МЕТОДИКА:                                  
                     Фрайбургский личностный опросник                       
               ((Das Freiburger Personlichkeitsinventar,                    
                    Freiburg Personality Inventory)                         
                                  (FPI)                                     
           (Jochen Fahrenberg, Rainer Hampel and Herbert Selg)              
                                (Форма "B")                                 
                             Адаптация СПбГУ                                
                      (А.А. Крылов, Т.И. Ронгинский).                       
 
      Методика предназначена для диагностики состояний и свойств  личности, 
 которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации  и 
 регуляции поведения. Разработка начата Й. Фаренбергом, Х. Зелгом и  Р.Гам- 
 пелом в 1963 г.                                                            
      Опубликован в 1970 г. Вторая и третья редакции  изданы  в  1973 г.  и 
 1978 г. и состояла из четырех форм:                                        
      FPI-G (полная версия - 222 утверждения).                              
      FPI-A и FPI-B (сокращенные версии - 114 утверждений).                 
      FPI-K (короткая версия).                                              
      Валидизация была проведена на выборке,  составляющей  2 300  человек. 
 В 1983 году была опубликована обновленная версия FPI-R  (138 утверждений), 
 валидизированная на выборке из западной Германии.                          
      В 2001 году была проведена новая стандартизация опросника и была соз- 
 данная новая версия FPI-R, состоящая из 138 вопросов. Для этого  использо- 
 валась новая выборка, состоящая из 3 740 человек, проживающих по всей Гер- 
 мании.                                                                     
 
      Адаптации и модификации.                                              
      Опросник FPI (форма В) был адаптирован и модифицирован в 1989 году на 
 факультете психологии ЛГУ А. А. Крыловым и Т. И. Ронгинский по договору  о 
 научном сотрудничестве с Гамбургским университетом. В  этой  работе  также 
 принимал участие венгерский психолог Ф. Короди.                            
      Опросник содержит высказывания, касающиеся способов поведения, эмоци- 
 ональных состояний, ориентаций, отношения к жизненным  трудностям  и  т.д. 
 Испытуемый отмечает, "согласен" он с данным высказыванием или  "не  согла- 
 сен".                                                                      
      Существует 4 формы опросника (А, В, С, К). Общая форма  (С)  содержит 
 212 вопросов, обычно используется в случаях, когда нет ограничений во вре- 
 мени и есть уверенность в том, что большой объем задания не вызовет сниже- 
 ния мотивации испытуемого на обследование. Формы А и В альтернативны. Каж- 
 дая из них содержит по 114 высказываний. Четвертая форма (К) является сок- 
 ращенной и состоит из 76 утверждений. Согласно данным авторов, все  приве- 
 денные формы высоко коррелируют между собой.                               
      В Германии наиболее применима модификация FPI-R, в  то  время  как  в 
 России - FPI-B.                                                            
      Конструкция опросника отличается обдуманностью и тщательной поэтапной 
 проверкой психометрических показателей. Задания опросника отличаются высо- 
 кой дискриминативностью, внутренней согласованностью по  отдельным  факто- 
 рам. Результаты опросника характеризуются  высокой  надежностью.  Изучение 
 валидности проводилось путем сравнения с другими методиками,  в  частности 
 EPI, MMPI, 16PF. В западноевропейской психодиагностике FPI относится к на- 
 иболее применяемым методам.                                                
      Опросник можно использовать в разных областях: клинической,  консуль- 
 тативной, психологии труда, везде, где необходимо анализировать обобщенные 
 личностные факторы.                                                        
      В данной компьютерной версии реализована форма "В", которая отличает- 
 ся от основной только в два раза меньшим числом вопросов.                  
      Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, а X-XII - про- 
 изводными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основ- 
 ных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами E, N  и  M  соответс- 
 твенно.                                                                    
      Результаты тестирования выражаются в стандартных  оценках  9-балльной 
 шкалы. К низким относятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к  средним  -  4-6 
 баллов, к высоким - 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку 
 по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности отве- 
 тов.                                                                       
      Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и ре- 
 комендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шка- 
 ле, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими  психоло- 
 гическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении  и 
 деятельности человека.                                                     
 
      Опросник состоит из 114 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ориен- 
 тируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая сложный характер 
 взаимодействия факторов методики  результаты  автоматической  интерпретации 
 требуют коррекции со стороны профессионального психолога.                  
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Freiburg Personality Inventory (FPI, форма "B")                  
 Ф.И.О: _____________________________                                       
 Доп. данные: _______________________                                       
 
 
                              Диаграмма                                     
 
                 *                                                          
               9 ┼                      ▄▄ ▄▄                               
               8 ┼          ▄▄          ██ ██                               
               7 ┼──────────██──────────██─██────▄▄────                     
               6 ┼          ██          ██ ██    ██                         
               5 ┼ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██          ██ ██    ██                         
               4 ┼ ██ ██ ██ ██          ██ ██ ▄▄ ██                         
               3 ┼─██─██─██─██───────▄▄─██─██─██─██────                     
               2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄    ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄                      
               1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██                      
               0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                    
                   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12                      
 
                         Диагностические шкалы:                             
              01. Невротичность              -     I =  5                   
              02. Спонтанная агрессивность   -    II =  5                   
              03. Депрессивность             -   III =  5                   
              04. Раздражительность          -    IV =  8                   
              05. Общительность              -     V =  2                   
              06. Уравновешенность           -    VI =  1                   
              07. Реактивная агрессивность   -   VII =  3                   
              08. Застенчивость              -  VIII =  9                   
              09. Открытость                 -    IX =  9                   
              10. Экстраверсия               -     X =  4                   
              11. Эмоциональная лабильность  -    XI =  7                   
              12. Маскулинизм                -   XII =  2                   
 
                            ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                  
 
      Неустойчивость эмоционального состояния, склонность  к  аффек-        
 тивному реагированию. Вспыльчивость,  раздражительность,  напряжен-        
 ность, пониженное самообладание. Чувствительный, легко расстраиваю-        
 щийся, поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения.             
 
      Низкая потребность в общении с окружающими. Склонность к укло-        
 нению от контактов, ограниченный круг знакомых.                            
 
      Низкая устойчивость к воздействию стресс-факторов обычных жиз-        
 ненных ситуаций. Податливость случайным колебаниям настроения. Чув-        
 ствительность к критике и замечаниям. При разочарованиях -  сильные        
 и длительные переживания.                                                  
 
      Уступчивость, податливость, доверчивость, стремление считаться        
 с мнением окружающих.                                                      
 
      Предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жиз-        
 ненные ситуации,  протекающему  по  пассивно-оборонительному  типу.        
 Застенчивость, робость,  неуверенность,  следствием  чего  являются        
 трудности в социальных контактах. Предрасположенность  к  тревожным        
 реакциям и немотивированным опасениям. Совестливость, легкость воз-        
 никновения чувства вины.                                                   
 
      Стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с  окру-        
 жающими людьми. Высокий уровень самокритичности, умение  признавать        
 собственные ошибки и недостатки. Открытость и откровенность в раск-        
 рытии своих проблем, отсутствие сознательного намерения приукрасить        
 свой характер.                                                             
 
      Амбивертность. Умеренная общительность и потребность в контак-        
 тах с другими людьми.  Обращенность как к событиям  внешнего  мира,        
 так и к миру внутренних переживаний. Стремление  соотносить  собст-        
 венные взгляды и убеждения с мнением окружающих.                           
 
      Неустойчивость эмоционального состояния, проявляющаяся  в  из-        
 менчивости настроения, которое может менятся слишком часто и  чрез-        
 мерно резко от малозначительных или даже незаметных для  окружающих        
 поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие,        
 и аппетит, и работоспособность, и общительность.                           
 
      Чувствительность к эмоциональным оттенкам  отношений,  миролю-        
 бие, сентиментальность, впечатлительность, гуманистическая  направ-        
 ленность и широта интересов, утонченность вкусов, стремление к  из-        
 беганию конфликтов с окружающими, мягкость характера.