МЕТОДИКА:
"Житейские диалоги"
(Г.Л. Бардиер).
Методика предназначена для диагностики толерантности-интолерантности.
Толерантность (лат. tolerantia - способность переносить).
Интолерантность (лат. intolerantia - непереносимость, нетерпимость).
В психологии под толерантностью понимают отсутствие или ослабление
реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чув-
ствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге прояв-
ляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуа-
цию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить
неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.
Испытуемому предлагатся продолжить начатые диалоги, поставив себя на
место одного из героев описанной ситуации и выбрав один ответ из числа
трех предлагаемых: "а", "б" или "в" (если предложенные варианты ответов
совсем не подходят, предлагается записать свой вариант, обозначив его бук-
вой "г", но стараться это делать как можно реже).
Обработка результатов:
Подсчитывается общий балл по ответам "а", "б" и "в".
Ответы "а" - открытая интолерантность.
Ответы "б" - скрытая интолерантность.
Ответы "в" - толерантность.
Для качественного анализа учитываются виды толерантности-интолерант-
ности:
межпоколенческой - диалоги 2 (В семье) и 11 (В метро);
гендерной - диалоги 5 (В магазине бытовой техники) и 12 (В парикма-
херской);
межличностной - диалоги 10 (В Эрмитаже) и 13 (На сеансе у психолога);
межэтнической - диалоги 4 (При поступлении на работу) и 14 (В ЖЭУ);
межкультурной - диалоги 3 (В студенческой столовой) и 15 (За грани-
цей);
межконфессиональной - диалоги 8 (На даче) и 16 (Родительское собра-
ние);
профессиональной - диалоги 17 (В центре профориентации) и 19 (В дет-
ском саду);
управленческой - диалоги 18 (После планерки) и 20 (Увольнение);
социально-экономической - диалоги 1 (В школе), 21 (В автомобильной
пробке);
политической - диалоги 6 (На выборах), 7 (У телевизора), 9 (В элек-
тричке).
Опросник состоит из 21 ситуации.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах с
нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: "Житейские диалоги".
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
ОИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────────╢>
СИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
Тл ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Открытая интолерантность - "ОИ" = 3 14%
2. Скрытая интолерантность - "СИ" = 4 19%
3. Толерантность - "Тл" = 14 67%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Низкий показатель склонности к открытому проявлению непе-
реносимости неблагоприятных факторов в различных жизненных ситуа-
циях, слобо выраженная чувствительность к их воздействию.
2. Низкий показатель склонности к скрытому проявлению непере-
носимости неблагоприятных факторов.
3. Повышенный показатель способности переносить различные не-
благоприятные факторы, которая проявлятся в выдержке, самооблада-
нии, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия
без снижения адаптивных возможностей.
|