МЕТОДИКА:
Расширенный тест жизненных ориентаций
(Extended Life orientation test - ELOT)
(E.C. Chang)
(перевод и адаптация М.С. Замышляевой).
В современной зарубежной литературе можно выделить два основных под-
хода к изучению оптимизма и пессимизма: исследование диспозиционного опти-
мизма (Ч. Карвер, М. Шейер и др.) и исследование оптимизма как атрибутив-
ного стиля (М. Селигман, К. Петерсон и др.). Эти подходы имеет довольно
много общих положений, отражающих близкие теоретико-методологические осно-
вания, и могут рассматриваться в рамках позитивной психологии как род-
ственные и взаимодополняющие направления.
Исследование диспозиционного оптимизма строится на основе общей тео-
рии саморегуляции поведения - теории (или модели) "Ожидаемой ценности" Ат-
кинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится
вокруг некоторой цели, оно направлено на ее достижение. В самом общем
смысле цели - это состояния или действия, которые люди рассматривают как
желательные (цели) или нежелательные (анти-цели). С точки зрения мотивов
человека цели могут иметь разную значимость или ценность.
Второй основной элемент данной модели - ожидание, которое выражается
в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения цели. Если у
человека недостаточно уверенности в достижимости цели, то он не будет
предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или
разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточ-
но уверенности, он инициирует действие и продолжает свои попытки достиг-
нуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в конечном
успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных труднос-
тей.
В сложных ситуациях, успех в которых зависит от множества неподдаю-
щихся учету и контролю факторов или принципиально новых ситуаций, не име-
ющих аналогов в прошлом опыте, первый план выходят наиболее широкие ожи-
дания человека, выражающие генерализованные чувства уверенности или сомне-
ния, которые можно назвать оптимизмом-пессимизмом. Чтобы подчеркнуть обоб-
щенность таких ожиданий, проявляющихся в готовности определенным образом
реагировать на любую ситуацию, в рамках данного подхода часто используют
понятие "диспозиционный оптимизм".
Под оптимизмом-пессимизмом Ч. Карвер и М. Шейер, имеют ввиду широкое,
диффузное, проявляющееся в разных ситуациях чувство уверенности или сомне-
ния, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни положительны-
ми или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием оптимисты бо-
лее склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в на-
правлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к сом-
нениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие, так или иначе,
может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи. Оптимис-
тами, следовательно, можно назвать людей, которые склонны придерживаться
позитивных ожиданий относительно будущего; пессимисты, соответственно, бо-
лее склонны к негативным.
Одной из проблем данного подхода является вопрос о том, правомерно ли
рассматривать оптимизм и пессимизм как противоположные полюсы единого кон-
структа, либо они представляют самостоятельные и относительно независимые
между собой конструкты.
Имеющиеся в распоряжении ученых факты дают немало аргументов в пользу
представлений об относительной независимости оптимизма и пессимизма. Для
многих ученых идея независимости оптимизма и пессимизма выглядит настолько
убедительно, что разрабатываются диагностические методики, направленные на
измерение оптимизма и пессимизма как самостоятельных конструктов, типичным
примером которых можно считать ELOT - двухмерый опросник, предложенный
E.C. Chang (США) в 1997 году.
Методика ELOT разработана E.C. Chang в 1997 году на основе LOT (Life
Orientation Test, Carver С.S., Scheier M.F.). По мнению автора данной ме-
тодики, она больше подходит для оценки двухфакторной модели оптимизма-пес-
симизма. Эта двухфакторная методика характеризует обобщенные позитивные и
негативные ожидания личности, то есть диспозиционный оптимизм и пессимизм.
В отличие от LOT, она включает 20 утверждений, каждое из которых оце-
нивается по семибалльной шкале (от 1 балла - "совершенно не согласен" до 7
баллов - "совершенно согласен"). 6 утверждений направлены на выявление
степени диспозиционного оптимизма, другие 9 относятся к диспозиционному
пессимизму, а оставшиеся 5 утверждений - "буферные".
Статистические показатели.
Оптимизм: среднее = 31, SD = 5,16.
Пессимизм: среднее = 31, SD = 7,4.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов
тестирования основана на показателях выраженных в процентах с нулевой точ-
кой:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Для более точной оценки рекомендуется ориентироваться на статистичес-
кие показатели полученные автором адаптированной версии методики или про-
вести собственные статистические исследования на целевой выборке.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Расширенный тест жизненных ориентаций (ELOT).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Оп
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> Пс
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. "Оптимизм" (позитивные ожидания) - Оп = 33 75%
2. "Пессимизм" (негативные ожидания) - Пс = 36 50%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень оптимизма, ожидания того, что в будущем
будут происходить хорошие события.
Средний уровень пессимизма, умеренные негативные ожидания от-
носительно будущего.
|