МЕТОДИКА:
Лист жизненных событий подростка
(Russian Adolescent List of Life Events - RALLE)
(российский вариант версии опросника
"Life Event Record" R.D. Coddington)
(О.А. Идобаева, А.И. Подольский).
Классическое исследование R.D. Goodyer (1990) показало, что подростки
с выраженными эмоциональными проблемами, как правило, пережили значитель-
ные негативные события в течение последних года-двух.
Однако есть другие исследования, в которых показано, что некоторые
жизненные события могут быть очень желанными и оказывать положительное
влияние на развитие эмоциональной устойчивости у подростков. Goodyer опи-
сал, например, факты обратного влияния недостатка социальных достижений (в
обучении или в спорте) на тревожность и депрессивность; у детей, испытыва-
ющих недостаток социальных достижений, обычно не было тенденций развития
депрессивных состояний.
О.А. Идобаева и А.И. Подольский разработали и апробировали российский
вариант версии опросника R.D. Coddington "Life Event Record", названный
"Лист жизненных событий подростков" (ЛИЖИСП) или "The Russian Adolescent
List of Life Events" (RALLE).
В англоязычной версии методика содержит 42 жизненных события, ранжи-
рующихся по степени серьезности - от смерти одного из родителей до появле-
ния в доме домашнего животного.
Этот список был составлен следующим образом. Авторы попросили около
1400 российских и украинских подростков мужского и женского пола в возрас-
те от 11 до 17 лет составить перечень наиболее значимых, с их точки зре-
ния, жизненных событий, происшедших с ними. После этого были отобраны 42
наиболее часто встречавшихся события. В итоге 18 событий из этих 42 пол-
ностью совпали со списком Coddington, 12 оказались совершенно новыми и еще
12 событий содержали частичные отличия по сравнению со списком Coddington.
При этом следует помнить, что "Life Events Record" был создан на основе
опроса не детей и подростков, а взрослых - учителей, медицинских работни-
ков, родителей и др.
Все события, упомянутые в списке, могут быть разделены на четыре ос-
новные жизненные сферы подростков.
1. Семья - 52,4% от общего количества событий.
2. Отношения со сверстниками - 9,5 %).
3. Личная жизнь - 28,6%).
4. Школа и внешкольная жизнь - 9,5 %).
Таким образом, семья и отношения в семье занимают более 50% совокуп-
ной событийной "стрессогенности" подростковой жизни.
Еще одним отличием методики Идобаевой - Подольского от оригинальной
версии Coddington явилось то, что школьников просили дополнительно оце-
нить, в какой степени это событие оказало влияние на его (ее) жизнь, а
также указать, имело ли подобное событие место в жизни подростка. В случае
если такого события в жизни подростка не было, авторы методики просили
представить, как бы подобное событие могло повлиять на жизнь опрашиваемо-
го, если бы таковое произошло. Степень влияния реального или представляе-
мого события могла варьировать от +10 до -10. Отрицательные ранги означали
степень негативности влияния события или его нежелательность.
Как показывают полученные при апробации методики результаты (исследо-
вание проводилось с 1400 подростками из различных городов и населенных
пунктов России и Украины), подавляющее большинство приведенных жизненных
событий квалифицируется подростками с точки зрения социально-ожидаемых
оценок, причем это в равной степени относится как к группе в целом, так и
к юношам и девушкам в отдельности. Так, для всех рассмотренных случаев
наибольшие положительные значения получены для события 16 ("Улучшение фи-
нансового состояния семьи"), а самые высокие негативные значения - для со-
бытий 30 ("Смерть родителя") и 17 ("Серьезная болезнь родителя, требующая
госпитализации").
К числу положительных событий (с равными показателями) были отнесены
такие события, как "Уменьшение количества ссор с родителями" и "Улучшение
взаимоотношений со сверстниками", а к числу отрицательных - "Увеличение
количества ссор с родителями" и "Ухудшение взаимоотношений со сверстника-
ми". Также высоко положительно оцениваются "Получение работы папой или ма-
мой", "Покупка недвижимости" и "Поездка за границу", а высоко отрицатель-
но - "Ухудшение финансового состояния семьи", "Развод родителей" и "Пов-
торная женитьба папы".
Опросник состоит из 42 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма по результатам тестирования отражает степень выраженности
позитивного влияния жизненных событий по четырем основным жизненным сферам
подростков независимо от того, реальны они или представляемы.
В режиме "Бланк" ввод данных и интерпретация производится независимо
от реальности или представляемости событий.
В файл статистики также записываются данные тестирования независимо
от реальности или представляемости событий.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Лист жизненных событий подростка (RALLE).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма.
См ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────────────────╢>
ОС ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────────────────╢>
ЛЖ ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────────────╢>
ШВ ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────────────────────────────╢>
<──────────[-]──────────><──────────[+]──────────>
Tестовые показатели:
1. Семья - См = -71 34%
2. Отношения со сверстниками - ОС = -20 25%
3. Личная жизнь - ЛЖ = -44 32%
4. Школа и внешкольная жизнь - ШВ = -9 39%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ.
ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ:
Среднее проявление чувств (6):
Появление домашнего животного в доме.
Сильное проявление чувств (8):
Начало занятий в школе после каникул.
Улучшение взаимоотношений со сверстниками.
Покупка недвижимости (дома, дачи, квартиры) или автомобиля.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ.
Нейтральное чувство (0):
Уход брата или сестры из семьи (женитьба, замужество и др.).
Приход в семью третьего взрослого (замужество сестры, женить-
ба брата; бабушка, дедушка или кто-то из родственников стали про-
живать в семье).
Слабое проявление чувств (3):
Начало употребления алкоголя.
Среднее проявление чувств (6):
Начало употребления табака (курение).
Повышенное проявление чувств (7):
Неприятности в личной жизни сестры (брата).
Наличие собственных видимых физических отклонений (врожден-
ных).
Сильное проявление чувств (8):
Наличие собственных физических отклонений (приобретенных).
Наибольшее проявление чувств (10):
Ссора с другом или подругой, приведшая к разрыву отношений.
Смерть дедушки, бабушки.
Серьезная болезнь родителя, требующая госпитализации.
II. ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ СОБЫТИЯ.
ПОЗИТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ:
Среднее проявление чувств (5):
Усыновление (или удочерение) ребенка.
Повышенное проявление чувств (7):
Рождение брата или сестры.
Сильное проявление чувств (8):
Получение работы папой, мамой.
Очень сильное проявление чувств (9):
Значительные личные достижения.
Уменьшение количества ссор с родителями.
Улучшение финансового состояния семьи.
Поездка за границу.
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ:
Нейтральное чувство (0):
Невозможность (в связи с неодобрением или запретом) осущест-
вить желание участвовать в деятельности церкви (воскресные школы,
регулярное посещение церкви и т.д.).
Очень слабое проявление чувств (2):
Изменения в работе отца, требующие его длительного отсутствия
дома.
Среднее проявление чувств (5):
Мама начала работать (после длительного перерыва).
Повышенное проявление чувств (7):
Невозможность участвовать в желаемой внешкольной деятельнос-
ти: кружки по интересам, музыка, спорт и прочее (в связи с отсут-
ствием времени, запретом и т.д.).
Ухудшение финансового состояния семьи.
Внебрачное отцовство до совершеннолетия.
Внебрачная беременность до совершеннолетия.
Сильное проявление чувств (8):
Ухудшение взаимоотношений со сверстниками.
Увольнение с работы (потеря работы) папы, мамы.
Очень сильное проявление чувств (9):
Увеличение количества ссор с родителями.
Развод родителей.
Наибольшее проявление чувств (10):
Исключение из школы.
Смерть близкого друга.
Серьезная болезнь брата или сестры, требующая госпитализации.
Собственная серьезная болезнь, требующая госпитализации (в
учебное время).
Повторное замужество мамы.
Повторная женитьба папы.
Смерть родителя.
Серьезный проступок, повлекший заключение в тюрьму или огра-
ничение свободы.
Смерть брата или сестры.
Собственная серьезная болезнь, требующая госпитализации (во
время каникул).
|