МЕТОДИКА:                                  
                            Шкала экзистенции                               
                          (А. Лэнглэ, К. Орглер)                            
                           (The Existenсе Skale)                            
                      (Langle A., Orgler Ch, Kundi M.).                     
 
      Методика представляет собой личностный опросник, предназначенный  для 
 измерения экзистенциальной исполненности, качества жизни личности, связан- 
 ного с ощущением наполненности жизни определенным смыслом. Опросник  изме- 
 ряет экзистенциальную исполненность, как она субъективно ощущается испыту- 
 емым.                                                                      
      Опросник теоретически разработан А. Лэнглэ на основе собственной  эк- 
 зистенциально-аналитической теории. Экзистенциальная исполненность - поня- 
 тие, появившееся в психологии В. Франкла для описания качества жизни чело- 
 века в противовес более привычному (в частности, принятому в психоанализе) 
 понятию счастья.                                                           
      Понятие исполненности - это эвдемоническое  счастье - "счастье  через 
 достоинство" (Аристотель), неотделимое от персональных убеждений и устано- 
 вок личности. "Степень" или "уровень" экзистенциальной исполненности пока- 
 зывает, много ли осмысленного в жизни личности,  как  часто  она  живет  с 
 внутренним согласием, соответствуют ли ее сущности ее решения и  поступки, 
 может ли личность вносить хорошее, как она это  понимает,  в  жизнь.  Речь 
 идет не о том, как на самом деле живет человек, а о том, как он  полагает, 
 что живет. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни.      
 
      Методические шаги по обнаружению смысла в  экзистенциальной  ситуации 
 описаны Франклом следующим образом: чтобы смысл обнаружил  себя,  человеку 
 нужно:                                                                     
      сначала воспринять поле возможностей - 1 шаг;                         
      затем эмоционально соотнестись с имеющимися  возможностями,  "пропус- 
 тить" их через себя, разглядеть в них ценности - 2 шаг;                    
      найти наиболее соответствующую запросу ситуации и себе  самому  един- 
 ственную наилучшую возможность и принять решение в ее пользу - 3 шаг;      
      обдумать способы наилучшего действия в соответствии с принятым  реше- 
 нием, внося тем самым обнаруженный смысл жизнь, - 4 шаг.                   
      Выполнение этих шагов предполагает наличие у человека четырех базовых  
 антропологических способностей (способностей, имманентно имеющихся у  всех 
 людей), которые соответствуют шкалам теста:                                
 
      № шага  -  Действие  - Личностные качества  - Шкала опросника:        
 
      1. Восприятие.                                                        
      Трезвость, реалистичность, способность увидеть свою субъективную долю 
 и отделить себя от другого.                                                
      Самодистанцирование (SD)                                              
 
      2. Чувствование.                                                      
      Быть затронутым, попадать в резонанс с ценностями.                    
      Самотрансценденция (ST).                                              
 
      3. Выбор.                                                             
      Оставлять все остальные варианты ради одного, решаться.               
      Свобода (F).                                                          
 
      4. Действие.                                                          
      Осуществлять, действительно сделать, реализовать выбор.               
      Ответственность (V).                                                  
 
      Как и во всех анкетах по самооценке, отправной точкой, или  "внутрен- 
 ней шкалой", в соответствии с которой испытуемый измеряет  себя,  является 
 непосредственное чувство или же более или менее осознаваемая оценка  (кар- 
 тина себя). Поэтому результат зависит от целого ряда факторов: способности 
 к самовосприятию, саморефлексии, наличия жизненного опыта,  отраженного  в 
 содержаниях субтестов, меры его внутренней критичной проработки,  а  также 
 от доступа к собственным чувствам, от самочувствия испытуемого и т.д.  Су- 
 щественным фактором является уровень запросов, с которым конкретный  испы- 
 туемый подходит к оценке себя и своей жизни. Как правило, в  психотерапев- 
 тическом процессе завышенный уровень запросов  корректируется,  а  человек 
 приобретает более тонкий дифференцированный взгляд на свои  проблемы.  Это 
 является прогрессом в его личностном развитии, однако при этом  показатели 
 субшкалы ST снижаются. Это также нужно учитывать при интерпретации резуль- 
 татов, полученных до и после терапии.                                      
 
      Тест не измеряет достижения и самочувствие, хотя и то и другое  может 
 влиять на результат теста. Он показывает только: может  человек  конструк- 
 тивно обходиться с самим собой и с миром, быть самим  собой,  несмотря  на 
 особенности своей психодинамики и жизненные  обстоятельства.  Методика  не 
 измеряет ни количества проблем, ни степени их тяжести, только то, насколь- 
 ко хорошо человек может обходиться со своими проблемами. В ШЭ речь в  пер- 
 вую очередь идет о способностях личности, а они в какой-то степени зависят 
 и от прошлого опыта в связи с проблемами, и от того, насколько трудна  его 
 актуальная жизненная ситуация.                                             
 
      Также то, насколько хорошо кто-то справляется со своей  жизнью  и  со 
 своими проблемами, опять же определяется по его собственному восприятию  и 
 субъективным переживаниям. Поэтому ШЭ - это не нормирующий тест.  Отметим, 
 что этот измерительный инструмент соответствует своей экзистенциальной ме- 
 тодологии, допускающей в самой природе человека свободу решения. Например, 
 в рамках психоаналитической естественно-научной картины человека,  уделяю- 
 щей большое значение бессознательным структурам, было бы недопустимым  до- 
 верять собственным суждениям испытуемого, описывающим его установки по от- 
 ношению к жизни. Потребовались бы иные инструменты, выявляющие  "истинное" 
 положение вещей окольными путями: через проективные ситуации, сны, оговор- 
 ки и т д. Однако, если исходить из характерной для экзистенциальной психо- 
 логии картины человека, ситуация иная. Вместо некоторого абстрактного  по- 
 нятия объективной правды появляется принципиально  субъективное  по  своей 
 природе понятие правды как такого взгляда на действительность, на  основа- 
 нии которого конкретный человек принимает решения. Субъективная правда яв- 
 ляется единственной на данный момент доступной  человеку  мерой  понимания 
 структурных взаимосвязей в мире. Жизнь осуществляется с ориентацией на то, 
 что считаешь правдой, и переживание собственной жизни как хорошей или пло- 
 хой также определяется этим. Когда у отдельных испытуемых мы наблюдаем не- 
 правдоподобно высокие показатели теста, их правда состоит в том,  что  для 
 них очень важно быть лучшими.                                              
 
      Опросник состоит из 46 пунктов, 4 основных шкал, 2 фактора личности и 
 1 суммарный показатель - субъективно переживаемая мера исполненности.      
 
      Каждый пункт оценивается по 6-балльной шкале.                         
 
      Тест переведен и адаптирован на русском языке, но нормативные  данные 
 для него не получены. Поэтому сравнение показателей теста с условной  нор- 
 мой невозможно, лишь только на уровне сравнений показателей различных рес- 
 пондентов между собой.                                                     
 
      Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются  баллы  от 
 1 до 6:                                                                    
      "верно" - 1 балл;                                                     
      "верно с ограничениями" - 2 балла;                                    
      "скорее верно" - 3 балла;                                             
      "скорее не верно" - 4 балла;                                          
      "не верно с ограничениями" - 5 баллов;                                
      "не верно" - 6 баллов.                                                
      Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 6 до 1 ("не  верно" 
 1 балл, "верно" - 6 баллов).                                               
 
      Интерпретация.                                                        
 
      Интерпретация на уровне вопросов.                                     
 
      Такой подход дает непосредственное описание с помощью полученных  от- 
 ветов на соответствующие вопросы. Например, можно сказать, насколько  дан- 
 ный человек испытывает внутренние противоречия, страдает от того, что дол- 
 жен одновременно делать много дел, насколько велик его интерес к предстоя- 
 щему дню, и т.д. Эти данные делают тест хорошей темой терапевтических  бе- 
 сед первых встреч, во всяком случае, он мотивирует пациента рассказывать о 
 себе.                                                                      
 
      Интерпретация показателей шкал.                                       
 
      (SD) = "Самодистанцирование" (Франкл).                                
      Субшкала SD измеряет способность создания внутреннего свободного про- 
 странства.                                                                 
      Измерение находится между двумя полюсами:                             
      отсутствие свободного внутреннего пространства;                       
      создание внутренней дистанции по отношению к себе, объективность.     
      Самодистанцирование измеряет способность человека отойти на дистанцию 
 по отношению к себе самому. Человек, обладающий способностью к  SD,  может 
 отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и  наме- 
 рения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию  с  некоторой  дистанции.  Не 
 ориентироваться лишь на самого себя, не действовать, будучи слепым по  от- 
 ношению к миру, не реагировать, непосредственно отвечая на случайные  сти- 
 мулы, а воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности 
 ситуации. SD замеряет не наличие или отсутствие проблем, не свободу от же- 
 ланий, представлений и целей, чувств или страхов, а лишь способность выхо- 
 дить по отношению ко всему этому на дистанцию, внутренне освобождаться  от 
 плена аффектов, предубеждений и желаний, не запутываться в  них.  Стабиль- 
 ность этой способности при наличии нагрузки также входит в показатель.     
      Низкий показатель SD (ниже 26) означает отсутствие дистанции по отно- 
 шению к самому себе. Это может быть обусловлено незрелостью, но, как  пра- 
 вило, причиной этого являются какие-то формы внутреннего  смятения  (из-за 
 конфликтов, посттравматического состояния) или внутренняя фиксация на чем- 
 то (при хронических дефицитах, неудовлетворенных потребностях). При низком 
 показателе SD человек преимущественно занимается  самим  собой,  например, 
 навязчивыми желаниями или мыслями, автоматическим мышлением, фиксированны- 
 ми чувствами, упреками в свой адрес и т.д., но такие же показатели появля- 
 ются и при чрезмерных ситуативных нагрузках, когда у  человека  появляются 
 предубеждения и суженность восприятия. Одним из  следствий  затруднений  в 
 дистанцировании по отношению к себе  самому  и  невозможности  реалистично 
 воспринимать и мыслить является потеря ориентации (человек больше не пони- 
 мает, что с ним происходит).                                               
      У другого типа испытуемых с низкими показателями SD часто наблюдается 
 отсутствие способности выходить из потока активности для установления реф- 
 лексивной дистанции (например, они не могут делать паузы  в  работе),  они 
 обычно очень быстро реагируют на раздражители и поэтому зависят от случай- 
 ных раздражителей. С увеличивающимся показателем SD (средний = 35,5) улуч- 
 шается способность восприятия и ясность  в  отношении  ситуации.  Внимание 
 постоянно переносится вовне. Дистанция по отношению к себе самому при этом 
 увеличивается.                                                             
      Очень высокий показатель (от 43 до максимального балла 48)  означает, 
 что человек очень хорошо может отходить на дистанцию по  отношению  к себе 
 самому. Но это также означает, что он может не замечать свои потребности и 
 чувства (что может вести к самоотрицанию). Остается открытым вопрос о сто- 
 ящем за этим мотиве: честолюбие или необходимость преодоления трудной  си- 
 туации. Если человек живет с установкой, направленной на достижения и пер- 
 фекционизм, он будет иметь стабильно высокие показатели SD, а его характер 
 отличаться высоким самообладанием, строгостью и непреклонностью.  У  таких 
 людей при этом субъективно есть чувство,  что  они  только  функционируют. 
 Внешне кажется, что они холодны и не имеют чувств. Однако если одновремен- 
 но с довольно высокими показателями по SD также имеются высокие показатели 
 по шкале SТ, то тогда мы имеем другую картину - человек  полностью  отдает 
 себя ценности, посвящая свою жизнь и вкладывая свои способности во  что-то 
 или в кого-то. Эмоционально он черпает силы в той  ценности,  приверженцем 
 которой является.                                                          
      Односторонне высокий показатель SD при наличии средних или низких по- 
 казателей SТ, F (свободы) и V (ответственности) может указывать на  хрони- 
 ческое компенсированное психическое расстройство.                          
 
      (ST) = "Самотрансценденция" (Франкл).                                 
      Субшкала ST измеряет способность ощущать  ценности  (ясность  в  чув- 
 ствах).                                                                    
      Измерение располагается между полюсами:                               
      эмоциональная необязательность;                                       
      cпособность ощущать ценности, быть затронутым эмоционально            
      Самотрансценденция (ST) измеряет свободную  эмоциональность,  которая 
 проявляется в способности:                                                 
      чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать;           
      жить ради чего-то/кого-то (ориентироваться в действиях на смысл, а не 
 только на цель);                                                           
      чувствовать ценности, переживать захваченность ценностью, эмоциональ- 
 но откликаться;                                                            
      воспринимать глубокие внутренние отношения,  экзистенциальную  значи- 
 мость происходящего.                                                       
      Таким образом, ST описывает способность человека прикасаться  к  цен- 
 ностным основаниям мира и воспринимать собственную внутреннюю затронутость 
 в этом чувствовании. Благодаря этой способности устанавливается внутреннее 
 отношение к пережитому, и личность может обнаруживать и проживать  субъек- 
 тивные ценности, что проявляется, например, в  способности  получать  удо- 
 вольствие, cпособности к страданию - то есть во всем, что составляет  "па- 
 тическое измерение" человека. Чтобы быть в состоянии  различать  важное  и 
 неважное - придавать эмоциональный вес пережитому в  соответствии  с  тем, 
 насколько его содержание значимо для экзистенции, - нужно чувствовать эмо- 
 циональную внутреннюю соотнесенность и принимать себя вместе со своими же- 
 ланиями и потребностями (самопринятие - основа для того, чтобы знать,  что 
 хочешь).                                                                   
      Самотрансценденция завершает Самодистанцирование: созданная в SD ког- 
 нитивная дистанция по отношению к самому  себе  освобождает  человека  для 
 эмоционального соотнесения с миром, в котором только и может быть пережито 
 "исполнение". Таким образом, самодистанцирование является предпосылкой для 
 самотрансценденции, которая и описывает франкловское "уйти в  мир",  чтобы 
 найти себя. Так что если SD означает абстрагироваться от себя, чтобы  быть 
 способным отдаться чему-то другому, то ST снова возвращает человека к себе 
 самому через чувствование внутреннего соотнесения с собой в  прикосновении 
 к ценностям мира.                                                          
      Низкий показатель ST (ниже 58) означает эмоциональную уплощенность  и 
 скудность в отношениях с миром и людьми. Жизнь  бедна  чувствами,  преиму- 
 щественно деловита и функциональна. Недостаток эмоциональности делает  че- 
 ловека беспомощным, неуверенным, даже словно бы слепым в восприятии чувств 
 и ценностей: человек сам не знает, что ему нравится и чего он хочет.  Чув- 
 ство важности и ценности содержаний переживания ("что оно делает с челове- 
 ком и что оно для него значит") ограничено. Возникающие чувства  ощущаются 
 как мешающие и вводят в  заблуждение.  Аффективность  и  амплитуда  чувств 
 плоские, эмоциональность трудно доступна.                                  
      С ростом показателя ST (средний = 73) обогащается эмоциональный внут- 
 ренний мир и внутренняя способность чувствовать ценностные основания и  на 
 них ориентироваться ("участное бытие").                                    
      При очень высоких показателях (больше 81, максимальный показатель 84) 
 тенденция развивается дальше и приходит к полному раскрытию. Человек  рас- 
 полагает свободно доступной эмоциональностью. Доверяя своим чувствам,  че- 
 ловек может легко интуитивно постигать ситуации и сопереживать другим  лю- 
 дям (высокая способность к эмпатии). Это делает его открытым для инаковос- 
 ти, готовым к встрече с новым - к самотрансценденции как выходу за пределы 
 себя.                                                                      
      Очень высокие показатели ST могут вместе с тем означать, что  эмоцио- 
 нальная откликаемость может доминировать, однако это становится проблемой, 
 только если SD имеет низкие значения - то есть  не  создается  необходимая 
 дистанция.                                                                 
 
      (F) = "Свобода".                                                      
      Субшкала F измеряет  способность  решаться.  Измерение  располагается 
 между полюсами:                                                            
      способность решаться (взгляд на свободные пространства);              
      неспособность - уверенность в решении.                                
      Свобода (F) охватывает способность находить реальные возможности дей- 
 ствия, создавать из них иерархию в соответствии с их ценностью и таким об- 
 разом приходить к персонально обоснованному решению. Способность решаться, 
 с одной стороны, зависит от особенностей личности (таких как сила, концен- 
 трация, мужество, способность отграничиваться и  вступаться  за  Собствен- 
 ное), с другой стороны - от имеющихся возможностей ситуации, которые важно 
 разглядеть, чтобы быть в состоянии что-то  выбрать.  Cоотнесение  с  этими 
 внутренними и внешними условиями ведет к ясности в принятии решения.  Важ- 
 но, чтобы на фоне реально возможного человек увидел самое для него важное, 
 то, на основании чего можно судить, свободно выбирать и решать. Если у ко- 
 го-то это снова и снова получается без больших проблем, то возникает  чув- 
 ство, что ты свободен.                                                     
      Низкий F-показатель (ниже 37) означает неспособность принимать  реше- 
 ния, нерешительность и неуверенность в собственных  решениях.  Препятствия 
 для осуществления свободы как человеческой способности могут иметь  разные 
 причины. Определенные черты личности или типы личностных расстройств ведут 
 к специфическим проблемам в отношении измерения свободы.  Тревожная  форма 
 реaкции: имеется слабость в связи с необходимостью решиться  из-за  неуве- 
 ренности, страха перед возможными последствиями.  Например,  из-за  страха 
 сделать ошибки тревожный человек не решается ни на что. Например, он лучше 
 подчинится решению другого, чем сам будет что-то решать. Депрессивная фор- 
 ма реакции: человек не решается на активные действия в связи с отсутствием 
 силы, при этом низкие показатели по шкале F сочетаются с высокими  показа- 
 телями SТ.                                                                 
      Истерическая форма реакции: человек видит много возможностей,  но  не 
 знает, чего он сам хочет, и поэтому не может выбрать, в результате  возни- 
 кает чувство "разорванности" и растерянности (чаще всего связано с высоким 
 показателем SD). Отсутствие экзистенциальности: при этом  характерна  пас- 
 сивная, фаталистическая жизненная установка. Человек  думает, что  решения 
 ни к чему не приведут и ничего не смогут изменить. Они ощущаются как  бес- 
 смысленные. Могут развиться зависимые формы жизни, тогда, например,  день- 
 ги, алкоголь, игра могут выполнять компенсаторную роль в  связи  с  отсут- 
 ствием чувства свободы.                                                    
      С ростом показателя F (средний = 49) растет  ясность  и  прочность  в 
 формировании суждения и нахождении решения. Чем выше показатель, тем легче 
 находятся возможности для действия и принимаются решения.                  
      При очень высоком показателе F, если  превышение  выглядит  одиночным 
 пиком (выше 58, максимальный показатель 66), имеется склонность к оценива- 
 ющему, критичному и доминантному поведению, которое сопровождается непере- 
 носимостью любых ограничений и отвращением к  постоянным  отношениям.  Как 
 показывает наш опыт, эти люди предпочитают скорее избавляться от привязан- 
 ностей, они остаются бездействующими в межличностном  общении  чаще  всего 
 из-за страха перед ранением или закреплением в отношениях.                 
 
      (V) = "Ответственность".                                              
      Субшкала V измеряет обязательное "пойти на что-то". Измерение  распо- 
 лагается между полюсами:                                                   
      необязательность - обязательность,                                    
      персональная включенность или чувство долга.                          
      В связи с ответственностью (V)  измеряется  способность  доводить  до 
 конца решения, принятые на основании личных ценностей. Человек действует с 
 осознанием обязательности этого для себя или  обязательств  перед  кем-то. 
 Выдерживать процесс воплощения в жизнь собственных замыслов позволяет чув- 
 ство уверенности, что все делается правильно. Или же, если нет собственной 
 уверенности, компенсаторную функцию может взять  на  себя  чувство  долга. 
 Проживаемая ответственность является основой для  формирования  стабильной 
 самоценности. Показатели теста по этой субшкале указывают также на времен- 
 ное постоянство - способность выдержать.                                   
      Низкий показатель V (ниже 41) означает, что человек не чувствует пер- 
 сональной включенности в жизнь. Жизнь идет сама собой, она в малой степени 
 поддается планированию и не пронизана собственной волей. Человек застывает 
 в позиции ожидания и в  большей  степени  является  зрителем.  Преобладает 
 сдержанность. Чувство долга не сильно выражено, но может быть  сформирова- 
 но. Становится ясным - как это уже было в случае свободы, - что  различные 
 черты личности или же сферы нарушения ведут к различным проблемам в  связи 
 с ответственностью.                                                        
      Тревожная форма реaкции: имеется страх перед  шагом  в  жизнь,  перед 
 усилиями и проблемами и перед угрожающими последствиями. Для осуществления 
 необходимы гарантии, ориентиры и заданности.                               
      Депрессивная форма реакции: здесь преобладает чувство вины,  а  также 
 страх перед виной и перед грузом включенности.                             
      Истерическая форма реакции: здесь имеется страх  перед  стесненностью 
 из-за обязательств. Это нередко ведет к беспечности и легкомыслию в  пове- 
 дении.                                                                     
      С растущим показателем V (средний = 57,5) ответственность и  включен- 
 ность растут. Человек больше затронут соотнесением с жизнью и  придержива- 
 ется обязательного, заботливого обхождения с ней.                          
      Очень высокий показатель V (более 70, максимальный показатель 78)     
 возникает благодаря последовательной самоответственности, аутентичному по- 
 ведению и большому чувству долга (при высоком F). Но  при  низком  F  речь 
 также может идти о чувстве долга, которое в малой степени связано  с  соб- 
 ственным решением, но хорошо натренировано (воспитание, страхи).  Действия 
 направляются страхом последствий или выученной дисциплинированностью.      
 
      (P) = "Персональность".                                               
      Показатель Р (персональность) описывает степень раскрытия Бытия:  на- 
 сколько человек открыто воспринимает мир и себя самого. Измерение распола- 
 гается между полюсами:                                                     
      раскрытие Бытия (доступность);                                        
      закрытость.                                                           
      Показатель P описывает важную характеристику человека, а  именно  его 
 когнитивную и эмоциональную доступность для себя и для мира. Низкие  пока- 
 затели P могут быть расценены как признак того, что  базовые  персональные 
 способности блокированы и не используются. Если такие блокады продолжаются 
 долго, то они проявляются в форме личностных расстройств и психозов. Пока- 
 затель Р отражает также то, насколько  достижима  Person  этого  человека, 
 насколько он доступен в человеческом измерении.                            
      Низкий показатель Р (ниже 86) указывает на  закрытость  человека.  Он 
 либо занят собой вследствие продолжительных душевных нагрузок, проблем или 
 личностного расстройства, либо он незрел или уже пережил относительно дли- 
 тельный процесс разрушения личности, нарушивший когнитивные и  аффективные 
 аспекты (например, хронифицированная зависимость, хронический психоз).     
 Низкий показатель Р связан с повышенной готовностью психосоматически  реа- 
 гировать на нагрузки.                                                      
      По мере роста показателя Р (средний = 109) увеличивается  "открытость 
 в отношении мира" и в отношении обхождения с самим собой. Person становит- 
 ся более доступной, если оба показателя (SD и ST) параллельно  увеличивают 
 значения.                                                                  
      При комбинации SD > ST преобладает дистанцированное обращение с самим 
 собой, при котором человек легко перешагивает  через  собственную  эмоцио- 
 нальность. Можно было бы скорее говорить о "когнитивном стиле жизни".  Как 
 показывает имеющийся опыт, подобная картина часто наблюдается при  наличии 
 хронически компенсированных состояний страха и в случае истерического  по- 
 ведения.                                                                   
      При комбинации SD < ST  преобладает  сильная  эмоциональная  отзывчи- 
 вость, сильное внутреннее переживание и  сочувствие,  хорошая  способность 
 наслаждаться, которые, однако, сопровождаются  трудностью  в  установлении 
 дистанции и в сохранении внутреннего свободного пространства.  Можно  было 
 бы говорить об "эмоциональном стиле жизни". Часто эта комбинация обнаружи- 
 вается, например, при активной тревожности  или  склонности  к  депрессиям 
 (истощение).                                                               
      Одиночный, очень высокий показатель (выше 123,  максимальный  показа- 
 тель 132) выводит на передний план ранимость Person и  говорит  о  высокой 
 чувствительности, хотя внешне это часто не бывает заметно сразу.  Преобла- 
 дает импрессионистский стиль восприятия, реактивность при воздействии  со- 
 бытий на органы чувств и на внешнюю жизнь. Высокий показатель по шкале  Е, 
 напротив, представляет собой хорошую компенсацию и защиту.                 
 
      (Е) = "Экзистенциальность".                                           
      Показатель Е (экзистенциальность) измеряет способность  решительно  и 
 ответственно идти в мир, включаться в жизнь. Измерение располагается между 
 полюсами:                                                                  
      решительная включенность                                              
      нерешительное, затрудненное решительно пускаться в мир                
      Показатель Е описывает такую существенную характеристику человеческой 
 экзистенции, как способность ориентироваться в этом мире, приходить к  ре- 
 шениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее таким образом в  луч- 
 шую сторону. В то время как показатель Р отражает  умение  человека  обхо- 
 диться с самим собой (?внутренний мир?), показатель  Е  свидетельствует  о 
 способности конструктивно обходиться с внешним миром, решительно и  ответ- 
 ственно с ним справляться. Расстройства в области Е имеют тенденцию прояв- 
 ляться больше в неврозах, чем в личностных расстройствах, в то  время  как 
 внутреннее исполнение, которое связано со свободным и ответственным стилем 
 жизни, напротив, зависит от величины показателя  Р,  который  вносит  свой 
 вклад в гармоничные отношения с собой и способность чувствовать.           
      Низкий показатель Е (ниже 81) указывает на образ жизни, в котором ре- 
 шения принимаются с трудом и есть бездействие. На него  влияет:  неуверен- 
 ность в принятии решений, неуверенность в "экзистенциальном  месте"  ("мое 
 ли это место?"), необязательность, сдержанность, незнание того, что  нужно 
 делать, малая способность выдерживать нагрузки, чувствительность  к  поме- 
 хам, склонность начинать действовать на основании внешних побуждающих при- 
 чин без внутреннего соотнесения (последнее можно описать как чувство "быть 
 призванным").                                                              
      При увеличивающемся показателе Е (средний = 107) растет степень реши- 
 мости и ответственности за жизнь. Человек стремится устроить  свой  мир  и 
 свою жизнь. Тем самым жизнь получает исполнение и становится более  аутен- 
 тичной, если оба показателя (F и V) равнозначно увеличиваются. При  комби- 
 нации F > V может наблюдаться склонность к тому, чтобы поспешно передавать 
 ответственность более "компетентным" людям. Субъективной свободе придается 
 относительно высокая значимость, благодаря чему человек иногда приобретает 
 нарциссические или гистрионные тенденции (в особенности в комбинации с вы- 
 соким SD или более низким ST). Можно было бы говорить о "самоуверенном ав- 
 тономном жизненном стиле", который, однако, не исключает также  и  импуль- 
 сивности. Комбинация F < V показывает готовность идти в мир, при этом  мо- 
 гут иметься проблемы с отграничением и чувство, что ты не свободен, а  вы- 
 нужден (чувство долга). Иногда эти чувства действуют  как  нагрузка,  если 
 они идут от депрессивного переживания (в особенности при низком показателе 
 SD и высоком ST). В 13 случае комбинации F < V можно было  бы  говорить  о 
 "жизненном стиле, основанном на долге".                                    
      При очень высоком показателе (выше 127, максимальный показатель  144) 
 имеется четкое, связанное с собственным решением, деятельное  отношение  к 
 миру. Благодаря хорошему ориентированию в конкретных контекстах и  уверен- 
 ности в собственном решении человек реально может что-то важное  воплотить 
 в жизнь, опираясь на тщательность и последовательность исполнения решения, 
 а также на понимание долга перед самим собой. Можно  было  бы  говорить  о 
 "стиле жизни с чувством включенности". Экзистенциальный шаг из себя в  мир 
 ощущается как аутентичный: человек снова обнаруживает себя  в  действии  и 
 вступается за собственное решение.                                         
 
      (G-WERT) = "Общий показатель".                                        
      Показатель G - это показатель того, насколько наполнена  смыслом  эк- 
 зистенция данной личности. Измерение располагается между полюсами:         
      жизнь, субъективно ощущаемая как неисполненная;                       
      экзистенция, ощущаемая как исполненная                                
      G-показатель образуется из суммы показателя Р и показателя  Е.  Общий 
 показатель говорит о способности справляться с самим собой  и  с  миром  и 
 мочь пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с 
 собственными ценностями.                                                   
      Существует указание на способность  мочь  заниматься  самим  собой  и 
 внешними жизненными ситуациями и прийти к сформированной со смыслом жизни, 
 ведение которой может быть аутентично обосновано. Такой образ жизни ориен- 
 тируется на чутье в отношении собственных потребностей и задач, а также  в 
 отношении требований ситуации, которые согласовываются друг с другом.  Та- 
 ким образом, у человека с его развитой персональностью и экзистенциальнос- 
 тью имеется предпосылка для того, чтобы находиться в диалогическом  обмене 
 с миром и тем самым прийти к исполнению своей сущностной  структуры  ("эк- 
 зистенциальное исполнение"). Вслед за Франклом мы понимаем это как "экзис- 
 тенциальный смысл" - наполненность жизни смыслом,  который,  как  правило, 
 ощущается как "полнота жизни", как "настоящая" жизнь, как исполнение и как 
 глубокое счастье, потому что в таком  случае  жизнь  является  осознанной. 
 Тот, кто проживает жизнь как наполненную смыслом, тот не думает о  нем,  а 
 отдан процессу его осуществления, подобно тому, как слушающий любимого ис- 
 полнителя не думает о счастье, которое он сейчас испытывает, а отдан музы- 
 ке и исполнению. Таким образом, жизнь, наполненная смыслом,  вполне  может 
 быть неосознанной, осознание приходит лишь в случае утраты смысла.         
      Низкий G-показатель (ниже 169) указывает на  неисполненную  экзистен- 
 цию. Закрытость Person (зацикленность на себе  и  эмоциональная  неспособ- 
 ность к диалогу), нерешительность и стесненность  (отсутствие  ответствен- 
 ной включенности в жизнь) отражаются в низких значениях общей  экзистенци- 
 альной исполненности по ШЭ. При низком G под воздействием  стрессов  легче 
 возникают психические расстройства. Если при низком G-показателе уже  име- 
 ется психическое заболевание, то существует вероятность того, что оно  уже 
 имеет тяжелую степень.                                                     
      С ростом G-показателя (средний = 216) внутренняя открытость растет  и 
 дает человеку возможность идти к запросам и  предложениям  внешнего  мира, 
 если оба показателя (Р и Е) растут в равной степени. При комбинации  Р > Е 
 теоретически следует ожидать, что человек относительно силен в  обхождении 
 с самим собой и в эмоциональности, но скорее стеснен в осуществлении своей 
 жизни. Поэтому можно было бы осторожно говорить о сильном человеке, в сво- 
 ем образе жизни находящемся в диапазоне от сдержанного до стесненного. Ка- 
 жется, что в клинической сфере у этой констелляции имеется сходство с  де- 
 прессивными расстройствами.                                                
      Если Р < Е, то теоретически следует ожидать, что человек относительно 
 слаб в эмоциональных ощущениях, но силен в  осуществлении  жизни.  В  этой 
 связи также имеется некоторая статистика из практики. Поэтому здесь  можно 
 было бы осторожно говорить о не полностью раскрывшемся в  своей  силе,  но 
 хорошо приспособленном к жизни человеке. В отношении клинических картин мы 
 еще не наблюдали сходства с этой констелляцией.                            
      При очень высоком G-показателе  (выше  249,  максимальный  показатель 
 275) человек переживает себя очень открытым, доступным, восприимчивым, ре- 
 шительным, ясным, готовым к действию и имеющим чувство долга. Словно  тень 
 этих качеств, он также переживает себя  ранимым,  строгим,  как  следствие 
 этого, предъявляющим к себе высокие требования. Из-за наличия очень струк- 
 турированных, последовательно реализуемых требований к самому себе и, воз- 
 можно, также и к другим, из-за слишком небольшого свободного пространства, 
 не позволяющего спонтанно творить, расцветать, живя без  какого-то  плана, 
 или просто и непосредственно наслаждаться, некоторые люди с низким G-пока- 
 зателем не считают, что стоит стремиться его повышать.                     
 
      Тест разработан для научных целей, а также для сопровождения терапев- 
 тического процесса. С его помощью можно установить исходное состояние  па- 
 циента, области нарушений и ход терапии. Также имеется широкое поле прило- 
 жения теста в психологии, педагогике, менеджменте, социологии - везде, где 
 важно учитывать личностное отношение человека к  профессии  и  собственной 
 жизни, там, где важны базовые человеческие способности справляться с  жиз- 
 нью, вносить в нее смыслы. Тест хорошо подходит для сравнения эффективнос- 
 ти различных терапевтических методов. Однако  результаты  чувствительны  к 
 тому, доверяют ли испытуемые диагносту, видят ли смысл в выполнении теста. 
 При таком использовании должен обязательно  проводиться  анализ  отдельных 
 вопросов.                                                                  
       Тест не применяют для целей аттестации, т.к. он не  дает  адекватных  
 результатов, поскольку не защищен от социальной желательности.             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов  тес- 
 тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой  точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
      Опросник состоит из 46 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала экзистенции.                                               
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                     % *                                                    
                   100 ┼──────────────────────                              
                    90 ┼    ██                                              
                    80 ┼────██─▄▄─────────────                              
                    70 ┼    ██ ██    ██    ▄▄                               
                    60 ┼────██─██────██─██─██─                              
                    50 ┼    ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                    40 ┼────██─██─██─██─██─██─                              
                    30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                    20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─                              
                    10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         SD ST F  V  P  E  G                                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
         1. Самодистанцирование      - SD =  22  2.75  35%                  
         2. Самотрансценденция       - ST =  83  5.93  99%                  
         3. Свобода                  - F  =  55  5.00  80%                  
         4. Ответственность          - V  =  48  3.69  54%                  
         5. Персональность (SD+ST)   - P  = 105  4.77  75%                  
         6. Экзистенциальность (F+V) - Е  = 103  4.29  66%                  
         7. Исполненность (P+E)  - G-WERT = 208  4.52  70%                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      "САМОДИСТАНЦИРОВАНИЕ".                                                
      Пониженный уровень способности создания внутреннего свободно-         
 го пространства.                                                           
      Пониженная дистанция по отношению к самому  себе.  Это  может         
 быть обусловлено незрелостью, но, как правило, причиной этого  яв-         
 ляются какие-то  формы  внутреннего  смятения  (из-за  конфликтов,         
 посттравматического состояния) или внутренняя фиксация  на  чем-то         
 (при хронических дефицитах, неудовлетворенных потребностях).  Тен-         
 денция преимущественно заниматься самим собой, например,  навязчи-         
 выми желаниями или мыслями, автоматическим мышлением,  фиксирован-         
 ными чувствами, упреками в свой адрес и т.д., но также  это  может         
 быть и при чрезмерных ситуативных нагрузках, когда у человека  по-         
 являются предубеждения и суженность восприятия. Одним из следствий         
 затруднений в дистанцировании по отношению к себе самому и  невоз-         
 можности реалистично воспринимать и мыслить является потеря ориен-         
 тации (человек больше не понимает, что с ним происходит).                  
      У другого типа личностей с пониженным уровнем самодистанциро-         
 вания часто наблюдается отсутствие способности выходить из  потока         
 активности для установления рефлексивной дистанции (например,  они         
 не могут делать паузы в работе), они обычно очень быстро реагируют         
 на раздражители и поэтому зависят от случайных раздражителей.              
 
      "САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ".                                                 
      Высокий уровень способности ощущать ценности (ясность в  чув-         
 ствах).                                                                    
      Свободная эмоциональность, которая проявляется в способности:         
      чувствовать близость к чему-либо/кому-либо и сочувствовать;           
      жить ради чего-то/кого-то  (ориентироваться  в  действиях  на         
 смысл, а не только на цель);                                               
      чувствовать  ценности,  переживать  захваченность  ценностью,         
 эмоционально откликаться;                                                  
      воспринимать глубокие внутренние отношения,  экзистенциальную         
 значимость происходящего.                                                  
      Способность прикасаться к ценностным основаниям мира  и  вос-         
 принимать собственную внутреннюю затронутость в этом чувствовании.         
 Благодаря этой способности устанавливается внутреннее отношение  к         
 пережитому, и личность может обнаруживать и проживать субъективные         
 ценности, что проявляется, например, в способности  получать  удо-         
 вольствие, cпособности к страданию - то есть во всем, что  состав-         
 ляет "патическое измерение" человека. Чтобы быть в состоянии  раз-         
 личать важное и неважное - придавать эмоциональный вес  пережитому         
 в соответствии с тем, насколько его содержание значимо для  экзис-         
 тенции, - нужно чувствовать  эмоциональную  внутреннюю  соотнесен-         
 ность и принимать себя вместе со своими желаниями и  потребностями         
 (самопринятие - основа для того, чтобы знать, что хочешь).                 
 
      "СВОБОДА".                                                            
      Повышенный уровень способности решаться (взгляд на  свободные         
 пространства).                                                             
      Свобода охватывает способность находить реальные  возможности         
 действия, создавать из них иерархию в соответствии с их  ценностью         
 и таким образом приходить  к  персонально  обоснованному  решению.         
 Способность решаться, с одной  стороны,  зависит  от  особенностей         
 личности (таких как сила, концентрация, мужество, способность  от-         
 граничиваться и вступаться за Собственное), с другой  стороны - от         
 имеющихся возможностей ситуации, которые важно  разглядеть,  чтобы         
 быть в состоянии что-то выбрать. Cоотнесение с этими внутренними и         
 внешними условиями ведет к ясности в принятии решения. Важно, что-         
 бы на фоне реально возможного человек увидел самое для  него  важ-         
 ное, то, на основании чего можно судить, свободно выбирать  и  ре-         
 шать. Если у кого-то это снова  и  снова  получается  без  больших         
 проблем, то возникает чувство, что ты свободен.                            
 
      "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ".                                                    
      Средняя персональная включенность или чувство долга.                  
      Средний уровень способности доводить до конца решения, приня-         
 тые на основании личных ценностей. Умеренно  выраженная  тенденция         
 действовать с осознанием обязательности этого для себя или  обяза-         
 тельств перед кем-то.                                                      
 
      "ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ".                                                     
      Повышенная степень раскрытия Бытия:  тенденция  к  открытости         
 восприятия мира и себя самого.                                             
      Повышенная когнитивная и эмоциональная доступность для себя и         
 для мира.                                                                  
      При комбинации SD > ST преобладает дистанцированное обращение         
 с самим собой, при котором человек легко перешагивает  через  соб-         
 ственную эмоциональность. Когнитивный стиль жизни. Подобная карти-         
 на часто наблюдается при наличии хронически компенсированных  сос-         
 тояний страха и в случае истерического поведения.                          
      При комбинации SD < ST преобладает сильная эмоциональная  от-         
 зывчивость, сильное внутреннее переживание и  сочувствие,  хорошая         
 способность наслаждаться, которые, однако, сопровождаются труднос-         
 тью в установлении дистанции и в сохранении внутреннего свободного         
 пространства. Эмоциональный стиль жизни. Часто эта комбинация  об-         
 наруживается, например, при активной тревожности или склонности  к         
 депрессиям.                                                                
      Одиночный, очень высокий показатель выводит на передний  план         
 ранимость личности и  говорит  о  высокой  чувствительности,  хотя         
 внешне это часто не бывает заметно сразу.  Преобладает  импрессио-         
 нистский стиль восприятия, реактивность при воздействии событий на         
 органы чувств и на внешнюю жизнь.                                          
 
      "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ".                                                 
      Повышенный уровень способности решительно и ответственно идти         
 в мир, включаться в жизнь.                                                 
      Повышенная способность ориентироваться в этом мире, приходить         
 к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, меняя ее таким об-         
 разом в лучшую сторону.                                                    
      Повышенная способность конструктивно обходиться с внешним ми-         
 ром, решительно и ответственно с ним справляться.                          
 
      "ИСПОЛНЕННОСТЬ" (общий показатель).                                   
      Повышенный показатель наполненности смыслом экзистенции  дан-         
 ной личности. Экзистенция субъективно ощущается как исполненная.           
      Повышенный уровень способности справляться с самим собой и  с         
 миром и мочь пойти на внутренние и внешние требования и  предложе-         
 ния, соотнося их с собственными ценностями.                                
      Склонность к образу жизни ориентированному на чутье в отноше-         
 нии собственных потребностей и задач, а также в отношении требова-         
 ний ситуации, которые согласовываются друг с другом.  Таким  обра-         
 зом, у человека с его развитой персональностью и экзистенциальнос-         
 тью имеется предпосылка для того, чтобы находиться в диалогическом         
 обмене с миром и тем самым прийти к  исполнению  своей  сущностной         
 структуры ("экзистенциальное исполнение"). Наполненность жизни эк-         
 зистенциальным смыслом, который, как правило, ощущается как  "пол-         
 нота жизни", как "настоящая" жизнь, как исполнение и как  глубокое         
 счастье, потому что в таком случае жизнь является осознанной. Тот,         
 кто проживает жизнь как наполненную смыслом, тот не думает о  нем,         
 а отдан процессу его осуществления. Таким образом,  жизнь,  напол-         
 ненная смыслом, вполне может быть неосознанной, осознание приходит         
 лишь в случае утраты смысла.