МЕТОДИКА:
Опросник эмоционального интеллекта
(ЭмИн)
(Д.В. Люсин).
Методика предназначена для диагностики различных аспектов эмоциональ-
ного интеллекта.
Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется
как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций
других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание соб-
ственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих
эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ).
В основу опросника положена трактовка ЭИ как способности к пониманию
своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций оз-
начает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт на-
личия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может
идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает
он сам или другой человек, и найти для нес словесное выражение; понимает
причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведст.
Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контро-
лировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные
эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходи-
мости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может
быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей.
Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти
два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и на-
выков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким
образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два "измерения", пересечение
которых даст четыре вида ЭИ.
Опросник ЭмИн был проведсн на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из
187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специаль-
ностям "психолог" и "менеджер", и 31 специалиста различного профиля. В нес
входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского
пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.
Для оценки надсжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласо-
ванности Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность
основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями
для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в райо-
не 0,7), но и ес можно признать удовлетворительной, за исключением субшка-
лы ВЭ (0,51).
Для изучения внутренней структуры опросника и ес соответствия пред-
ложенным шкалам был проведсн факторный анализ. Факторы выделялись методом
главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790,
значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетель-
ствует о высокой надсжности вычисления корреляционной матрицы.
Обработка.
Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме.
Для утверждений с прямым ключом (знак плюс "+"):
"совсем не согласен" - 0;
"скорее не согласен" - 1;
"скорее согласен" - 2;
"полностью согласен" - 3.
Для утверждений с обратным ключом (знак минус "-"):
"совсем не согласен" - 3;
"скорее не согласен" - 2;
"скорее согласен" - 1;
"полностью согласен" - 0.
Опросник ЭмИн даст баллы по двум субшкалам, измеряющим различные ас-
пекты МЭИ, и по трсм субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ.
Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путсм простого суммирования
соответствующих субшкал, то есть
МЭИ = МП + МУ,
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ.
Другой способ суммирования субшкал даст ещс две шкалы - ПЭ и УЭ,
ПЭ = МП + ВП,
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ.
Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционально-
го интеллекта ОЭИ,
ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ.
Интерпретация.
Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более
информативна, т. к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и
ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529).
Межличностный ЭИ.
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное
состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуля-
ция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям
других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других
людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Воз-
можно, склонность к манипулированию людьми.
Внутриличностный ЭИ.
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмо-
ций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к
вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность уп-
равлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и дер-
жать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние
проявления своих эмоций.
Нормы.
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым.
Принцип их построения:
очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов;
низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%;
средние значения - от 31 до 70%;
высокие значения - от 71 до 90%;
очень высокие значения - от 91 до 100%.
Шкала Очень Низкое Среднее Высокое Очень
низкое высокое
МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше
Литературный источник: Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмо-
ционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика.-
2006.- № 4.- С. 3 - 22.
Опросник состоит из 46 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
МП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██─────────────╢>
0 <─────────[--]───────────><[-]<─[=]><─[+]><─[++]─> 100%
МУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────╢>
0 <─────────[--]─────────><[-]<─[=]─><[+]><──[++]──> 100%
ВП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████───────╢>
0 <─────────[--]───────><[-]<──[=]──><─[+]─><─[++]─> 100%
ВУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>
0 <─────────[--]───────><─[-]><─[=]──><[+]<──[++]──> 100%
ВЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓███────────────────────╢>
0 <────[--]────><─[-]──><─[=]><──[+]─><────[++]────> 100%
ПЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────────╢>
0 <─────────[--]───────────><[-]<─[=]>[+]><─[++]───> 100%
УЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓███──────────────╢>
0 <─────────[--]────────><[-]<─[=]─>[+]<───[++]────> 100%
МЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>
0 <─────────[--]───────────><[-]<[=]><[+]><─[++]───> 100%
ВЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢>
0 <─────────[--]────────>[-]<[=]─><-[+]><──[++]────> 100%
Интегральный тестовый показатель:
ОЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>
0 <─────[--]─────><────[-]───><─[=]><[+]<──[++]────> 100%
Тестовые показатели:
1. Понимание чужих эмоций - МП = 27 75%
2. Управление чужими эмоциями - МУ = 18 60%
3. Понимание своих эмоций - ВП = 26 87%
4. Управление своими эмоциями - ВУ = 8 38%
5. Контроль экспрессии - ВЭ = 13 62%
Понимание эмоций (МП+ВП) - ПЭ = 53 80%
Управление эмоциями (МУ+ВУ+ВЭ) - УЭ = 53 74%
Межличностный ЭИ (МП+МУ) - МЭИ = 52 79%
Внутриличностный ЭИ (ВП+ВУ+ВЭ) - ВЭИ = 54 75%
----------------------------------------------------------
Интегральный показатель (МП+МУ+ВП+ВУ+ВЭ) - ОЭИ = 92 67%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокое понимание чужих эмоций. Повышенная способность пони-
мать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений
эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно;
чуткость к внутренним состояниям других людей.
Среднее управление чужими эмоциями. Умеренно выраженная спо-
собность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать ин-
тенсивность нежелательных эмоций.
Очень высокое понимание своих эмоций. Выраженная способность
к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, пони-
мание причин, способность к вербальному описанию.
Очень низкое управление своими эмоциями. Слабо выраженная
способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и
поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежела-
тельные.
Высокий контроль экспрессии. Повышенная способность контроли-
ровать внешние проявления своих эмоций.
Высокий общий показатель способности понимания своих и чужих
эмоций.
Высокий общий показатель способности управления своими и чу-
жимы эмоциями.
Высокий общий показатель межличностного эмоционального интел-
лекта. Повышенное понимание эмоций других людей и управление ими.
Высокий общий показатель внутриличностного эмоционального ин-
теллекта. Повышенное понимание собственных эмоций и управление
ими.
Средний интегральный показатель эмоционального интеллекта.
|