МЕТОДИКА:
Модифицированный личностный опросник EPI
(Г. Айзенк)
(адаптация В.М. Русалова)
(Eysenck Personality Inventory - EPI)
(H.J. Eysenck).
В настоящее время одним из наиболее распространенных тестов для оцен-
ки базальных свойств личности является вопросник ЕРI (Eysenck Personality
Inventory), предложенный H. Eysenck и S. Eysenck в 1964 г. Этот вопросник
представляет собой усовершенствованный вариант вопросника MMQ (1947) и МРI
(1956).
ЕРI содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстра-
версии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-не-
стабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу
вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отноше-
ния к обследованию и достоверности результатов. Вопросник существует в
двух форма - А и Б, что позволяет проводить с большей достоверностью пов-
торные исследования.
Первичная адаптация обеих форм (А и Б) вопросника ЕРI была предприня-
та в Институте психоневрологии им. В.М.Бехтерева (Ленинград) в 1970-1974
гг.
Анализируя алгоритм адаптации зарубежных опросных методов, Ю.Л.Ханин
(1976) отмечает, что, прежде чем приступить к разработке эквивалентного
варианта теста на русском языке, необходимо убедиться в его теоретической
и методологической преемственности.
В отечественной психологической литературе базовые понятия теста
ЕРI - экстраверсия-интроверсия и нейротизм - не были подвергнуты тщатель-
ному анализу и практически отождествлялись со свойствами темперамента.
Согласно К.Юнгу, - экстраверсия - это особый регулирующий механизм
психической деятельности, при котором наи большей значимостью для человека
обладают объективные (внешние) предметы и события. Интроверсия же - это
принципиально иной механизм, при котором наибольшей значимостью для субъ-
екта обладают внутренние психические процессы и собственно его личность.
Очевидно, что исходное понимание К.Юнгом экстраверсии и интроверсии
как разных типов личностной регуляции вряд ли может быть отождествлено с
темпераментом как наиболее общей формально-динамической чертой поведения
человека (Русалов, 1985).
H. Eysenck значительно изменил по сравнению с Юнгом понятия об эк-
страверсии и интроверсии (Eysenck, 1967, 1970). Предметно-содержательная
направленность личности на предметы и события внешнего или внутреннего ми-
ра у К.Юнга была предстала у H. Eysenck как направленность активности лич-
ности на внешний или внутренний мир человека.
С точки зрения Русалова, позиция H. Eysenck является существенным от-
ходом от чисто личностной интерпретации экстраверсии-интроверсии в сторону
ее формального понимания. Однако вряд ли можно безоговорочно относить по-
нятия экстраверсии-интроверсии по Айзенку к области темперамента. Сам
H. Eysenck не делает различий между понятиями "личность" и "темперамент",
что, по мнению Русалова, является грубой методологической ошибкой (Руса-
лов, 1985).
Отнесению понятия экстраверсии-интроверсни к области темперамента
способствовало и то обстоятельство, что H. Eysenck предложил конкретную
физиологическую модель экстраверсии-интроверсии, поскольку предполагается,
что биологическая обусловленность является важнейшим основанием для отне-
сения того или иного психологического свойства к сфере темперамента.
В основе экстраверсни, по мнению H. Eysenck, лежит слабое возбуждение
ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В связи
с этим экстравертам для достижения оптимальной активации необходима стиму-
ляция из внешней среды, что и выступает главной причиной их направленнос-
ти на внешний мир. И наоборот, в основе интроверсии лежит высокий уровень
активации ретикулярной формации и низкий уровень корковых влияний. Отсюда,
согласно H. Eysenck, интровертам не требуется стимуляции извне.
Понимание экстраверсии-интроверсии как "открытости" или соответствен-
но "закрытости" субъекта к внешней стимуляции миру привело H. Eysenck к
довольно широкому толкованию этой базальной черты личности. Так, для эк-
стравертов помимо внешней направленности характерны тяга к новым впечатле-
ниям, к раскованным формам поведения, повышенной импульсивности, высокой
двигательной и речевой активности, общительности, к радостному настроению.
Для интровертов же, согласно H. Eysenck, характерна направленность субъек-
та на себя, заторможенность движений и речи, замкнутость, слабая тяга к
новым впечатлениям, преобладание плохого настроения.
Анализируя содержание понятия экстраверсии-интроверсии, положенное H.
Eysenck в основу его личностного теста ЕРI, с позиций понимания природы
темперамента и личности Русалова, можно констатировать, что H. Eysenck
действительно не проводит четкой границы между темпераментом и личностью.
Более того, и понятие экстраверсии-интроверсии включен целый ряд теорети-
чески малообоснованных "компонентов", например, таких, как импульсивность
или настроние.
Вторая шкала теста ЕР1 - шкала нейротизма является также "сборной",
но логически более связанной конструкцией, куда включены различные харак-
теристики эмоциональной сферы человека: эмоциональная лабильность, эмоцио-
нальная чувствительность и тревожность. Преобладание характеристик эмоцио-
нальной лабильности послужило причиной того, что данную шкалу стали назы-
вать шкалой эмоциональной лабильности(или эмоциональной стабильности-не-
стабильности). Однако и эта шкала не является, с точки зрения Русалова,
чисто темпераментальной, хотя она и удовлетворяет многим темпераментальным
критериям (Русалов, 1985). В эту шкалу включены, например, такие характе-
ристики, как "уверенность в себе", "эмоциональная резистентность к нега-
тивным воздействиям", которые, с точки зрения Русалова, должны быть отне-
сены скорее к содержательным сторонам личности, чем к темпераменту.
Таким образом, при адаптации личностного теста ЕРI следует иметь в
виду методологическую непоследовательность его авторов, а именно смешение
понятий личности и темперамента, а также неоднородность компонентов, сос-
тавляющих исходные понятия.
Согласно Ю.Л.Ханину (1976), в - практике адаптации личностных тестов
выработался некий стандартный алгоритм, состоящий из четырех этапов. Пер-
вые три этапа являются по существу лингвистическими, или психосемантичес-
кими: 1) перевод с оригинала; 2) оценка перевода экспертами-лингвистами и
психологами; 3) проверка эквивалентности перевода (обратный перевод). Чет-
вертый этап заключается в проверке надежности теста, т.е. в сопоставлении
новых нормативных данных (средних значений и стандартных отклонении) с ис-
ходными нормативными данными теста-оригинала.
Адаптация теста ЕРI, проделанная Институтом психоневрологии им. В.М.
Бехтерева, практически соответствует общепринятому алгоритму. Основной ее
недостаток заключается, с точки зрения Русалова, в том, что не был осущес-
твлен самый главный этап адаптации, к сожалению не включенный вообще в ал-
горитм адаптации, рассмотренный Ю.Л.Ханиным. Этот этап связан с проверкой
воспроизводимости или гомогенности исследуемых диагностических шкал как
важнейшего звена по установлению соответствия шкал их теоретическому со-
держанию.
Задачей исследования Русалова было создание нового варианта адаптации
теста H. Eysenck и S. Eysenck ЕРI отвечающего критериям гомогенности и
конструктной валидности диагностирующих шкал.
Для окончательной адаптации Русаловым была использована форма А теста
ЕРI, адаптированного Институтом психоневрологии им. В.М.Бехтерева. В ка-
честве исходного материала служили результаты 192 испытуемых-студентов,
имеющих по контрольной (корректурной) шкале балл менее 6.
В процессе окончательной адаптации авторы стремились к тому, чтобы
сохранить количество ключевых вопросов по каждой шкале, их знак и порядок
в тексте.
Процесс адаптации состоял из пяти стадий. На первых трех стадиях ис-
пользовалась одна и та же выборка студентов (120 человек), на которых
опробовались каждые 3-4 месяца все более совершенные варианты новой адап-
тации. Последние варианты новой адаптации проводились на двух других вы-
борках - 200 и 322 человека. Таким образом, всего в экспериментах участво-
вало более тысячи человек - студентов московских вузов.
Для доказательства негомогенности шкал старого варианта и гомогеннос-
ти шкал нового варианта адаптации теста ЕРI авторами была использована
программа латентно-струтурного анализа LSA-NN, в которой используется схо-
дящиися итерационный алгоритм, аналогичный процедуре выявления модели ла-
тентного континуума. Данная программа позволяет переходить от номинальных
и ранговых шкал описания объектов к интервальной шкале (континууму) с нор-
мальным распределением объектов на этой шкале. Программа LSA-NN позволяет
не только оценить степень консистентности шкалы (т.е. уровень принадлеж-
ности вопроса к исследуемой шкале), но и выявить, за счет какого ответа
("да" или "нет") исследуемый вопрос принадлежит или не принадлежит к дан-
ной шкале, что является важным исследовательским инструментом в процессе
"подгонки" новых вариантов вопроса к исследуемым шкалам.
Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют эк-
стравертированному типу, низкие - интровертированному.
Средние значения (х), стандартные отклонения (с)
и коэффициенты корреляции (r) между исследуемыми шкалами теста EPI
после адаптации:
┌───────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Шкалы │ Параметры и шкалы │
├───────┼───────┬──────┬───────┬──────┬───────┬───────┤
│ │ х │ с │ Шкалы │ r E │ r N │ r L │
├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│ E │ 10,96 │ 3,28 │ E │ -0,07│ -0,23 │ - │
├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│ N │ 12,72 │ 3,88 │ N │ - │ - │ -0,31 │
├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤
│ L │ 3,20 │ 2,15 │ L │ - │ - │ - │
└───────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴───────┘
Таким образом, если принять за норму часть распределения, описываемую
выражениям х+2/3с , то как для шкалы E, так и для шкалы N нормой будет
12+3 балла.
Стандартное отклонение для шкалы L после адаптации также практически
не изменилось.
Показатель по "шкале лжи", равный 4-5 баллам, является критическим,
он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только "хоро-
шие" ответы. Более 5 баллов - результаты обследования считаются недосто-
верными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Литература:
В.М. Русалов. Модифицированный личностный опросник Айзенка.- М: Смыл,
1992.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого фактора, а также интерпретацию,
составленную с учетом различных сочетаний выраженности основных факторов с
рекомендациями относительно путей коррекции данной личности (Е.А.Климов).
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Eysenck Personality Inventory (EPI).
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
НЕЙРОТИЗМ
^
┌
Тревожный ├ Импульсивный
Нерешительный ├ Возбудимый
Сдержанный ├ Беспокойный
Озабоченный ├ Чувствительный
Пессимистичный ├ Переменчивый
Необщительный ├ Непостоянный
Ранимый ├ Оптимистичный
Застенчивый ├ Энергичный
Тихий ├ Активный
├
├
└▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀┼▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>
ИНТРОВЕРСИЯ ├ ЭКСТРАВЕРСИЯ
├
Медлительный ├ Жизнерадостный
Спокойный ├ Активный
Рассудительный ├ Инициативный
Миролюбивый █ Общительный
Осмотрительный █ Разговорчивый
Осторожный █ Контактный
Надежный █ Отзывчивый
Ровный █ Непринужденный
Пассивный █ Беззаботный
└
СТАБИЛЬНОСТЬ
Тестовые показатели:
1. Неискренность - L = 2
2. Экстраверсия - Ek = 17
3. Нейротизм - Nr = 6
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Искренность в ситуации тестирования. Откровенность в раскры-
тии особенностей своего характера. Возможно, повышенная самокри-
тичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем и за-
труднений.
Экстравертированность. Повышенная общительность, открытость,
широкий круг знакомств, естественность и непринужденность в пове-
дении. Потребность в контактах с людьми, с которыми можно погово-
рить и приятно провести время. Интерес к событиям внешнего мира, к
к новым и разнообразным впечатлениям. Импульсивность, склонность
действовать под влиянием момента.
Эмоциональная стабильность и уравновешенность как в обычной
жизни, так и в стрессовых ситуациях. Склонность к взвешенному и
спокойному решению возникающих проблем и затруднений. Организован-
ность и целенаправленность поведения, малая подверженность различ-
ным сбивающим факторам.
Характерологические проявления.
Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный,
влюбчивый. В контактах - неразборчив, дружески настроен ко всем.
Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружа-
ющих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дру-
жеские связи.
Пути коррекции.
Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эс-
тетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересо-
ваться). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчи-
вости, уровня притязаний).
|