МЕТОДИКА:
Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой
сферы детей с тяжелыми нарушениями развития
(В.В. Ткачева).
Методика предназначена для изучения детей с выраженными нарушениями
развития.
Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена
тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы с детьми,
страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может проявиться
позитивная динамика.
Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяже-
лыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а также дает
возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров.
Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с по-
мощью 9 шкал.
Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.
Высокий уровень - 24-27 баллов.
Средний уровень - 16-23 балла.
Низкий уровень - 8-15 баллов.
Очень низкий уровень - ниже 8 баллов.
При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых
двигательных расстройствах квалификация результатов деятельности ребенка
осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям зада-
ний.
Анкета заполняется специалистом (педагогом, психологом) и является
его эмпирической оценкой особенностей развития эмоционально-личностной
сферы ребенка.
Опросник состоит из 9 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой
сферы детей с тяжелыми нарушениями развития.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала.
╟─░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────╢>
<────[--]───><─────[-]─────><────[=]─────><──[+]─>
Структура оценочных шкал.
*
3 ┼───────────▄───▄───
│ █ █
2 ┼─▄───▄───▄─█───█─▄─
│ █ █ █ █ █ █
1 ┼─█─▄─█─▄─█─█─▄─█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I
Оценочные показатели:
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению - A = 2
2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом) - B = 1
3. Принятие доступной пониманию инструкции - C = 2
4. Соблюдение доступных правил поведения - D = 1
5. Эмоциональные реакции - E = 2
6. Продолжительность занятий - F = 3
7. Установление доступных контактов с другими детьми - G = 1
8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года) - H = 3
9. Взаимодействие с матерью - I = 2
---------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ИП = 17 63%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению:
желание идти в школу для того, чтобы там играть.
2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом):
проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого ус-
тановить с ребенком положительный контакт.
3. Принятие доступной пониманию инструкции:
частичное выполнение инструкции.
4. Соблюдение доступных правил поведения:
нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать
педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, посто-
янные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение
внимания на другие объекты и др.).
5. Эмоциональные реакции:
состояние покоя, нормализация состояния.
6. Продолжительность занятий:
выполнение посильных заданий в течение 10-15 мин.
7. Установление доступных контактов с другими детьми:
демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится в
руках другого ребенка.
8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года):
приобретение трех и более навыков.
9. Взаимодействие с матерью:
проявление послушания как стремление установить связь с ма-
терью.
Интегральная оценка: средний уровень развития эмоционально-
личностной сферы ребенка.
|