МЕТОДИКА:                                  
                   Графопсихологичекий портрет личности                     
                      (В.А. Кулганов, П.И. Юнацкевич).                      
 
      Метод графологической психодиагностики личности позволяет  установить 
 зависимость между почерком и личностью. Исследование состоит из двух  эта- 
 пов:                                                                       
      1) "грубая" диагностика личности, суть которой - в выделении характе- 
 рологических черт из классифицированных особенностей почерка, дающих мате- 
 риал лишь для формирования общего представления о данном человеке, чей по- 
 почерк подвергается анализу;                                               
      2) "точная" диагностика личности, суть которой состоит  в  формирова- 
 нии "психологического портрета" данного человека,  развернутого  представ- 
 лении о его психологии и личностных особенностях.                          
      Данный вариант методики предназначен для "точной" диагностики - опре- 
 делению тех или иных психологических черт личности, составление психологи- 
 ческого портрета на основе  закономерностей  формирования,  реализации,  а 
 также  исследования в психодиагностических целях письменных навыков.  Гра- 
 фопсихологический портрет личности представляет собой основанную на  навы- 
 ках рукописной фиксации мысли зрительно-двигательную систему.              
      Физиологической основой формирования письменных  навыков,  образующих 
 графопсихологический портрет личности,  является  их  условно-рефлекторный 
 характер, выступающий в виде динамического стереотипа, который обеспечива- 
 ет одновременно устойчивость, гибкость и приспособляемость реакций к внеш- 
 ним факторам.                                                              
      Механизм реализации письменного навыка представляет собой сложную са- 
 морегулирующуюся функциональную систему поведенческого акта, основанную на 
 принципе условно-рефлекторного кольцевого управления. Функциональная  сис- 
 тема псисьменного акта обладает интегративными свойствами,  отсутствующими 
 у ее элементов. Таковыми являются: ее регулятивный и саморегулятивный  ха- 
 рактер, индивидуальные и меняющиеся требования к  афферентации,  ее  плас- 
 тичность, подвижность.                                                     
      По мере формирования и закрепления письменных навыков наступает авто- 
 матизация навыков действия, которая означает отказ от осознанного выполне- 
 нения их деталей.                                                          
      Графопсихологический портрет образуется на навыках системы письменно- 
 го (материально фиксированного с помощью специальных речевых средств)  вы- 
 ражения, мысли различными способами: рукописью, машинописью и др. В систе- 
 ме письменной записи объединяются комплексы различных по уровню  организа- 
 ции навыков: интеллектуальные, собственно языковые и  зрительно-двигатель- 
 ные, рассчитанные на определенный способ фиксации мысли. Письменно-речевые 
 навыки служат источником психологической информации о личности автора  или 
 исполнителя письменного документа, об индивидуальной системе  соотвествую- 
 щих навыков, о внутренних и внешних условиях, в которых составлялся  доку- 
 мент, о психологическом статусе личности писавшего.                        
     Грубая диагностика личности состоит в анализе общего вида письма.  При 
 этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответству- 
 ющее ему качество личности по специальной таблице.                         
     Методика также включает в себя опросник для психодиагностики  личности 
 по признакам письма, которые характеризуют смысловую  сторону  письма  как 
 разновидность речи.                                                        
 
      Опросник состоит из 50 характеристик почерка личности.                
 
      Примерное время исследования 20-30 минут.                             
 
      Результаты анализа по тесту  выражаются  в  шкале  процентных  оценок 
 трех различных типов личности.                                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Графопсихологичекий портрет личности.                            
 Ф.И.О: ___________________________                                         
 Доп. данные: _____________________                                         
 
 
                            Диаграмма.                                      
 
     A ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>              
 
     B ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>              
 
     C ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>              
 
      0% <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%            
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                        Тип "А"  = 23   72%                                 
                        Тип "B"  = 12   40%                                 
                        Тип "C"  = 10   38%                                 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
        ГРАФОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМЕННОГО ДОКУМЕНТА:          
 
               1. Характеристика выработанности почерка.                    
 Высокий уровень овладения техникой письма.                                 
 
                        2. Структура почерка.                               
 Абсолютная высота соответствует ширине букв.                               
 Расстояние между буквами и строками не значительное.                       
 Ширина и высота букв в процессе написания не меняется.                     
 Высота строк и межстрочных интервалов не значительна.                      
 
                           3. Темп почерка.                                 
 Однообразное написание букв.                                               
 Буквы и целые слова сочетаются без отрыва пищущего прибора от бу-          
 маги.                                                                      
 Есть упрощенная конструкция букв.                                          
 Есть острое начало и окончание штрихов.                                    
 Нет частых отрывов пищущего прибора от бумаги.                             
 Нет усложнения конструкции букв.                                           
 Нет тупых начал и окончаний штрихов букв.                                  
 
                        4. Координация письма.                              
 Есть извилистость и изломы прямых штрихов.                                 
 Есть угловатость овалов.                                                   
 Есть несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окон-          
 чания штрихов букв.                                                        
 
                       5. Устойчивость почерка.                             
 Формы повторяются.                                                         
 Повторяются размеры.                                                       
 Повторяются письменные знаки.                                              
 Повторяются особенности размещения текста на бумаге.                       
 
                  6. Степень выработанности почерка.                        
 Есть тенденция к выпрямлению движений.                                     
 Есть тенденция к сокращению протяженности выпрямленных движений.           
 Есть сокращение объема движений, приводящих к исчезновению мелких          
 деталей, отдельных элементов и целых букв.                                 
 Нет мелких и точных движений при выполнении элементов букв в  це-          
 лом.                                                                       
 Нет увеличения протяженности, количества движений.                         
 
                        7. Структура движений.                              
 Преобладает прямолинейно-угловатая форма движений.                         
 Преобладает правоокружное направление движений.                            
 Положение продольных осей букв указывает на прямой почерк.                 
 Средняя связанность почерка (до 6 букв).                                   
 Средняя высота букв (до 4 мм).                                             
 Есть интервалы между строками и словами.                                   
 Средние интервалы между строками и словами (2 символа).                    
 Направление и форма линий письма меняется.                                 
 Преобладающее направление линий письма: поднимаются вверх от               
 левого края к правому.                                                     
 
    Преобладающие диагностические графопсихологические признаки             
                 характерны для личности типа "A".                          
 
                 Познавательная сфера деятельности:                         
      Источник информации находит  внутри  себя,  генерирует мысли.         
 Решение возникающих проблем стремится найти в письменных  источни-         
 ках. Мышление характеризуется преобладанием строгой логики и дока-         
 зательности. Особенностью принятия решений является  то,  что  его         
 довольно трудно переубедить, изменить уже  выработанную  идею  или         
 свою мысль.                                                                
 
                        Эмоцинальная сфера:                                 
      В тяжелую минуту испытывает потребность в уединении.  Эмоцио-         
 нальные переживания отличаются непредсказуемостью, неровностью ди-         
 намики протекания, скрытностью и сдержанностью проявлений.                 
 
                        Поведенческая сфера:                                
      В походке отмечается некоторая угловатость, вялость. Поза ха-         
 рактеризуется скованностью, напряженностью. Жестикуляция слабо вы-         
 ражена.  Мимика характеризуется сдержанностью, высоким самоконтро-         
 лем. Речь замедленная, монотонная, эмоционально не выразительная.          
      Предпочитает планировать события своей жизни заранее.                 
      Внимателен, собран.                                                   
      Волевые процессы характеризуются целеустремленностью  и  неп-         
 реклонностью в достижении своих целей,  а также в отставании своих         
 взглядов и образа жизни.                                                   
      Для успешной  работы  ему необходима четкая организация собс-         
 твенного труда.  Начиная новую работу сначала изучает  инструкции.         
 Не любит прерывать работу на середине.                                     
      В себе ценит характер, волю.                                          
      Разум ставит выше чувства.                                            
      При попадании в новую компанию отмечается осторожное привыка-         
 ние.  Труднее ему переживать и исправлять ошибки в области отноше-         
 ний с людьми.  В центре внимания большой компании  чувствует  себя         
 напряженно, предпочитает уйти в тень.