МЕТОДИКА:                                  
                       Эмоциональная направленность                         
                             (Б.И. Додонов).                                
 
      Тест-анкета "Эмоциональная направленность", разработанная  Б.И. Додо- 
 новым (1978), представляет собой перечень из 10  эмоций,  составленный  на 
 основе авторской классификации эмоций.                                     
      Классификация эмоций создана автором эмпирическим  путем,  на  основе  
 предварительного сбора огромного количества "сырого" материала о  "ценных"  
 переживаниях к "просвечивающим" через них  корреспондентным  потребностям, 
 положенным затем в основание классификации. В  классификации  используются 
 только те  "речевые модели", которые  обязательно  передают  специфический 
 компонент эмоции, ее окрашенности "в цвет" определенной потребности. Автор 
 выделяет 10 видов таких эмоций (1975):                                     
      альтруистические эмоции (возникают на основе потребности  в  содейст- 
 вии, помощи, покровительстве другим людям);                                
      коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении);   
      глорические эмоции (от лат. gloria - слава, связаны с потребностью  в  
 самоутверждении и славе, типичная  эмоциональная  ситуация - реальное  или  
 воображаемое "пожинание лавров");                                          
      праксические эмоции (вызываются деятельностью, ее успешностью или не- 
 успешностью);                                                              
      пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба, происходят от потребности  
 в преодолении опасности, на основе которой  позднее  возникает  интерес  к  
 борьбе);                                                                   
      романтические эмоции (возникают на основе стремления ко всему  необы- 
 чайному, необыкновенному, таинственному);                                  
      акизитивные эмоции (от франц.  acquisition - приобретение,  возникают  
 в связи с интересом к накоплению, "коллекционированию"  вещей,  выходящему  
 за пределы практической нужды в них);                                      
      гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности  в  те- 
 лесном и душевном комфорте);                                               
      гностические эмоции (часто описываются под рубрикой  интеллектуальных 
 чувств, их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с 
 потребностью в "когнитивной гармонии");                                    
      эстетические эмоции (являются отражением потребности человека быть  в 
 гармонии с окружающим миром).                                              
      Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики от- 
 сутствуют, автором предоставлена информация только по поводу  достовернос- 
 ти. Автор утверждает, что коэффициент достоверности информации, доставляе- 
 мой анкетой при работе с образованной молодежью, по данным специальных ис- 
 следований и расчетов, равен примерно 0,5.                                 
 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      При тестировании испытуемый присваивает ранг №1 наиболее приятным пе- 
 реживаниям, №2 - следующим и т.д. При таком присвоении  числовых  значений 
 тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании  бу- 
 дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее приятным переживаниям будет  со- 
 ответствовать наименьший подъем графика.                                   
      С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю  должна  соот- 
 ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис- 
 ловые значения графика получаются путем  преобразования  исходных  рангов: 
 11 - ранговый показатель. Таким образом,  наиболее  приятным  переживаниям 
 будет соответствовать 10 баллов, а наименее приятным переживаниям - 1.     
      В тексте интерпретации нумерация эмоциональных  переживаний  соответ- 
 ствует рангу, который им присвоил испытуемый от наиболее приятных до  наи- 
 менее приятных.                                                            
      В файл для статистической обработки данных записываются ранговые  по- 
 казатели.                                                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Эмоциональная направленность.                                    
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                   *                                                        
                10 ┼───────────────────▄▄──────────                         
                 9 ┼                   ██    ▄▄                             
                 8 ┼───────▄▄──────────██────██────                         
                 7 ┼       ██    ▄▄    ██    ██                             
                 6 ┼─▄▄────██────██────██────██────                         
                 5 ┼ ██    ██ ▄▄ ██    ██    ██                             
                 4 ┼─██────██─██─██────██────██─▄▄─                         
                 3 ┼ ██    ██ ██ ██ ▄▄ ██    ██ ██                          
                 2 ┼─██─▄▄─██─██─██─██─██────██─██─                         
                 1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     Рм Ак Пр Гл Гд Ал Гн Пг Км Эс                          
 
           Тестовые показатели эмоциональных переживаний:                   
 
                                           Ранг Балл                        
                1. Романтические    -  Рм =  5    6                         
                2. Акизитивные      -  Ак =  9    2                         
                3. Праксические     -  Пр =  3    8                         
                4. Глорические      -  Гл =  6    5                         
                5. Гедонистические  -  Гд =  4    7                         
                6. Альтруистические -  Ал =  8    3                         
                7. Гностические     -  Гн =  1   10                         
                8. Пугнические      -  Пг = 10    1                         
                9. Коммуникативные  -  Км =  2    9                         
               10. Эстетические     -  Эс =  7    4                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Гностические эмоции - интеллектуальные чувства связанные  с        
 потребностью в получении любой новой информации и с потребностью  в        
 "когнитивной гармонии".                                                    
      2. Коммуникативные эмоции, возникаюшие на основе потребности в        
 общении.                                                                   
      3. Праксические эмоции, которые вызываются  деятельностью,  ее        
 успешностью или неуспешностью.                                             
      4. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потреб-        
 ности в телесном и душевном комфорте.                                      
      5. Романтические эмоции, возникающие на основе  стремления  ко        
 всему необычайному, необыкновенному, таинственному.                        
      6. Глорические эмоции, связанные с потребностью в  самоутверж-        
 дении и славе.                                                             
      7. Эстетические эмоции, которые  являются  отражением  потреб-        
 ности человека быть в гармонии с окружающим миром.                         
      8. Альтруистические эмоции, возникающие на основе  потребности        
 в содействии, помощи, покровительстве другим людям.                        
      9. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом  к  на-        
 коплению, "коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практи-        
 ческой нужды в них.                                                        
     10. Пугнические эмоции, которые  происходят  от  потребности  в        
 преодолении опасности, на основе которой позднее возникает  интерес        
 к борьбе.