МЕТОДИКА:
Эмоциональная направленность
(Б.И. Додонов).
Тест-анкета "Эмоциональная направленность", разработанная Б.И. Додо-
новым (1978), представляет собой перечень из 10 эмоций, составленный на
основе авторской классификации эмоций.
Классификация эмоций создана автором эмпирическим путем, на основе
предварительного сбора огромного количества "сырого" материала о "ценных"
переживаниях к "просвечивающим" через них корреспондентным потребностям,
положенным затем в основание классификации. В классификации используются
только те "речевые модели", которые обязательно передают специфический
компонент эмоции, ее окрашенности "в цвет" определенной потребности. Автор
выделяет 10 видов таких эмоций (1975):
альтруистические эмоции (возникают на основе потребности в содейст-
вии, помощи, покровительстве другим людям);
коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении);
глорические эмоции (от лат. gloria - слава, связаны с потребностью в
самоутверждении и славе, типичная эмоциональная ситуация - реальное или
воображаемое "пожинание лавров");
праксические эмоции (вызываются деятельностью, ее успешностью или не-
успешностью);
пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба, происходят от потребности
в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к
борьбе);
романтические эмоции (возникают на основе стремления ко всему необы-
чайному, необыкновенному, таинственному);
акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение, возникают
в связи с интересом к накоплению, "коллекционированию" вещей, выходящему
за пределы практической нужды в них);
гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности в те-
лесном и душевном комфорте);
гностические эмоции (часто описываются под рубрикой интеллектуальных
чувств, их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с
потребностью в "когнитивной гармонии");
эстетические эмоции (являются отражением потребности человека быть в
гармонии с окружающим миром).
Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики от-
сутствуют, автором предоставлена информация только по поводу достовернос-
ти. Автор утверждает, что коэффициент достоверности информации, доставляе-
мой анкетой при работе с образованной молодежью, по данным специальных ис-
следований и расчетов, равен примерно 0,5.
Примечание к компьютерной версии.
При тестировании испытуемый присваивает ранг №1 наиболее приятным пе-
реживаниям, №2 - следующим и т.д. При таком присвоении числовых значений
тестовым показателям графическое отображение результатов тестировании бу-
дет выглядеть перевернутым, т.е. наиболее приятным переживаниям будет со-
ответствовать наименьший подъем графика.
С визуальной точки зрения наиболее высокому показателю должна соот-
ветствовать наболее высокая точка графика. Поэтому в данной программе чис-
ловые значения графика получаются путем преобразования исходных рангов:
11 - ранговый показатель. Таким образом, наиболее приятным переживаниям
будет соответствовать 10 баллов, а наименее приятным переживаниям - 1.
В тексте интерпретации нумерация эмоциональных переживаний соответ-
ствует рангу, который им присвоил испытуемый от наиболее приятных до наи-
менее приятных.
В файл для статистической обработки данных записываются ранговые по-
казатели.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Эмоциональная направленность.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
*
10 ┼───────────────────▄▄──────────
9 ┼ ██ ▄▄
8 ┼───────▄▄──────────██────██────
7 ┼ ██ ▄▄ ██ ██
6 ┼─▄▄────██────██────██────██────
5 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼─██────██─██─██────██────██─▄▄─
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
2 ┼─██─▄▄─██─██─██─██─██────██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Рм Ак Пр Гл Гд Ал Гн Пг Км Эс
Тестовые показатели эмоциональных переживаний:
Ранг Балл
1. Романтические - Рм = 5 6
2. Акизитивные - Ак = 9 2
3. Праксические - Пр = 3 8
4. Глорические - Гл = 6 5
5. Гедонистические - Гд = 4 7
6. Альтруистические - Ал = 8 3
7. Гностические - Гн = 1 10
8. Пугнические - Пг = 10 1
9. Коммуникативные - Км = 2 9
10. Эстетические - Эс = 7 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Гностические эмоции - интеллектуальные чувства связанные с
потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в
"когнитивной гармонии".
2. Коммуникативные эмоции, возникаюшие на основе потребности в
общении.
3. Праксические эмоции, которые вызываются деятельностью, ее
успешностью или неуспешностью.
4. Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потреб-
ности в телесном и душевном комфорте.
5. Романтические эмоции, возникающие на основе стремления ко
всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
6. Глорические эмоции, связанные с потребностью в самоутверж-
дении и славе.
7. Эстетические эмоции, которые являются отражением потреб-
ности человека быть в гармонии с окружающим миром.
8. Альтруистические эмоции, возникающие на основе потребности
в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
9. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к на-
коплению, "коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практи-
ческой нужды в них.
10. Пугнические эмоции, которые происходят от потребности в
преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес
к борьбе.
|