МЕТОДИКА:                                  
                   Опросник эмоциональной креативности                      
                             (Дж. Эйверилл)                                 
                 (Emotional Creativity Inventory - ECI)                     
                              (Averill J.R.)                                
                        (адаптация Е.А. Валуевой).                          
 
      Понятие эмоциональной креативности, предложенное Дж. Эвериллом, выте- 
 кает из его теории эмоций. Ключевое понятие  этой  теории - "эмоциональный 
 синдром". Автор разрабатывает конструктивистский взгляд на природу эмоций, 
 согласно которому эмоции представляют  собой  синдромы - сложные  паттерны 
 реакций, причем ни один из традиционных компонентов эмоций (таких как экс- 
 прессия, физиологическое возбуждение или субъективные переживания) не  яв- 
 ляется ни обязательным, ни достаточным для эмоционального синдрома. Важное 
 положение теории заключается в том, что эмоциональные синдромы организуют- 
 ся, главным образом, согласно социальным нормам и не являются  генетически 
 запрограммированными.                                                      
      Эмоции не просто регулируются социумом, но и конструируются  в  соот- 
 ветствии с имплицитными теориями эмоций данной социальной  группы.  Импли- 
 цитные теории включают в себя "экзистенциальный" компонент  (представления 
 о том, что есть эмоции вообще и конкретные эмоции в частности) и  социаль- 
 ные правила (представления о том, какие эмоции должен испытывать человек и 
 как они должны проявляться).                                               
      Понятие эмоциональной креативности оказывается логичным и даже  необ- 
 ходимым следствием конструктивистского взгляда на эмоции.                  
      Эмоции, согласно Дж. Эвериллу, не являются биологически  запрограмми- 
 рованными реакциями, а  конструируются  социумом.  Способность  влиять  на 
 структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется  эмоциональной 
 креативностью.                                                             
      Эмоциональной креативностью индивидов внутри  определенного  общества 
 можно объяснить межкультурные различия в эмоциональных синдромах.          
      Если новая эмоциональная "социальная роль" оказывается  полезной,  то 
 она передается и используется в обществе; со временем благодаря накоплению 
 инноваций различия в эмоциональных синдромах в разных культурах  возраста- 
 ют.                                                                        
      Эмоциональная креативность рассматривается Эвериллом как  генерирова- 
 ние новых (отличных от нормативных), эффективных (имеющих определенную ин- 
 дивидуальную или групповую ценность) и аутентичных  (отражающих  индивиду- 
 альность творца) эмоциональных синдромов.                                  
      Разные люди обладают разной степенью эмоциональной креативности.  Не- 
 которые люди способны лишь необычным и особенно эффективным образом  выра- 
 жать и переживать эмоции в рамках уже существующих  эмоциональных  синдро- 
 мов. Более высокий уровень эмоциональной креативности - модификация  стан- 
 дартных эмоций. Наиболее креативные люди  способны  сами  создавать  новые 
 формы эмоций, меняя правила и представления, на которых эти эмоции основа- 
 ны.                                                                        
      Эмоциональная креативность (emotional  creativity,  EC)  представляет 
 собой развитие эмоциональных синдромов как новых, эффективных и  аутентич- 
 ных.                                                                       
      Дж. Эйверилл выделяет следующие структурные компоненты  эмоциональной 
 креативности.                                                              
      Подготовленность (preparedness) -  обучение  пониманию  эмоциональных 
 переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта.                  
      Новизна (novelty) - способность переживать необычные, с трудом подда- 
 ющиеся описанию эмоции.                                                    
      Эффективность/аутентичность (effectiveness/authenticity) - умение вы- 
 ражать эмоции искусно и искренне; эмоции  расцениваются  как  аутентичные, 
 если они совместимы с важнейшими интересами  личности  и  способствуют  ее 
 благополучию.                                                              
 
      Для измерения эмоциональной креативности Дж. Эйверилл разработал  оп- 
 росник эмоциональной креативности (ECI - Emotional Creativity  Inventory). 
 Он состоит из 30 вопросов и включает четыре шкалы:  подготовленность,  но- 
 визна, эффективность и аутентичность. Последние две  шкалы  могут  объеди- 
 няться в одну: эффективность/аутентичность. Испытуемым  предлагается  оце- 
 нить по пятибалльной шкале, в какой степени каждое из утверждений характе- 
 ризует его по сравнению с "обычным" человеком.                             
 
 
      Вопросник состоит из 72 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация  резуль- 
 татов тестирования основана на следующих условных критериях  выраженных  в 
 процентах с нулевой точкой отсчета:                                        
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Шкалы "Эффективность" и  "Аутентичность"  интерпретируются  как  одна 
 шкала.                                                                     
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник эмоциональной креативности (ECI).                       
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> Pr            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> Nv            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> Ef            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> At            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢> EC            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Эмоциональная готовность - Pr =  27  71%                     
            2. Новизна                  - Nv =  45  55%                     
            3. Эффективность            - Ef =  14  45%                     
            4. Аутентичность            - At =   8  25%                     
            Аутентичность/Эффективность - AE =  22  36%                     
            -------------------------------------------                     
            Эмоциональная креативность  - EC =  94  53%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная оценка обучения пониманию эмоциональных  пережива-         
 ний на базе предшествующего эмоционального опыта.                          
 
      Средняя оценка способности  переживать  необычные,  с  трудом         
 поддающиеся описанию эмоции.                                               
 
      Пониженная оценка умения выражать эмоции искусно и  искренне;         
 эмоции расцениваются как аутентичные, если они совместимы  с  важ-         
 нейшими интересами личности и способствуют ее благополучию.                
 
      Средняя интегральная оценка эмоциональной креативности.               
      На низком уровне эмоциональная креативность включает наиболее         
 эффективное использование уже существующих эмоций, созданных внут-         
 ри культуры. На более высоком,  комплексном  уровне  эмоциональная         
 креативность представляет собой видоизменение  стандартных  эмоций         
 для лучшего удовлетворения потребностей индивида или группы; и  на         
 высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на  измене-         
 ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.