстетической  пот- 
 ребности.                                                                  
      Слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе  на 
 русский язык означает ощущение, чувство.                                   
      Вэстетике чувство прекрасного связано с искусством, с художественным 
 отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его  способ- 
 ностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.           
      Художественная потребность - высшая  духовная  потребность,  природой 
 которой является катарсис, как стремление личности к гармонизации внешнего 
 и внутреннего мира, механизмами которого являются идентификация,  эмпатия, 
 саморефлексия.                                                             
     Художественная потребность - это такая  же  психическая  потребность, 
 как и любая другая, но имеющая свой специфический предмет - искусство.     
     Развитая художественная потребность позволяет личности  видеть  худо- 
 жественно-эстетическое содержательное богатство окружающего мира и челове- 
 ка.                                                                        
      Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания,  кото- 
рая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личнос- 
 ти к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и  совершенст- 
 ву. Структура эстетического сознания включает в себя  потребностно-мотива- 
ционный компонент, эстетическое восприятие,  эстетические  чувства,  вкус, 
 интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.          
      Составляющие эстетической культуры личности:                          
    а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобраз- 
 ном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);                   
      б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы 
 и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);    
      в) степень совершенства эстетического вкуса;                          
     г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соот- 
 ветствии с эстетическим идеалом.                                           
      Эстетическая потребность - потребность  человека  как  биосоциального 
существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различ- 
 ных формах эстетической деятельности, в том числе - в искусстве.           
      Эстетические потребности - показатель объективно существующего  несо- 
ответствия, противоречий между человеком и окружающим миром  и  стремления 
 устранить это несоответствие.                                              
      Под воздействием эстетических потребностей  в  эстетическом  сознании 
 формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и  каким 
 должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров.  
      Для удовлетворения потребности непосредственно созерцать то, что  ха- 
 рактеризует нас как людей, видеть себя в контексте окружающего мира, выяв- 
лять свою антропологическую сущность человек создает специфические предме- 
 ты - продукты художественного творчества.                                  
 
      Эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства,  его  со- 
держание должно охватывать изучение и приобщение личности к различным  ви- 
 дам и жанрам искусства - к литературе, музыке, изобразительному искусству.  
 
     Критерии уровня и динамики эстетического восприятия:                  
     адекватность воспринимаемому объекту,                                 
     соотношение интеллектуального и эмоционального,                       
      целостность.                                                          
 
      Уровни эстетического восприятия:                                      
      Высокий уровень, характеризующийся умением адекватно воспринимать эс- 
 тетический объект в единстве содержания и формы; восприятие  целостное,  в 
 нем гармонически сочетается интеллектуальное и эмоциональное;              
      Второй и третий уровни - средние.                                     
      Для второго уровня характерна адекватность  восприятия  эстетическому 
 объекту, однако анализ эстетического объекта носит словесно-логический ха- 
 рактер с низким уровнем эмоциональности.                                   
      Для третьего уровня характерны яркость и эмоциональность восприятия с 
 недостаточным уровнем аналитического подхода.                              
      Четвертый уровень - низкий. Он характеризуется недостаточным развити- 
ем эстетического восприятия: пересказ содержания, неумение выразить  эсте- 
 тическое своеобразие воспринимаемого п редмета,  явления  действительности  
 или произведения искусства. Возможны ошибки в изложении и  оценке  эстети- 
 ческого объекта.                                                           
 
      Художественно-эстетические способности:                               
      1. Чувство прекрасного.                                               
      2. Способность воспринимать и видеть красоту  в  искусстве  и  жизни, 
 оценивать ее.                                                              
      3. Художественный вкус.                                               
      4. Способность к самостоятельному творчеству и созданию  прекрасного, 
 умение творчески создавать продукты ручного творчества.                    
 
      Большинство исследователей выделяют следующие категории:              
      эстетическое восприятие;                                              
     эстетический вкус;                                                    
     эстетический идеал;                                                   
      эстетическая оценка.                                                  
 
     Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не яв- 
 ляются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.        
 
      Творчество - это сознательная, целеполагающая, активная  деятельность 
 человека, направленная на познание действительности, создающая новые, ори- 
гинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для  со- 
 вершенствования материальной и духовной жизни общества.                    
 
      Все существующие подходы к решению проблемы соотношения эстетического 
 и художественного можно свести к следующему:                               
      1. Эстетическое тождественно художественному, данные термины  синони- 
 мичны.                                                                     
      2. Эстетическое и художественное совершенно не сопряжены друг с  дру- 
 гом, существуют как параллельные феномены с иерархической связью.          
      3. Эстетическое шире художественного, т.е. относится ко всему окружа- 
 ющему миру, тогда как художественное относится только к искусству.         
      4. С одной стороны, эстетическое шире художественного, так как  отно- 
 сится ко всему жизненному содержанию; с другой - художественное шире эсте- 
 тического., то есть по  своему  содержанию  является  социально-конкретной 
 формой выражения эмоций, а художественное произведение, кроме наслаждения, 
 доставляет еще и так называемое "жизненное содержание".                    
 
      Опросник состоит из 32 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая  интерпретация  интегрального  показателя  результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах:                                                                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Измерение художественно-эстетической потребности.                
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ХЭП" = 27  84%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень художественно-эстетической потребности - выс-         
 шей духовной потребности, природой которой является катарсис,  как         
 стремление личности к гармонизации внешнего  и  внутреннего  мира,         
 механизмами которого являются идентификация, эмпатия,  саморефлек-         
 сия.