МЕТОДИКА:
Эмоциональное самораскрытие личности
(С. Джурард)
(Self-disclosure Questionnary)
(Jourard S.M.)
(модифицированный вариант И.П. Шкуратовой).
Данный опросник рассчитан на диагностику отношения личности к своему
и чужому эмоциональному самораскрытию, а также на выявление реального и
потенциального самораскрытия.
Самораскрытие (англ. self-disclosure) - сообщение человеком информа-
ции о себе другим людям, добровольное открытие другому лицу разных аспек-
тов своей личности. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства
человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с
окружающими людьми. Исследование самораскрытия началось за рубежом в русле
гуманистической психологии в 1950-х гг. Одним из первых исследователей был
С. Джурард, разработавший методику для диагностики саморакрытия (Self-dis-
closure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый должен
оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных аспектах своей
личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр). Са-
раскрытие может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с
использованием вербального и невербального каналов передачи информации,
быть ориентированным на разное число реципиентов. Непосредственное само-
раскрытие наблюдается в ситуации физичического контакта субъекта саморас-
крытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг
друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефо-
на, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное
самораскрытие дает возможность субъекту получать аудиовизуальную обратную
связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс само-
раскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). Особой формой
опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интер-
нете. В качестве самостоятельного предмета исследования в зарубежной и
отечественной психологии выступает эмоциональное самораскрытие, под кото-
рым понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях
своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в за-
висимости от характера отношений с партнером по общению. В западной психо-
логии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется ми-
шенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем его
социально-демографические и личностные особенности в большой степени опре-
деляют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Мишенью само-
раскрытие может быть малая группа (например, члены семьи, коллеги по рабо-
те, попутчики в купе поезда). Если самораскрытие направлено на большую
группу людей, это самораскрытие публичное. Его примерами могут служить ин-
тервью знаменитых людей в СМИ, автобиографии, изданные в виде книг. Пуб-
личное самораскрытие, как правило, имеет целью привлечь внимание к своей
персоне, создать определенное впечатление о себе, поэтому оно близко к са-
мопредъявлению. Основные характеристики самораскрытия: глубина (деталь-
ность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы); ши-
рота (количество информации и разнообразие тем, по которым раскрывается
человек); эмоциональность (насыщенность сообщения проявлениями эмоций);
продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные характе-
ристики варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы само-
раскрытия, характера отношений с партнером по общению и ситуации взаимо-
действия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные с
состоянием здоровья, финансами, интимными отношениями. Наиболее открыто
люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях. Женщины ха-
рактеризуются большей склонностью к собственному самораскрытию и более го-
товы выступать мишенью чужого самораскрытия по сравнению с мужчинами. Их
чаще выбирают в качестве лиц, которым доверяют секреты. Важной характерис-
тикой самораскрытия является степень искренности субъекта, что проявляется
в достоверности информации, сообщаемой о себе. Но любая информация о себе
не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышлен-
ные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием.
Методика "Эмоциональное самораскрытие личности".
1 шкала "семейные традиции" дает информацию о том, насколько окруже-
ние испытуемого способствовало развитию навыков эмоционального самораскры-
тия. Чем больше значение по этой шкале, тем больше родные и близкие испы-
туемого содействовали его эмоциональному самораскрытию.
2 шкала "эмоциональность" дает информацию об эмоциональной подвижнос-
ти и легкости возникновения разных эмоций у субъекта. Чем выше значение,
тем легче возникают эмоции и сильнее переживания.
3 шкала "потенциальное ЭСР" дает информацию о стремлении субъекта к
раскрытию своих эмоциональных переживаний другим людям. Чем выше значение
по этой шкале, тем выше мотивация данного субъекта к раскрытию своих эмо-
ций и чувств.
4 шкала "реальное ЭСР" дает информацию о реальном самораскрытии дан-
ного субъекта. В отличие от предыдущей шкалы, эта шкала показывает, на-
сколько в жизни реализуется стремление к эмоциональному самораскрытию. Чем
выше значение, тем больше эмоциональное самораскрытие в реальной жизни.
5 шкала "функции ЭСР" дает информацию о том, насколько испытуемый по-
нимает значение самораскрытия для саморегуляции, поддержания близких отно-
шений. Чем больше значение, тем выше он ценит возможность эмоционального
самораскрытия.
6 шкала "отношение к чужому ЭСР" дает информацию об отношении к эмо-
циональному самораскрытию в свой адрес, насколько он готов быть мишенью
чужого эмоционального самораскрытия. Чем выше значение, тем больше готов-
ность выслушивать чужие признания.
7 шкала "выбор партнера" дает информацию о широте круга лиц, которым
испытуемый готов рассказывать о своих чувствах. Чем выше балл, тем больше-
му числу лиц испытуемый готов раскрывать свои эмоциональные переживания.
8 шкала "искренность" дает информацию о степени искренности и правди-
вости эмоционального самораскрытия испытуемого. Чем выше значение по этой
шкале, тем более искренним является его самораскрытие.
9 шкала "языковые трудности" дает информацию о том, насколько трудно
испытуемому подобрать слова для рассказа о своих чувствах и переживаниях.
Чем выше значение, тем больше языковые трудности испытуемого.
Каждая шкала содержит по 8 пунктов, а каждый пункт может быть макси-
мально оценен на три балла, поэтому максимальное значение по шкале может
быть равно 24 баллам. Исходя из этого, средним теоретическим значением яв-
ляется 12 баллов. Поскольку нормативных значений по данному опроснику еще
нет, можно считать, что значения от 0 до 8 баллов соответствуют низким
значениям по шкале, от 9 до 16 - средним значениям и от 17 до 24 - высоким
значениям.
Вопросник состоит из 72 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования основана на следующих условных критериях выраженных в
процентах:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Эмоциональное самораскрытие личности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
% *
100 ┼────────────────────────────
90 ┼
80 ┼──────────██────────────────
70 ┼ ██ ██
60 ┼─██───────██─██─██────██────
50 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
СТ Эм Мт Рл Зн ОЧ ВП Ис ЯТ
Тестовые показатели:
1. Семейные традиции ЭСР - СТ = 16 67%
2. Эмоциональность - Эм = 12 50%
3. Мотивация ЭСР - Мт = 14 58%
4. Реальное ЭСР - Рл = 20 83%
5. Значение ЭСР - Зн = 19 79%
6. Отношение к чужому ЭСР - ОЧ = 16 67%
7. Выбор партнера для ЭСР - ВП = 13 54%
8. Искренность ЭСР - Ис = 15 62%
9. Языковые трудности ЭСР - ЯТ = 11 46%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Семейные традиции эмоционального самораскрытия личности.
Повышенный показатель содействия окружения испытуемого (род-
ных и близких) развитию навыков его эмоционального самораскрытия.
2. Эмоциональность.
Средний показатель эмоциональной подвижности, легкости воз-
никновения разных эмоций и силы переживаний у личности.
3. Потенциальное эмоциональное самораскрытие личности.
Средний показатель стремления субъекта к раскрытию своих эмо-
циональных переживаний и чувств другим людям.
4. Реальное эмоциональное самораскрытие личности.
Высокий показатель реализации стремления к эмоциональному са-
мораскрытию личности в реальной жизни.
5. Функции эмоционального самораскрытия личности.
Повышенный показатель понимания личностью значения саморас-
крытия для саморегуляции, поддержания близких отношений, ценности
возможности эмоционального самораскрытия.
6. Отношение к чужому эмоциональному самораскрытию личности.
Повышенный показатель позитивного отношения личности к эмоци-
ональному самораскрытию в свой адрес, готовности выслушивать чужие
признания и быть мишенью чужого эмоционального самораскрытия.
7. Выбор партнера.
Средний показатель широты круга лиц, которым испытуемый готов
рассказывать о своих чувствах и раскрывать свои эмоциональные пе-
реживания.
8. Искренность.
Повышенный показатель степени искренности и правдивости эмо-
ционального самораскрытия испытуемого.
9. Языковые трудности.
Средний показатель трудности испытуемого подобрать слова для
рассказа о своих чувствах и переживаниях.
|