МЕТОДИКА:                                  
                   Опросник эмоциональной креативности                      
                             (Дж. Эйверилл)                                 
                 (Emotional Creativity Inventory - ECI)                     
                              (Averill J.R.)                                
                       (адаптация И.Н. Андреевой).                          
 
      В рамках конструктивистской теории Дж. Эйверилла эмоции  рассматрива- 
 ются в качестве продуктов творческой активности. Базовым  понятием  данной 
 теории является эмоциональный синдром. Эмоциональные  синдромы  (emotional 
 syndromes) представляют собой  организованные  паттерны  реакций,  которые 
 обозначаются в обычном языке такими терминами как  гнев,  любовь,  горе  и 
 т.п. Наиболее важным в определении, по мнению Дж. Эйврилла, является  тер- 
 мин "организованные":  эмоциональные  синдромы  предполагают  соответствие 
 принципам структуры.                                                       
      Эмоциональные синдромы возникают на основе двух типов  представлений: 
 экзистенциальные верования и социальные нормы. И те, и другие обычно пред- 
 лагают прототипы, в соответствии с которыми эмоции, распознаваемые в куль- 
 туре, конструируются в обществе. Однако представления изменяются  и  нормы 
 могут разрушаться.                                                         
      Вследствие этого эмоциональные синдромы отклоняются от прототипа,  их 
 концептуальная репрезентация становится все более неясной и трудно артику- 
 лируемой. Отсюда, в зависимости от того, приносит результирующее поведение 
 вред или пользу, оно обозначается как "невротичное" или как "креативное".  
 
      Эмоциональная креативность (emotional  creativity,  EC)  представляет 
 собой развитие эмоциональных синдромов как новых, эффективных и  аутентич- 
 ных.                                                                       
      Дж. Эйверилл выделяет следующие структурные компоненты  эмоциональной 
 креативности.                                                              
      Подготовленность (preparedness) -  обучение  пониманию  эмоциональных 
 переживаний на базе предшествующего эмоционального опыта.                  
      Новизна (novelty) - способность переживать необычные, с трудом подда- 
 ющиеся описанию эмоции.                                                    
      Эффективность/аутентичность (effectiveness/authenticity) - умение вы- 
 ражать эмоции искусно и искренне; эмоции  расцениваются  как  аутентичные, 
 если они совместимы с важнейшими интересами  личности  и  способствуют  ее 
 благополучию.                                                              
 
      Измерение эмоциональной креативности.                                 
      Люди различаются по выраженности у них эмоциональной креативности. На 
 низком уровне EC включает наиболее эффективное использование уже существу- 
 ющих эмоций, созданных внутри  культуры.  На  более  высоком,  комплексном 
 уровне эмоциональная креативность представляет собой  видоизменение  стан- 
 дартных эмоций для лучшего удовлетворения потребностей индивида или  груп- 
 пы; и на высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на измене- 
 ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.                
      Для измерения эмоциональной креативности Дж. Эйверилл разработал  оп- 
 росник эмоциональной креативности (ECI - Emotional Creativity  Inventory). 
 Он состоит из 30 вопросов и включает четыре шкалы:  подготовленность,  но- 
 визна, эффективность и аутентичность. Последние две  шкалы  могут  объеди- 
 няться в одну: эффективность/аутентичность. Испытуемым  предлагается  оце- 
 нить по пятибалльной шкале, в какой степени каждое из утверждений характе- 
 ризует его по сравнению с "обычным" человеком.                             
 
      Адаптация методики ЕСI осуществлялась с применением следующих  проце- 
 дур.                                                                       
      Подготовка предварительного русского перевода пунктов опросника.      
      Редактирование и экспертная  оценка  полученного  варианта  опросника 
 психологами, знающими английский язык и имеющими опыт практической  работы 
 с личностными опросниками.                                                 
      Эмпирическая проверка эквивалентности данной  методики  оригинальному 
 опроснику "Диагностика личностной креативности" Е.Е. Туник.                
      Вторичная эмпирическая проверка методики с целью  определения  психо- 
 метрических характеристик.                                                 
 
 
      Вопросник состоит из 72 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация  резуль- 
 татов тестирования основана на следующих условных критериях  выраженных  в 
 процентах с нулевой точкой отсчета:                                        
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Шкалы "Эффективность" и  "Аутентичность"  интерпретируются  как  одна 
 шкала.                                                                     
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Опросник эмоциональной креативности (ECI).                       
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢> Pr            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███──────────────────╢> Nv            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> Ef            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█────────────────────╢> At            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢> EC            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Подготовленность         - Pr =  30  82%                     
            2. Новизна                  - Nv =  51  66%                     
            3. Эффективность            - Ef =  15  50%                     
            4. Аутентичность            - At =  14  62%                     
            Аутентичность/Эффективность - AE =  29  56%                     
            -------------------------------------------                     
            Эмоциональная креативность  - EC = 110  67%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокая оценка обучения пониманию  эмоциональных  переживаний         
 на базе предшествующего эмоционального опыта.                              
 
      Повышенная оценка способности переживать необычные, с  трудом         
 поддающиеся описанию эмоции.                                               
 
      Средняя оценка умения выражать  эмоции  искусно  и  искренне;         
 эмоции расцениваются как аутентичные, если они совместимы  с  важ-         
 нейшими интересами личности и способствуют ее благополучию.                
 
      Повышенная интегральная оценка эмоциональной креативности.            
      На низком уровне эмоциональная креативность включает наиболее         
 эффективное использование уже существующих эмоций, созданных внут-         
 ри культуры. На более высоком,  комплексном  уровне  эмоциональная         
 креативность представляет собой видоизменение  стандартных  эмоций         
 для лучшего удовлетворения потребностей индивида или группы; и  на         
 высшем уровне - развитие новых форм эмоций, основанных на  измене-         
 ниях в верованиях и нормах, на которых эмоции основываются.