МЕТОДИКА:
Опросник эмоциональной креативности
(Дж. Эйверилл)
(Emotional Creativity Inventory - ECI)
(Averill J.R.)
(адаптация Е.А. Валуевой).
Понятие эмоциональной креативности, предложенное Дж. Эвериллом, выте-
кает из его теории эмоций. Ключевое понятие этой теории - "эмоциональный
синдром". Автор разрабатывает конструктивистский взгляд на природу эмоций,
согласно которому эмоции представляют собой синдромы - сложные паттерны
реакций, причем ни один из традиционных компонентов эмоций (таких как экс-
прессия, физиологическое возбуждение или субъективные переживания) не яв-
ляется ни обязательным, ни достаточным для эмоционального синдрома. Важное
положение теории заключается в том, что эмоциональные синдромы организуют-
ся, главным образом, согласно социальным нормам и не являются генетически
запрограммированными.
Эмоции не просто регулируются социумом, но и конструируются в соот-
ветствии с имплицитными теориями эмоций данной социальной группы. Импли-
цитные теории включают в себя "экзистенциальный" компонент (представления
о том, что есть эмоции вообще и конкретные эмоции в частности) и социаль-
ные правила (представления о том, какие эмоции должен испытывать человек и
как они должны проявляться).
Понятие эмоциональной креативности оказывается логичным и даже необ-
ходимым следствием конструктивистского взгляда на эмоции.
Эмоции, согласно Дж. Эвериллу, не являются биологически запрограмми-
рованными реакциями, а конструируются социумом. Способность влиять на
структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется эмоциональной
креативностью.
Эмоциональной креативностью индивидов внутри определенного общества
можно объяснить межкультурные различия в эмоциональных синдромах.
Если новая эмоциональная "социальная роль" оказывается полезной, то
она передается и используется в обществе; со временем благодаря накоплению
инноваций различия в эмоциональных синдромах в разных культурах возраста-
ют.
Эмоциональная креативность рассматривается Эвериллом как генерирова-
ние новых (отличных от нормативных), эффективных (имеющих определенную ин-
дивидуальную или групповую ценность) и аутентичных (отражающих индивиду-
альность творца) эмоциональных синдромов.
Разные люди обладают разной степенью эмоциональной креативности. Не-
которые люди способны лишь необычным и особенно эффективным образом выра-
жать и переживать эмоции в рамках уже существующих эмоциональных синдро-
мов. Более высокий уровень эмоциональной креативности - модификация стан-
дартных эмоций. Наиболее креативные люди способны сами создавать новые
формы эмоций, меняя правила и представления, на которых эти эмоции основа-
ны.
Эмоциональная креативность (emotional creativity, EC) представляет
собой развитие эмоциональных синдромов как новых, эффективных и аутентич-
ных.
Дж. Эйверилл выделяет следующие структурные компоненты эмоциональной
креативности.
Подготовленность (preparedness) - обучение пониманию эмоциональных
переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта.
Новизна (novelty) - способность переживать необычные, с трудом подда-
ющиеся описанию эмоции.
Эффективность/аутентичность (effectiveness/authenticity) - умение вы-
ражать эмоции искусно и искренне; эмоции расцениваются как аутентичные,
если они совместимы с важнейшими интересами личности и способствуют ее
благополучию.
Для измерения эмоциональной креативности Дж. Эйверилл разработал оп-
росник эмоциональной креативности (ECI - Emotional Creativity Inventory).
Он состоит из 30 вопросов и включает четыре шкалы: подготовленность, но-
визна, эффективность и аутентичность. Последние две шкалы могут объеди-
няться в одну: эффективность/аутентичность. Испытуемым предлагается оце-
нить по пятибалльной шкале, в какой степени каждое из утверждений характе-
ризует его по сравнению с "обычным" человеком.
Вопросник состоит из 72 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования основана на следующих условных критериях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Шкалы "Эффективность" и "Аутентичность" интерпретируются как одна
шкала.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник эмоциональной креативности (ECI).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Структура тестовых показателей:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> Pr
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> Nv
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> Ef
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> At
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интергральный показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢> EC
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Эмоциональная готовность - Pr = 27 71%
2. Новизна - Nv = 45 55%
3. Эффективность - Ef = 14 45%
4. Аутентичность - At = 8 25%
Аутентичность/Эффективность - AE = 22 36%
-------------------------------------------
Эмоциональная креативность - EC = 94 53%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная оценка обучения пониманию эмоциональных пережива-
ний на базе предшествующего эмоционального опыта.
Средняя оценка способности переживать необычные, с трудом
поддающиеся описанию эмоции.
Пониженная оценка умения выражать эмоции искусно и искренне;
эмоции расцениваются как аутентичные, если они совместимы с важ-
нейшими интересами личности и способствуют ее благополучию.
Средняя интегральная оценка эмоциональной креативности.
На низком уровне эмоциональная креативность включает наиболее
эффективное использование уже существующих эмоций, созданных внут-
ри культуры. На более высоком, комплексном уровне эмоциональная
креативность представляет собой видоизменение стандартных эмоций
для лучшего удовлетворения потребностей индивида или группы; и на
высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на измене-
ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.
|