МЕТОДИКА:                                  
                    Готовность к возрастным изменениям                      
                      (Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович).                      
 
      Методика предназначена для диагностики готовности к освоению возраст- 
 но-временных изменений.                                                    
 
      Показатели готовности к освоению возрастно-временных изменений.       
 
      Структурные элементы готовности.                                      
      1) когнитивный уровень физиологического компонента (КФэ).             
      2) аффективный уровень физиологического компонента (АФэ).             
      3) мотивационный уровень физиологического компонента (МФэ).           
      4) когнитивный уровень социального компонента (КСэ).                  
      5) аффективный уровень социального компонента (АСэ).                  
      6) мотивационный уровень социального компонента (МСэ)                 
      7) когнитивный уровень личностно-психологического компонента (КЛэ).   
      8) аффективный уровень личностно-психологического компонента (АЛэ).   
      9) мотивационный уровень личностно-психологического компонента (МЛэ). 
      10) когнитивный уровень профессионального компонента (КПэ).           
      11) аффективный уровень профессионального компонента (АПэ).           
      12) мотивационный уровень профессионального компонента (МПэ).         
 
      Компоненты готовности:                                                
      1) КФэ + АФэ + МФэ = Фк - физиологический компонент.                  
      2) КСэ + АСэ + МСэ = Ск - социальный компонент.                       
      3) КЛэ + АЛэ + МЛэ = Лк - личностно-психологический компонент.        
      4) КПэ + АПэ + МПэ = Пк - профессиональный компонент.                 
 
      Уровни готовности:                                                    
      1) КФэ + КСэ + КЛэ + КПэ = Ку - когнитивный уровень.                  
      2) АФэ + АСэ + АЛэ + АПэ = Ау - аффективный уровень.                  
      3) МФэ + МСэ + МЛэ + МПэ = My - мотивационный уровень.                
 
      Общая готовность:                                                     
      Ку + Ay + My = Го - общий показатель готовности.                      
 
      Интерпретация полученных результатов.                                 
      Общий показатель готовности к освоению возрастно-временных  изменений 
 является интегративной характеристикой отношения человека к происходящим с 
 ним возрастным изменениям или изменениям, ожидающим его в будущем. Высокий 
 уровень общей готовности проявляется в четком осознании  и  понимании  ес- 
 тественности, а где-то и неизбежности физических проявлений старения  (из- 
 менения внешности, снижение остроты зрения,  слуха,  обострение  различных 
 заболеваний), изменения социального статуса и отношения со стороны окружа- 
 ющих, заострения отдельных личностных черт, качественных преобразований  в 
 познавательной сфере, ухода от профессиональной деятельности.              
      Готовность характеризуется спокойным, толерантным отношением к проис- 
 ходящим или будущим возрастным изменениям - без острых переживаний и нега- 
 тивных эмоциональных реакций. Деятельностное проявление  готовности -  это 
 активный поиск стратегий адаптации к разнообразным  возрастным  изменениям 
 настоящего, планирование своей жизни в условиях будущих трансформаций.     
      Оценка степени сформированности готовности к освоению  возрастно-вре- 
 менных изменений:                                                          
      0-56 баллов - низкая;                                                 
      57-112 баллов - средняя;                                              
      113-168 баллов - высокая.                                             
 
      Компоненты готовности - показатели, конкретизирующие особенности про- 
 явления готовности к освоению возрастно-временных  изменений  относительно 
 различных сфер проявления возраста.                                        
      Физиологический компонент готовности включает в себя понимание, толе- 
 рантное отношение и способность искать продуктивные пути приспособления  к 
 таким проявлениям старения, как потеря внешней привлекательности и появле- 
 ние внешних признаков возраста (морщины, седина и т. п.); понижение остро- 
 ты зрения и слуха; повышенная утомляемость; снижение  половой  активности; 
 нарушение функций сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного  аппа- 
 рата.                                                                      
      Сформированность социального компонента готовности позволяет человеку 
 осознать, принять и найти способы адаптироваться к проявлениям старения  в 
 социальной сфере: это отношение окружающих как к пожилому, старому челове- 
 ку и изменение характера общения с ними; ухудшение материального положения 
 и приобретение статуса "иждивенца"; новые роли в семье - дед, бабушка; не- 
 обходимость налаживать отношения с социальными службами.                   
      Личностно-психологический компонент готовности проявляется в  способ- 
 ности человека понять механизмы происходящих с ним в настоящем  психологи- 
 ческих изменений или прогнозировать их появление в будущем,  относиться  к 
 ним спокойно как к нормальным явлениям и активно искать пути компенсации и 
 саморегуляции. Этот компонент включает такие изменения, как ухудшение  па- 
 мяти и замедление процесса мышления; появление склонности передавать опыт, 
 поучать, давать советы; обостренная эмоциональная реакция на отношение ок- 
 ружающих, появление чувства "ненужности" , "бесполезности";  "застревание"  
 на определенных мыслях, делах, переживаниях.                               
      Профессиональный компонент проявляется в готовности толерантно  отно- 
 ситься к предстоящему или уже имеющему место снижению роли  профессиональ- 
 ной деятельности в жизни, и более того - к ее утрате. Также в него включа- 
 ется поиск и реализация способов самовыражения во внепрофессиональной сфе- 
 ре. Данный компонент готовности обеспечивает адаптацию к  таким  факторам, 
 как конкуренция со стороны более молодых коллег и сложности в освоении но- 
 вых методов работы, новой техники; обретение роли наставника в  профессио- 
 нальной деятельности и (или) статуса  "бывшего  профессионала";  выход  на 
 пенсию, уход от профессиональной деятельности, высвобождение времени после  
 выхода на пенсию.                                                          
      Оценка степени сформированности  компонентов  готовности  к  освоению 
 возрастно-временных изменений:                                             
      0-14 баллов - низкая;                                                 
      15-28 баллов - средняя;                                               
      29-42 баллов - высокая.                                               
 
      Уровни готовности - показатели, иллюстрирующие  психологические  осо- 
 бенности реализации готовности в плане: осознания происходящих с человеком 
 в настоящем или ожидаемых в будущем возрастных изменений (когнитивный уро- 
 вень), толерантного отношения к ним как к нормальному, неизбежному явлению 
 (аффективный уровень), активного поиска продуктивных стратегий адаптации к 
 этим изменениям (мотивационный уровень).                                   
      Оценка степени сформированности уровней готовности к освоению возраст- 
 но-временных изменений:                                                    
       0-18 баллов - низкая;                                                
      19-37 баллов - средняя;                                               
      38-56 баллов - высокая.                                               
 
      Структурные элементы готовности - дополнительные показатели, позволя- 
 ющие конкретизировать и сопоставлять  особенности  проявления  компонентов 
 готовности (физиологический, социальный,  личностно-психологический,  про- 
 фессиональный) на различных уровнях - когнитивном, аффективном,  мотиваци- 
 онном.                                                                     
      Оценка степени сформированности структурных  элементов  готовности  к 
 освоению возрастно-временных изменений:                                    
       0-4  баллов - низкая;                                                
       5-9  баллов - средняя;                                               
      10-14 баллов - высокая.                                               
 
      Опросник состоит из 28 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Готовность к возрастным изменениям.                              
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                            Диаграмма I.                                    
 
         *                                                                  
      14 ┼                                                                  
      13 ┼                                        ▄▄                        
      12 ┼                                        ██                        
      11 ┼                                        ██  ▄▄                    
      10 ┼─▄▄─────────────────────────────────────██──██────                
       9 ┼ ██                                     ██  ██                    
       8 ┼ ██  ▄▄       ▄▄  ▄▄           ▄▄       ██  ██  ▄▄                
       7 ┼ ██  ██       ██  ██       ▄▄  ██       ██  ██  ██                
       6 ┼ ██  ██       ██  ██  ▄▄   ██  ██       ██  ██  ██                
       5 ┼─██──██───────██──██──██───██──██──▄▄───██──██──██                
       4 ┼ ██  ██       ██  ██  ██   ██  ██  ██   ██  ██  ██                
       3 ┼ ██  ██       ██  ██  ██   ██  ██  ██   ██  ██  ██                
       2 ┼ ██  ██  ▄▄   ██  ██  ██   ██  ██  ██   ██  ██  ██                
       1 ┼ ██  ██  ██   ██  ██  ██   ██  ██  ██   ██  ██  ██                
       0 ┼─+───+───+────+───+───+────+───+───+────+───+───+───*             
           КФэ АФэ МФэ  КСэ АСэ МСэ  КЛэ АЛэ МЛэ  КПэ АПэ МПэ               
 
 
                             Диаграмма II.                                  
 
     Фк ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>             
 
     Ск ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>             
 
     Лк ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>             
 
     Пк ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────╢>             
 
          <─────[-]──────><───────[=]──────><──────[+]─────>                
 
 
                            Диаграмма III.                                  
 
     Ку ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────────────╢>             
 
     Ау ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────╢>             
 
     Му ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓────────────────────────────────╢>             
 
          <─────[-]──────><──────[=]──────><──────[+]──────>                
 
 
                             Диаграмма IV.                                  
 
     Го ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢>             
 
          <──────[-]─────><──────[==]──────><─────[+]──────>                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                I. Cтруктурные элементы готовности.                         
 
                     Физиологический компонент:                             
              1. Когнитивный уровень   - КФэ = 10  71%                      
              2. Аффективный уровень   - АФэ =  8  57%                      
              3. Мотивационный уровень - МФэ =  2  14%                      
 
                        Социальный компонент:                               
              4. Когнитивный уровень   - КСэ =  8  57%                      
              5. Аффективный уровень   - АСэ =  8  57%                      
              6. Мотивационный уровень - МСэ =  6  43%                      
 
                Личностно-психологический компонент:                        
              7. Когнитивный уровень   - КЛэ =  7  50%                      
              8. Аффективный уровень   - АЛэ =  8  57%                      
              9. Мотивационный уровень - МЛэ =  5  36%                      
 
                    Профессиональный компонент:                             
             10. Когнитивный уровень   - КПэ = 13  93%                      
             11. Аффективный уровень   - АПэ = 11  79%                      
             12. Мотивационный уровень - МПэ =  8  57%                      
 
                    II. Компоненты готовности:                              
       1. Физиологический компонент           - Фк = 20  48%                
       2. Социальный компонент                - Ск = 22  52%                
       3. Личностно-психологический компонент - Лк = 20  48%                
       4. Профессиональный компонент          - Пк = 32  76%                
 
                      III. Уровни готовности:                               
              1. Когнитивный уровень   - Ку = 38  68%                       
              2. Аффективный уровень   - Ау = 35  68%                       
              3. Мотивационный уровень - Му = 21  38%                       
 
                     IV. Интегральный показатель:                           
       Общая готовность к возрастным изменениям - Го =  94  56%             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                  Структурные элементы готовности:                          
       1) высокий когнитивный уровень физиологического компонента;          
       2) средний аффективный уровень физиологического компонента;          
       3) низкий мотивационный уровень физиологического компонента;         
       4) средний когнитивный уровень социального компонента;               
       5) средний аффективный уровень социального компонента;               
       6) средний мотивационный уровень социального компонента;             
       7) средний  когнитивный  уровень  личностно-психологического         
 компонента;                                                                
       8) средний  аффективный  уровень  личностно-психологического         
 компонента;                                                                
       9) средний мотивационный уровень  личностно-психологического         
 компонента;                                                                
      10) высокий когнитивный уровень профессионального компонента;         
      11) высокий аффективный уровень профессионального компонента;         
      12) средний мотивационный уровень профессионального компонен-         
 та.                                                                        
 
      Средний уровень сформированности физиологического  компонента         
 готовности, который включает в себя понимание, толерантное отноше-         
 ние и способность искать продуктивные пути приспособления к  таким         
 проявлениям старения, как потеря внешней привлекательности и появ-         
 ление внешних признаков возраста (морщины, седина и т. п.);  пони-         
 жение остроты зрения и слуха;  повышенная  утомляемость;  снижение         
 половой активности; нарушение функций сердечно-сосудистой системы,         
 опорно-двигательного аппарата.                                             
 
      Средний уровень сформированности социального  компонента  го-         
 товности, который позволяет человеку  осознать,  принять  и  найти         
 способы адаптироваться к проявлениям старения в социальной  сфере:         
 это отношение окружающих как к пожилому, старому человеку и  изме-         
 нение характера общения с ними; ухудшение материального  положения         
 и приобретение статуса "иждивенца"; новые роли в семье - дед,  ба-         
 бушка; необходимость налаживать отношения с социальными службами.          
 
      Средний уровень  сформированности  личностно-психологического         
 компонента готовности, который проявляется в способности  человека         
 понять механизмы происходящих с ним  в  настоящем  психологических         
 изменений или прогнозировать их появление в будущем, относиться  к         
 ним спокойно как к нормальным явлениям и активно искать пути  ком-         
 пенсации и саморегуляции. Этот компонент включает такие изменения,         
 как ухудшение памяти и  замедление  процесса  мышления;  появление         
 склонности передавать опыт, поучать,  давать  советы;  обостренная         
 эмоциональная реакция на отношение окружающих,  появление  чувства         
 "ненужности", "бесполезности"; "застревание" на определенных мыс-          
 лях, делах, переживаниях.                                                  
 
      Высокий уровень сформированности профессионального компонен-          
 та, который проявляется в готовности толерантно относиться к пред-         
 стоящему или уже имеющему место снижению роли профессиональной де-         
 ятельности в жизни, и более того - к ее утрате. Также в него вклю-         
 чается поиск и реализация способов самовыражения во  внепрофессио-         
 нальной сфере. Данный компонент готовности обеспечивает  адаптацию         
 к таким факторам, как конкуренция со стороны более молодых  коллег         
 и сложности в освоении новых методов работы, новой техники;  обре-         
 тение роли наставника в профессиональной деятельности и (или) ста-         
 туса "бывшего профессионала"; выход на пенсию, уход от  профессио-         
 нальной деятельности, высвобождение времени после выхода  на  пен-         
 сию.                                                                       
 
      Высокий когнитивный уровень готовности.                               
      Высокая степень осознания происходящих с человеком в  настоя-         
 щем или ожидаемых в будущем возрастных изменений.                          
 
      Средний аффективный уровень готовности.                               
      Средняя степень толерантного отношения к возрастным изменени-         
 ям как к нормальному, неизбежному явлению.                                 
 
      Высокий мотивационный уровень готовности.                             
      Средняя активность поиска продуктивных стратегий адаптации к          
 возрастным изменениям.                                                     
 
      Средний общий показатель готовности к освоению возрастно-вре-         
 менных изменений.                                                          
      Средний уровень осознания и понимании естественности, а  где-         
 то и неизбежности физических проявлений старения (изменения  внеш-         
 ности, снижение остроты зрения, слуха, обострение различных  забо-         
 леваний), изменения социального статуса и отношения со стороны ок-         
 ружающих, заострения отдельных личностных черт, качественных  пре-         
 образований в познавательной сфере, ухода от профессиональной дея-         
 тельности. Готовность характеризуется спокойным, толерантным отно-         
 шением к происходящим или будущим возрастным изменениям - без  ос-         
 трых переживаний и негативных эмоциональных реакций.  Деятельност-         
 ное проявление готовности - это активный поиск стратегий адаптации         
 к разнообразным  возрастным  изменениям  настоящего,  планирование         
 своей жизни в условиях будущих трансформаций.