МЕТОДИКА:                                  
                 Опросник "Группа риска наркозависимости"                   
                                  (ГРН)                                     
                        (Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева).                        
 
      Методика предназначена для выявление групп риска  наркозависимости  в 
 старшем подростковом возрасте.                                             
      Целевая группа: несовершеннолетние обучающиеся (13-18 лет).           
 
      Методика "Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростко- 
 вом возрасте (14-17 лет)" представляет собой опросник для обучающихся.     
      Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) 
 риска появления зависимого поведения в условиях системы образования.       
      Методика служит одним из инструментов оценки эффективности  реализуе- 
 мых программ профилактики.                                                 
      Исследование рекомендуется проводить ежегодно.                        
 
      Общая характеристика опросника.                                       
      Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые  раз- 
 несены по трем диагностическим шкалам.                                     
      Шкала "Поведение в ситуации риска" обнаруживает ту или иную стратегию 
 поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное 
 поведение - избегающая или преодолевающая стратегия).                      
      Шкала "Интерес к наркотикам" позволяет обнаружить разный характер ин- 
 тереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого то ни было ин- 
 тереса к наркотикам; любопытство к этой области;  повышенный,  обостренный 
 интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с  на- 
 правленным поиском такой информации, структурированием времени  "под  этот 
 интерес". Данные по шкале квалифицируются как  обнаружение  осуществленной 
 пробы.                                                                     
      Шкала "Социальные установки" обнаруживает наличие  характеристик  ак- 
 тивного стремления к социально полезным действиям, увлеченности  групповой 
 работой, соревновательности, значимости для подростка социального  одобре- 
 ния или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий  при  тен- 
 денции совершать или одобрять асоциальные поступки.                        
 
      Опрос проводится анонимно.                                            
      Важно, чтобы во время исследования учебная группа был в полном соста- 
 ве, поскольку, как указывалось выше, обработка результатов  и  определение 
 норм проводится для каждой выборки. Отсутствующие школьники могут быть как 
 раз "претендентами" во 2-ю или 3-ю группу риска, а значит, повлиять на оп- 
 ределение норм значений и интерпретацию результатов в дальнейшем.  О  том, 
 что тестирование будет проводиться, лучше сообщить школьникам заранее.     
      Для большей вероятности правдивых ответов к  подросткам  лучше  обра- 
 щаться как к экспертам, с просьбой о помощи. Кроме того, в инструкции  мо- 
 жет говорится о возможности получить индивидуальную связь в индивидуальной 
 беседе. В дальнейшем этот ход можно использовать для начала более  серьез- 
 ной диагностической беседы.                                                
      Опросник предназначен для использования в период актуального риска, и 
 действительно, подростков очень интересуют результаты, полученные  в  ходе 
 процедуры.                                                                 
      Для школьных психологов эти результаты могут быть хорошим  материалом 
 для обсуждения вопросов подростков, касающихся всей области,  связанной  с 
 наркотиками. Это могут быть их вопросы о себе или же о тех ситуациях,  ко- 
 торые подростки наблюдают в своем окружении. В любом случае подобная бесе- 
 да есть один из вариантов прямой профилактики. В тоже время подобные инди- 
 видуальные консультации являются стартом специальной,  адресной  работы  с 
 детьми, попавшими в группу риска, поскольку  позволяют  выяснить  дефициты 
 ребенка и простроить индивидуальные траектории развития.                   
      Получить данные нужно (минимум) по всей параллели учебных групп, т.к. 
 основной принцип их интерпретации - это сравнительный анализ, на основании 
 которого строятся гипотезы о "локализации" в школе "зон риска".            
      Следует помнить, что в данном случае  единицей  анализа  является  не 
 конкретный подросток, а группа в контексте всей параллели или школы.       
 
      Обработка результатов:                                                
      Обработка результатов проводится для каждой  группы  отдельно  и  для 
 всей школы в целом.                                                        
      Результаты опросника обрабатываются следующим образом:                
      Подсчитывается среднее значение по каждой из трех шкал для всех  обу- 
 чающихся группы.                                                           
      Определяется стандартное отклонение от среднего значения.             
      Определяется среднее, высокое и низкое значение для каждой шкалы:     
      а) к среднему значению прибавляется  значение  стандартного  отклоне- 
 ния - это верхняя граница нормы.                                           
      б) от среднего значения вычитается значение стандартного отклонения - 
 это нижняя граница нормы.                                                  
      Результаты ниже нормы оцениваются как низкие,  попадающие  в  норму - 
 средние, выше нормы -  высокие.                                            
      Например: общее количество опрошенных - 288  обучающихся.             
      Среднее значение - 19,48.                                             
      Стандартное отклонение - 4,91.                                        
      Среднее значение (С): (19,48-4,91) - (19,48+4,91) = 14,47-24,39.      
      Низкое значение (Н): 0-14.                                            
      Высокое (В): 25-36.                                                   
 
      Для интерпретации данных, полученных при исследовании  распределяется 
 сочетание показателей по группам риска.                                    
 
    --------------------------------------------------------------------    
    Группы риска        "поведение      "интерес            "социальные     
                         в ситуации      к наркотикам"       установки"     
                         риска"                                             
    --------------------------------------------------------------------    
    Гр."не рискующие"     С                С                   С            
 
    1-я гр. риска       Любой              Н,В               Любой          
    "потенциально       показатель                           показатель     
     готовые к пробе"   (Н,С,В)                              (Н,С,В)        
 
    2-я гр.риска        Любой               В                  Н,С          
    "совершившие        показатель                                          
     пробу"             (Н,С,В)                                             
 
    3-я гр.риска        Любой               В                   В           
    "аддиктивное        показатель                                          
     поведение"         (Н,С,В)                                             
    --------------------------------------------------------------------    
 
                         Описание "групп риска".                            
 
      Группа "не рискующие" определяется "средними"  показателями  по  всем 
 шкалам. Для подростков, попавших в данную  группу,  характерно  адекватное 
 поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу при- 
 родного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик,  подросток  пробует 
 именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает воздей- 
 ствие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком  случае 
 ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не на- 
 ходит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.                
 
      1-я группа риска "потенциально готовые к пробе" определяется наличием 
 низких или высоких показателей хотя бы по одной шкале "интерес к  наркоти- 
 кам". "Низкие" или "высокие" показатели по шкале  позволяют  предположить, 
 что подросток реализует избегающий или преодолевающий тип поведения  соот- 
 ветственно. Реализация одного из этих  типов  поведения  делает  подростка 
 "потенциально готовым" к совершению пробы.                                 
      При низких баллах, набранных по шкале "социальные установки", человек 
 характеризуется избытычно-активным стремлением к  социально-полезным  дей- 
 ствиям, значимостью для него социального одобрения. При  высоких  баллах - 
 равнодушием и отрицанием просоциальных действий  при  тенденции  совершать 
 или одобрять асоциальные поступки, что так  же  может  выступать  фактором 
 риска.                                                                     
 
      2-я группа риска "совершившие пробу" - высокие  показатели  по  шкале 
 "интерес к наркотикам", определяющие активный интерес подростка  к  данной 
 сфере. В соответствии с показателями по другим диагностическим шкалам мож- 
 но вероятностно прогнозировать дальнейшее разворачивание  событий.  Способ 
 интерпретации такой же, как и в группе 1.                                  
 
      3-я группа риска "аддиктивное поведение" - определяется высокими  по- 
 казателями по шкалам "интерес к наркотикам" и "социальные установки". Мож- 
 но предположить, что подросток, попавший в эту группу, принадлежит к  асо- 
 циальной группе и реализует аддиктивное поведение.                         
 
      К полученным результатам следует относиться достаточно  осторожно.  С 
 помощью опросника можно определить "напряженные" места в школе (класс, па- 
 раллель), но ни в коем случае не "поставить диагноз" конкретному  ребенку. 
 Повышенный интерес к наркотикам может быть связан, например, и с тем,  что 
 кто-то из близких людей находится в ситуации зависимости.                  
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах с нулевой точкой отсчета:                                              
       0% -  33%  низкий показатель;                                        
      34% -  66%  средний  показатель;                                      
      67% - 100%  высокий показатель.                                       
      Для определения критериев средних, высоких и низких значений для каж- 
 дой шкалы необходимо предварительно провести исследование на выборке  обу- 
 чающихся групп для вычисления верхних и нижних границ нормы так,  как  это 
 рекомендуют авторы методики.                                               
      Текстовый отчет по результатам  тестирования,  полученный  с  помощью  
 этой программы необходимо скорректировать с учетом полученных норм.        
 
      Опросник состоит из 22 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник "Группа риска наркозависимости" (ГРН).                  
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    СР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████──────╢>              
 
    ИН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████─────────╢>              
 
    СУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████──────────────╢>              
                                ___                                         
 
    ГР ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─╢>              
 
         <───[0]────><────[1]────><───[2]────><────[3]────>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
 
            1. Поведение в ситуации риска - СР = 33  90%                    
            2. Интерес к наркотикам       - Ин = 31  83%                    
            3. Социальные установки       - СУ = 47  74%                    
            --------------------------------------------                    
                       Группа риска - ГР = 3                                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Поведение в ситуации риска.                                        
      Тенденция к неадекватному поведению - преодолевающая  страте-         
 гия.                                                                       
 
      2. Интерес к наркотикам.                                              
      Повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет  информа-         
 цию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой  ин-         
 формации, структурированием времени "под этот интерес".                    
 
      3. Социальные установки.                                              
      Склонность к равнодушию и отрицанию просоциальных событий при         
 тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.                     
 
                           ГРУППА РИСКА:                                    
                 3 группа - "Аддиктивное поведение".                        
      Повышенная вероятность принадлежности подростка к асоциальной         
 группе и реализации аддиктивного поведения.                                
      Аддиктивное поведение - многократное употребление психоактив-         
 ных веществ, но без признаков психической или физиологической  за-         
 висимости, является переходной стадией к наркомании и характеризу-         
 ется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными вещест-         
 вам и в сочетании с другими нарушениями поведения.