МЕТОДИКА:                                  
                   Эмоциональное самораскрытие личности                     
                               (С. Джурард)                                 
                      (Self-disclosure Questionnary)                        
                              (Jourard S.M.)                                
                (модифицированный вариант И.П. Шкуратовой).                 
 
      Данный опросник рассчитан на диагностику отношения личности к  своему 
 и чужому эмоциональному самораскрытию, а также на  выявление  реального  и 
 потенциального самораскрытия.                                              
      Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком  информа- 
 ции о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных  аспек- 
 тов своей личности. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства 
 человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с 
 окружающими людьми. Исследование самораскрытия началось за рубежом в русле 
 гуманистической психологии в 1950-х гг. Одним из первых исследователей был 
 С. Джурард, разработавший методику для диагностики саморакрытия (Self-dis- 
 closure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый  должен 
 оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных  аспектах  своей 
 личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр). Са- 
 раскрытие может протекать в непосредственной или опосредованной  форме,  с 
 использованием вербального и невербального  каналов  передачи  информации, 
 быть ориентированным на разное число реципиентов.  Непосредственное  само- 
 раскрытие наблюдается в ситуации физичического контакта субъекта  саморас- 
 крытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать  друг 
 друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефо- 
 на, письменного текста, электронного текста в Интернете.  Непосредственное 
 самораскрытие дает возможность субъекту получать аудиовизуальную  обратную 
 связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать  процесс  само- 
 раскрытия (расширять или сворачивать, углублять  и  т.п.).  Особой  формой 
 опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интер- 
 нете. В качестве самостоятельного предмета  исследования  в  зарубежной  и 
 отечественной психологии выступает эмоциональное самораскрытие, под  кото- 
 рым понимается вербальное сообщение  личности  об  эмоциональных  явлениях 
 своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в за- 
 висимости от характера отношений с партнером по общению. В западной психо- 
 логии лицо или группа лиц, которым адресована информация,  называется  ми- 
 шенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем  его 
 социально-демографические и личностные особенности в большой степени опре- 
 деляют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Мишенью само- 
 раскрытие может быть малая группа (например, члены семьи, коллеги по рабо- 
 те, попутчики в купе поезда). Если самораскрытие  направлено  на  большую  
 группу людей, это самораскрытие публичное. Его примерами могут служить ин- 
 тервью знаменитых людей в СМИ, автобиографии, изданные в виде  книг.  Пуб- 
 личное самораскрытие, как правило, имеет целью привлечь внимание  к  своей 
 персоне, создать определенное впечатление о себе, поэтому оно близко к са- 
 мопредъявлению. Основные характеристики  самораскрытия:  глубина  (деталь- 
 ность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы);  ши- 
 рота (количество информации и разнообразие тем,  по  которым  раскрывается 
 человек); эмоциональность (насыщенность  сообщения  проявлениями  эмоций); 
 продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные  характе- 
 ристики варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы  само- 
 раскрытия, характера отношений с партнером по общению и ситуации   взаимо- 
 действия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные  с 
 состоянием здоровья, финансами, интимными  отношениями.  Наиболее  открыто 
 люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях. Женщины  ха- 
 рактеризуются большей склонностью к собственному самораскрытию и более го- 
 товы выступать мишенью чужого самораскрытия по сравнению с  мужчинами.  Их 
 чаще выбирают в качестве лиц, которым доверяют секреты. Важной характерис- 
 тикой самораскрытия является степень искренности субъекта, что проявляется 
 в достоверности информации, сообщаемой о себе. Но любая информация о  себе 
 не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит  умышлен- 
 ные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием.       
 
      Методика "Эмоциональное самораскрытие личности".                      
      1 шкала "семейные традиции" дает информацию о том, насколько  окруже- 
 ние испытуемого способствовало развитию навыков эмоционального самораскры- 
 тия. Чем больше значение по этой шкале, тем больше родные и близкие  испы- 
 туемого содействовали его эмоциональному самораскрытию.                    
      2 шкала "эмоциональность" дает информацию об эмоциональной подвижнос- 
 ти и легкости возникновения разных эмоций у субъекта. Чем  выше  значение, 
 тем легче возникают эмоции и сильнее переживания.                          
      3 шкала "потенциальное ЭСР" дает информацию о стремлении  субъекта  к  
 раскрытию своих эмоциональных переживаний другим людям. Чем выше  значение 
 по этой шкале, тем выше мотивация данного субъекта к раскрытию своих  эмо- 
 ций и чувств.                                                              
      4 шкала "реальное ЭСР" дает информацию о реальном самораскрытии  дан- 
 ного субъекта. В отличие от предыдущей шкалы, эта  шкала  показывает,  на- 
 сколько в жизни реализуется стремление к эмоциональному самораскрытию. Чем 
 выше значение, тем больше эмоциональное самораскрытие в реальной жизни.    
      5 шкала "функции ЭСР" дает информацию о том, насколько испытуемый по- 
 нимает значение самораскрытия для саморегуляции, поддержания близких отно- 
 шений. Чем больше значение, тем выше он ценит  возможность  эмоционального 
 самораскрытия.                                                             
      6 шкала "отношение к чужому ЭСР" дает информацию об отношении к  эмо- 
 циональному самораскрытию в свой адрес, насколько он  готов  быть  мишенью 
 чужого эмоционального самораскрытия. Чем выше значение, тем больше  готов- 
 ность выслушивать чужие признания.                                         
      7 шкала "выбор партнера" дает информацию о широте круга лиц,  которым  
 испытуемый готов рассказывать о своих чувствах. Чем выше балл, тем больше- 
 му числу лиц испытуемый готов раскрывать свои эмоциональные переживания.   
      8 шкала "искренность" дает информацию о степени искренности и правди- 
 вости эмоционального самораскрытия испытуемого. Чем выше значение по  этой 
 шкале, тем более искренним является его самораскрытие.                     
      9 шкала "языковые трудности" дает информацию о том, насколько  трудно  
 испытуемому подобрать слова для рассказа о своих чувствах и  переживаниях. 
 Чем выше значение, тем больше языковые трудности испытуемого.              
 
      Каждая шкала содержит по 8 пунктов, а каждый пункт может быть  макси- 
 мально оценен на три балла, поэтому максимальное значение по  шкале  может 
 быть равно 24 баллам. Исходя из этого, средним теоретическим значением яв- 
 ляется 12 баллов. Поскольку нормативных значений по данному опроснику  еще 
 нет, можно считать, что значения от 0 до  8  баллов  соответствуют  низким 
 значениям по шкале, от 9 до 16 - средним значениям и от 17 до 24 - высоким  
 значениям.                                                                 
 
      Вопросник состоит из 72 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация  резуль- 
 татов тестирования основана на следующих условных критериях  выраженных  в 
 процентах:                                                                 
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Эмоциональное самораскрытие личности.                            
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
                  % *                                                       
                100 ┼────────────────────────────                           
                 90 ┼                                                       
                 80 ┼──────────██────────────────                           
                 70 ┼          ██ ██                                        
                 60 ┼─██───────██─██─██────██────                           
                 50 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                 40 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                           
                 30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                 20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                           
                 10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                      СТ Эм Мт Рл Зн ОЧ ВП Ис ЯТ                            
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
            1. Семейные традиции ЭСР   -  СТ = 16   67%                     
            2. Эмоциональность         -  Эм = 12   50%                     
            3. Мотивация ЭСР           -  Мт = 14   58%                     
            4. Реальное ЭСР            -  Рл = 20   83%                     
            5. Значение ЭСР            -  Зн = 19   79%                     
            6. Отношение к чужому ЭСР  -  ОЧ = 16   67%                     
            7. Выбор партнера для ЭСР  -  ВП = 13   54%                     
            8. Искренность ЭСР         -  Ис = 15   62%                     
            9. Языковые трудности ЭСР  -  ЯТ = 11   46%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Семейные традиции эмоционального самораскрытия личности.           
      Повышенный показатель содействия окружения испытуемого  (род-         
 ных и близких) развитию навыков его эмоционального самораскрытия.          
 
      2. Эмоциональность.                                                   
      Средний показатель эмоциональной подвижности,  легкости  воз-         
 никновения разных эмоций и силы переживаний у личности.                    
 
      3. Потенциальное эмоциональное самораскрытие личности.                
      Средний показатель стремления субъекта к раскрытию своих эмо-         
 циональных переживаний и чувств другим людям.                              
 
      4. Реальное эмоциональное самораскрытие личности.                     
      Высокий показатель реализации стремления к эмоциональному са-         
 мораскрытию личности в реальной жизни.                                     
 
      5. Функции эмоционального самораскрытия личности.                     
      Повышенный показатель понимания личностью  значения  саморас-         
 крытия для саморегуляции, поддержания близких отношений,  ценности         
 возможности эмоционального самораскрытия.                                  
 
      6. Отношение к чужому эмоциональному самораскрытию личности.          
      Повышенный показатель позитивного отношения личности к эмоци-         
 ональному самораскрытию в свой адрес, готовности выслушивать чужие         
 признания и быть мишенью чужого эмоционального самораскрытия.              
 
      7. Выбор партнера.                                                    
      Средний показатель широты круга лиц, которым испытуемый готов         
 рассказывать о своих чувствах и раскрывать свои эмоциональные  пе-         
 реживания.                                                                 
 
      8. Искренность.                                                       
      Повышенный показатель степени искренности и правдивости  эмо-         
 ционального самораскрытия испытуемого.                                     
 
      9. Языковые трудности.                                                
      Средний показатель трудности испытуемого подобрать слова  для         
 рассказа о своих чувствах и переживаниях.