МЕТОДИКА:                                  
                      Опросник эмоционального интеллекта                    
                                  (ЭмИн)                                    
                               (Д.В. Люсин).                                
 
      Методика предназначена для диагностики различных аспектов эмоциональ- 
 ного интеллекта.                                                           
      Опросник измеряет эмоциональный интеллект  (ЭИ),  который  трактуется 
 как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.         
      В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) -  понимание  эмоций 
 других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание  соб- 
 ственных эмоций и управление ими, способность к пониманию  своих  и  чужих 
 эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).       
      В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к  пониманию 
 своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций  оз- 
 начает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт  на- 
 личия эмоционального переживания у себя  или  у  другого  человека;  может 
 идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию  испытывает 
 он сам или другой человек, и найти для нес словесное  выражение;  понимает  
 причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведст.     
      Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контро- 
 лировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать  чрезмерно  сильные 
 эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходи- 
 мости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.                              
      И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями  может 
 быть направлена как на собственные эмоции, так  на  эмоции  других  людей.  
 Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном  ЭИ.  Эти  
 два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и  на- 
 выков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом.  Таким  
 образом, в структуре ЭИ априорно выделяется  два "измерения",  пересечение  
 которых даст четыре вида ЭИ.                                               
      Опросник ЭмИн был проведсн на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 
 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по  специаль- 
 ностям "психолог" и "менеджер", и 31 специалиста различного профиля. В нес 
 входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых  женского 
 пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.                                
      Для оценки надсжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласо- 
 ванности Кронбаха по всем шкалам и субшкалам.  Внутренняя  согласованность 
 основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно  высокими  показателями 
 для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в райо- 
 не 0,7), но и ес можно признать удовлетворительной, за исключением субшка- 
 лы ВЭ (0,51).                                                              
      Для изучения внутренней структуры опросника и ес  соответствия  пред- 
 ложенным шкалам был проведсн факторный анализ. Факторы выделялись  методом 
 главных компонент. Мера адекватности выборки KMO  оказалась  равна  0,790, 
 значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетель- 
 ствует о высокой надсжности вычисления корреляционной матрицы.             
 
      Обработка.                                                            
      Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме.  
      Для утверждений с прямым ключом (знак плюс "+"):                      
      "совсем не согласен" - 0;                                             
      "скорее не согласен" - 1;                                             
      "скорее согласен"    - 2;                                             
      "полностью согласен" - 3.                                             
      Для утверждений с обратным ключом (знак минус "-"):                   
      "совсем не согласен" - 3;                                             
      "скорее не согласен" - 2;                                             
      "скорее согласен"    - 1;                                             
      "полностью согласен" - 0.                                             
 
      Опросник ЭмИн даст баллы по двум субшкалам, измеряющим различные  ас- 
 пекты МЭИ, и по трсм субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ.          
      Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путсм  простого  суммирования  
 соответствующих субшкал, то есть                                           
      МЭИ = МП + МУ,                                                        
      ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ.                                                   
      Другой способ суммирования субшкал даст ещс две шкалы - ПЭ и УЭ,      
      ПЭ = МП + ВП,                                                         
      УЭ = МУ + ВУ + ВЭ.                                                    
      Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционально- 
 го интеллекта ОЭИ,                                                         
      ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ.                                         
 
      Интерпретация.                                                        
      Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал  более  
 информативна, т. к. они относительно независимы (корреляция  между  МЭИ  и 
 ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529).        
 
      Межличностный ЭИ.                                                     
      Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать  эмоциональное  
 состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуля- 
 ция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к  внутренним  состояниям 
 других людей.                                                              
      Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать  у  других 
 людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Воз- 
 можно, склонность к манипулированию людьми.                                
 
      Внутриличностный ЭИ.                                                  
      Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих  эмо- 
 ций: их распознавание и идентификация,  понимание  причин,  способность  к  
 вербальному описанию.                                                      
      Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и  потребность  уп- 
 равлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и дер- 
 жать под контролем нежелательные.                                          
      Шкала ВЭ. Контроль  экспрессии.  Способность  контролировать  внешние  
 проявления своих эмоций.                                                   
 
      Нормы.                                                                
      Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым.                     
      Принцип их построения:                                                
      очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов;          
      низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%;                    
      средние значения - от 31 до 70%;                                      
      высокие значения - от 71 до 90%;                                      
      очень высокие значения - от 91 до 100%.                               
 
      Шкала   Очень   Низкое  Среднее  Высокое  Очень                       
              низкое                            высокое                     
      МП      0-19    20-22   23-26    27-30    31 и выше                   
 
      МУ      0-14    15-17   18-21    22-24    25 и выше                   
 
      ВП      0-13    14-16   17-21    22-25    26 и выше                   
 
      ВУ      0-9     10-12   13-15    16-17    18 и выше                   
 
      ВЭ      0-6     7-9     10-12    13-15    16 и выше                   
 
      МЭИ     0-34    35-39   40-46    47-52    53 и выше                   
 
      ВЭИ     0-33    34-38   39-47    48-54    55 и выше                   
 
      ПЭ      0-34    35-39   40-47    48-53    54 и выше                   
 
      УЭ      0-33    34-39   40-47    48-53    54 и выше                   
 
      ОЭИ     0-71    72-78   79-92    93-104   105 и выше                  
 
      Литературный источник: Люсин Д.В. Новая методика для  измерения  эмо- 
 ционального интеллекта: опросник  ЭмИн  //  Психологическая  диагностика.-  
 2006.- № 4.- С. 3 - 22.                                                    
 
      Опросник состоит из 46 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн).                       
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
    МП  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██─────────────╢>             
        0 <─────────[--]───────────><[-]<─[=]><─[+]><─[++]─> 100%           
 
    МУ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────╢>             
        0 <─────────[--]─────────><[-]<─[=]─><[+]><──[++]──> 100%           
 
    ВП  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████───────╢>             
        0 <─────────[--]───────><[-]<──[=]──><─[+]─><─[++]─> 100%           
 
    ВУ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>             
        0 <─────────[--]───────><─[-]><─[=]──><[+]<──[++]──> 100%           
 
    ВЭ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓███────────────────────╢>             
        0 <────[--]────><─[-]──><─[=]><──[+]─><────[++]────> 100%           
 
 
    ПЭ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────────╢>             
        0 <─────────[--]───────────><[-]<─[=]>[+]><─[++]───> 100%           
 
    УЭ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓███──────────────╢>             
        0 <─────────[--]────────><[-]<─[=]─>[+]<───[++]────> 100%           
 
 
    МЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>             
        0 <─────────[--]───────────><[-]<[=]><[+]><─[++]───> 100%           
 
    ВЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢>             
        0 <─────────[--]────────>[-]<[=]─><-[+]><──[++]────> 100%           
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
    ОЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>             
        0 <─────[--]─────><────[-]───><─[=]><[+]<──[++]────> 100%           
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
    1. Понимание чужих эмоций                   -  МП =  27   75%           
    2. Управление чужими эмоциями               -  МУ =  18   60%           
    3. Понимание своих эмоций                   -  ВП =  26   87%           
    4. Управление своими эмоциями               -  ВУ =   8   38%           
    5. Контроль экспрессии                      -  ВЭ =  13   62%           
       Понимание эмоций (МП+ВП)                 -  ПЭ =  53   80%           
       Управление эмоциями (МУ+ВУ+ВЭ)           -  УЭ =  53   74%           
       Межличностный ЭИ (МП+МУ)                 - МЭИ =  52   79%           
       Внутриличностный ЭИ (ВП+ВУ+ВЭ)           - ВЭИ =  54   75%           
       ----------------------------------------------------------           
       Интегральный показатель (МП+МУ+ВП+ВУ+ВЭ) - ОЭИ =  92   67%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокое понимание чужих эмоций. Повышенная способность  пони-         
 мать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений         
 эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса)  и/или  интуитивно;         
 чуткость к внутренним состояниям других людей.                             
 
      Среднее управление чужими эмоциями. Умеренно выраженная  спо-         
 собность вызывать у других людей те или иные эмоции,  снижать  ин-         
 тенсивность нежелательных эмоций.                                          
 
      Очень высокое понимание своих эмоций. Выраженная  способность         
 к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация,  пони-         
 мание причин, способность к вербальному описанию.                          
 
      Очень низкое управление  своими  эмоциями.  Слабо  выраженная         
 способность и потребность управлять своими  эмоциями,  вызывать  и         
 поддерживать желательные эмоции и держать  под  контролем  нежела-         
 тельные.                                                                   
 
      Высокий контроль экспрессии. Повышенная способность контроли-         
 ровать внешние проявления своих эмоций.                                    
 
      Высокий общий показатель способности понимания своих и  чужих         
 эмоций.                                                                    
 
      Высокий общий показатель способности управления своими и  чу-         
 жимы эмоциями.                                                             
 
 
      Высокий общий показатель межличностного эмоционального интел-         
 лекта. Повышенное понимание эмоций других людей и управление ими.          
 
      Высокий общий показатель внутриличностного эмоционального ин-         
 теллекта. Повышенное понимание  собственных  эмоций  и  управление         
 ими.                                                                       
 
      Средний интегральный показатель эмоционального интеллекта.