МЕТОДИКА:
Опросник диагностики ургентной зависимости
(О.Л. Шибко).
Опросник диагностики ургентной зависимости - клинико-психологическая
тестовая методика, предназначенная для диагностики одной из форм аддиктив-
ного поведения - аддикции к спешке и экстренным ситуациям.
Опросник разработан на русском языке О.Л. Шибко на основе методики
"Urgency addiction index", разработанной N. Tassi в 1993 году.
Под ургентной аддикцией понимают субъективное ощущение постоянной не-
хватки времени и страха "не успеть".
Авторами выделены следующие характеристики данной аддикции:
гиперконтроль над временем;
хроническая фрустрация базовых потребностей;
тенденция к субмиссивному поведению;
принятие абсолютно всех требований, касаюшихся профессиональной дея-
тельности;
ангедония;
игнорирование прошлого;
страх будущего.
Факторный анализ проводился для всей выборки без разделения по полу,
так как ранее проведенное исследование различий по попу не выявило. Приме-
нялся метод главных компонент, включая процедуры последующего варимакс-
вращения. В процессе факторного анализа полученных данных выделено четыре
фактора, количество которых было задано заранее согласно концептуальной
модели опросника. Выделенные факторы объясняют 65,7% дисперсии: на первый
фактор пришлось 27,1%, на второй- 16,7%, на третий - 12,8% и на четвер-
тый- 9,1% дисперсии. В шкалы были включены утверждения, факторные нагрузки
которых превышают по модулю значение 0,4.
Утверждения опросника объединились в факторы следующим образом:
1. Первый фактор включает 12 утверждений, которые можно объединить
общим наименованием "Работоголизм". В данный фактор вошли утверждения, ка-
сающиеся, главным образом, патологического "влечения" к работе, нарушающе-
го нормальное функционирование личности. Человек жертвует личным временем
ради выполнения профессиональных обязанностей, в ущерб своему отдыху и
здоровью работает большее количество времени, чем это предусмотрено распи-
санием. Работа становится самой жизнью. Где бы человек ни находился и что
бы он ни делал, его мысли прямо или косвенно связаны только с производ-
ственными проблемами. Подобное рвение можно объяснить стремлением сделать
карьеру и достичь успеха в профессиональной сфере, тем более, что такая
стратегия поведения продиктована требованиями современного общества, одна-
ко стремление к успеху зачастую не приносит удовлетворения и ощущения пол-
ноты жизни. Человек работает больше, чем от него требуется, ставит перед
собой невыполнимые задачи, не получая удовольствия ни от чего, что оправ-
дывает причину tго ухода в работу. Вместе с тем было бы неправильным ут-
верждать, что сама работа доставляет ургентному аддикту большое удоволь-
ствие, т.к. производственная деятельность для него - это часто судорожная,
беспокойная, постоянно тревожащая и вызывающая напряжение деятельность. По
мнению Гросс, такое состояние является первым и главным признаком работо-
голизма.
2. Второй фактор - 10 утверждений, затрагивающих эмоционально-лич-
ностную сферу человека и влияние времени на личность, - получил название
"Личное время". Сюда вошли утверждения, касающиеся переживаний человека в
состоянии нехватки времени. Постоянная занятость приводит к тому, что сво-
бодного времени, предназначенного для отдыха, не хватает или не остается.
Если оно и появляется, то человек испытывает нарастание внутреннего беспо-
койства, раздражительность, недовольство собой и окружающими, поэтому при
ургентной аддикции человек часто отказывается от свободного времени, не
берет отпуск в течение многих лет, сокращает его продолжительность, что
может приводить к синдрому выгорания. В ситуациях выполнения усложняющихся
задач во все более короткие сроки эмоции растрачиваются на переживания не-
достатка времени, необходимого для того, чтобы справиться с ними, человек
склонен считать, что может контролировать время, самостоятельно организо-
вать его, однако все-таки находится под его давлением. Для ургентных ад-
диктов характерны соматические нарушения, обусловленные большими нагрузка-
ми и переутомлением.
3. Третий фактор - 10 утверждений, объясняющих, каким образом нехват-
ка времени сказывается на взаимоотношениях с родственниками и друзьями -
получил название "Межличностные отношения". Данный фактор, безусловно,
связан с первым фактором: уделяя большое количество времени работе, чело-
век не способен к удовлетворению потребностей в других сферах жизни - се-
мья, друзья и проч. Люди склонны строить межличностные отношения в профес-
сиональной сфере, общаться в ситуациях решения производственных вопросов.
Согласно Короленко и Дмитриевой, дисфункциональность в межличностных отно-
шениях является типичной чертой работоголизма. Стремление максимально "ис-
пользовать" других в рамках своей аддиктивной системы; все социальные о т-
ношения приносятся в жертву "богу работы" контакты осуществляются только с
теми, кто "вносит" определенный вклад в эту систему. С другой стороны, та-
кие лица жалуются на отсутствие у них друзей, отмечая, что круг знакомых
включает в себя только участников производственной деятельности. В поведе-
нии ургентных аддиктов наблюдается противоречие: отсутствие, времени для
общения с близкими людьми и вследствие этого планирование его с данной
целью сочетается с избеганием времени "для себя", даже свободное время в
мыслях "отдано" работе или размышлению о деятельности.
4. Четвертый фактор - 12 утверждений, связанных с проявлением тоталь-
ной спешки, особенностями жизни в цейтноте, объединены общим названием
"Темп жизни". Данный фактор является специфичным для ургентной аддикции,
поскольку диагностирует ключевой момент в ее развитии - постоянное пребы-
вание в состоянии спешки, в страхе опоздать. Подобное состояние часто свя-
зано с ощущением замедленности происходящего (отсюда нетерпимость медли-
тельности в поведении других) и желанием ускорить темп событий - происхо-
дящее в размеренном, неспешном темпе вызывает у ургентного аддикта нега-
тивные переживания.
Все факторы значимо коррелируют с общим уровнем ургентной аддикции,
который определяется суммарным значением баллов по каждому фактору.
Факторная структура полученных шкал не зависит от пола испытуемых, и
в шкалы были включены только те утверждения, которые на выборках мужчин и
женщин стабильно группировались в один и тот же фактор.
Опросник состоит из 44 пунктов, на которые ответы формируются по
5-балльной шкале Ликкерта. Пункты формируют 4 шкалы, и общий показатель -
сумму значений всех шкал. Ряд пунктов интерпретируются в обратных значени-
ях.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирова-
ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник диагностики ургентной зависимости.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Структура тестовых показателей:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Рг
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢> ЛВ
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢> МО
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████─────╢> ТЖ
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Интергральный показатель:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢> УЗ
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Работоголизм - Рг = 48 75%
2. Личное время - ЛВ = 46 90%
3. Межличностные отношения - МО = 42 80%
4. Темп жизни - ТЖ = 56 92%
------------------------------------------
Интегральный показатель - УЗ = 192 84%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Шкала "Работоголизм" - патологическое влечение к работе,
нарушающее нормальное функционирование личности. Человек жертвует
личным временем ради выполнения профессиональных обязанностей, ра-
ботает большее количество времени, чем это предусмотрено расписа-
нием. Работа становится самой жизнью. Где бы человек ни находился
и что бы он ни делал, его мысли прямо или косвенно связаны только
с производственными проблемами. Он пребывает в состоянии постоян-
ного осмысления задач, связанных с работой, в котором нет места
другим мыслям и соображениям.
Тестовый показатель: повышенный.
2. Шкала "Личное время" отражает степень влияния времени на
личность и особенности эмоциональной сферы, переживании человека,
испытывающих нехватку времени. Постоянная занятость приводит к то-
му, что свободного времени, предназначенного для отдыха, не оста-
ется или не хватает. Если и появляется свободное время, то человек
испытывает нарастание внутреннего беспокойства, раздражительность,
недовольство собой и окружающими. Поэтому человек часто отказыва-
ется от свободного времени, не берет отпуск в течение многих лет,
сокращают время отпуска, что может приводить к синдрому сгорания.
В ситуациях выполнения все увеличивающихся и усложняющихся задач
во все более короткие сроки эмоции растрачиваются на переживания
недостатка времени, необходимого для того чтобы справиться с ними.
Человек склонен считать, что может "контролировать" время, само-
стоятельно "организовать" его, однако все-таки находится под дав-
лением времени. Для данных характерологических тенденций характер-
ны соматические нарушения, обусловленные большими нагрузками и пе-
реутомлением.
Тестовый показатель: высокий.
3. Шкала "Межличностные отношения". Уделяя большое количество
времени работе, человек не способен к удовлетворению потребностей
в других сферах жизни - семья, друзья и т.д. Он склонен строить
межличностные отношения в профессиональной сфере, общаться в ситу-
ациях решения производственных вопросов. В поведении наблюдается
противоречие: "отсутствие" времени для общения с близкими людьми и
вследствие этого планирование его с данной целью сочетается с из-
беганием времени "для себя", даже свободное время в мыслях "отда-
но" работе или размышлению о деятельности.
Тестовый показатель: повышенный.
4. Шкала "Темп жизни" - постоянное состояние спешки и страх
опоздать. Подобное состояние часто связано с ощущением замедлен-
ности происходящего (отсюда нетерпимость в медлительности других)
и желанием ускорить темп событий. Происходящее в размеренном, уме-
ренном темпе вызывает у личности негативную эмоциональную реакцию.
Тестовый показатель: высокий.
Общая выраженность субъективного ощущения постоянной нехватки
времени и страха "не успеть", которая провляется следующими харак-
теристиками тенденциями:
гиперконтроль над временем;
хроническая фрустрация базовых потребностей;
тенденция к субмиссивному поведению;
принятие абсолютно всех требований, касаюшихся профессиональ-
ной деятельности;
ангедония;
игнорирование прошлого;
страх будущего.
Тестовый показатель: высокий.
|