МЕТОДИКА:                                  
                  Модифицированный личностный опросник EPI                  
                                (Г. Айзенк)                                 
                        (адаптация В.М. Русалова)                           
                   (Eysenck Personality Inventory - EPI)                    
                              (H.J. Eysenck).                               
 
      В настоящее время одним из наиболее распространенных тестов для оцен- 
 ки базальных свойств личности является вопросник ЕРI (Eysenck  Personality 
 Inventory), предложенный H. Eysenck и S. Eysenck в 1964 г. Этот  вопросник 
 представляет собой усовершенствованный вариант вопросника MMQ (1947) и МРI 
 (1956).                                                                    
      ЕРI содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстра- 
 версии-интроверсии, 24 других - на оценку  эмоциональной  стабильности-не- 
 стабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют  контрольную  группу 
 вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его  отноше- 
 ния к обследованию и достоверности  результатов.  Вопросник  существует  в 
 двух форма - А и Б, что позволяет проводить с большей достоверностью  пов- 
 торные исследования.                                                       
      Первичная адаптация обеих форм (А и Б) вопросника ЕРI была предприня- 
 та в Институте психоневрологии им. В.М.Бехтерева (Ленинград)  в  1970-1974 
 гг.                                                                        
      Анализируя алгоритм адаптации зарубежных опросных методов,  Ю.Л.Ханин 
 (1976) отмечает, что, прежде чем приступить  к  разработке  эквивалентного 
 варианта теста на русском языке, необходимо убедиться в его  теоретической 
 и методологической преемственности.                                        
      В отечественной  психологической  литературе  базовые  понятия  теста 
 ЕРI - экстраверсия-интроверсия и нейротизм - не были подвергнуты  тщатель- 
 ному анализу и практически отождествлялись со свойствами темперамента.     
      Согласно К.Юнгу, - экстраверсия - это  особый  регулирующий  механизм 
 психической деятельности, при котором наи большей значимостью для человека 
 обладают объективные (внешние) предметы и события.  Интроверсия  же -  это 
 принципиально иной механизм, при котором наибольшей значимостью для  субъ- 
 екта обладают внутренние психические процессы и собственно его личность.   
      Очевидно, что исходное понимание К.Юнгом экстраверсии  и  интроверсии 
 как разных типов личностной регуляции вряд ли может быть  отождествлено  с 
 темпераментом как наиболее общей формально-динамической  чертой  поведения 
 человека (Русалов, 1985).                                                  
      H. Eysenck значительно изменил по сравнению с Юнгом  понятия  об  эк- 
 страверсии и интроверсии  (Eysenck, 1967, 1970).  Предметно-содержательная 
 направленность личности на предметы и события внешнего или внутреннего ми- 
 ра у К.Юнга была предстала у H. Eysenck как направленность активности лич- 
 ности на  внешний или внутренний мир человека.                             
      С точки зрения Русалова, позиция H. Eysenck является существенным от- 
 ходом от чисто личностной интерпретации экстраверсии-интроверсии в сторону 
 ее формального понимания. Однако вряд ли можно безоговорочно относить  по- 
 нятия экстраверсии-интроверсии по  Айзенку  к  области  темперамента.  Сам 
 H. Eysenck не делает различий между понятиями "личность" и  "темперамент", 
 что, по мнению Русалова, является грубой методологической  ошибкой  (Руса- 
 лов, 1985).                                                                
      Отнесению понятия  экстраверсии-интроверсни  к  области  темперамента 
 способствовало  и то обстоятельство,  что H. Eysenck предложил  конкретную 
 физиологическую модель экстраверсии-интроверсии, поскольку предполагается, 
 что биологическая обусловленность является важнейшим основанием для  отне- 
 сения того или иного психологического свойства к сфере темперамента.       
      В основе экстраверсни, по мнению H. Eysenck, лежит слабое возбуждение 
 ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В связи 
 с этим экстравертам для достижения оптимальной активации необходима стиму- 
 ляция  из внешней среды, что и выступает главной причиной их направленнос- 
 ти на  внешний мир. И наоборот, в основе интроверсии лежит высокий уровень 
 активации ретикулярной формации и низкий уровень корковых влияний. Отсюда, 
 согласно H. Eysenck, интровертам не требуется стимуляции извне.            
      Понимание экстраверсии-интроверсии как "открытости" или соответствен- 
 но "закрытости" субъекта к внешней стимуляции миру  привело  H. Eysenck  к 
 довольно широкому толкованию этой базальной черты личности. Так,  для  эк- 
 стравертов помимо внешней направленности характерны тяга к новым впечатле- 
 ниям, к раскованным формам поведения, повышенной  импульсивности,  высокой 
 двигательной и речевой активности, общительности, к радостному настроению. 
 Для интровертов же, согласно H. Eysenck, характерна направленность субъек- 
 та на себя, заторможенность движений и речи, замкнутость,  слабая  тяга  к 
 новым впечатлениям, преобладание плохого настроения.                       
      Анализируя содержание понятия экстраверсии-интроверсии, положенное H. 
 Eysenck в основу его личностного теста ЕРI, с  позиций  понимания  природы 
 темперамента и личности Русалова,  можно  констатировать,  что  H. Eysenck 
 действительно не проводит четкой границы между темпераментом и  личностью. 
 Более того, и понятие экстраверсии-интроверсии включен целый ряд  теорети- 
 чески малообоснованных "компонентов", например, таких, как  импульсивность 
 или настроние.                                                             
      Вторая шкала теста ЕР1 - шкала нейротизма является  также  "сборной", 
 но логически более связанной конструкцией, куда включены различные  харак- 
 теристики эмоциональной сферы человека: эмоциональная лабильность, эмоцио- 
 нальная чувствительность и тревожность. Преобладание характеристик эмоцио- 
 нальной лабильности послужило причиной того, что данную шкалу стали  назы- 
 вать шкалой эмоциональной лабильности(или  эмоциональной  стабильности-не- 
 стабильности). Однако и эта шкала не является, с  точки  зрения  Русалова, 
 чисто темпераментальной, хотя она и удовлетворяет многим темпераментальным 
 критериям (Русалов, 1985). В эту шкалу включены, например, такие  характе- 
 ристики, как "уверенность в себе", "эмоциональная резистентность  к  нега- 
 тивным воздействиям", которые, с точки зрения Русалова, должны быть  отне- 
 сены скорее к содержательным сторонам личности, чем к темпераменту.        
       Таким образом, при адаптации личностного теста ЕРI  следует  иметь в 
 виду методологическую непоследовательность его авторов, а именно  смешение 
 понятий личности и темперамента, а также неоднородность компонентов,  сос- 
 тавляющих исходные понятия.                                                
      Согласно Ю.Л.Ханину (1976), в - практике адаптации личностных  тестов 
 выработался некий стандартный алгоритм, состоящий из четырех этапов.  Пер- 
 вые три этапа являются по существу лингвистическими, или  психосемантичес- 
 кими: 1) перевод с оригинала; 2) оценка перевода экспертами-лингвистами  и 
 психологами; 3) проверка эквивалентности перевода (обратный перевод). Чет- 
 вертый этап заключается в проверке надежности теста, т.е. в  сопоставлении 
 новых нормативных данных (средних значений и стандартных отклонении) с ис- 
 ходными нормативными данными теста-оригинала.                              
       Адаптация теста ЕРI, проделанная Институтом психоневрологии им. В.М. 
 Бехтерева, практически соответствует общепринятому алгоритму. Основной  ее 
 недостаток заключается, с точки зрения Русалова, в том, что не был осущес- 
 твлен самый главный этап адаптации, к сожалению не включенный вообще в ал- 
 горитм адаптации, рассмотренный Ю.Л.Ханиным. Этот этап связан с  проверкой 
 воспроизводимости или гомогенности исследуемых  диагностических  шкал  как 
 важнейшего звена по установлению соответствия шкал их  теоретическому  со- 
 держанию.                                                                  
      Задачей исследования Русалова было создание нового варианта адаптации 
 теста H. Eysenck и S. Eysenck ЕРI  отвечающего  критериям  гомогенности  и 
 конструктной валидности диагностирующих шкал.                              
      Для окончательной адаптации Русаловым была использована форма А теста 
 ЕРI, адаптированного Институтом психоневрологии им. В.М.Бехтерева.  В  ка- 
 честве исходного материала служили  результаты  192  испытуемых-студентов, 
 имеющих по контрольной (корректурной) шкале балл менее 6.                  
      В процессе окончательной адаптации авторы стремились  к  тому,  чтобы 
 сохранить количество ключевых вопросов по каждой шкале, их знак и  порядок 
 в тексте.                                                                  
      Процесс адаптации состоял из пяти стадий. На первых трех стадиях  ис- 
 пользовалась одна и та же  выборка  студентов  (120 человек),  на  которых 
 опробовались каждые 3-4 месяца все более совершенные варианты новой  адап- 
 тации. Последние варианты новой адаптации проводились на двух  других  вы- 
 борках - 200 и 322 человека. Таким образом, всего в экспериментах участво- 
 вало более тысячи человек - студентов московских вузов.                    
      Для доказательства негомогенности шкал старого варианта и гомогеннос- 
 ти шкал нового варианта адаптации теста  ЕРI  авторами  была  использована 
 программа латентно-струтурного анализа LSA-NN, в которой используется схо- 
 дящиися итерационный алгоритм, аналогичный процедуре выявления модели  ла- 
 тентного континуума. Данная программа позволяет переходить от  номинальных 
 и ранговых шкал описания объектов к интервальной шкале (континууму) с нор- 
 мальным распределением объектов на этой шкале. Программа LSA-NN  позволяет 
 не только оценить степень консистентности шкалы  (т.е. уровень  принадлеж- 
 ности вопроса к исследуемой шкале), но и выявить, за  счет  какого  ответа 
 ("да" или "нет") исследуемый вопрос принадлежит или не принадлежит к  дан- 
 ной шкале, что является важным исследовательским инструментом в процессе   
 "подгонки" новых вариантов вопроса к исследуемым шкалам.                   
 
      Высокие оценки по шкале  экстраверсии-интроверсии  соответствуют  эк- 
 стравертированному типу, низкие - интровертированному.                     
 
             Средние значения (х), стандартные отклонения (с)               
    и коэффициенты корреляции (r) между исследуемыми шкалами теста EPI      
                          после адаптации:                                  
        ┌───────┬─────────────────────────────────────────────┐             
        │ Шкалы │     Параметры и шкалы                       │             
        ├───────┼───────┬──────┬───────┬──────┬───────┬───────┤             
        │       │   х   │   с  │ Шкалы │ r E  │ r N   │ r L   │             
        ├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤             
        │   E   │ 10,96 │ 3,28 │  E    │ -0,07│ -0,23 │   -   │             
        ├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤             
        │   N   │ 12,72 │ 3,88 │  N    │  -   │   -   │ -0,31 │             
        ├───────┼───────┼──────┼───────┼──────┼───────┼───────┤             
        │   L   │ 3,20  │ 2,15 │  L    │  -   │   -   │   -   │             
        └───────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴───────┘             
      Таким образом, если принять за норму часть распределения, описываемую 
 выражениям х+2/3с , то как для шкалы E, так  и  для  шкалы N нормой  будет 
 12+3 балла.                                                                
      Стандартное отклонение для шкалы L после адаптации также  практически 
 не изменилось.                                                             
 
      Показатель по "шкале лжи", равный 4-5 баллам,  является  критическим, 
 он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только "хоро- 
 шие" ответы. Более 5 баллов - результаты обследования  считаются  недосто- 
 верными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.        
 
      Литература:                                                           
      В.М. Русалов. Модифицированный личностный опросник Айзенка.- М: Смыл, 
 1992.                                                                      
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора, а также интерпретацию, 
 составленную с учетом различных сочетаний выраженности основных факторов с 
 рекомендациями относительно путей коррекции данной личности (Е.А.Климов).  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
  Методика: Eysenck Personality Inventory (EPI).                            
  Ф.И.О: _____________________________                                      
  Доп. данные: _______________________                                      
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
                0 ╟─▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢> L                        
 
                    <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                             
 
 
                             НЕЙРОТИЗМ                                      
                                 ^                                          
                                 ┌                                          
          Тревожный              ├          Импульсивный                    
          Нерешительный          ├          Возбудимый                      
          Сдержанный             ├          Беспокойный                     
          Озабоченный            ├          Чувствительный                  
          Пессимистичный         ├          Переменчивый                    
          Необщительный          ├          Непостоянный                    
          Ранимый                ├          Оптимистичный                   
          Застенчивый            ├          Энергичный                      
          Тихий                  ├          Активный                        
                                 ├                                          
                                 ├                                          
         └▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀┼▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>                 
       ИНТРОВЕРСИЯ               ├              ЭКСТРАВЕРСИЯ                
                                 ├                                          
          Медлительный           ├          Жизнерадостный                  
          Спокойный              ├          Активный                        
          Рассудительный         ├          Инициативный                    
          Миролюбивый            █          Общительный                     
          Осмотрительный         █          Разговорчивый                   
          Осторожный             █          Контактный                      
          Надежный               █          Отзывчивый                      
          Ровный                 █          Непринужденный                  
          Пассивный              █          Беззаботный                     
                                 └                                          
                            СТАБИЛЬНОСТЬ                                    
 
                       Тестовые показатели:                                 
                   1. Неискренность   -  L  =  2                            
                   2. Экстраверсия    -  Ek = 17                            
                   3. Нейротизм       -  Nr =  6                            
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Искренность в ситуации тестирования. Откровенность в  раскры-         
 тии особенностей своего характера. Возможно,  повышенная  самокри-         
 тичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем и за-         
 труднений.                                                                 
 
      Экстравертированность. Повышенная общительность,  открытость,         
 широкий круг знакомств, естественность и непринужденность в  пове-         
 дении. Потребность в контактах с людьми, с которыми можно  погово-         
 рить и приятно провести время. Интерес к событиям внешнего мира, к         
 к новым и разнообразным впечатлениям.  Импульсивность,  склонность         
 действовать под влиянием момента.                                          
 
      Эмоциональная стабильность и уравновешенность как  в  обычной         
 жизни, так и в стрессовых ситуациях. Склонность  к  взвешенному  и         
 спокойному решению возникающих проблем и затруднений. Организован-         
 ность и целенаправленность поведения, малая подверженность различ-         
 ным сбивающим факторам.                                                    
 
                   Характерологические проявления.                          
      Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный,         
 влюбчивый.  В контактах - неразборчив,  дружески настроен ко всем.         
 Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружа-         
 ющих. Фантазер. Не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дру-         
 жеские связи.                                                              
 
                           Пути коррекции.                                  
      Поддерживать положительный настрой.  Желательно развивать эс-         
 тетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересо-         
 ваться). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчи-         
 вости, уровня притязаний).