МЕТОДИКА:                                  
                         Личностный опросник EPI                            
                   (подростковый вариант - 10-15 лет)                       
                               (Г. Айзенк)                                  
                  (Eysenck Personality Inventory - EPI)                     
                              (H.J. Eysenck).                               
 
 
      Методика предназначена для диагностики двух наиболее обобщенных  лич- 
 ностных факторов и является реализацией типологического подхода к изучению 
 личности.                                                                  
      Личностные измерения, предложенные Г.Айзенком  следует  рассматривать 
 как некоторые поведенческие характеристики, значение которых  определяется 
 их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.              
      Опросник EPI предназначен для диагностики экстра-инроверсии и  нейро- 
 тизма, а также имеет шкалу достоверности информации, выявляющей  тенденцию 
 обследуемого представлять себя в "лучшем виде".                            
 
      1. Экстраверсия - интроверсия.                                        
      Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его  общительность 
 и обращенность индивида вовне, широкий  круг  знакомств,  необходимость  в 
 контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, без- 
 заботен, оптимистичен, добродушен, весел.  Предпочитает  движение  и  дей- 
 ствие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого 
 контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда  можно  поло- 
 житься.                                                                    
      Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный  чело- 
 век, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких дру- 
 зей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не  доверяет  внезапным 
 побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. 
 Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимис- 
 тичностью, высоко ценит нравственные нормы.                                
 
      2. Нейротизм.                                                         
      Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость  (эмоцио- 
 нальная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым  данным, 
 связан с показателями лабильности нервной системы.                         
      Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая  сохранение  организо- 
 ванного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных  и  стрессовых 
 ситуациях. Характеризуется  зрелостью,  отличной  адаптацией,  отсутствием 
 большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству,  об- 
 щительности.                                                               
      Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой 
 адаптации, склонности к быстрой смене  настроений  (лабильности),  чувстве 
 виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях,  рассеян- 
 ности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответ- 
 ствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах  с  людьми, 
 изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, 
 впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая  личность 
 характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению  к  вызывающим 
 их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в  неблаго- 
 приятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.                      
 
      Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму со- 
 ответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по ин- 
 троверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.       
 
      Высокие оценки по шкале  экстраверсии-интроверсии  соответствуют  эк- 
 стравертированному типу, низкие - интровертированному.                     
 
                        Нормативные показатели:                             
 
          Возраст  Пол  Надежность  Экстраверсия-   Нейротизм               
                                    интроверсия:                            
          10 лет    м      3-8          8-15          3-13                  
          10 лет    д      4-9          7-14          9-14                  
          11 лет    м      2-6          7-15          6-13                  
          11 лет    д      3-8          7-14          7-14                  
          12 лет    м      1-6          8-15          6-14                  
          12 лет    д      3-7          7-14          7-15                  
          13 лет    м      1-5          8-15          6-15                  
          13 лет    д      1-6          7-14          7-16                  
          14 лет    м      1-5          7-15          8-15                  
          14 лет    д      1-6          6-13         10-17                  
          15 лет    м      1-4          7-14          5-13                  
          15 лет    д      1-4          6-14          9-17                  
 
      Привлекая данные из физиологии высшей  нервной  деятельности,  Айзенк 
 высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по  Павлову,  очень 
 близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Приро- 
 да интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной 
 нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбужде- 
 ния и торможения. Таким образом, используя данные обследования  по  шкалам 
 экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести  показатели темперамента. 
      Павлов описал четыре классических типа:                               
      сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характе- 
 ризуется как сильный, уравновешенный, подвижный);                          
      холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);                       
      флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);                        
      меланхолик (слабый,неуравновешенный, инертный).                       
      Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темпе- 
 рамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.            
 
      "Чистый" сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям,  быстро 
 сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоцио- 
 нальные переживания, как правило, неглубоки.  Мимика  богатая,  подвижная, 
 выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых  впечатлениях,  не- 
 достаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться  выра- 
 ботанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может  ус- 
 пешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методич- 
 ного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При  отсут- 
 ствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности  вырабаты- 
 ваются поверхностность и непостоянство.                                    
       Холерик отличается повышенной  возбудимостью,  действия  прерывисты. 
 Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, 
 яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос- 
 ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться  больше, 
 чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет  в  инициа- 
 тивности, энергичности, принципиальности. При  отсутствии  духовной  жизни 
 холерический темперамент часто проявляется в раздражительности,  аффектив- 
 ности, несдержанности, вспыльчивости,  неспособности  к  самоконтролю  при 
 эмоциональных обстоятельствах.                                             
       Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности по- 
 ведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойки- 
 ми. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях,  мимике  и  речи, 
 ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упор- 
 ный "труженик жизни", он редко выходит из себя, несклонен к аффектам, рас- 
 считав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру  общи- 
 телен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их  не  тратит.  В 
 зависимости от условий в одних случаях флегматик  может  характеризоваться 
 "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, осно- 
 вательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью  к  окружающему, 
 ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к  выполнению 
 одних лишь привычных действий.                                             
       Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, 
 присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом  их  выражении.  Ему 
 трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают 
 у меланхолика продолжительную тормозную  реакцию  (опускаются  руки).  Ему 
 свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи,  застенчивость, 
 робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек  глу- 
 бокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно  справляться 
 с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может  превратиться  в 
 замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым 
 внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые  вовсе это- 
 го не заслуживают.                                                         
 
      Опросник состоит из 56 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого из 3 факторов в зависимости  от 
 пола и возраста испытуемого. Если  тестовые  показатели  ниже  нормативных 
 (средних) показателей - результат оценивается как интроверсия  и  стабиль- 
 ность, если выше - как экстраверсия и нейротизм.                           
      Интерпретация дополнена методикой Е.А.Климова предназначенной для ин- 
 те различных сочетаний выраженности основных факторов с рекомендациями от- 
 носительно путей коррекции данной личности. В данной методике каждая шкала 
 (экстраверсия, нейротизм) разбита на 6 интервалов:  00-04,  05-08,  09-12, 
 13-16, 17-20, 21-24 баллов. Каждой конкретной комбинации тестовых  показа- 
 телей по обеим шкалам соответствует своя интерпретация. В связи с тем, что 
 в подростковом варианте максимальное значение по основным шкалам 22 балла, 
 а не 24, интервальные интепретации  были  заменены  на  следующие:  00-03, 
 04-07, 08-11, 12-15, 16-19, 20-22, (т.е. уменьшены на 1 балл в каждом  ин- 
 тервале). Данное дополнение к интерпретации является  экспериментальным  и 
 требует коррекции со стороны психолога.                                    
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
  Методика: Eysenck Personality Inventory (EPI).                            
  Ф.И.О: _____________________________                                      
  Доп. данные: _______________________                                      
 
 
                        Шкала неискренности:                                
 
           0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────╢> L                    
 
               <──[-]──><─────[?]─────><───[+]────>                         
 
 
                            НЕЙРОТИЗМ                                       
 
                                ^                                           
         Тревожный              ┌          Импульсивный                     
         Нерешительный          ├          Возбудимый                       
         Сдержанный             ├          Беспокойный                      
         Озабоченный            ├          Чувствительный                   
         Пессимистичный         ├          Переменчивый                     
         Необщительный          ├          Непостоянный                     
         Ранимый                ├          Оптимистичный                    
         Застенчивый            ├          Энергичный                       
         Тихий                  ├          Активный                         
                                ├                                           
                                ├                                           
          └▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>                    
      ИНТРОВЕРСИЯ               █              ЭКСТРАВЕРСИЯ                 
                                █                                           
         Медлительный           █          Жизнерадостный                   
         Спокойный              █          Активный                         
         Рассудительный         █          Инициативный                     
         Миролюбивый            █          Общительный                      
         Осмотрительный         █          Разговорчивый                    
         Осторожный             █          Контактный                       
         Надежный               █          Отзывчивый                       
         Ровный                 █          Непринужденный                   
         Пассивный              └          Беззаботный                      
 
                           СТАБИЛЬНОСТЬ                                     
 
                       Тестовые показатели:                                 
                   1. Неискренность   -  L  =  3                            
                   2. Экстраверсия    -  Ek =  8                            
                   3. Нейротизм       -  Nr = 10                            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
      Средний показатель искренности в ситуации тестирования.  Уме-         
 ренная откровенность в раскрытии особенностей своего характера.            
 
      Амбивертность. Умеренная общительность и потребность  в  кон-         
 тактах с другими людьми. Обращенность как к событиям внешнего  ми-         
 ра, так и к миру  внутренних  переживаний.  Стремление  соотносить         
 собственные взгляды и убеждения с мнением окружающих.                      
 
      Средний уровень нейротизма. Относительная эмоциональная  ста-         
 бильность и уравновешенность в обычной жизни в сочетании со склон-         
 ностью к тревоге и беспокойству в стрессовых ситуациях.  Внутреняя         
 напряженность и озабоченность при решении сложных проблем.                 
 
                   Характерологические проявления.                          
      Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к ок-         
 ружающим жестко-требователен.  Злопамятен. Часто проявляет пассив-         
 ное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокро-         
 вен.  К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает         
 привычные  дела  и монотонность быта.  Интонации речи мало вырази-         
 тельны. Малоэстетичен.                                                     
 
                           Пути коррекции.                                  
      Создать у него ощущение, что он интересен тренеру, воспитате-         
 лю,  партнеру. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия.         
 Среди общественных поручений следует выбрать что-то, требующее ак-         
 куратного исполнения (ведение табеля,  учет чего-то, и т.п.). Пох-         
 валите  за  исполнительность.  Помочь  в выборе каких-либо занятий         
 (желательно индивидуальные, а не групповые виды занятий).