МЕТОДИКА:
Личностный опросник EPI
(подростковый вариант - 10-15 лет)
(Г. Айзенк)
(Eysenck Personality Inventory - EPI)
(H.J. Eysenck).
Методика предназначена для диагностики двух наиболее обобщенных лич-
ностных факторов и является реализацией типологического подхода к изучению
личности.
Личностные измерения, предложенные Г.Айзенком следует рассматривать
как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется
их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.
Опросник EPI предназначен для диагностики экстра-инроверсии и нейро-
тизма, а также имеет шкалу достоверности информации, выявляющей тенденцию
обследуемого представлять себя в "лучшем виде".
1. Экстраверсия - интроверсия.
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность
и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в
контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, без-
заботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и дей-
ствие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого
контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно поло-
житься.
Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный чело-
век, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких дру-
зей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным
побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок.
Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимис-
тичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2. Нейротизм.
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоцио-
нальная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным,
связан с показателями лабильности нервной системы.
Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организо-
ванного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых
ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием
большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, об-
щительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой
адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве
виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеян-
ности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответ-
ствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми,
изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность,
впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность
характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим
их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблаго-
приятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму со-
ответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по ин-
троверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют эк-
стравертированному типу, низкие - интровертированному.
Нормативные показатели:
Возраст Пол Надежность Экстраверсия- Нейротизм
интроверсия:
10 лет м 3-8 8-15 3-13
10 лет д 4-9 7-14 9-14
11 лет м 2-6 7-15 6-13
11 лет д 3-8 7-14 7-14
12 лет м 1-6 8-15 6-14
12 лет д 3-7 7-14 7-15
13 лет м 1-5 8-15 6-15
13 лет д 1-6 7-14 7-16
14 лет м 1-5 7-15 8-15
14 лет д 1-6 6-13 10-17
15 лет м 1-4 7-14 5-13
15 лет д 1-4 6-14 9-17
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк
высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень
близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Приро-
да интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной
нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбужде-
ния и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам
экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента.
Павлов описал четыре классических типа:
сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характе-
ризуется как сильный, уравновешенный, подвижный);
холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);
флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);
меланхолик (слабый,неуравновешенный, инертный).
Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темпе-
рамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
"Чистый" сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро
сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоцио-
нальные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная,
выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, не-
достаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выра-
ботанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может ус-
пешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методич-
ного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсут-
ствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабаты-
ваются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты.
Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность,
яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос-
ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше,
чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициа-
тивности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни
холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффектив-
ности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при
эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности по-
ведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойки-
ми. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи,
ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упор-
ный "труженик жизни", он редко выходит из себя, несклонен к аффектам, рас-
считав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общи-
телен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В
зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться
"положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, осно-
вательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему,
ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению
одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя,
присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему
трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают
у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему
свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость,
робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глу-
бокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться
с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в
замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе это-
го не заслуживают.
Опросник состоит из 56 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого из 3 факторов в зависимости от
пола и возраста испытуемого. Если тестовые показатели ниже нормативных
(средних) показателей - результат оценивается как интроверсия и стабиль-
ность, если выше - как экстраверсия и нейротизм.
Интерпретация дополнена методикой Е.А.Климова предназначенной для ин-
те различных сочетаний выраженности основных факторов с рекомендациями от-
носительно путей коррекции данной личности. В данной методике каждая шкала
(экстраверсия, нейротизм) разбита на 6 интервалов: 00-04, 05-08, 09-12,
13-16, 17-20, 21-24 баллов. Каждой конкретной комбинации тестовых показа-
телей по обеим шкалам соответствует своя интерпретация. В связи с тем, что
в подростковом варианте максимальное значение по основным шкалам 22 балла,
а не 24, интервальные интепретации были заменены на следующие: 00-03,
04-07, 08-11, 12-15, 16-19, 20-22, (т.е. уменьшены на 1 балл в каждом ин-
тервале). Данное дополнение к интерпретации является экспериментальным и
требует коррекции со стороны психолога.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Eysenck Personality Inventory (EPI).
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────╢> L
<──[-]──><─────[?]─────><───[+]────>
НЕЙРОТИЗМ
^
Тревожный ┌ Импульсивный
Нерешительный ├ Возбудимый
Сдержанный ├ Беспокойный
Озабоченный ├ Чувствительный
Пессимистичный ├ Переменчивый
Необщительный ├ Непостоянный
Ранимый ├ Оптимистичный
Застенчивый ├ Энергичный
Тихий ├ Активный
├
├
└▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>
ИНТРОВЕРСИЯ █ ЭКСТРАВЕРСИЯ
█
Медлительный █ Жизнерадостный
Спокойный █ Активный
Рассудительный █ Инициативный
Миролюбивый █ Общительный
Осмотрительный █ Разговорчивый
Осторожный █ Контактный
Надежный █ Отзывчивый
Ровный █ Непринужденный
Пассивный └ Беззаботный
СТАБИЛЬНОСТЬ
Тестовые показатели:
1. Неискренность - L = 3
2. Экстраверсия - Ek = 8
3. Нейротизм - Nr = 10
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний показатель искренности в ситуации тестирования. Уме-
ренная откровенность в раскрытии особенностей своего характера.
Амбивертность. Умеренная общительность и потребность в кон-
тактах с другими людьми. Обращенность как к событиям внешнего ми-
ра, так и к миру внутренних переживаний. Стремление соотносить
собственные взгляды и убеждения с мнением окружающих.
Средний уровень нейротизма. Относительная эмоциональная ста-
бильность и уравновешенность в обычной жизни в сочетании со склон-
ностью к тревоге и беспокойству в стрессовых ситуациях. Внутреняя
напряженность и озабоченность при решении сложных проблем.
Характерологические проявления.
Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к ок-
ружающим жестко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассив-
ное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокро-
вен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает
привычные дела и монотонность быта. Интонации речи мало вырази-
тельны. Малоэстетичен.
Пути коррекции.
Создать у него ощущение, что он интересен тренеру, воспитате-
лю, партнеру. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия.
Среди общественных поручений следует выбрать что-то, требующее ак-
куратного исполнения (ведение табеля, учет чего-то, и т.п.). Пох-
валите за исполнительность. Помочь в выборе каких-либо занятий
(желательно индивидуальные, а не групповые виды занятий).
|