МЕТОДИКА:
Графопсихологичекий портрет личности
(В.А. Кулганов, П.И. Юнацкевич).
Метод графологической психодиагностики личности позволяет установить
зависимость между почерком и личностью. Исследование состоит из двух эта-
пов:
1) "грубая" диагностика личности, суть которой - в выделении характе-
рологических черт из классифицированных особенностей почерка, дающих мате-
риал лишь для формирования общего представления о данном человеке, чей по-
почерк подвергается анализу;
2) "точная" диагностика личности, суть которой состоит в формирова-
нии "психологического портрета" данного человека, развернутого представ-
лении о его психологии и личностных особенностях.
Данный вариант методики предназначен для "точной" диагностики - опре-
делению тех или иных психологических черт личности, составление психологи-
ческого портрета на основе закономерностей формирования, реализации, а
также исследования в психодиагностических целях письменных навыков. Гра-
фопсихологический портрет личности представляет собой основанную на навы-
ках рукописной фиксации мысли зрительно-двигательную систему.
Физиологической основой формирования письменных навыков, образующих
графопсихологический портрет личности, является их условно-рефлекторный
характер, выступающий в виде динамического стереотипа, который обеспечива-
ет одновременно устойчивость, гибкость и приспособляемость реакций к внеш-
ним факторам.
Механизм реализации письменного навыка представляет собой сложную са-
морегулирующуюся функциональную систему поведенческого акта, основанную на
принципе условно-рефлекторного кольцевого управления. Функциональная сис-
тема псисьменного акта обладает интегративными свойствами, отсутствующими
у ее элементов. Таковыми являются: ее регулятивный и саморегулятивный ха-
рактер, индивидуальные и меняющиеся требования к афферентации, ее плас-
тичность, подвижность.
По мере формирования и закрепления письменных навыков наступает авто-
матизация навыков действия, которая означает отказ от осознанного выполне-
нения их деталей.
Графопсихологический портрет образуется на навыках системы письменно-
го (материально фиксированного с помощью специальных речевых средств) вы-
ражения, мысли различными способами: рукописью, машинописью и др. В систе-
ме письменной записи объединяются комплексы различных по уровню организа-
ции навыков: интеллектуальные, собственно языковые и зрительно-двигатель-
ные, рассчитанные на определенный способ фиксации мысли. Письменно-речевые
навыки служат источником психологической информации о личности автора или
исполнителя письменного документа, об индивидуальной системе соотвествую-
щих навыков, о внутренних и внешних условиях, в которых составлялся доку-
мент, о психологическом статусе личности писавшего.
Грубая диагностика личности состоит в анализе общего вида письма. При
этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответству-
ющее ему качество личности по специальной таблице.
Методика также включает в себя опросник для психодиагностики личности
по признакам письма, которые характеризуют смысловую сторону письма как
разновидность речи.
Опросник состоит из 50 характеристик почерка личности.
Примерное время исследования 20-30 минут.
Результаты анализа по тесту выражаются в шкале процентных оценок
трех различных типов личности.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Графопсихологичекий портрет личности.
Ф.И.О: ___________________________
Доп. данные: _____________________
Диаграмма.
A ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
B ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
C ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>
0% <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%
Тестовые показатели:
Тип "А" = 23 72%
Тип "B" = 12 40%
Тип "C" = 10 38%
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ГРАФОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМЕННОГО ДОКУМЕНТА:
1. Характеристика выработанности почерка.
Высокий уровень овладения техникой письма.
2. Структура почерка.
Абсолютная высота соответствует ширине букв.
Расстояние между буквами и строками не значительное.
Ширина и высота букв в процессе написания не меняется.
Высота строк и межстрочных интервалов не значительна.
3. Темп почерка.
Однообразное написание букв.
Буквы и целые слова сочетаются без отрыва пищущего прибора от бу-
маги.
Есть упрощенная конструкция букв.
Есть острое начало и окончание штрихов.
Нет частых отрывов пищущего прибора от бумаги.
Нет усложнения конструкции букв.
Нет тупых начал и окончаний штрихов букв.
4. Координация письма.
Есть извилистость и изломы прямых штрихов.
Есть угловатость овалов.
Есть несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окон-
чания штрихов букв.
5. Устойчивость почерка.
Формы повторяются.
Повторяются размеры.
Повторяются письменные знаки.
Повторяются особенности размещения текста на бумаге.
6. Степень выработанности почерка.
Есть тенденция к выпрямлению движений.
Есть тенденция к сокращению протяженности выпрямленных движений.
Есть сокращение объема движений, приводящих к исчезновению мелких
деталей, отдельных элементов и целых букв.
Нет мелких и точных движений при выполнении элементов букв в це-
лом.
Нет увеличения протяженности, количества движений.
7. Структура движений.
Преобладает прямолинейно-угловатая форма движений.
Преобладает правоокружное направление движений.
Положение продольных осей букв указывает на прямой почерк.
Средняя связанность почерка (до 6 букв).
Средняя высота букв (до 4 мм).
Есть интервалы между строками и словами.
Средние интервалы между строками и словами (2 символа).
Направление и форма линий письма меняется.
Преобладающее направление линий письма: поднимаются вверх от
левого края к правому.
Преобладающие диагностические графопсихологические признаки
характерны для личности типа "A".
Познавательная сфера деятельности:
Источник информации находит внутри себя, генерирует мысли.
Решение возникающих проблем стремится найти в письменных источни-
ках. Мышление характеризуется преобладанием строгой логики и дока-
зательности. Особенностью принятия решений является то, что его
довольно трудно переубедить, изменить уже выработанную идею или
свою мысль.
Эмоцинальная сфера:
В тяжелую минуту испытывает потребность в уединении. Эмоцио-
нальные переживания отличаются непредсказуемостью, неровностью ди-
намики протекания, скрытностью и сдержанностью проявлений.
Поведенческая сфера:
В походке отмечается некоторая угловатость, вялость. Поза ха-
рактеризуется скованностью, напряженностью. Жестикуляция слабо вы-
ражена. Мимика характеризуется сдержанностью, высоким самоконтро-
лем. Речь замедленная, монотонная, эмоционально не выразительная.
Предпочитает планировать события своей жизни заранее.
Внимателен, собран.
Волевые процессы характеризуются целеустремленностью и неп-
реклонностью в достижении своих целей, а также в отставании своих
взглядов и образа жизни.
Для успешной работы ему необходима четкая организация собс-
твенного труда. Начиная новую работу сначала изучает инструкции.
Не любит прерывать работу на середине.
В себе ценит характер, волю.
Разум ставит выше чувства.
При попадании в новую компанию отмечается осторожное привыка-
ние. Труднее ему переживать и исправлять ошибки в области отноше-
ний с людьми. В центре внимания большой компании чувствует себя
напряженно, предпочитает уйти в тень.
|