МЕТОДИКА:
Личностный опросник EPI
(Форма "А" и "B")
(Г. Айзенк)
(Eysenck Personality Inventory - EPI)
(H.J. Eysenck).
Методика предназначена для диагностики двух наиболее обобщенных лич-
ностных факторов и является реализацией типологического подхода к изучению
личности.
Личностные измерения, предложенные Г.Айзенком следует рассматривать
как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется
их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.
Опросник EPI предназначен для диагностики экстра-инроверсии и нейро-
тизма, а также имеет шкалу достоверности информации, выявляющей тенденцию
обследуемого представлять себя в "лучшем виде".
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек.
Обследуемые были разделены на группы в зависимости от проявлений диагнос-
цируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными
экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоцио-
нально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискрими-
нативная возможность каждого вопроса. Созданы варианты EPI для обследова-
ния детей и подростков.
1. Экстраверсия - интроверсия.
Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность
и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в
контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, без-
заботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и дей-
ствие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого
контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно поло-
житься.
Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроективный чело-
век, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких дру-
зей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным
побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок.
Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимис-
тичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2. Нейротизм.
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоцио-
нальная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным,
связан с показателями лабильности нервной системы.
Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организо-
ванного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых
ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием
большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, об-
щительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой
адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве
виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеян-
ности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответ-
ствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми,
изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность,
впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность
характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим
их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблаго-
приятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму со-
ответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по ин-
троверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют эк-
стравертированному типу, низкие - интровертированному.
Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 11-12 баллов.
Средние показатели по шкале нейротизма: 12-13.
Показатель по "шкале лжи", равный 4-5 баллам, является критическим,
он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только "хоро-
шие" ответы. Более 5 баллов - результаты обследования считаются недосто-
верными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк
высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень
близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Приро-
да интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной
нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбужде-
ния и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам
экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента.
Павлов описал четыре классических типа:
сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характе-
ризуется как сильный, уравновешенный, подвижный);
холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный);
флегматик (сильный, уравновешенный, инертный);
меланхолик (слабый,неуравновешенный, инертный).
Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темпе-
рамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
"Чистый" сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро
сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоцио-
нальные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная,
выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, не-
достаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выра-
ботанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может ус-
пешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методич-
ного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсут-
ствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабаты-
ваются поверхностность и непостоянство.
Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты.
Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность,
яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешеннос-
ти, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше,
чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициа-
тивности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни
холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффектив-
ности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при
эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности по-
ведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойки-
ми. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи,
ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упор-
ный "труженик жизни", он редко выходит из себя, несклонен к аффектам, рас-
считав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общи-
телен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В
зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться
"положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, осно-
вательностью и т. д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему,
ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению
одних лишь привычных действий.
Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя,
присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему
трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают
у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему
свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость,
робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глу-
бокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться
с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в
замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым
внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе это-
го не заслуживают.
Опросник состоит из 57 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого ори-
ентируется на степень выраженности каждого из 3 факторов в зависимости от
пола и возраста испытуемого. Если тестовые показатели ниже нормативных
(средних) показателей - результат оценивается как интроверсия и стабиль-
ность, если выше - как экстраверсия и нейротизм.
Интерпретация дополнена методикой Е.А.Климова предназначенной для ин-
те различных сочетаний выраженности основных факторов с рекомендациями от-
носительно путей коррекции данной личности. В данной методике каждая шкала
(экстраверсия, нейротизм) разбита на 6 интервалов: 00-04, 05-08, 09-12,
13-16, 17-20, 21-24 баллов. Каждой конкретной комбинации тестовых показа-
телей по обеим шкалам соответствует своя интерпретация.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Eysenck Personality Inventory (EPI).
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒─────────────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
НЕЙРОТИЗМ
^
┌
Тревожный ├ Импульсивный
Нерешительный ├ Возбудимый
Сдержанный ├ Беспокойный
Озабоченный ├ Чувствительный
Пессимистичный ├ Переменчивый
Необщительный ├ Непостоянный
Ранимый ├ Оптимистичный
Застенчивый ├ Энергичный
Тихий ├ Активный
├
├
└▀▀▀▀▀▀▀▀─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┼─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘>
ИНТРОВЕРСИЯ ├ ЭКСТРАВЕРСИЯ
├
Медлительный ├ Жизнерадостный
Спокойный ├ Активный
Рассудительный █ Инициативный
Миролюбивый █ Общительный
Осмотрительный █ Разговорчивый
Осторожный █ Контактный
Надежный █ Отзывчивый
Ровный █ Непринужденный
Пассивный █ Беззаботный
└
СТАБИЛЬНОСТЬ
Тестовые показатели:
1. Неискренность - L = 1
2. Экстраверсия - Ek = 4
3. Нейротизм - Nr = 7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Искренность в ситуации тестирования. Откровенность в раскры-
тии особенностей своего характера. Возможно, повышенная самокри-
тичность или склонность к подчеркиванию существующих проблем и за-
труднений.
Интровертированность. Обращенность во внутренний мир. Большая
опора на собственные взгляды и убеждения, чем на мнения других лю-
дей. Склонность к самоанализу. Сдержанность и отдаленность от
всех, кроме близких людей. Рационалистичность. Тенденция заранее
обдумывать и планировать свои действия.
Эмоциональная стабильность и уравновешенность как в обычной
жизни, так и в стрессовых ситуациях. Склонность к взвешенному и
спокойному решению возникающих проблем и затруднений. Организован-
ность и целенаправленность поведения, малая подверженность различ-
ным сбивающим факторам.
Характерологические проявления.
Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованнос-
ти в реальной жизни, а значит и низкие достижения. Направлен на
внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразли-
чен.
Пути коррекции.
Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушает безраз-
личие и повышает уровень притязаний, а, следовательно, качество
работы или учебы. Желательно найти и обратить его внимание на свои
сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь рабо-
той.
|