МЕТОДИКА:
Шкала функциональной независимости
(Functional Independence Measure)
(FIM).
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка Activities of Daily Living (ADL) - "активности повседневной
жизни", "функции повседневной жизнедеятельности", "повседневная актив-
ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в его пов-
седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце-
нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает воз-
можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от
состояния здоровья и функционального статуса клиента.
Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос-
ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.
Активность повседневной жизни условно разделяется на персональную
(PADL) и инструментальную (IADL).
Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение
задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру-
гие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной
мобильности, коммуникация.
Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым
функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.
Активность в повседневной жизни включает в себя:
мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использо-
вание туалета и др.);
одевание;
прием пищи;
соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;
социализацию;
функциональную коммуникацию и подвижность;
возможность быть мобильным в обществе;
удовлетворение сексуальных потребностей.
Активность в работе и продуктивной деятельности:
выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры,
приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в кварти-
ре);
заботу о других людях;
возможность обучаться чему-либо новому;
исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо-
ты,
выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие
в чем-либо).
Активность в игре, отдыхе и увлечениях:
возможность выбора игры, отдыха, увлечений;
возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.
Группы тестов, измеряющие нарушение жизнедеятельности (disability)
делятся на
1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или, сог-
ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев-
ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно по-
нимают "элементарное телесное" самообслуживание.
2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и возможность
пользования предметами обихода, что необходимо для проживания в обычных
условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).
3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к на-
рушению жизнедеятельности клиента (focal disability) (например, баланс,
ходьбу, функцию кисти и др.).
4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче-
ний.
Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного
заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за
клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.
Общим требованиям к шкалам ADL является регистрация действительного
состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.
Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:
эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют уровню "пов-
реждение" (impairment) - например, пункты, отражающие состояние функций
тазовых органов;
многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;
шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та-
ких, как ориентация, общение и др.;
по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг-
нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных
функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;
почти все шкалы ADL относятся к ординальным, поэтому неправомерно
проводить сравнение результатов, достигнутых в различных реабилитационных
учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по-
мощи данных шкал.
Независимость в повседневной жизни (ADL).
В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле-
жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в повседневной
жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только наибо-
лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно
понимают основные физические функции, которые лежат в основе нормальной
жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо-
гут несколько расходиться.
Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз-
можность использования клиентом предметов обихода, то его называют расши-
ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili-
ty).
Расширенные функции повседневной жизни.
Шкалы этого типа, отражающие возможность использования предметов оби-
хода, иногда еще называют шкалами, измеряющими инструментальные функции
повседневной жизнедеятельности (instrumental ADL) (Lawton M., Brody Е.,
1969], однако более обоснованным считается термин "расширенные функции
повседневной жизнедеятельности" (extend ADL, Wade., 1992). В такие тесты
включают пункты, касающиеся возможности пользоваться телефоном, способнос-
ти стирать, готовить пищу, посещать магазин, работать по дому, принимать
лекарства, выполнять мелкий ремонт и т.д. Данный подход вполне обоснован,
поскольку значимые нарушения телесного самообслуживания выявляются в ос-
новном у наиболее тяжелых клиентов (например, при выраженных парезах ко-
нечностей и т.д.), в остальных случаях более оправдано использование шкал,
учитывающих не только самообслуживание, но и бытовую активность.
При использовании таких опросников очень важно учитывать, что способ-
ность к выполнению различных видов деятельности может сильно различаться в
зависимости от культурных условий и экономического состояния общества.
Так, способность стирать в значительной степени зависит от наличия сти-
ральной машины, готовить пищу - от наличия бытовой техники. Поэтому всегда
должна быть оценена уместность и адекватность списка вопросов для той по-
пуляции, в которой планируется использовать опросник.
Шкала функциональной независимости FIM включает 18 пунктов, при этом
пункты 1-13 отражают состояние двигательных функций, а пункты 14-18 - сос-
тояние интеллектуальных функций. Каждая из указанных функций оценивается
по семибальной шкале. Таким образом суммарная оценка по шкале FIM может
составлять от 18 до 126 баллов: чем ниже суммарная оценка FIM, тем в боль-
шей степени пациент зависим от окружающих в повседневной жизни.
Опросник состоит из 7-балльной шкалы оценки по 18 пунктам.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала функциональной независимости (FIM).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура оценочных шкал.
*
7 ┼
6 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄
5 ┼ ▄ █ ▄ █ █ █ ▄
4 ┼ ▄ █ █ █ █ █ █ █
3 ┼ █ █ █ █ ▄ ▄ █ █ █ ▄ █
2 ┼ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ ▄ █ ▄ █
1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █
┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R
Оценочные показатели:
1. Прием пищи - A = 4
2. Личная гигиена - B = 5
3. Принятие ванны или душа - C = 6
4. Одевание выше пояса - D = 2
5. Одевание ниже пояса - E = 2
6. Туалет - F = 5
7. Функции мочевого пузыря - G = 2
8. Функции прямой кишки - H = 2
9. Подъем и вставание (кровать, стул, инвалидное кресло) - I = 3
10. Способность присаживаться и вставать с унитаза - J = 3
11. Способность пользоваться ванной или душевой кабиной - K = 6
12. Самостоятельная ходьба (или в инвалидном кресле) - L = 6
13. Самостоятельный подъем по лестнице - M = 6
14. Восприятие внешней информации - N = 2
15. Изложение собственных мыслей и желаний - O = 1
16. Социальная интеграция - P = 3
17. Способность к принятию решений - Q = 2
18. Память - R = 5
-----------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ФН = 65 44%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Самообслуживание.
1. Прием пищи (поднесение пищи ко рту, пользование столовыми
приборами, жевание, глотание).
Незначительная зависимость (при выполнении действий нуждается
в посторонней помощи, однако более 75% задания выполняет самостоя-
тельно).
2. Личная гигиена (причесывание, чистка зубов, умывание лица
и рук, бритье, макияж).
Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75% необ-
ходимых для исполнения задания действий).
3. Принятие ванны или душа.
Значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50%
действий).
4. Одевание выше пояса (в том числе надевание протезов или
ортезов).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
5. Одевание ниже пояса (в том числе надевание протезов или
ортезов).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
6. Туалет (в том числе пользование туалетной бумагой).
Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75% необ-
ходимых для исполнения задания действий).
Контроль тазовых функций.
7. Функции мочевого пузыря (контроль мочеиспускания, исполь-
зование приспособлений - катетера, и проч.).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
8. Функции прямой кишки (контроль акта дефекации, использова-
ние специальных приспособлений - калоприемника и проч.).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
Перемещение.
9. Подъем с кровати, приседание на стул или инвалидное кресло
и вставание с них.
Минимальная зависимость (при выполнении действий требуется
наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или орте-
за).
10. Способность присаживаться и вставать с унитаза.
Минимальная зависимость (при выполнении действий требуется
наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или орте-
за).
11. Способность пользоваться ванной или душевой кабиной.
Значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50%
действий).
Подвижность.
12. Самостоятельная ходьба или передвижение с помощью инва-
лидного кресла.
Значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50%
действий).
13. Самостоятельный подъем по лестнице.
Значительная зависимость (самостоятельно выполняет 25-50%
действий).
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ.
Общение.
14. Восприятие внешней информации (понимание обращенной уст-
ной и/или письменной речи).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
15. Изложение собственных мыслей и желаний (устно и/или пись-
менно).
Полная независимость в выполнении соответствующей функции
(все действия выполняются самостоятельно, в общепринятой манере и
с разумными затратами времени).
Социальная активность.
16. Социальная интеграция (взаимодействие с окружающими, в
том числе членами семьи, медперсоналом и т.д.).
Минимальная зависимость (при выполнении действий требуется
наблюдение персонала либо помощь при надевании протеза или орте-
за).
17. Способность к принятию решений (умение решать проблемы,
связанные с личными, социальными, финансами и проч. потребностя-
ми).
Ограниченная независимость (больной выполняет все действия
самостоятельно, но медленнее, чем обычно, либо нуждается в посто-
роннем совете).
18. Память (узнаванию окружающих, способность к запоминанию и
воспроизведению информации, обучению).
Умеренная зависимость (самостоятельно выполняет 50-75% необ-
ходимых для исполнения задания действий).
|