МЕТОДИКА:
Опросник эмоциональной креативности
(Дж. Эйверилл)
(Emotional Creativity Inventory - ECI)
(Averill J.R.)
(адаптация И.Н. Андреевой).
В рамках конструктивистской теории Дж. Эйверилла эмоции рассматрива-
ются в качестве продуктов творческой активности. Базовым понятием данной
теории является эмоциональный синдром. Эмоциональные синдромы (emotional
syndromes) представляют собой организованные паттерны реакций, которые
обозначаются в обычном языке такими терминами как гнев, любовь, горе и
т.п. Наиболее важным в определении, по мнению Дж. Эйврилла, является тер-
мин "организованные": эмоциональные синдромы предполагают соответствие
принципам структуры.
Эмоциональные синдромы возникают на основе двух типов представлений:
экзистенциальные верования и социальные нормы. И те, и другие обычно пред-
лагают прототипы, в соответствии с которыми эмоции, распознаваемые в куль-
туре, конструируются в обществе. Однако представления изменяются и нормы
могут разрушаться.
Вследствие этого эмоциональные синдромы отклоняются от прототипа, их
концептуальная репрезентация становится все более неясной и трудно артику-
лируемой. Отсюда, в зависимости от того, приносит результирующее поведение
вред или пользу, оно обозначается как "невротичное" или как "креативное".
Эмоциональная креативность (emotional creativity, EC) представляет
собой развитие эмоциональных синдромов как новых, эффективных и аутентич-
ных.
Дж. Эйверилл выделяет следующие структурные компоненты эмоциональной
креативности.
Подготовленность (preparedness) - обучение пониманию эмоциональных
переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта.
Новизна (novelty) - способность переживать необычные, с трудом подда-
ющиеся описанию эмоции.
Эффективность/аутентичность (effectiveness/authenticity) - умение вы-
ражать эмоции искусно и искренне; эмоции расцениваются как аутентичные,
если они совместимы с важнейшими интересами личности и способствуют ее
благополучию.
Измерение эмоциональной креативности.
Люди различаются по выраженности у них эмоциональной креативности. На
низком уровне EC включает наиболее эффективное использование уже существу-
ющих эмоций, созданных внутри культуры. На более высоком, комплексном
уровне эмоциональная креативность представляет собой видоизменение стан-
дартных эмоций для лучшего удовлетворения потребностей индивида или груп-
пы; и на высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на измене-
ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.
Для измерения эмоциональной креативности Дж. Эйверилл разработал оп-
росник эмоциональной креативности (ECI - Emotional Creativity Inventory).
Он состоит из 30 вопросов и включает четыре шкалы: подготовленность, но-
визна, эффективность и аутентичность. Последние две шкалы могут объеди-
няться в одну: эффективность/аутентичность. Испытуемым предлагается оце-
нить по пятибалльной шкале, в какой степени каждое из утверждений характе-
ризует его по сравнению с "обычным" человеком.
Адаптация методики ЕСI осуществлялась с применением следующих проце-
дур.
Подготовка предварительного русского перевода пунктов опросника.
Редактирование и экспертная оценка полученного варианта опросника
психологами, знающими английский язык и имеющими опыт практической работы
с личностными опросниками.
Эмпирическая проверка эквивалентности данной методики оригинальному
опроснику "Диагностика личностной креативности" Е.Е. Туник.
Вторичная эмпирическая проверка методики с целью определения психо-
метрических характеристик.
Вопросник состоит из 72 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования основана на следующих условных критериях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Шкалы "Эффективность" и "Аутентичность" интерпретируются как одна
шкала.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник эмоциональной креативности (ECI).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Структура тестовых показателей:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢> Pr
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███──────────────────╢> Nv
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> Ef
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█────────────────────╢> At
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интергральный показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢> EC
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Подготовленность - Pr = 30 82%
2. Новизна - Nv = 51 66%
3. Эффективность - Ef = 15 50%
4. Аутентичность - At = 14 62%
Аутентичность/Эффективность - AE = 29 56%
-------------------------------------------
Эмоциональная креативность - EC = 110 67%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокая оценка обучения пониманию эмоциональных переживаний
на базе предшествующего эмоционального опыта.
Повышенная оценка способности переживать необычные, с трудом
поддающиеся описанию эмоции.
Средняя оценка умения выражать эмоции искусно и искренне;
эмоции расцениваются как аутентичные, если они совместимы с важ-
нейшими интересами личности и способствуют ее благополучию.
Повышенная интегральная оценка эмоциональной креативности.
На низком уровне эмоциональная креативность включает наиболее
эффективное использование уже существующих эмоций, созданных внут-
ри культуры. На более высоком, комплексном уровне эмоциональная
креативность представляет собой видоизменение стандартных эмоций
для лучшего удовлетворения потребностей индивида или группы; и на
высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на измене-
ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.
|