МЕТОДИКА:
Набор тестов функциональных ограничений Ранд
(Rand Functional Limitations Battery).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Расширенные функции повседневной жизни.
Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби-
хода, иногда еще называют шкалами, измеряющими инструментальные функции
повседневной жизнедеятельности (instrumental ADL) (Lawton M., Brody Е.,
1969], однако более обоснованным считается термин "расширенные функции
повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В такие тесты
включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос-
ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по дому, принимать
лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне обоснован,
поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются в ос-
новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных парезах ко-
нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал,
учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.
При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ-
ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в
зависимости от культурных условий и экономического состояния общества.
Так, способность стирать в значительной степени зависит от наличия сти-
ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда
должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той по-
пуляции, в которой планируется использовать опросник.
Набор тестов физических возможностей Ранд (Rand Physical Capacities
Battery) и Набор тестов функциональных ограничений Ранд (Rand Functional
Limitations Battery) это тесты, измеряющие расширенные функции повседнев-
ной жизнедеятельности с акцентом на мобильность клиента. Оценка ответов
клиента на представленные вопросы производится по трехбалльной системе.
Сопоставление результатов врачебного наблюдения с данными, полученны-
ми при расспросе клиента и ухаживающих за ним лиц, позволяет существенно
расширить представления о функциональном дефекте и степени адаптации к не-
му клиента.
Опросник состоит из 13 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Интегральный индекс данной методики может принимать значения от 13
до 39 баллов.
В данной компьютерной программе "техническая" диаграмма результатов
тестирования по интегральному показателю основана на показателях выражен-
ных в процентах c нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Набор тестов функциональных ограничений Ранд.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура тестовых показателей.
*
3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼ █ ▄ █ █ █ █ █ █ ▄ ▄ ▄ ▄
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M
Общий тестовый показатель - ФО = 32 73%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Способность водить машину:
функция ограничена по причине состояния здоровья.
2. Потребность в помощи по причине состояния здоровья, когда
совершает путешествие по окрестностям:
функция ограничена в течение трех месяцев или меньше.
3. Необходимость большую часть дня или весь день оставаться
дома по причинам, связанным со здоровьем:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
4. Необходимость большую часть дня или весь проводить в пос-
тели или сидя в кресле по причинам, связанным со здоровьем:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
5. Ограниченность физической активности (бег, поднимание тя-
желых предметов, занятия спортом) в связи с состоянием здоровья:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
6. Проблемы при ходьбе на расстояние нескольких кварталов или
при подъеме на несколько пролетов лестницы по причинам, связанным
со здоровьем:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
7. Проблемы при сгибании, разгибании туловища, наклонах по
причинам, связанным со здоровьем:
функция не ограничена.
8. Проблемы при ходьбе на расстояние одного квартала или при
подъеме на один пролет лестницы по причинам, связанным со здоровь-
ем:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
9. Необходимость при ходьбе в помощи постороннего лица, ис-
пользовании вспомогательных средств (палка, костыль, ортез или
протез:
функция ограничена на протяжении более чем трех месяцев.
10. Ограниченность способности выполнения определенных видов
или определенного объема работ, выполнения работ по домашнему хо-
зяйству, учебе, по причинам, связанным со здоровьем:
функция ограничена в течение трех месяцев или меньше.
11. Невозможность выполнения никаких работ, ведения домашнего
хозяйства, учебы в связи с изменениями здоровья:
функция ограничена в течение трех месяцев или меньше.
12. Потребность в помощи при приеме пищи, одевании, приеме
ванны или посещении туалета по причинам, связанным со здоровьем:
функция ограничена в течение трех месяцев или меньше.
13. Необходимость ограничивать себя в какой-либо деятельности,
которой бы хотел заниматься по причинам, связанным со здоровьем:
функция ограничена в течение трех месяцев или меньше.
|