МЕТОДИКА:
Шкальный опросник для исследования этнической идентичности
детей и подростков
(О.Л. Романова).
Методика предназначена для диагностики этнической идентичности детей
и подростков.
Этническая идентичность - переживание личностью своей принадлежности
к определенному этносу, осознание наличия типичных для его представителей
качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере образования и
деятельности.
Психологический смысл этнической идентичности проявляется при ее со-
поставлении с такими родственными категориями, как национальная идентич-
ность (отождествление не с этносом, а нацией), этническое самосознание
(результат самоопределения личности в этническом контексте жизнедеятель-
ности), чувство этнической принадлежности (эмоциональное восприятие своей
причастности к этносу), этничность (общее социальное определение и само-
определение личности в этнически значимом мире), этническая идентификация
(процесс обретения этнической идентичности), этническая самоидентификация
(осознанное причисление себя к этнической общности).
Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются язык,
происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, исто-
рическая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство, харак-
тер, внешность.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах с
нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 21 вопроса.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкальный опросник для исследования этнической
идентичности детей и подростков.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────╢> ПЭ
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ЗН
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢> ВЭ
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████████─╢> ИЯ
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Чувство принадлежности к своей этнической
группе - ПЭ = 7 85%
2. Значимость национальности - ЗН = 8 79%
3. Взаимоотношения этнического большинства и
меньшинства - ВЭ = 4 64%
4. Использование того или иного языка - ИЯ = 4 100%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Выраженное чувство принадлежности к своей этнической группе,
интерес к истории и культуре своего этноса, личная гордость за вы-
дающемся достижении своего народа.
Повышенная значимость национальности при общении с людьми, в
дружбе, в семейных отношениях, в любых межнациональных спорах и
т.д.
Повышенная уверенность в том, что представители коренного
большинства населения должны иметь преимущества перед другими на-
родами, живущими на данной территории.
Выраженная убежденность в том, что делопроизводство, препода-
вание в школах, общение между людьми в многонациональном государ-
стве должны быть организованы на языке коренного большинства насе-
ления.
|