МЕТОДИКА:
Опросник "Группа риска наркозависимости"
(ГРН)
(Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева).
Методика предназначена для выявление групп риска наркозависимости в
старшем подростковом возрасте.
Целевая группа: несовершеннолетние обучающиеся (13-18 лет).
Методика "Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростко-
вом возрасте (14-17 лет)" представляет собой опросник для обучающихся.
Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности)
риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.
Методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуе-
мых программ профилактики.
Исследование рекомендуется проводить ежегодно.
Общая характеристика опросника.
Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые раз-
несены по трем диагностическим шкалам.
Шкала "Поведение в ситуации риска" обнаруживает ту или иную стратегию
поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное
поведение - избегающая или преодолевающая стратегия).
Шкала "Интерес к наркотикам" позволяет обнаружить разный характер ин-
тереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого то ни было ин-
тереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный
интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с на-
правленным поиском такой информации, структурированием времени "под этот
интерес". Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной
пробы.
Шкала "Социальные установки" обнаруживает наличие характеристик ак-
тивного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой
работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобре-
ния или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тен-
денции совершать или одобрять асоциальные поступки.
Опрос проводится анонимно.
Важно, чтобы во время исследования учебная группа был в полном соста-
ве, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов и определение
норм проводится для каждой выборки. Отсутствующие школьники могут быть как
раз "претендентами" во 2-ю или 3-ю группу риска, а значит, повлиять на оп-
ределение норм значений и интерпретацию результатов в дальнейшем. О том,
что тестирование будет проводиться, лучше сообщить школьникам заранее.
Для большей вероятности правдивых ответов к подросткам лучше обра-
щаться как к экспертам, с просьбой о помощи. Кроме того, в инструкции мо-
жет говорится о возможности получить индивидуальную связь в индивидуальной
беседе. В дальнейшем этот ход можно использовать для начала более серьез-
ной диагностической беседы.
Опросник предназначен для использования в период актуального риска, и
действительно, подростков очень интересуют результаты, полученные в ходе
процедуры.
Для школьных психологов эти результаты могут быть хорошим материалом
для обсуждения вопросов подростков, касающихся всей области, связанной с
наркотиками. Это могут быть их вопросы о себе или же о тех ситуациях, ко-
торые подростки наблюдают в своем окружении. В любом случае подобная бесе-
да есть один из вариантов прямой профилактики. В тоже время подобные инди-
видуальные консультации являются стартом специальной, адресной работы с
детьми, попавшими в группу риска, поскольку позволяют выяснить дефициты
ребенка и простроить индивидуальные траектории развития.
Получить данные нужно (минимум) по всей параллели учебных групп, т.к.
основной принцип их интерпретации - это сравнительный анализ, на основании
которого строятся гипотезы о "локализации" в школе "зон риска".
Следует помнить, что в данном случае единицей анализа является не
конкретный подросток, а группа в контексте всей параллели или школы.
Обработка результатов:
Обработка результатов проводится для каждой группы отдельно и для
всей школы в целом.
Результаты опросника обрабатываются следующим образом:
Подсчитывается среднее значение по каждой из трех шкал для всех обу-
чающихся группы.
Определяется стандартное отклонение от среднего значения.
Определяется среднее, высокое и низкое значение для каждой шкалы:
а) к среднему значению прибавляется значение стандартного отклоне-
ния - это верхняя граница нормы.
б) от среднего значения вычитается значение стандартного отклонения -
это нижняя граница нормы.
Результаты ниже нормы оцениваются как низкие, попадающие в норму -
средние, выше нормы - высокие.
Например: общее количество опрошенных - 288 обучающихся.
Среднее значение - 19,48.
Стандартное отклонение - 4,91.
Среднее значение (С): (19,48-4,91) - (19,48+4,91) = 14,47-24,39.
Низкое значение (Н): 0-14.
Высокое (В): 25-36.
Для интерпретации данных, полученных при исследовании распределяется
сочетание показателей по группам риска.
--------------------------------------------------------------------
Группы риска "поведение "интерес "социальные
в ситуации к наркотикам" установки"
риска"
--------------------------------------------------------------------
Гр."не рискующие" С С С
1-я гр. риска Любой Н,В Любой
"потенциально показатель показатель
готовые к пробе" (Н,С,В) (Н,С,В)
2-я гр.риска Любой В Н,С
"совершившие показатель
пробу" (Н,С,В)
3-я гр.риска Любой В В
"аддиктивное показатель
поведение" (Н,С,В)
--------------------------------------------------------------------
Описание "групп риска".
Группа "не рискующие" определяется "средними" показателями по всем
шкалам. Для подростков, попавших в данную группу, характерно адекватное
поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу при-
родного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует
именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает воздей-
ствие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае
ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не на-
ходит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.
1-я группа риска "потенциально готовые к пробе" определяется наличием
низких или высоких показателей хотя бы по одной шкале "интерес к наркоти-
кам". "Низкие" или "высокие" показатели по шкале позволяют предположить,
что подросток реализует избегающий или преодолевающий тип поведения соот-
ветственно. Реализация одного из этих типов поведения делает подростка
"потенциально готовым" к совершению пробы.
При низких баллах, набранных по шкале "социальные установки", человек
характеризуется избытычно-активным стремлением к социально-полезным дей-
ствиям, значимостью для него социального одобрения. При высоких баллах -
равнодушием и отрицанием просоциальных действий при тенденции совершать
или одобрять асоциальные поступки, что так же может выступать фактором
риска.
2-я группа риска "совершившие пробу" - высокие показатели по шкале
"интерес к наркотикам", определяющие активный интерес подростка к данной
сфере. В соответствии с показателями по другим диагностическим шкалам мож-
но вероятностно прогнозировать дальнейшее разворачивание событий. Способ
интерпретации такой же, как и в группе 1.
3-я группа риска "аддиктивное поведение" - определяется высокими по-
казателями по шкалам "интерес к наркотикам" и "социальные установки". Мож-
но предположить, что подросток, попавший в эту группу, принадлежит к асо-
циальной группе и реализует аддиктивное поведение.
К полученным результатам следует относиться достаточно осторожно. С
помощью опросника можно определить "напряженные" места в школе (класс, па-
раллель), но ни в коем случае не "поставить диагноз" конкретному ребенку.
Повышенный интерес к наркотикам может быть связан, например, и с тем, что
кто-то из близких людей находится в ситуации зависимости.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов
тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен-
тах с нулевой точкой отсчета:
0% - 33% низкий показатель;
34% - 66% средний показатель;
67% - 100% высокий показатель.
Для определения критериев средних, высоких и низких значений для каж-
дой шкалы необходимо предварительно провести исследование на выборке обу-
чающихся групп для вычисления верхних и нижних границ нормы так, как это
рекомендуют авторы методики.
Текстовый отчет по результатам тестирования, полученный с помощью
этой программы необходимо скорректировать с учетом полученных норм.
Опросник состоит из 22 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник "Группа риска наркозависимости" (ГРН).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
СР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████──────╢>
ИН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████─────────╢>
СУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────────────╢>
___
ГР ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─╢>
<───[0]────><────[1]────><───[2]────><────[3]────>
Тестовые показатели:
1. Поведение в ситуации риска - СР = 33 90%
2. Интерес к наркотикам - Ин = 31 83%
3. Социальные установки - СУ = 47 74%
--------------------------------------------
Группа риска - ГР = 3
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Поведение в ситуации риска.
Тенденция к неадекватному поведению - преодолевающая страте-
гия.
2. Интерес к наркотикам.
Повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информа-
цию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой ин-
формации, структурированием времени "под этот интерес".
3. Социальные установки.
Склонность к равнодушию и отрицанию просоциальных событий при
тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.
ГРУППА РИСКА:
3 группа - "Аддиктивное поведение".
Повышенная вероятность принадлежности подростка к асоциальной
группе и реализации аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение - многократное употребление психоактив-
ных веществ, но без признаков психической или физиологической за-
висимости, является переходной стадией к наркомании и характеризу-
ется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными вещест-
вам и в сочетании с другими нарушениями поведения.
|