МЕТОДИКА:                                  
                 Набор тестов физических возможностей Ранд                  
                    (Rand Physical Capacities Battery)                      
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Расширенные функции повседневной жизни.                               
      Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби- 
 хода, иногда еще называют шкалами,  измеряющими  инструментальные  функции 
 повседневной жизнедеятельности (instrumental  ADL)  (Lawton M.,  Brody Е., 
 1969], однако более обоснованным  считается  термин  "расширенные  функции 
 повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В  такие  тесты 
 включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос- 
 ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по  дому,  принимать 
 лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне  обоснован, 
 поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются  в  ос- 
 новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных  парезах  ко- 
 нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал, 
 учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.           
      При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ- 
 ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в 
 зависимости от культурных условий  и  экономического  состояния  общества. 
 Так, способность стирать в значительной степени зависит  от  наличия  сти- 
 ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда 
 должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той  по- 
 пуляции, в которой планируется использовать опросник.                      
 
      Набор тестов физических возможностей Ранд (Rand  Physical  Capacities 
 Battery) и Набор тестов функциональных ограничений Ранд  (Rand  Functional 
 Limitations Battery) это тесты, измеряющие расширенные функции  повседнев- 
 ной жизнедеятельности с акцентом на мобильность  клиента.  Оценка  ответов 
 клиента на представленные вопросы производится по трехбалльной системе.    
      Сопоставление результатов врачебного наблюдения с данными, полученны- 
 ми при расспросе клиента и ухаживающих за ним лиц,  позволяет  существенно 
 расширить представления о функциональном дефекте и степени адаптации к не- 
 му клиента.                                                                
 
      Опросник состоит из 12 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Интегральный индекс данной методики может принимать  значения  от  10 
 до 36 баллов.                                                              
      В данной компьютерной программе  "техническая" диаграмма  результатов 
 тестирования по интегральному показателю основана на показателях  выражен- 
 ных в процентах c нулевой точкой отсчета.                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Набор тестов физических возможностей Ранд.                       
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
    0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                  Структура тестовых показателей.                           
 
                     *                                                      
                   3 ┼               ▄ ▄ ▄ ▄ ▄                              
                     │               █ █ █ █ █                              
                   2 ┼       ▄   ▄   █ █ █ █ █                              
                     │       █   █   █ █ █ █ █                              
                   1 ┼ ▄ ▄ ▄ █ ▄ █ ▄ █ █ █ █ █                              
                     │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                              
                   0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                            
                       A B C D E F G H I J K L                              
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
    1. Выполнение тяжелой работы по дому                 - A = 1            
    2. Занятия спортом                                   - B = 1            
    3. Выполнение умеренно тяжелых работ по дому         - C = 1            
    4. Выполнение легких работ по дому                   - D = 2            
    5. Пробежка короткой дистанции                       - E = 1            
    6. Подъем по лестнице                                - F = 2            
    7. Способность пройти квартал или большее расстояние - G = 1            
    8. Передвижение по дому                              - H = 3            
    9. Способность дойти до стола для приема пищи        - I = 3            
   10. Самостоятельное одевание                          - J = 3            
   11. Прием пищи без посторонней помощи                 - J = 3            
   12. Прием ванны без посторонней помощи                - K = 3            
   -------------------------------------------------------------            
            Общий тестовый показатель - ФВ  = 24  50%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Выполнение тяжелой работы по  дому  (мытье,  перестановка          
  или подъем тяжелой мебели):                                               
      не может выполнить.                                                   
 
      2. Занятия спортом - например, плаванием, теннисом,  баскет-          
 болом, волейболом или греблей:                                             
      не может выполнить.                                                   
 
      3. Выполнение умеренно тяжелых работ  по  дому  (перемещение          
  стула или стола, пользование пылесосом):                                  
      не может выполнить.                                                   
 
      4. Выполнение легких работ по дому типа мытья вытирания  пы-          
 ли:                                                                        
      может выполнить, но только медленно.                                  
 
      5. Пробежка короткой дистанции:                                       
      не может выполнить.                                                   
 
      6. Подъем по лестнице:                                                
      может выполнить, но только медленно.                                  
 
      7. Способность пройти квартал или большее расстояние:                 
      не может выполнить.                                                   
 
      8. Передвижение по дому:                                              
      может выполнить.                                                      
 
      9. Способность дойти до стола для приема пищи:                        
      может выполнить.                                                      
 
      10. Самостоятельное одевание:                                         
      может выполнить.                                                      
 
      11. Прием пищи без посторонней помощи:                                
      может выполнить.                                                      
 
      12. Прием ванны без посторонней помощи:                               
      может выполнить.