МЕТОДИКА:                                  
                    Шкала функциональной независимости                      
                    (Functional Independence Measure)                       
                                  (FIM).                                    
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Расширенные функции повседневной жизни.                               
      Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби- 
 хода, иногда еще называют шкалами,  измеряющими  инструментальные  функции 
 повседневной жизнедеятельности (instrumental  ADL)  (Lawton M.,  Brody Е., 
 1969], однако более обоснованным  считается  термин  "расширенные  функции 
 повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В  такие  тесты 
 включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос- 
 ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по  дому,  принимать 
 лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне  обоснован, 
 поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются  в  ос- 
 новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных  парезах  ко- 
 нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал, 
 учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.           
      При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ- 
 ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в 
 зависимости от культурных условий  и  экономического  состояния  общества. 
 Так, способность стирать в значительной степени зависит  от  наличия  сти- 
 ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда 
 должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той  по- 
 пуляции, в которой планируется использовать опросник.                      
 
      Шкала функциональной независимости FIM включает 18 пунктов, при  этом 
 пункты 1-13 отражают состояние двигательных функций, а пункты 14-18 - сос- 
 тояние интеллектуальных функций. Каждая из указанных  функций  оценивается  
 по семибальной шкале. Таким образом суммарная оценка по  шкале  FIM  может 
 составлять от 18 до 126 баллов: чем ниже суммарная оценка FIM, тем в боль- 
 шей степени пациент зависим от окружающих в повседневной жизни.            
 
      Опросник состоит из 7-балльной шкалы оценки по 18 пунктам.            
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                         КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Шкала функциональной независимости (FIM).                        
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                     Структура оценочных шкал.                              
 
               *                                                            
             7 ┼                                                            
             6 ┼     ▄               ▄ ▄ ▄                                  
             5 ┼   ▄ █     ▄         █ █ █         ▄                        
             4 ┼ ▄ █ █     █         █ █ █         █                        
             3 ┼ █ █ █     █     ▄ ▄ █ █ █     ▄   █                        
             2 ┼ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ ▄   █ ▄ █                        
             1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █                        
               ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                      
                 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R                        
 
 
                        Оценочные показатели:                               
 
  1. Прием пищи                                            - A = 4          
  2. Личная гигиена                                        - B = 5          
  3. Принятие ванны или душа                               - C = 6          
  4. Одевание выше пояса                                   - D = 2          
  5. Одевание ниже пояса                                   - E = 2          
  6. Туалет                                                - F = 5          
  7. Функции мочевого пузыря                               - G = 2          
  8. Функции прямой кишки                                  - H = 2          
  9. Подъем и вставание (кровать, стул, инвалидное кресло) - I = 3          
 10. Способность присаживаться и вставать с унитаза        - J = 3          
 11. Способность пользоваться ванной или душевой кабиной   - K = 6          
 12. Самостоятельная ходьба (или в инвалидном кресле)      - L = 6          
 13. Самостоятельный подъем по лестнице                    - M = 6          
 14. Восприятие внешней информации                         - N = 2          
 15. Изложение собственных мыслей и желаний                - O = 1          
 16. Социальная интеграция                                 - P = 3          
 17. Способность к принятию решений                        - Q = 2          
 18. Память                                                - R = 5          
 -----------------------------------------------------------------          
           Интегральный показатель  -  ФН =  65  44%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                      I. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.                              
 
                          Самообслуживание.                                 
 
      1. Прием пищи (поднесение пищи ко рту, пользование  столовыми         
 приборами, жевание, глотание).                                             
      Незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается         
 в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоя-         
 тельно).                                                                   
 
      2. Личная гигиена (причесывание, чистка зубов, умывание  лица         
 и рук, бритье, макияж).                                                    
      Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75%  необ-         
 ходимых для исполнения задания действий).                                  
 
      3. Принятие ванны или душа.                                           
      Значительная  зависимость  (самостоятельно  выполняет  25-50%         
 действий).                                                                 
 
      4. Одевание выше пояса (в том числе  надевание  протезов  или         
 ортезов).                                                                  
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
      5. Одевание ниже пояса (в том числе  надевание  протезов  или         
 ортезов).                                                                  
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
      6. Туалет (в том числе пользование туалетной бумагой).                
      Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75%  необ-         
 ходимых для исполнения задания действий).                                  
 
                      Контроль тазовых функций.                             
 
      7. Функции мочевого пузыря (контроль мочеиспускания, исполь-          
 зование приспособлений - катетера, и проч.).                               
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
      8. Функции прямой кишки (контроль акта дефекации, использова-         
 ние специальных приспособлений - калоприемника и проч.).                   
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
                            Перемещение.                                    
 
      9. Подъем с кровати, приседание на стул или инвалидное кресло         
 и вставание с них.                                                         
      Минимальная зависимость (при  выполнении  действий  требуется         
 наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза  или  орте-         
 за).                                                                       
 
      10. Способность присаживаться и вставать с унитаза.                   
      Минимальная зависимость (при  выполнении  действий  требуется         
 наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза  или  орте-         
 за).                                                                       
 
      11. Способность пользоваться ванной или душевой кабиной.              
      Значительная  зависимость  (самостоятельно  выполняет  25-50%         
 действий).                                                                 
 
                            Подвижность.                                    
 
      12. Самостоятельная ходьба или передвижение с  помощью  инва-         
 лидного кресла.                                                            
      Значительная  зависимость  (самостоятельно  выполняет  25-50%         
 действий).                                                                 
 
      13. Самостоятельный подъем по лестнице.                               
      Значительная  зависимость  (самостоятельно  выполняет  25-50%         
 действий).                                                                 
 
                   II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.                            
 
                            Общение.                                        
 
      14. Восприятие внешней информации (понимание обращенной уст-          
 ной и/или письменной речи).                                                
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
      15. Изложение собственных мыслей и желаний (устно и/или пись-         
 менно).                                                                    
      Полная независимость  в  выполнении  соответствующей  функции         
 (все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере  и         
 с разумными затратами времени).                                            
 
                      Социальная активность.                                
 
      16. Социальная интеграция (взаимодействие  с  окружающими,  в         
 том числе членами семьи, медперсоналом и т.д.).                            
      Минимальная зависимость (при  выполнении  действий  требуется         
 наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза  или  орте-         
 за).                                                                       
 
      17. Способность к принятию решений (умение  решать  проблемы,         
 связанные с личными, социальными, финансами и  проч.  потребностя-         
 ми).                                                                       
      Ограниченная независимость (больной  выполняет  все  действия         
 самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в  посто-         
 роннем совете).                                                            
 
      18. Память (узнаванию окружающих, способность к запоминанию и         
 воспроизведению информации, обучению).                                     
      Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75%  необ-         
 ходимых для исполнения задания действий).