МЕТОДИКА:                                  
                Опросник диагностики ургентной зависимости                  
                               (О.Л. Шибко).                                
 
      Опросник диагностики ургентной  зависимости - клинико-психологическая 
 тестовая методика, предназначенная для диагностики одной из форм аддиктив- 
 ного поведения - аддикции к спешке и экстренным ситуациям.                 
      Опросник разработан на русском языке О.Л. Шибко  на  основе  методики 
 "Urgency addiction index", разработанной N. Tassi в 1993 году.             
      Под ургентной аддикцией понимают субъективное ощущение постоянной не- 
 хватки времени и страха "не успеть".                                       
      Авторами выделены следующие характеристики данной аддикции:           
      гиперконтроль над временем;                                           
      хроническая фрустрация базовых потребностей;                          
      тенденция к субмиссивному поведению;                                  
      принятие абсолютно всех требований, касаюшихся профессиональной  дея- 
 тельности;                                                                 
      ангедония;                                                            
      игнорирование прошлого;                                               
      страх будущего.                                                       
 
      Факторный анализ проводился для всей выборки без разделения по  полу, 
 так как ранее проведенное исследование различий по попу не выявило. Приме- 
 нялся метод главных компонент, включая  процедуры  последующего  варимакс- 
 вращения. В процессе факторного анализа полученных данных выделено  четыре 
 фактора, количество которых было задано  заранее  согласно  концептуальной 
 модели опросника. Выделенные факторы объясняют 65,7% дисперсии: на  первый 
 фактор пришлось 27,1%, на второй- 16,7%, на третий - 12,8%  и  на  четвер- 
 тый- 9,1% дисперсии. В шкалы были включены утверждения, факторные нагрузки  
 которых превышают по модулю значение 0,4.                                  
      Утверждения опросника объединились в факторы следующим образом:       
      1. Первый фактор включает 12 утверждений,  которые  можно  объединить 
 общим наименованием "Работоголизм". В данный фактор вошли утверждения, ка- 
 сающиеся, главным образом, патологического "влечения" к работе, нарушающе- 
 го нормальное функционирование личности. Человек жертвует личным  временем 
 ради выполнения профессиональных обязанностей, в  ущерб  своему  отдыху  и 
 здоровью работает большее количество времени, чем это предусмотрено распи- 
 санием. Работа становится самой жизнью. Где бы человек ни находился и  что 
 бы он ни делал, его мысли прямо или косвенно связаны  только  с  производ- 
 ственными проблемами. Подобное рвение можно объяснить стремлением  сделать 
 карьеру и достичь успеха в профессиональной сфере, тем  более,  что  такая 
 стратегия поведения продиктована требованиями современного общества, одна- 
 ко стремление к успеху зачастую не приносит удовлетворения и ощущения пол- 
 ноты жизни. Человек работает больше, чем от него требуется,  ставит  перед 
 собой невыполнимые задачи, не получая удовольствия ни от чего, что  оправ- 
 дывает причину tго ухода в работу. Вместе с тем было бы  неправильным  ут- 
 верждать, что сама работа доставляет ургентному аддикту  большое  удоволь- 
 ствие, т.к. производственная деятельность для него - это часто судорожная, 
 беспокойная, постоянно тревожащая и вызывающая напряжение деятельность. По 
 мнению Гросс, такое состояние является первым и главным признаком  работо- 
 голизма.                                                                   
      2. Второй фактор - 10  утверждений,  затрагивающих  эмоционально-лич- 
 ностную сферу человека и влияние времени на  личность, - получил  название 
 "Личное время". Сюда вошли утверждения, касающиеся переживаний человека  в 
 состоянии нехватки времени. Постоянная занятость приводит к тому, что сво- 
 бодного времени, предназначенного для отдыха, не хватает или не  остается. 
 Если оно и появляется, то человек испытывает нарастание внутреннего беспо- 
 койства, раздражительность, недовольство собой и окружающими, поэтому  при 
 ургентной аддикции человек часто отказывается от  свободного  времени,  не 
 берет отпуск в течение многих лет, сокращает  его  продолжительность,  что 
 может приводить к синдрому выгорания. В ситуациях выполнения усложняющихся 
 задач во все более короткие сроки эмоции растрачиваются на переживания не- 
 достатка времени, необходимого для того, чтобы справиться с ними,  человек 
 склонен считать, что может контролировать время, самостоятельно  организо- 
 вать его, однако все-таки находится под его давлением. Для  ургентных  ад- 
 диктов характерны соматические нарушения, обусловленные большими нагрузка- 
 ми и переутомлением.                                                       
      3. Третий фактор - 10 утверждений, объясняющих, каким образом нехват- 
 ка времени сказывается на взаимоотношениях с родственниками  и  друзьями - 
 получил название "Межличностные  отношения".  Данный  фактор,  безусловно, 
 связан с первым фактором: уделяя большое количество времени работе,  чело- 
 век не способен к удовлетворению потребностей в других сферах  жизни - се- 
 мья, друзья и проч. Люди склонны строить межличностные отношения в профес- 
 сиональной сфере, общаться в ситуациях решения производственных  вопросов. 
 Согласно Короленко и Дмитриевой, дисфункциональность в межличностных отно- 
 шениях является типичной чертой работоголизма. Стремление максимально "ис- 
 пользовать" других в рамках своей аддиктивной системы; все социальные о т- 
 ношения приносятся в жертву "богу работы" контакты осуществляются только с 
 теми, кто "вносит" определенный вклад в эту систему. С другой стороны, та- 
 кие лица жалуются на отсутствие у них друзей, отмечая, что  круг  знакомых 
 включает в себя только участников производственной деятельности. В поведе- 
 нии ургентных аддиктов наблюдается противоречие: отсутствие,  времени  для 
 общения с близкими людьми и вследствие этого  планирование  его  с  данной 
 целью сочетается с избеганием времени "для себя", даже свободное  время  в 
 мыслях "отдано" работе или размышлению о деятельности.                     
      4. Четвертый фактор - 12 утверждений, связанных с проявлением тоталь- 
 ной спешки, особенностями жизни в  цейтноте,  объединены  общим  названием 
 "Темп жизни". Данный фактор является специфичным для  ургентной  аддикции, 
 поскольку диагностирует ключевой момент в ее развитии - постоянное  пребы- 
 вание в состоянии спешки, в страхе опоздать. Подобное состояние часто свя- 
 зано с ощущением замедленности происходящего (отсюда  нетерпимость  медли- 
 тельности в поведении других) и желанием ускорить темп  событий - происхо- 
 дящее в размеренном, неспешном темпе вызывает у ургентного  аддикта  нега- 
 тивные переживания.                                                        
      Все факторы значимо коррелируют с общим уровнем  ургентной  аддикции, 
 который определяется суммарным значением баллов по каждому фактору.        
      Факторная структура полученных шкал не зависит от пола испытуемых,  и  
 в шкалы были включены только те утверждения, которые на выборках мужчин  и 
 женщин стабильно группировались в один и тот же фактор.                    
 
      Опросник состоит из 44 пунктов,  на  которые  ответы  формируются  по 
 5-балльной шкале Ликкерта. Пункты формируют 4 шкалы, и общий  показатель - 
 сумму значений всех шкал. Ряд пунктов интерпретируются в обратных значени- 
 ях.                                                                        
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация  результатов  тестирова- 
 ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник диагностики ургентной зависимости.                      
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                   Структура тестовых показателей:                          
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Рг            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢> ЛВ            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> МО            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████─────╢> ТЖ            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢> УЗ            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
             1. Работоголизм            - Рг =  48  75%                     
             2. Личное время            - ЛВ =  46  90%                     
             3. Межличностные отношения - МО =  42  80%                     
             4. Темп жизни              - ТЖ =  56  92%                     
             ------------------------------------------                     
             Интегральный показатель    - УЗ = 192  84%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Шкала "Работоголизм" - патологическое влечение  к  работе,         
 нарушающее нормальное функционирование личности. Человек  жертвует         
 личным временем ради выполнения профессиональных обязанностей, ра-         
 ботает большее количество времени, чем это предусмотрено  расписа-         
 нием. Работа становится самой жизнью. Где бы человек ни  находился         
 и что бы он ни делал, его мысли прямо или косвенно связаны  только         
 с производственными проблемами. Он пребывает в состоянии  постоян-         
 ного осмысления задач, связанных с работой, в  котором  нет  места         
 другим мыслям и соображениям.                                              
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      2. Шкала "Личное время" отражает степень влияния  времени  на         
 личность и особенности эмоциональной сферы, переживании  человека,         
 испытывающих нехватку времени. Постоянная занятость приводит к то-         
 му, что свободного времени, предназначенного для отдыха, не  оста-         
 ется или не хватает. Если и появляется свободное время, то человек         
 испытывает нарастание внутреннего беспокойства, раздражительность,         
 недовольство собой и окружающими. Поэтому человек часто  отказыва-         
 ется от свободного времени, не берет отпуск в течение многих  лет,         
 сокращают время отпуска, что может приводить к синдрому  сгорания.         
 В ситуациях выполнения все увеличивающихся и  усложняющихся  задач         
 во все более короткие сроки эмоции растрачиваются  на  переживания         
 недостатка времени, необходимого для того чтобы справиться с ними.         
 Человек склонен считать, что может "контролировать"  время,  само-         
 стоятельно "организовать" его, однако все-таки находится под  дав-         
 лением времени. Для данных характерологических тенденций характер-         
 ны соматические нарушения, обусловленные большими нагрузками и пе-         
 реутомлением.                                                              
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      3. Шкала "Межличностные отношения". Уделяя большое количество         
 времени работе, человек не способен к удовлетворению  потребностей         
 в других сферах жизни - семья, друзья и т.д.  Он  склонен  строить         
 межличностные отношения в профессиональной сфере, общаться в ситу-         
 ациях решения производственных вопросов. В  поведении  наблюдается         
 противоречие: "отсутствие" времени для общения с близкими людьми и         
 вследствие этого планирование его с данной целью сочетается с  из-         
 беганием времени "для себя", даже свободное время в мыслях  "отда-         
 но" работе или размышлению о деятельности.                                 
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      4. Шкала "Темп жизни" - постоянное состояние спешки  и  страх         
 опоздать. Подобное состояние часто связано с  ощущением  замедлен-         
 ности происходящего (отсюда нетерпимость в медлительности  других)         
 и желанием ускорить темп событий. Происходящее в размеренном, уме-         
 ренном темпе вызывает у личности негативную эмоциональную реакцию.         
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      Общая выраженность субъективного ощущения постоянной нехватки         
 времени и страха "не успеть", которая провляется следующими харак-         
 теристиками тенденциями:                                                   
      гиперконтроль над временем;                                           
      хроническая фрустрация базовых потребностей;                          
      тенденция к субмиссивному поведению;                                  
      принятие абсолютно всех требований, касаюшихся профессиональ-         
 ной деятельности;                                                          
      ангедония;                                                            
      игнорирование прошлого;                                               
      страх будущего.                                                       
      Тестовый показатель: высокий.